Это путь длиной в целую жизнь
Трудно достичь и тем более сохранить позицию, где мы совершенно свободны от хвалы и неприятия других людей. Если мой опыт в этой борьбе способен быть показательным, тогда можно сказать, что мы никогда не добьемся полной победы в этой сфере. Мы склонны то входить, то выходить из зоны победы, словно это беспрерывный путь паломника к святыням.
В своем дневнике я однажды сделал одну запись, которая каждый раз, когда я читаю ее, обличает меня. Я не живу в совершенстве этого утверждения, но стремлюсь к нему постоянно. Запись гласит следующее: «Не важно, где я живу, какой я национальности, чем занимаюсь, в какой церкви нахожусь или сколько там людей, — я проповедую для аудитории, которая состоит только из Него».
Слова Павла из Второго послания к Коринфянам значат для меня очень много: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4:5). Господь показал мне, как легко проповедовать себя самого. О, поймите меня правильно. Конечно, я проповедую Евангелие! Но я делаю это так, чтобы произвести впечатление на людей. Вполне возможно это сделать так, чтобы люди, уходя с собрания, говорили о Бобе Сордже. Вполне возможно, чтобы их внимание было сфокусировано более на сосуде, чем на самом послании.
Сегодня проповедники экипированы всем необходимым, как никогда прежде за всю человеческую историю. Мы владеем тайнами коммуникации и публичных выступлений, секретами ораторского мастерства и искусством проповеди. Наши вербальные выступления являются буквально шедеврами и произведениями искусства. Они настолько впечатляют, что слушатели расходятся, больше говоря о выступавшем, чем об Иисусе! Когда такое происходит, я уже проповедую не Христа, но проповедую себя. Истинный служитель Христа в проповеди Евангелия будет хранить себя от показного стиля, чтобы произвести впечатление Христом, а не манерой своей проповеди.
Тот же принцип применим к лидерам прославления. Сегодня команды прославления, вне всякого сомнения, самые совершенные из всего, что было прежде за всю человеческую историю в смысле музыкального исполнения, оснащения и уровня профессионализма. Вполне возможно выступить так, чтобы поклонники уходили с собрания под впечатлением от музыкантов и ярких лидеров, чем от лица Христова. Боже сохрани нас от провозглашения самих себя!
Вы сами это видите?
Мы пытаемся убедить себя: «Ну и что? Не знаю, чего Боб так разволновался по этому поводу в своей книге. Меня эта проблема вообще не касается. Меня не волнует хвала людей».
Мы имеем дело с той частью нашего внутреннего содержимого, которую мы совсем не знаем. Иеремия говорит, что мы не осознаем порочности собственного сердца (см. Иер. 17:9). Наши мотивы извращены, но мы этого можем не видеть. Только Бог видит двойственность наших побуждений. Мы кричим: «Бог, мы делаем это только ради Твоей славы!»
Бог отвечает: «Да неужели?»
Вы не можете раскаяться в том, чего не видите. Но Бог верен в Своей готовности помочь нам увидеть скрытые мотивы наших сердец. Поэтому Он говорит: «Я знаю, что ты этого не видишь, так что давай, Я помогу тебе». Затем Он воспламеняет огонь! После этого из глубины нашего сердца на поверхность начинают выплывать вещи, о существовании которых мы не подозревали. Но пока этого огня не было, мы не видели, насколько мы зависели от признания и хвалы других людей.
До какой степени мы готовы признать, что в каждом из нас есть нечто, что радуется вниманию и признанию со стороны окружающих. Нам очень нравится, когда Невеста Христова нас замечает! Но Иисус не может доверить Свою Невесту слугам, которые желают и пытаются завоевать ее симпатию.
Для иллюстрации этого утверждения я хочу обратиться к Книге Есфирь и приглашаю вас взглянуть на человека по имени Гегай. Гегай представляет собой вас и меня, тех
из нас, кто желает быть лидером в служении, кого Бог использовал бы для осуществления целей Своего Царства.
