Виновные руки и нечистые сердца
Глава 5
Разделение на священников и прихожан
Одним ранним утром в апреле 1994 года Господь дал мне пророческое слово: «Я иду войной против духа контроля и против всякого препятствия, которое удерживает Мою церковь от присутствия и силы Моего Духа».
Дух контроля исходит прямо из сердца сатаны, который надеялся подчинить небеса своему правлению. Эгоистический по своей природе, этот дух не считается со свободной волей человека и стремится господствовать над людьми, подчиняя себе их волю. Он даже осмеливается захватить то, что принадлежит только Богу, и поставить это под человеческое регулирование и контроль. Дух контроля заразил нас, как расу, уже с тех пор, как Адам и Ева попытались захватить добрые дары Бога и использовать их для своей выгоды.
На протяжении всей нашей истории это свойство падшей человеческой природы, подпитываемое демоническими силами тьмы, особенно духом контроля, несет ответственность за войны, угнетение, порабощение целых народов жестокими правителями и режимами, за «чистоту нации» и геноцид миллионов людей. Это разрушительное желание контролировать, господствовать и манипулировать — неотъемлемая часть нашей греховной натуры, полностью противоположная жизни в Царстве Божьем и всему, чего Бог желает для нас. Наш Господь установил церковь, которая жила бы в мире, но действовала бы на основе небесных принципов. К несчастью, практически с самого начала контролирующий дух является проблемой в церкви, так же как и в мире. Рассмотрим следующие библейские примеры.
Симон, до недавнего времени волхвовавший в Самарии и только что обращенный к Христу, был сурово осужден Петром, когда попытался купить у апостолов силу наделять людей Святым Духом через возложение рук, как делали они (см. Деян. 8:9-24). Симон находился, вероятно, под влиянием контролирующего духа, а потому желал иметь Божественную силу и авторитет для своей выгоды.
В Третьем послании апостола Иоанна (9,10) апостол пишет о Диотрефе, который любил первенствовать в церкви и который противился апостольскому авторитету, навязывая свою волю верующим. Он выгонял (отлучал) тех, кто не соглашался с ним. Это классический пример эгоистической амбиции в сердце человека, подогреваемой демонической тьмой, часто называемой контролирующим духом.
Апостол Павел и другие апостолы должны были постоянно бороться с контролирующим духом в лице христиан- иудеев. Это были верующие иудеи, которые настаивали, чтобы верующие из язычников подчинялись закону Моисея, чтобы спастись. Эта проблема волновала языческую церковь в Антиохии до такой степени, что верующие из этой церкви послали делегацию (возглавляемую Павлом и Варнавой) выяснить все с руководителями церкви в Иерусалиме. Позже, упоминая об этом путешествии в Послании к Галатам, Павел характеризует возмутителей так: «А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы, поработить нас» (Гал. 2:4).
Свобода или рабство?
Несколько лет назад произошло одно удивительное событие — у меня было восемь сновидений за одну ночь, и все на одну тему: о контролирующем духе. В последнем сне я увидел, что держу листок бумаги. На нем было написано: «У контролирующего духа два корня: неверие и страх». Этот сон поразил меня. С тех пор я постоянно ищу Господа, чтобы Он произвел очищение во мне, и я возношу молитву за все Тело Христово: «Прости нас, Отец, мы согрешили!»
Контролирующий дух всегда приносит рабство; те, кто позволяет ему свободно править в их жизни, меняют свою духовную свободу во Христе на цепи рабства — на подчинение воле и мнениям людей. Это противоречит воле Христа: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:31,32). И это противоречит целям Святого Духа: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Позвольте мне перефразировать это так: «Где господствует Дух, там свобода». Видите ли, в наши дни есть проблема. Святой Дух говорит, что Он Бог! Да, вы не ослышались: наша первая проблема — не атаки дьявола. Наша первая проблема — это эгоистические амбиции, страх и неверие в нашем сердце. Наша следующая проблема — Божье противление нам. А уж последняя проблема — это демонические силы, которые загоняют массы людей в состояние «замороженных верующих».
