Новозаветная модель священнической молитвы
Здесь многие из вас могут запротестовать: «Подожди минуту, Джим! Все это о коллективном исповедании греха и о нашем отождествлении со своим народом, о предстоянии как священников в исповедании и ходатайстве — все это атрибуты Ветхого Завета. Этого нет в Новом Завете».
Подождите — держитесь крепче! Читали ли вы когда- либо в своей жизни то, что мы называем Господней мо-
литвой? Как она звучит? «Отче МОЙ, сущий на небесах, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб МОЙ насущный дай МНЕ на сей день и прости МНЕ долги МОИ, как и Я прощаю должникам МОИМ. И не введи МЕНЯ в искушение, но избавь МЕНЯ от лукавого».
Что это? Вы не так молитесь этой молитвой? Вы уверены? Я думаю, что, если мы будем честны, большинство из нас должны будут признать, что даже если мы и не говорим так, но именно это мы имеем в виду. Мы говорим: «Отче наш», но подразумеваем: «Мой Отец»; мы говорим: «Прости нам долги наши», но подразумеваем: «Прости мне мои долги». Мы можем произносить эту молитву совместно, но применяем мы ее в большинстве случаев индивидуально к себе.
Но Иисус не учил так. Господня молитва является, прежде всего, образцом коллективной молитвы. Он учил нас говорить: «Отче наш, хлеб наш насущный дай нам на этот день; прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим; не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
Это действительно священническая молитва. В действительности, когда мы молимся Господней молитвой (или Образцовой молитвой), мы должны становиться на место исповедания, прошения и ходатайства не только за себя, но и за каждого члена любой группы людей, которую мы несем в своем сердце. Прошение «хлеб наш насущный дай нам на сей день» — это, во-первых, просьба о духовной пище и, во-вторых, просьба о естественном попечении. Это молитва о пробуждении в церкви, в городе, в штате, в стране. Когда мы молимся: «Прости нам долги наши», мы должны просить прощения не только за свои личные грехи, но и за грехи нашей семьи, наших соседей, за грехи людей в наших городах и за грехи многих других, с кем мы отождествляем себя.
Прости нам долги наши
Наиболее существенная часть Господней молитвы, с точки зрения данной книги, это фраза «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». С коллективной, ходатайственной точки зрения это означает, что мы отождествляем себя с нашей собственной греховностью и нуждой в прощении точно так же, как и с греховностью других. Отождествление с грехом включает наше согласие с Богом относительно греха. Вот что значит исповедовать наши грехи. Исповедание — это когда мы соглашаемся с отношением Бога к нашим грехам. Бог говорит: «Вы согрешили», и мы отвечаем: «Да, Господь, мы согрешили. Отец, прости нас!» Как солдаты на перекличке, мы отдаем честь нашему Главному Сержанту и говорим: «Так точно, сэр!»
Важно понимать, что мы не говорим здесь о прощении греха при переживании нашего изначального спасения. Молитва Господня — для верующих. Здесь идет речь о ежедневных грехах (согрешениях), в которые мы впадаем, — о грехах, которые, если оставлять их неисповеданными и непрощенными, препятствуют нашему общению с Богом.
Греческие слова, переведенные как «долги» и «должники», происходят из одного корня. Opheilema (долги) означает «то, что следует отдать по закону»; opheiletes (должники) означает «того, кто еще не возместил лицу, которому нанес ущерб». Долг соотносится с последствием греха — тем, что мы должны Богу или другим из-за своего греха. Бог установил стандарт для нас, и когда мы не соответствуем ему, — мы грешим. Точно так же мы устанавливаем стандарты в своем разуме, как другие должны обращаться с нами. Когда они не соответствуют этим стандартам, мы чувствуем, что они имеют немалый «долг» по отношению к нам. Божье прощение наших долгов ставит условие — наше прощение долгов тем, кто должен нам. Писатель Джефф Дей объясняет это так: «Если мы не прощаем тех, кто обидел нас (кто задолжал нам), у нас остается грех в сердце, потому что Господь не простил нас. Если у нас в сердце есть грех, то нет очищения и нет праведности».
Грех — это препятствие, которое должно быть удалено, если мы хотим видеть славу Божью, наполняющую землю. Мы должны начать исповедовать собственные грехи ежедневно; это должно быть неотъемлемой частью нашей регулярной молитвенной жизни с Богом. Есть великий смысл немедленного ответа в Господней молитве: «Дай нам на сей день». «И прости нам долги наши [сегодня], как и мы простили должников наших [сегодня]» (Вставки автора. — Прим. перев.). Важно, чтобы мы исповедовали наши грехи каждый день, каждый раз, когда мы согрешим, как только осознаем это. Просто кричите: «Помоги!» — и Бог услышит вас.
