Новозаветная модель священнической молитвы

Здесь многие из вас могут запротестовать: «Подож­ди минуту, Джим! Все это о коллективном исповедании греха и о нашем отождествлении со своим народом, о предстоянии как священников в исповедании и ходатай­стве — все это атрибуты Ветхого Завета. Этого нет в Но­вом Завете».

Подождите — держитесь крепче! Читали ли вы когда- либо в своей жизни то, что мы называем Господней мо-

литвой? Как она звучит? «Отче МОЙ, сущий на небесах, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб МОЙ насущный дай МНЕ на сей день и прости МНЕ долги МОИ, как и Я прощаю должникам МОИМ. И не введи МЕНЯ в искуше­ние, но избавь МЕНЯ от лукавого».

Что это? Вы не так молитесь этой молитвой? Вы увере­ны? Я думаю, что, если мы будем честны, большинство из нас должны будут признать, что даже если мы и не говорим так, но именно это мы имеем в виду. Мы говорим: «Отче наш», но подразумеваем: «Мой Отец»; мы говорим: «Про­сти нам долги наши», но подразумеваем: «Прости мне мои долги». Мы можем произносить эту молитву совместно, но применяем мы ее в большинстве случаев индивидуально к себе.

Но Иисус не учил так. Господня молитва является, пре­жде всего, образцом коллективной молитвы. Он учил нас говорить: «Отче наш, хлеб наш насущный дай нам на этот день; прости нам долги наши, как мы прощаем должни­кам нашим; не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Это действительно священническая молитва. В дейс­твительности, когда мы молимся Господней молитвой (или Образцовой молитвой), мы должны становиться на место исповедания, прошения и ходатайства не только за себя, но и за каждого члена любой группы людей, которую мы несем в своем сердце. Прошение «хлеб наш насущный дай нам на сей день» — это, во-первых, просьба о духовной пище и, во-вторых, просьба о естественном попечении. Это молитва о пробуждении в церкви, в городе, в штате, в стране. Когда мы молимся: «Прости нам долги наши», мы должны просить прощения не только за свои личные грехи, но и за грехи нашей семьи, наших соседей, за грехи людей в наших городах и за грехи многих других, с кем мы отождествляем себя.

Прости нам долги наши

Наиболее существенная часть Господней молитвы, с точки зрения данной книги, это фраза «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». С коллек­тивной, ходатайственной точки зрения это означает, что мы отождествляем себя с нашей собственной греховностью и нуждой в прощении точно так же, как и с греховностью других. Отождествление с грехом включает наше согласие с Богом относительно греха. Вот что значит исповедовать наши грехи. Исповедание — это когда мы соглашаемся с отношением Бога к нашим грехам. Бог говорит: «Вы согре­шили», и мы отвечаем: «Да, Господь, мы согрешили. Отец, прости нас!» Как солдаты на перекличке, мы отдаем честь нашему Главному Сержанту и говорим: «Так точно, сэр!»

Важно понимать, что мы не говорим здесь о прощении греха при переживании нашего изначального спасения. Молитва Господня — для верующих. Здесь идет речь о ежедневных грехах (согрешениях), в которые мы впада­ем, — о грехах, которые, если оставлять их неисповеданными и непрощенными, препятствуют нашему общению с Богом.

Греческие слова, переведенные как «долги» и «долж­ники», происходят из одного корня. Opheilema (долги) означает «то, что следует отдать по закону»; opheiletes (должники) означает «того, кто еще не возместил лицу, которому нанес ущерб». Долг соотносится с последстви­ем греха — тем, что мы должны Богу или другим из-за своего греха. Бог установил стандарт для нас, и когда мы не соответствуем ему, — мы грешим. Точно так же мы устанавливаем стандарты в своем разуме, как другие должны обращаться с нами. Когда они не соответствуют этим стандартам, мы чувствуем, что они имеют немалый «долг» по отношению к нам. Божье прощение наших дол­гов ставит условие — наше прощение долгов тем, кто дол­жен нам. Писатель Джефф Дей объясняет это так: «Если мы не прощаем тех, кто обидел нас (кто задолжал нам), у нас остается грех в сердце, потому что Господь не простил нас. Если у нас в сердце есть грех, то нет очищения и нет праведности».

Грех — это препятствие, которое должно быть удалено, если мы хотим видеть славу Божью, наполняющую зем­лю. Мы должны начать исповедовать собственные грехи ежедневно; это должно быть неотъемлемой частью нашей регулярной молитвенной жизни с Богом. Есть великий смысл немедленного ответа в Господней молитве: «Дай нам на сей день». «И прости нам долги наши [сегодня], как и мы простили должников наших [сегодня]» (Вставки автора. — Прим. перев.). Важно, чтобы мы исповедовали наши грехи каждый день, каждый раз, когда мы согре­шим, как только осознаем это. Просто кричите: «Помо­ги!» — и Бог услышит вас.