Одно из наиболее трагических явлений в истории церкви — это многовековой давности разделение между священниками и мирянами. Это делало большинство христиан инертными и бесправными — поколение за поколением, оставляя огромный потенциал человеческих сил и веры невостребованным из-за страха доверить дары, проповедь и служение «неквалифицированным» массам. Хуже того, большинство верующих проводили всю жизнь в неведении относительно своего места и позиции во Христе, равно как и относительно Божьих планов о них как о полноценно функционирующих членах Тела Христова.
С самого начала воля и замысел Христа для церкви состояли в том, чтобы каждый верующий был священником с пророческим духом в своей жизни (см. 1 Пет. 2:9). Цель даров пятигранного служения (см. Еф. 4:11-13) — оснастить всех святых на дело служения и созидания церкви в меру полной зрелости Христовой. Печально, но большую часть своей истории церковь не ходила в этой истине. Как результат, свидетельство церкви миру было слабым, сама церковь оказалась разделена, и исполнение повеления Христа нести Благую весть в этот мир было затруднено. Ради Бога, пусть это изменится!
Как это произошло? Как церковь, основанная на свободе во Христе и на свободе Духа, закончила рабством в цепях контролирующего духа, который сурово удерживал большую часть ее членов от активной деятельности? Краткий обзор церковной истории прольет свет на этот вопрос.
Водимые Духом
После дня Пятидесятницы, на протяжении нескольких столетий рост церкви, которую основал Иисус Христос, носил спонтанный, взрывной характер во всех регионах Римской империи. Это происходило благодаря живому присутствию Христа в Его Теле через Святого Духа. В своей превосходной книге «Потоки на сухую землю» Чарльз П. Шмитт пишет:
«Самой яркой чертой церкви всегда было проявленное присутствие и динамические действия Иисуса Христа среди верующих... И в первом веке Христос явно присутствовал в Своем народе! В день Пятидесятницы Он вновь сошел к ним в Своей превознесенной славе и в силе излитого Им Духа. Этим Духом Он действовал в них, спонтанно продолжая совершать Свои дела и раскрывая Свое учение через них — через Свое Тело... Воскресший Христос, силой Святого Духа, был свободен быть Самим Собой в Своей церкви! В Своем Теле Он свободно жил и двигался, и имел место обитания»,
Симон Петр писал церкви: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9). Местоимение «вы» относится к каждому верующему, а не только к горстке избранных лидеров. В Царстве Божьем мы все священники.
Верующие — христиане — собрание людей, которые были призваны в духовную семью Бога через веру во Христа как в Спасителя и Господа. Греческое слово, переводимое как «церковь», — это слово ekklesia, буквально означающее «вызванные». В классическом греческом языке слово ekklesia относилось к собранию свободных граждан, собранных (вызванных) вестником в одно место для демократического решения вопросов, волновавших все общество. Первые христиане сознавали себя как «вызванных Богом для конкретной цели» с привилегированным статусом во Христе.
Вероятно, самыми характерными отличительными чертами новозаветной церкви были уникальная любовь и единство, которые соединяли верующих вместе. Но там, где руководство Святого Духа отвергли, присутствие
Христа было заменено человеческими барьерами и разногласиями. Во Христе все верующие были равны — все они являлись наследниками во Христе; они были «одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Независимо от своего прошлого и происхождения верующие были связаны друг с другом: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5) в единстве «духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Они дей ствовали в силе Святого Духа, применяя духовные дары, данные каждому из них Духом, как Он хотел (1 Кор. 12:1-11), и действуя вместе, как многие члены одного Тела (1 Кор. 12:12-31).