Гегай
Книга Есфирь рассказывает нам историю о том, как царь Артаксеркс искал себе жену. Множество молодых девственниц со всей страны были привезены во дворец и приготовлены для встречи с царем. Девушка, которая ему понравится, должна была стать царицей. Есфирь (еврейская девушка) была выбрана как одна из возможных кандидаток, и чтобы быть представленной царю, она прошла многомесячную подготовку в сфере красоты и полного своего соответствия. Все закончилось тем, что царь выбрал Есфирь, и эта история избрания кажется весьма интригующей. Обязательно прочитайте эту книгу!
Гегай был евнухом во дворце царя Артаксеркса, и в его обязанности входил надзор за всеми женщинами в доме царя. Когда нужно было найти царю жену, этим занялся тоже Гегай. Таким образом, Есфирь попала под опеку Гегая и под его руководством прошла необходимую подготовку, чтобы предстать перед царем.
Вот стих, на который я хочу обратить ваше внимание:
Когда настало время Есфири, дочери Аминадава, дяди Мардохея, который взял ее к себе вместо дочери, — идти к царю, тогда она не просила ничего, кроме того, о чем сказал ей Гегай, евнух царский, страж жен. И приобрела Есфирь расположение к себе в глазах всех, видевших ее (Есф. 2:15).
В древние времена цари окружали себя множеством евнухов. Собственно, существовали некоторые обязанности, которые могли выполнить только евнухи. Согласно обычаю, у царя Персии Артаксеркса в услужении было много евнухов, но главным из них был человек по имени Гегай.
Царь поставил евнуха смотреть за Есфирью по одной причине — с ним она была под надежной охраной. Будучи евнухом, Гегай не мог иметь личных желаний по отношению к Есфири, которой он служил.
Представьте близость, в условиях которой Гегай служил Есфири. Он помогал ей одеваться, он обрызгивал ее духами и тесно общался с ней. Он готовил ее для царя в самых интимных вещах, но сам ее не желал. Все, чего хотел Гегай, было сосредоточено на том, чтобы Есфирь понравилась царю. Гегай был верным другом невесты, желая только защитить привязанность Есфири к царю и полностью подготовить ее ко дню свадьбы.
Духовные евнухи
Когда я размышлял о примере Гегая, Господь дал мне слово: «Я поднимаю на этот час духовных евнухов». Я понял, что это слово в равной степени относилось как к мужчинам, так и к женщинам в Теле Христовом. Я понял, что Господь готовит лидеров, которые будут безопасной компанией для Невесты Христа, потому что эти лидеры не захотят завоевать ее симпатий, хвалы и внимания.
Но каким образом лидеры Господа смогут избавиться от стремления к человеческой хвале и почестям? Я понял, что это произойдет через хирургическое вмешательство и эффективное обрезание ветвей. Когда скальпель Господа начнет резать, лидеры увидят в своем сердце те проблемы; которых они не видели раньше. Они неожиданно осознают истинную мотивацию; которая владела их сердцами прежде.
Нож Господа входит в жизнь Его лидеров, и Он удаляет из них механизм, который вызывал стремление к признанию людей. Благодаря интенсивности обрезания в сердцах и мучительной боли эти лидеры станут способными подготовить Невесту к возвращению Христа. Этот нож коснется в их сущности всего, что хотя бы отдаленно желает услышать хвалу людей. Вместо стремления к человеческому признанию и почестям эти лидеры пройдут через процесс обрезания ветвей, чтобы впоследствии делать только то, что угодно Господу. Царь признает их достойными наивысшего доверия — питать, поднимать и готовить Невесту ко дню бракосочетания.
Друг Жениха
Гегай был настоящим другом жениха. Он верно и квалифицированно подготовил невесту к бракосочетанию; не отвлекая ее внимания на себя и не добиваясь ее привязанности.