Исповедание личного греха — это стартовая точка, но нам не следует останавливаться на ней. В этой ходатайственной позиции мы имеем дело с грехами других: семьи, друзей, соседей, возможно, целого города, народа или даже мира. Грех совершается постоянно — днем и ночью, — везде, где есть люди. Как ходатаи мы должны исповедовать грехи ежедневно — по мере того как они совершаются — с непрекращающимся постоянством, до тех пор, пока греха уже не станет; пока свет не поглотит тьму.
Павел писал римлянам: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8). Слово «должен» — это греческое слово «oph.ei.lo», которое является корнем греческих слов «долг» и «должник». Иисус сказал: «Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Иоан. 15:17).
В величайшем из возможных выражений ходатайства Иисус положил Свою жизнь за нас. Как последователи Христа мы имеем долг любви перед нашими ближними — положить душу свою за них в ходатайстве. Это значит отождествиться с их грехами и обстоятельствами, подобно тому, как Иисус отождествлял Себя с нашими. Точно так же, как Он, не знавший греха, стал грехом за нас и говорил: «Отче, прости их», мы в свою очередь молимся: «Отче, прости нас!»
Прийти к соглашению
Вот почему коллективное ходатайство столь важно. Центром эффективности служения церкви по всему миру является согласие верующих между собой относительно Божьей воли и цели на земле. Иисус сказал Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мат. 16:19). И в другой раз Иисус говорит Своим ученикам об этом же:
«Истинно говорю вам.: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моега Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мат. 18:18-20).
Эти слова о «ключах Царства» и о «связывании и развязывании» появляются в одном контексте со словом «церковь», которое лишь трижды упоминается в Евангелиях (Мат. 16:19; 18:18). В таком контексте они многое открывают о природе изначального призвания церкви. Нам даются ключи, чтобы отпирать и запирать (связывать и развязывать, запрещать и позволять) истины Царства Небесного. Известный писатель и служитель исцеления, покойный Джон Уимбер писал что «связывать и развязывать — значит делать то, что Отец уже повелел делать церкви».
Тогда что означает молитва согласия? Это больше чем просто взяться за руки и сказать: «Брат, давай согласимся об этом!» Молитва согласия — это оркестр Божий, превосходно настроенный и играющий в совершенной гармонии. Джон Уимбер говорил: «У нас есть власть, данная Иисусом, исполнять план и дели Бога в этом мире сегодня. Поскольку нам дана власть, то все, о чем мы согласимся, должно произойти». Обратите внимание на то, что слова Иисуса о согласии, связывании и развязывании (см. Мат. 18:18-20) появляются в контексте одного из Его учений о прощении (см. Мат. 18:15-35). Не пропустите этого: один из великих ключей Царства, который отворяет двери темниц, — это акт смиренного коллективного исповедания греха! Боже, дай нам эти ключи!
Когда спускается лестница
Когда верующие на земле приходят к согласию друг с другом в гармонии1 с планом и целью Бога, небо и земля также приходят в согласие, и «лестница» может быть спущена с неба, чтобы явить Божью славу земле.
Книга Бытие говорит о том, как Иаков, убегая от гнева своего брата Исава, «пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце» (Быт. 28:11), использовав камень вместо подушки. (Вы когда-нибудь чувствовали себя так, словно вы в пустыне, между скалой и безлюдным местом? Именно так чувствовал себя Иаков.) Однако на этом самом месте Иакову приснился сон, в котором он видел лестницу между землей и небом, по лестнице нисходили и восходили ангелы. На верху лестницы стоял Господь. Он говорил с Иаковом и обновил обетование, которое Он дал Аврааму и Исааку, — обетование того, что их потомки получат именно ту самую землю, на которой лежал Иаков. Затем Господь сказал:
«И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:15-17).
Иаков взял камень, который он прежде использовал как подушку, поставил его как памятник и полил на него елей. И назвал это место Вефилъ, что означает «Дом Божий».