Христианский историк Руфус М. Джонс описывает жизнь первой церкви таким образом:
«Пока длилась мистическая стадия первого христианства, братство было не организацией, а организмом. Все члены Тела Христова действовали сообща. Они были крещены в один Дух. Не было жесткой системы. Традиции еще не наложили ни на кого своей тяжелой руки. Еще не пришли рутина и "священный порядок". Был огромный размах спонтанности и личной инициативы. Все сводилось к роли отдельной личности и даров. Все процессы текли естественно и не были заштампованы готовыми образцами и стандартами. Было место независимого разнообразия... Никакой лидер не господствовал на собраниях групп. Не важна была никакая программа. Действия были харизматическими, то есть зависели от проявления духовных даров, которыми обладали присутствующие. Они ходили в Духе... одно Тело, единое общение».
Священники и служители
Первая церковь не делала различия между священниками и мирянами. Позиция любого отдельного верующего
определялась духовными дарами, которые проявлялись в его или ее жизни. Поскольку каждый верующий был священником, любой христианин имел непосредственный доступ к престолу Бога, мог толковать Слово Божье, как Дух давал ему понимать, и непосредственно сам нес ответственность перед Богом за свою жизнь и поведение. Любой священник служит Богу и другим во имя Бога. Священство верующих означает, что всякий верующий — это служитель. Каждый, кто призван во Христе, призван к служению.
Согласно Филиппу Шаффу, историку церкви девятнадцатого века, «должность» служителя была установлена Христом и подтверждена Духом в день Пятидесятницы, как «постоянный орган царственной власти Христа на земле для основания, поддержки и распространения церкви» . Призвание кого-либо на служение и соответствующие этому моральные требования исходили от Духа и должны были быть признаны и подтверждены церковью. «Однако это высокое по своему Божественному источнику и важности служение было неумолимо отделено пропастью от простых верующих. Иудейское и более позднее католическое противопоставление священства и прихожан не имело места в эпоху апостолов».
Относительно слов в Первом послании апостола Петра (2:9) о царственном священстве Шафф утверждает:
«Примечательно, что Петр раскрывает священство как предназначение всех и применяет этот термин... не к назначенным служителям, но ко всему христианскому обществу. Следовательно, это касалось каждой христианской общины как духовного колена Левия, особенного народа, святыни Господа».
Шафф приходит к выводу, что «временная организация эмпирической церкви должна быть средством, а не препятствием, как это часто бывает, для реализации идеальной республики Бога, где все христиане будут пророками, священниками и царями и заполнят все время и все пространство Его хвалой».
Я не хочу докучать некоторым из вас мелкими подробностями, но потерпите меня еще немного, пока я раскрываю важные концепции и взгляды. Я верю, что институт церкви предполагался для того, чтобы дать возможность каждому члену действовать в качестве священника и служителя; это был идеал. Когда ушло первое поколение христиан, произошла постепенная перемена в организации и структуре управления церковью.
Было две главных причины этой перемены. Первая — это упадок явного присутствия Духа в жизни верующих и развитие опасных еретических учений, которые угрожали церкви. О первой причине пишет лютеранский историк Лapc П. Квальбен: «Элемент пророческого энтузиазма в жизни первых христиан постепенно вытеснялся возрастающим формализмом в учении и поклонении... Особо "одаренных" стало меньше... Вместо непосредственных даров Духа христиане стали полагаться на организацию и внешний религиозный авторитет».
Стремление противостать ересям и лжеучениям было второй причиной постепенного перехода от священства каждого верующего к отделению «священников» от «мирян». Ереси появились в церкви достаточно рано и оставались постоянной проблемой, и их присутствие заставило христианских лидеров осознать важность установления правильных доктрин, чтобы конгрегации могли отличать истинное благовествование от ложного. Это было и, конечно, остается важным. Но когда «страх ошибки» является главной управляющей мотивацией наших доводов, мы обязательно впадем в заблуждение. Постепенно церкви выработали такой подход: правильное учение будет легче преподать, если в каждой церкви признанным авторитетом будет обладать только один человек. От этого был только один маленький шаг до увенчания этих отдельных личностей официальным статусом священства (избранных), отличного от прихожан (толпы).
