Это путь длиной в целую жизнь

Трудно достичь и тем более сохранить позицию, где мы совершенно свободны от хвалы и неприятия других лю­дей. Если мой опыт в этой борьбе способен быть показа­тельным, тогда можно сказать, что мы никогда не добьем­ся полной победы в этой сфере. Мы склонны то входить, то выходить из зоны победы, словно это беспрерывный путь паломника к святыням.

В своем дневнике я однажды сделал одну запись, кото­рая каждый раз, когда я читаю ее, обличает меня. Я не живу в совершенстве этого утверждения, но стремлюсь к нему постоянно. Запись гласит следующее: «Не важно, где я живу, какой я национальности, чем занимаюсь, в какой церкви нахожусь или сколько там людей, — я проповедую для аудитории, которая состоит только из Него».

Слова Павла из Второго послания к Коринфянам зна­чат для меня очень много: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4:5). Господь показал мне, как легко проповедовать себя самого. О, поймите меня правильно. Конечно, я про­поведую Евангелие! Но я делаю это так, чтобы произвести впечатление на людей. Вполне возможно это сделать так, чтобы люди, уходя с собрания, говорили о Бобе Сордже. Вполне возможно, чтобы их внимание было сфокусировано более на сосуде, чем на самом послании.

Сегодня проповедники экипированы всем необходи­мым, как никогда прежде за всю человеческую историю. Мы владеем тайнами коммуникации и публичных выступлений, секретами ораторского мастерства и искусством пропове­ди. Наши вербальные выступления являются буквально шедеврами и произведениями искусства. Они настолько впечатляют, что слушатели расходятся, больше говоря о вы­ступавшем, чем об Иисусе! Когда такое происходит, я уже проповедую не Христа, но проповедую себя. Истинный служитель Христа в проповеди Евангелия будет хранить себя от показного стиля, чтобы произвести впечатле­ние Христом, а не манерой своей проповеди.

Тот же принцип применим к лидерам прославления. Се­годня команды прославления, вне всякого сомнения, самые совершенные из всего, что было прежде за всю человечес­кую историю в смысле музыкального исполнения, осна­щения и уровня профессионализма. Вполне возможно вы­ступить так, чтобы поклонники уходили с собрания под впечатлением от музыкантов и ярких лидеров, чем от лица Христова. Боже сохрани нас от провозглашения самих себя!

Вы сами это видите?

Мы пытаемся убедить себя: «Ну и что? Не знаю, чего Боб так разволновался по этому поводу в своей книге. Меня эта проблема вообще не касается. Меня не волнует хвала людей».

Мы имеем дело с той частью нашего внутреннего содер­жимого, которую мы совсем не знаем. Иеремия говорит, что мы не осознаем порочности собственного сердца (см. Иер. 17:9). Наши мотивы извращены, но мы этого можем не видеть. Только Бог видит двойственность наших побуж­дений. Мы кричим: «Бог, мы делаем это только ради Тво­ей славы!»

Бог отвечает: «Да неужели?»

Вы не можете раскаяться в том, чего не видите. Но Бог верен в Своей готовности помочь нам увидеть скрытые мотивы наших сердец. Поэтому Он говорит: «Я знаю, что ты этого не видишь, так что давай, Я помогу тебе». Затем Он воспламеняет огонь! После этого из глубины нашего сердца на поверхность начинают выплывать вещи, о суще­ствовании которых мы не подозревали. Но пока этого огня не было, мы не видели, насколько мы зависели от призна­ния и хвалы других людей.

До какой степени мы готовы признать, что в каждом из нас есть нечто, что радуется вниманию и признанию со стороны окружающих. Нам очень нравится, когда Не­веста Христова нас замечает! Но Иисус не может доверить Свою Невесту слугам, которые желают и пытаются завое­вать ее симпатию.

Для иллюстрации этого утверждения я хочу обратить­ся к Книге Есфирь и приглашаю вас взглянуть на человека по имени Гегай. Гегай представляет собой вас и меня, тех

из нас, кто желает быть лидером в служении, кого Бог ис­пользовал бы для осуществления целей Своего Царства.