Исповедание личного греха — это стартовая точка, но нам не следует останавливаться на ней. В этой ходатайственной позиции мы имеем дело с грехами других: семьи, друзей, соседей, возможно, целого города, народа или даже мира. Грех совершается постоянно — днем и ночью, — вез­де, где есть люди. Как ходатаи мы должны исповедовать грехи ежедневно — по мере того как они совершаются — с непрекращающимся постоянством, до тех пор, пока греха уже не станет; пока свет не поглотит тьму.

Павел писал римлянам: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий дру­гого исполнил закон» (Рим. 13:8). Слово «должен» — это греческое слово «oph.ei.lo», которое является корнем гре­ческих слов «долг» и «должник». Иисус сказал: «Сие запо­ведую вам, да любите друг друга» (Иоан. 15:17).

В величайшем из возможных выражений ходатайства Иисус положил Свою жизнь за нас. Как последователи Христа мы имеем долг любви перед нашими ближними — положить душу свою за них в ходатайстве. Это значит отождествиться с их грехами и обстоятельствами, подоб­но тому, как Иисус отождествлял Себя с нашими. Точно так же, как Он, не знавший греха, стал грехом за нас и говорил: «Отче, прости их», мы в свою очередь молимся: «Отче, прости нас!»

Прийти к соглашению

Вот почему коллективное ходатайство столь важно. Центром эффективности служения церкви по всему миру является согласие верующих между собой относительно Божьей воли и цели на земле. Иисус сказал Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мат. 16:19). И в другой раз Иисус говорит Своим ученикам об этом же:

«Истинно говорю вам.: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также гово­рю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моега Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мат. 18:18-20).

Эти слова о «ключах Царства» и о «связывании и раз­вязывании» появляются в одном контексте со словом «церковь», которое лишь трижды упоминается в Еванге­лиях (Мат. 16:19; 18:18). В таком контексте они многое открывают о природе изначального призвания церкви. Нам даются ключи, чтобы отпирать и запирать (связывать и развязывать, запрещать и позволять) истины Царства Небесного. Известный писатель и служитель исцеления, покойный Джон Уимбер писал что «связывать и развя­зывать — значит делать то, что Отец уже повелел делать церкви».

Тогда что означает молитва согласия? Это больше чем просто взяться за руки и сказать: «Брат, давай согласимся об этом!» Молитва согласия — это оркестр Божий, превос­ходно настроенный и играющий в совершенной гармонии. Джон Уимбер говорил: «У нас есть власть, данная Иису­сом, исполнять план и дели Бога в этом мире сегодня. Поскольку нам дана власть, то все, о чем мы согласимся, должно произойти». Обратите внимание на то, что слова Иисуса о согласии, связывании и развязывании (см. Мат. 18:18-20) появляются в контексте одного из Его учений о прощении (см. Мат. 18:15-35). Не пропустите этого: один из великих ключей Царства, который отворяет двери тем­ниц, — это акт смиренного коллективного исповедания греха! Боже, дай нам эти ключи!

Когда спускается лестница

Когда верующие на земле приходят к согласию друг с другом в гармонии1 с планом и целью Бога, небо и земля также приходят в согласие, и «лестница» может быть спу­щена с неба, чтобы явить Божью славу земле.

Книга Бытие говорит о том, как Иаков, убегая от гне­ва своего брата Исава, «пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце» (Быт. 28:11), использовав камень вместо подушки. (Вы когда-нибудь чувствовали себя так, словно вы в пустыне, между скалой и безлюдным местом? Именно так чувствовал себя Иаков.) Однако на этом самом месте Иакову приснился сон, в кото­ром он видел лестницу между землей и небом, по лестнице нисходили и восходили ангелы. На верху лестницы стоял Господь. Он говорил с Иаковом и обновил обетование, ко­торое Он дал Аврааму и Исааку, — обетование того, что их потомки получат именно ту самую землю, на которой ле­жал Иаков. Затем Господь сказал:

«И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я ска­зал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небес­ные» (Быт. 28:15-17).

Иаков взял камень, который он прежде использовал как подушку, поставил его как памятник и полил на него елей. И назвал это место Вефилъ, что означает «Дом Божий».

Когда Иаков пришел на это место накануне, он не уви­дел в нем ничего особенного. Он был испуганным, усталым и, возможно, злым. Он хотел поскорее уснуть. Однако за ночь Бог многое изменил: место отдыха Иакова из клочка пустыни превратилось в место Божьего посещения. Когда Иаков проснулся, он совершенно по-иному взглянул на окружающее его место. То, что он прежде видел как пус­тынное место, теперь он увидел как «Дом Божий». Что изменило взгляд Иакова? Полученное им видение лестни­цы привело его в согласие с небесной реальностью — и на землю сошла Божья слава. Земля пришла в согласие с не­бом. Когда земля приходит в согласие с Божьим взглядом и в соответствие с Его законами и принципами, лестница может быть спущена с неба и может явиться сверхъестест­венное присутствие Бога.