Незаметные перемены
Новозаветные церкви управлялись старейшинами (греч. presbyteros), которые назначались апостолом, апостольской командой или кем-то, кто действовал от лица апостола (см. Деян. 14:23; Тит. 1:5). Старейшин также называли «надзирателями» (греч. episkopos) или «епископами» (Фил. 1:1). В каждой церкви был совет или коллегия пресвитеров, обеспечивающих руководство; нет ясного указания в Новом Завете, чтобы какая-либо церковь управлялась одним старейшиной или епископом. Это начало изменяться уже к концу первого века. Тем не менее новозаветным образцом было командное служение.
Климент Римский (30-100 гг.) был самым первым из послеапостольских авторов, и он первый предложил установить различие между священниками и мирянами. Ученик Петра и, вероятно, сотрудник Павла (см. Фил. 4:3), Климент со временем стал руководителем церкви в Риме. Его так уважали в ранней церкви, что его письмо к коринфянам, которое зачитывалось вслух во многих собраниях, даже было включено в самое древнее собрание канонических Писаний. Климент понимал, что церковь должна управляться коллегией пресвитеров, и он признавал только две должности в церкви: епископ (что является синонимом пресвитера) и диакон. Однако Климент уже отождест-" влял этих руководителей церкви со «священниками», став таким образом одним из первых, кто разделил общину на «священство» и «прихожан», что было явным отходом от апостольского понимания священства всей церкви.
Поликарп, другой послеапостольский руководитель, ученик апостола Иоанна, стал руководителем церкви в Смирне и умер мученической смертью в середине второго
века. В одном из своих писем к филиппийцам он говорит о пресвитерах и диаконах как о единственных должностях в церкви. Как и Климент, он также говорит о пресвитерах как о «священниках», делая таким образом тонкое различие между священниками и прихожанами.
Игнатий (30-107 гг.), епископ Антиохии, когда его везли на казнь в Рим, написал разным церквам семь писем, в которых он обращается к одному конкретному человеку в каждой церкви, кого он считал епископом этой церкви, и увещевает членов собрания подчиняться своему епископу и пресвитерам, которые стоят под ним. Игнатий ободрял верующих взирать на своего епископа, как на Самого Христа, и говорил, что епископ — наместник Бога на земле.
Историк Лapc П. Квальбен суммирует это таким образом:
«Но ранняя церковная организация была сконцентрирована не на должности и законе, но на конкретных дарах Духа... К концу первого века христианства произошла перемена. Общая неуверенность в дарах Духа, желание более определенного порядка и настоятельное требование должной защиты от ересей вылились в постепенный переход проповеди, учения и совершения таинств от "одаренных" людей к старейшинам поместной церкви... Функции служения теперь исполнялись только пресвитерами. Служение Слова и таинств стало должностным, что положило начало разделению христиан на священников (избранных) и мирян (массы)».
Эволюция контроля продолжалась следующие два столетия, пока власть в церквах не была вверена одному человеку, «епископу», без которого ни одно служение и ни одно серьезное действие в общине не могло совершаться. Это стало «нормальной» моделью церковной структуры и власти, которая во многих частях Тела Христова осталась во многом той же самой до наших дней.
Я надеюсь, что теперь ясно, что это разделение между священниками и прихожанами, которое так знакомо большинству из нас, не было практикой новозаветной церкви, но является более поздним развитием структуры церкви, которая переживала духовный упадок. Последующая история христианства полна доказательств опустошительных воздействий, которые дух контроля оказывал не только на саму церковь, но также на людей и народы, которые церковь стремилась достигнуть Евангелием.