Гегай

Книга Есфирь рассказывает нам историю о том, как царь Артаксеркс искал себе жену. Множество молодых девственниц со всей страны были привезены во дворец и приготовлены для встречи с царем. Девушка, которая ему понравится, должна была стать царицей. Есфирь (ев­рейская девушка) была выбрана как одна из возможных кандидаток, и чтобы быть представленной царю, она про­шла многомесячную подготовку в сфере красоты и полно­го своего соответствия. Все закончилось тем, что царь вы­брал Есфирь, и эта история избрания кажется весьма инт­ригующей. Обязательно прочитайте эту книгу!

Гегай был евнухом во дворце царя Артаксеркса, и в его обязанности входил надзор за всеми женщинами в доме царя. Когда нужно было найти царю жену, этим занялся тоже Гегай. Таким образом, Есфирь попала под опеку Гегая и под его руководством прошла необходимую подготовку, чтобы предстать перед царем.

Вот стих, на который я хочу обратить ваше внимание:

Когда настало время Есфири, дочери Аминадава, дяди Мардохея, который взял ее к себе вместо дочери, — идти к царю, тогда она не просила ничего, кроме того, о чем сказал ей Гегай, евнух царский, страж жен. И при­обрела Есфирь расположение к себе в глазах всех, видев­ших ее (Есф. 2:15).

В древние времена цари окружали себя множеством евнухов. Собственно, существовали некоторые обязанности, которые могли выполнить только евнухи. Соглас­но обычаю, у царя Персии Артаксеркса в услужении было много евнухов, но главным из них был человек по имени Гегай.

Царь поставил евнуха смотреть за Есфирью по одной причине — с ним она была под надежной охраной. Будучи евнухом, Гегай не мог иметь личных желаний по отноше­нию к Есфири, которой он служил.

Представьте близость, в условиях которой Гегай служил Есфири. Он помогал ей одеваться, он обрызгивал ее духа­ми и тесно общался с ней. Он готовил ее для царя в самых интимных вещах, но сам ее не желал. Все, чего хотел Гегай, было сосредоточено на том, чтобы Есфирь понравилась царю. Гегай был верным другом невесты, желая только за­щитить привязанность Есфири к царю и полностью подго­товить ее ко дню свадьбы.

Духовные евнухи

Когда я размышлял о примере Гегая, Господь дал мне слово: «Я поднимаю на этот час духовных евнухов». Я понял, что это слово в равной степени относилось как к мужчинам, так и к женщинам в Теле Христовом. Я по­нял, что Господь готовит лидеров, которые будут бе­зопасной компанией для Невесты Христа, потому что эти лидеры не захотят завоевать ее симпатий, хвалы и внимания.

Но каким образом лидеры Господа смогут избавиться от стремления к человеческой хвале и почестям? Я понял, что это произойдет через хирургическое вмешательство и эффективное обрезание ветвей. Когда скальпель Госпо­да начнет резать, лидеры увидят в своем сердце те пробле­мы; которых они не видели раньше. Они неожиданно осо­знают истинную мотивацию; которая владела их сердцами прежде.

Нож Господа входит в жизнь Его лидеров, и Он уда­ляет из них механизм, который вызывал стремление к признанию людей. Благодаря интенсивности обрезания в сердцах и мучительной боли эти лидеры станут способ­ными подготовить Невесту к возвращению Христа. Этот нож коснется в их сущности всего, что хотя бы отдаленно желает услышать хвалу людей. Вместо стремления к чело­веческому признанию и почестям эти лидеры пройдут че­рез процесс обрезания ветвей, чтобы впоследствии делать только то, что угодно Господу. Царь признает их достойны­ми наивысшего доверия — питать, поднимать и готовить Невесту ко дню бракосочетания.

Друг Жениха

Гегай был настоящим другом жениха. Он верно и ква­лифицированно подготовил невесту к бракосочетанию; не отвлекая ее внимания на себя и не добиваясь ее привя­занности.