Через двадцать лет Иаков вернулся в землю Ханаанс­кую, где он пережил еще одно Божественное посещение. «А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим» (Быт. 32:1,2). Пос­ле того, как он прожил со своим дядей Лаваном двадцать лет, женился на дочерях Лавана, Рахили и Лии, и накопил огромные стада овец, Иаков бежал оттуда, потому что Ла­ван постоянно притеснял его. Иаков и Лаван находились

в конфликте многие годы. Однако непосредственно перед вторым Божественным посещением они примирились и расстались в мире (см. Быт. 31). В результате служения примирения пришло очищение. Как следствие, явилось открытое небо, и, кроме того, Иаков понял, что он вступил в ополчение ангелов. Примирение между людьми пред­шествовало Божественному посещению. Так всегда быва­ет, и так всегда будет!

Избавиться от завалов

Что все это значит для нас? Мы все хотим пробуждения; мы хотим, чтобы небо открылось и чтобы лестница от Бога спустилась на землю. Мы все желаем, чтобы наша «пус­тыня» стала великим местом — «домом Бога» и «вратами неба». Если мы хотим оказаться на месте Божьего присутс­твия и видеть, как Его слава наполняет землю, мы просто не можем игнорировать коллективное отождествление с грехом людей в наших городах.

Первым должно быть очищение от греха и примирение брата с братом, племени с племенем. Есть много племен («колен») в Теле Христовом, и между ними существует много непонимания и подозрительности. Нам нужно от­бросить гордое, полное предрассудков мышление и оби­ду. Мы должны научиться ценить своих братьев и сестер, омывать ноги друг другу и приходить к согласию, осозна­вая свою нужду в любви и прощении нашего Отца. Отец, прости нас! Прости нас сегодня за грех гордости. Прости нас сегодня за грех предрассудков.

Вторым должно стать наше понимание того, что есть много враждебности, обиды, гнева и разделения между церковью и всем остальным миром из-за прошлых грехов, которые уходят в глубь поколений. И здесь также должно быть очищение от греха и примирение.

Нам следует избавиться от завалов, блокирующих по­ток Божьей славы на землю.

Пророк Исайя писал:

«И сказал: поднимайте, поднимайте, равняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Жи­вущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смирен­ными духом, чтоб оживлять дух смиренных и ожив­лять сердца сокрушенных» (Ис. 57:14,15).

Давайте сравним эти стихи с другим местом Писания:

«Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздая­ние Его — пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взыскан­ным, городом доставленным» (Ис. 62:10-12).

Стать отчаянными

Кто взыскивает нас? Бог. Но когда Он обозревает зем­лю, как мы можем уловить и задержать сияние Его глаз на нашей семье, нашей жизни, нашей церкви, нашей де­номинации, нашем городе? Отчаянной молитвой от всего сердца, только так!

Мы согрешили, Отец, прости нас! Этот акт отчаянной мольбы и смирения, высвобожденного через силу испове­дания, — маленький ключ, который открывает большие двери. Он отворяет врата неба и высвобождает благодать Бога для исполнения пророческого предназначения наше­го поколения.

Нам нужно избавиться от завалов. Нам нужно начать убирать их во имя Бога. Давайте соберемся вместе и най­дем согласие в Нем, чтобы могло быть явлено откровение

Его славы. По мере того как мы будем полагать свою душу ь отождествляющем ходатайстве за грехи наши и нашего народа, лестница с неба спустится на землю, и слава Бога заполнит землю. Тогда мы увидим исполнение видения jlcann:

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Гос­поду, прямыми сделайте в степи стези Богу наше­му; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господ­ня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40:3-5).

Каждый из нас хочет, чтобы пришла Божья слава; каж­дый из нас хочет видеть, как беспрецедентное пробужде­ние приходит в наши города и страны. Но давайте поста­вим все на свое место. Прежде чем придет пробуждение, мы должны отчаянно вопиять: «Мы согрешили! Отец, прости нас!»

Вопросы для размышления:

1. Какие вы знаете места Писания, предвещающие ве­ликое излияние Святого Духа в последние дни?

2. Какие обетования и условия есть в Божьем Слове, ко­торые нужно соблюсти, чтобы пробуждение пришло в нашу страну?

3. Каковы некоторые из препятствий в современном об­ществе, сдерживающие приход пробуждения?

Рекомендуемые книги:

Джим Голл. Утраченное искусство заступничества. — Revival Press, 1997.

Глава 2

Наши рекомендации