Будучи невыявленным, дух контроля может вползти в любую церковь и даже разрушить ее. Так как же нам разобраться с ним? Это преимущественно вопрос нашего сердца. Ключ в том, чтобы научиться, как высвобождать, а не сдерживать; как отдавать Богу то, что Он дал нам. Это вопрос веры и доверия и того, чтобы иметь откровение о благодати и милости. Эти малые ключи откроют двери темниц, в которых содержались и до сих пор содержатся сотни тысяч Божьих людей, не имея присутствия и силы Святого Духа. Два библейских примера помогут нам понять, что я имею в виду.
Нет большего бремени
Когда Павел и Варнава и их сотрудники прибыли в Иерусалим из Антиохии, чтобы разрешить проблему иудео-христианства, «апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15:6). После многочисленных дебатов, включая свидетельства Петра, Павла и Варнавы о великой работе Бога среди язычников, совет признал равенство между иудейскими и языческими верующими: все они спасены через благодать Иисуса Христа (см. Деян. 15:11). Бог имел планы гораздо более великие, чем многие в Иерусалимской церкви понимали прежде (см. Деян. 15:7-31).
Совет составил письмо со своими выводами и послал его в Антиохию с объединенной делегацией, состоявшей из Павла и Варнавы вместе с Иудой и Силой из Иерусалимской церкви — наглядный пример того, что единство было достигнуто. Суть письма состояла в следующем: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28,29).
Поскольку все это время иудео-христианская церковь в Иерусалиме была по-прежнему самой многочисленной и самой влиятельной, апостолам и пресвитерам было бы легко поддаться духу контроля и попытаться заставить языческих верующих принять стандарты и требования иудеев. Однако они не сделали этого, Дух Божий в сердце человека победил. Под руководством Святого Духа руководители иерусалимской церкви оставили предрассудки и отпустили своих языческих братьев в полноту свободы во Христе. В последующие годы церкви в Антиохии и позже церкви в Ефесе стали живыми центрами евангелизма и служения, через которое весь известный тогда языческий мир был достигнут Евангелием.
Дело Моего Отца
Вероятно, ни один человек, когда-либо ходивший по лицу земли, не подвергался такому сильному искушению духа контроля, как Мария и Иосиф, земные родители Иисуса. Им было доверено заботиться о Сыне Божьем в годы Его детства, затем они должны были отпустить Его исполнять планы Небесного Отца. Они кормили Его, одевали, учили Писанию и водили в синагогу; Иосиф даже обучал Иисуса ремеслу плотника. Затем, когда пришло время, родители, растившие Иисуса как сына, должны были признать Его как Спасителя. Представьте только их искушение! Я думаю, большинство из нас не выдержало бы его.
Первое настоящее испытание пришло к Иосифу и Марии, когда Иисусу было двенадцать лет. Был праздник Пасхи, Иисус и Его родители предприняли ежегодное паломничество в Иерусалим. После завершения праздника Мария и Иосиф отправились обратно в Назарет, не зная, что Иисус остался в Иерусалиме. После целого дня пути, обнаружив, что Иисуса не было с ними, Мария и Иосиф поспешили обратно в Иерусалим (см. Лук. 2:41-45 ). После трехдневных поисков они нашли Иисуса в храме. «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лук. 2:46). Хотя родители почувствовали огромное облегчение, но я могу вообразить, что голос Марии выражал не только радость, когда она разговаривала с Иисусом. «И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты. сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя» (Лук. 2:48).
Ответ Иисуса показал, что в Его отношении к родителям что-то начало меняться. «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук. 2:49). Как вы думаете, был ли Иосиф, как отец, ранен в своем сердце, когда услышал такие слова? Конечно, Иосиф любил Бога и знал, что Иисус — Сын Божий и Ему предстоит исполнить Божественную миссию, но он все же почувствовал болезненное напряжение в глубине своего существа. Я думаю, что Мария тоже испытала боль глубоко внутри. В конце концов в течение двенадцати лет Иисус был ее сыном, и теперь ей напомнили о том, что она всегда знала: Он был Сын Божий и имел более высокое призвание и другую привязанность, которая была для Него важнее. И хотя Иисус потом вернулся в Назарет с родителями и оставался в послушании у них, пока не достиг совершеннолетия, первое испытание уже состоялось. Мария и Иосиф начали избавляться от контроля и отпускать Иисуса, чтобы Он исполнял планы Своего Отца.