Когда Иаков пришел на это место накануне, он не увидел в нем ничего особенного. Он был испуганным, усталым и, возможно, злым. Он хотел поскорее уснуть. Однако за ночь Бог многое изменил: место отдыха Иакова из клочка пустыни превратилось в место Божьего посещения. Когда Иаков проснулся, он совершенно по-иному взглянул на окружающее его место. То, что он прежде видел как пустынное место, теперь он увидел как «Дом Божий». Что изменило взгляд Иакова? Полученное им видение лестницы привело его в согласие с небесной реальностью — и на землю сошла Божья слава. Земля пришла в согласие с небом. Когда земля приходит в согласие с Божьим взглядом и в соответствие с Его законами и принципами, лестница может быть спущена с неба и может явиться сверхъестественное присутствие Бога.
Через двадцать лет Иаков вернулся в землю Ханаанскую, где он пережил еще одно Божественное посещение. «А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим» (Быт. 32:1,2). После того, как он прожил со своим дядей Лаваном двадцать лет, женился на дочерях Лавана, Рахили и Лии, и накопил огромные стада овец, Иаков бежал оттуда, потому что Лаван постоянно притеснял его. Иаков и Лаван находились
в конфликте многие годы. Однако непосредственно перед вторым Божественным посещением они примирились и расстались в мире (см. Быт. 31). В результате служения примирения пришло очищение. Как следствие, явилось открытое небо, и, кроме того, Иаков понял, что он вступил в ополчение ангелов. Примирение между людьми предшествовало Божественному посещению. Так всегда бывает, и так всегда будет!
Избавиться от завалов
Что все это значит для нас? Мы все хотим пробуждения; мы хотим, чтобы небо открылось и чтобы лестница от Бога спустилась на землю. Мы все желаем, чтобы наша «пустыня» стала великим местом — «домом Бога» и «вратами неба». Если мы хотим оказаться на месте Божьего присутствия и видеть, как Его слава наполняет землю, мы просто не можем игнорировать коллективное отождествление с грехом людей в наших городах.
Первым должно быть очищение от греха и примирение брата с братом, племени с племенем. Есть много племен («колен») в Теле Христовом, и между ними существует много непонимания и подозрительности. Нам нужно отбросить гордое, полное предрассудков мышление и обиду. Мы должны научиться ценить своих братьев и сестер, омывать ноги друг другу и приходить к согласию, осознавая свою нужду в любви и прощении нашего Отца. Отец, прости нас! Прости нас сегодня за грех гордости. Прости нас сегодня за грех предрассудков.
Вторым должно стать наше понимание того, что есть много враждебности, обиды, гнева и разделения между церковью и всем остальным миром из-за прошлых грехов, которые уходят в глубь поколений. И здесь также должно быть очищение от греха и примирение.
Нам следует избавиться от завалов, блокирующих поток Божьей славы на землю.
Пророк Исайя писал:
«И сказал: поднимайте, поднимайте, равняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:14,15).
Давайте сравним эти стихи с другим местом Писания:
«Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его — пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным, городом доставленным» (Ис. 62:10-12).
Стать отчаянными
Кто взыскивает нас? Бог. Но когда Он обозревает землю, как мы можем уловить и задержать сияние Его глаз на нашей семье, нашей жизни, нашей церкви, нашей деноминации, нашем городе? Отчаянной молитвой от всего сердца, только так!
Мы согрешили, Отец, прости нас! Этот акт отчаянной мольбы и смирения, высвобожденного через силу исповедания, — маленький ключ, который открывает большие двери. Он отворяет врата неба и высвобождает благодать Бога для исполнения пророческого предназначения нашего поколения.
Нам нужно избавиться от завалов. Нам нужно начать убирать их во имя Бога. Давайте соберемся вместе и найдем согласие в Нем, чтобы могло быть явлено откровение
Его славы. По мере того как мы будем полагать свою душу ь отождествляющем ходатайстве за грехи наши и нашего народа, лестница с неба спустится на землю, и слава Бога заполнит землю. Тогда мы увидим исполнение видения jlcann:
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40:3-5).
Каждый из нас хочет, чтобы пришла Божья слава; каждый из нас хочет видеть, как беспрецедентное пробуждение приходит в наши города и страны. Но давайте поставим все на свое место. Прежде чем придет пробуждение, мы должны отчаянно вопиять: «Мы согрешили! Отец, прости нас!»
Вопросы для размышления:
1. Какие вы знаете места Писания, предвещающие великое излияние Святого Духа в последние дни?
2. Какие обетования и условия есть в Божьем Слове, которые нужно соблюсти, чтобы пробуждение пришло в нашу страну?
3. Каковы некоторые из препятствий в современном обществе, сдерживающие приход пробуждения?
Рекомендуемые книги:
Джим Голл. Утраченное искусство заступничества. — Revival Press, 1997.
Глава 2