Иоанн Креститель назвал себя другом Жениха, когда сказал: «Имеющий невесту есть жених, а Друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша го­лос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:29). Иоанн как друг Жениха представляет собой лидера в слу­жении, который призван Богом для подготовки Невесты Христа ко дню ее бракосочетания.

Искренние лидеры в Церкви желают быть для Хрис­та подлинными друзьями Жениха. Истинный друг хочет лишь сохранить привязанность и любовь Невесты к ее Же­ниху и ни к кому другому. Для Невесты же большим иску­шением является отсутствие Жениха, и в этот период она может начать обращать внимание на Его друга. Невеста на­чинает замечать верность и цельность Его друга и изливать на него свое благодарное внимание.

Невеста говорит другу, например, следующее: «О пас­тор, твоя проповедь сегодня была замечательной! Мне кажется, будто ты заглянул в мой разум и увидел там все мои вопросы. То есть я хочу сказать, что сегодня получила именно то слово, в котором так нуждалась! Его было легко понять, и да, оно было очень глубоким. О, не могу сказать, как я благодарна Богу за то, что у меня есть пастор, кото­рый Его слышит!»

Невеста хвалит друга Жениха.

Или Невеста может сказать Другу Жениха: «Мне так нравится приходить к тебе на изучение Библии. Ты бук­вально оживляешь Библию. Другие учителя Библии в на­шей церкви тоже хорошие, но я прихожу на изучение имен­но в твою группу. Надеюсь, эта группа не закроется».

Невеста также может сказать другу Жениха: «О, мне так нравится твое прославление! На тебе просто неверо­ятное помазание. Сегодня твое выступление было особен­но ярким. Зачем пастору вообще нужно проповедовать? Я могла бы прославлять Бога часами! Ты не такой, как дру­гие лидеры прославления. Бог дал тебе особенное помаза­ние!»

Не обольщайтесь, Невеста обязательно будет хвалить друга Жениха. Но вся проблема в том, что будет делать друг, когда Невеста начнет его нахваливать? Будет ли он упиваться ее словами? Если друг начнет заигрывать с Не­вестой и будет поглощать ее хвалу, он перестанет быть дру­гом, он станет соперником для Жениха.

Подлинный друг никогда не будет вторгаться на терри­торию Жениха, Территория, или сфера Жениха, — при­вязанность и любовь Его Невесты. Невеста принадлежит только Ему Он является Господином ее привязанности и сердца. Настоящий друг никогда не станет узурпировать или флиртовать с тем, что принадлежит только Жениху.

Слабости плоти

Как я говорил в начале этой главы, я пока не живу в пол­ной победе в этой сфере. Моя плоть до сих пор временами млеет от внимания ко мне Невесты Христовой.

Когда происходит подобное, можно сделать следующее заявление:

• Я еще больше, чем прежде, стараюсь преодолеть тенденцию моей плоти черпать радость в людской хвале.

• Интенсивное обрезание не дает мне бесспорную победу, но делает меня чувствительным к этому вопросу Теперь, когда хвала людей снова становится для меня привлекательной, я тут же понимаю, что происходит. Моя чувствительность к этой ловушке человеческой хвалы усиливается экспоненциально.

• Господь оснастил меня путями и средствами, при помощи которых я могу справиться с проблемой хвалы, когда она возникает. Теперь я повторяю слова Господа: «Не принимаю славы от человеков». Я провозглашаю эти слова так, словно уже достиг этой вершины.

• Я очень чувствительный, поэтому мне иногда кажется, что я нахожусь в худшем, чем раньше, положении. Но Господь помогает мне видеть, что на самом деле я нахожусь в процессе достижения зрелости и воз-

растаю в Его глазах. Просто теперь я живу в большем свете, и чем ярче свет, тем более уродливыми становятся оставшиеся пятна.

• Я приготовился к путешествию длиной в целую жизнь, и это путешествие закончится победой. Победа не столько достижение, сколько постоянное стремление к процессу умирания, умирания для себя.

• Поскольку я отдал свое сердце служению Ему с чистыми мотивами в этой области, я испытал измерение привязанности Его сердца к моему в такой невероятной мере, что даже не знаю, как об этом сказать.

Глава 11

Наши рекомендации