Последнее испытание Марии пришло у креста, когда она встала перед необходимостью вернуть Богу то, что когда-то было дано как величайшее событие всей истории. Как мать, она, должно быть, хотела удержать своего ребенка — Божьего ребенка, — но ей пришлось отдать Его Отцу. Через три дня произошло еще более великое событие в истории — Иисус воскрес из мертвых, убив саму смерть и приобретя навеки прощение и вечную жизнь для всех, кто покается и уверует, — включая саму Марию.
Отпустить церковь
Как христиане начала третьего тысячелетия от рождения Христа мы боремся с законничеством, которое существует почти столько же времени и которое желает, чтобы дары и служения в церкви принадлежали бы только «священству» — избранным, элите. Годами мы делали слишком сильный акцент на концепции «полновременного христианского служения» (как альтернативы служить Христу только часть времени?!), как будто единственные люди, которые по-настоящему служат Господу, — это те, кто посвящает все свое время «профессиональному» служению. Это совершенно ложная концепция, полностью чуждая Новому Завету. Откровенно говоря, я хочу, чтобы эта установка, замораживающая людей в пассивности и бездеятельности, была уничтожена. Все христиане призваны к полноценному христианскому служению, но это не обязательно означает занятость в профессиональном служении на полное время. Это значит, что Христос призвал нас служить Ему в каждой ситуации нашей жизни, каждый день, куда бы мы ни пошли, что бы мы ни делали. У каждого из нас есть предназначение, которое нам предстоит исполнить.
Апостол Павел проповедовал, основывал церкви и нес благовествование от одного конца Римской империи до другого, но в определенном смысле он не был «профессиональным служителем». Павел зарабатывал себе на жизнь как изготовитель палаток (см. Деян. 18:3). В Новом Завете мало подтверждений тому, что всякий служитель церкви должен зарабатывать себе на жизнь как профессиональный сотрудник церкви. Оплачиваемые служители на полное время — изобретение более поздних времен.
Не поймите меня неправильно: я не наношу удар по профессиональным служителям (я сам один из них!). И я не пропагандирую анархию и не призываю делать то, что справедливо в наших глазах. Я хочу лишь сказать, что в Царстве Божьем нет второсортных граждан! Согласно Библии, в церкви не должно быть иерархии, через которую вам нужно пройти, чтобы достигнуть Бога. Мне уже порядком надоело это разделяющее людей на слои мышление: кто в штате церкви, а кто — нет; кто «одарен», а кто — нет; кто «призван», а кто — нет. Это выглядит как духовная нисходящая иерархия, вместо священства всех верующих. Все мы призваны и одарены служить Христу и строить Божье Царство.
Одно из величайших препятствий к пробуждению — это то, что мы регулируем, ограничиваем, контролируем, кто и что должен делать в церкви, а не отпускаем людей действовать в дарах, служениях, которые Бог дал им. Из- за страха, неверия и желания держать все под контролем, мы забыли дух (если не букву) повеления Иисуса: «...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари... Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками...» (Map. 16:15,17). Иисус также сказал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мат. 28:19).
Дары пятигранного служения, такие, как апостол, пророк, евангелист, пастор и учитель, были даны «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела
Христова» (Еф. 4:12). Здесь два уровня: внутренний уровень — служить друг другу в Теле Христовом и внешний уровень — служить другим во имя Христа и созидать Его Тело, вводя погибающих в Его Царство. Успех на каждом уровне требует, чтобы все святые были оснащены и действовали в служении, а не только элита, немногие избранные. Так давайте делать это во имя Иисуса!