Иоанн Креститель назвал себя другом Жениха, когда сказал: «Имеющий невесту есть жених, а Друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:29). Иоанн как друг Жениха представляет собой лидера в служении, который призван Богом для подготовки Невесты Христа ко дню ее бракосочетания.
Искренние лидеры в Церкви желают быть для Христа подлинными друзьями Жениха. Истинный друг хочет лишь сохранить привязанность и любовь Невесты к ее Жениху и ни к кому другому. Для Невесты же большим искушением является отсутствие Жениха, и в этот период она может начать обращать внимание на Его друга. Невеста начинает замечать верность и цельность Его друга и изливать на него свое благодарное внимание.
Невеста говорит другу, например, следующее: «О пастор, твоя проповедь сегодня была замечательной! Мне кажется, будто ты заглянул в мой разум и увидел там все мои вопросы. То есть я хочу сказать, что сегодня получила именно то слово, в котором так нуждалась! Его было легко понять, и да, оно было очень глубоким. О, не могу сказать, как я благодарна Богу за то, что у меня есть пастор, который Его слышит!»
Невеста хвалит друга Жениха.
Или Невеста может сказать Другу Жениха: «Мне так нравится приходить к тебе на изучение Библии. Ты буквально оживляешь Библию. Другие учителя Библии в нашей церкви тоже хорошие, но я прихожу на изучение именно в твою группу. Надеюсь, эта группа не закроется».
Невеста также может сказать другу Жениха: «О, мне так нравится твое прославление! На тебе просто невероятное помазание. Сегодня твое выступление было особенно ярким. Зачем пастору вообще нужно проповедовать? Я могла бы прославлять Бога часами! Ты не такой, как другие лидеры прославления. Бог дал тебе особенное помазание!»
Не обольщайтесь, Невеста обязательно будет хвалить друга Жениха. Но вся проблема в том, что будет делать друг, когда Невеста начнет его нахваливать? Будет ли он упиваться ее словами? Если друг начнет заигрывать с Невестой и будет поглощать ее хвалу, он перестанет быть другом, он станет соперником для Жениха.
Подлинный друг никогда не будет вторгаться на территорию Жениха, Территория, или сфера Жениха, — привязанность и любовь Его Невесты. Невеста принадлежит только Ему Он является Господином ее привязанности и сердца. Настоящий друг никогда не станет узурпировать или флиртовать с тем, что принадлежит только Жениху.
Слабости плоти
Как я говорил в начале этой главы, я пока не живу в полной победе в этой сфере. Моя плоть до сих пор временами млеет от внимания ко мне Невесты Христовой.
Когда происходит подобное, можно сделать следующее заявление:
• Я еще больше, чем прежде, стараюсь преодолеть тенденцию моей плоти черпать радость в людской хвале.
• Интенсивное обрезание не дает мне бесспорную победу, но делает меня чувствительным к этому вопросу Теперь, когда хвала людей снова становится для меня привлекательной, я тут же понимаю, что происходит. Моя чувствительность к этой ловушке человеческой хвалы усиливается экспоненциально.
• Господь оснастил меня путями и средствами, при помощи которых я могу справиться с проблемой хвалы, когда она возникает. Теперь я повторяю слова Господа: «Не принимаю славы от человеков». Я провозглашаю эти слова так, словно уже достиг этой вершины.
• Я очень чувствительный, поэтому мне иногда кажется, что я нахожусь в худшем, чем раньше, положении. Но Господь помогает мне видеть, что на самом деле я нахожусь в процессе достижения зрелости и воз-
растаю в Его глазах. Просто теперь я живу в большем свете, и чем ярче свет, тем более уродливыми становятся оставшиеся пятна.
• Я приготовился к путешествию длиной в целую жизнь, и это путешествие закончится победой. Победа не столько достижение, сколько постоянное стремление к процессу умирания, умирания для себя.
• Поскольку я отдал свое сердце служению Ему с чистыми мотивами в этой области, я испытал измерение привязанности Его сердца к моему в такой невероятной мере, что даже не знаю, как об этом сказать.
Глава 11