Как Даниил справлялся с признанием людей

Даниил относится к числу людей, которые обрели по­беду в вопросе принятия хвалы от людей. Его пример вдохновляет и поучает. Он являет собой образец, кото­рый показывает, что значит искать Божьей славы в то вре­мя, когда люди изливают на нас потоки своей хвалы и при­знания.

Муж желаний

Небесный посланник дважды называет Даниила «му­жем желаний» от Бога:

И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в сло­ва, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне» (Дан. 10:11).

И сказал: «Не бойся, муж желаний! мир тебе; мужай­ся, мужайся!» И когда он говорил со мною, я укрепил­ся и сказал: «Говори, господин мой; ибо ты укрепил меня» (Дан. 10:19).

Этот небесный посланник подчеркнул в разговоре с Да­ниилом, что Бог действительно приготовил для него нечто необыкновенное. Из всех людей на земле Даниилу было предназначено стать получателем необычайной и глубо­кой привязанности со стороны Отца. Бог питал особую любовь к Даниилу, и потому послал ангела дать ему выда­ющееся видение и радость. Естественно, что когда Даниил получил это поразительное небесное видение, он не мог устоять на ногах. Удивление от того, что он увидел, уступа­ет в Писании только откровению, которое Иисус Христос дал апостолу Иоанну (книга Откровение).

Итак, я спрашиваю: «Что сделал Даниил, чтобы завое­вать такую признательность от Бога? Почему Бог возлю­бил его особенно сильно?» Внимательно исследовав исто­рию жизни Даниила, я пришел к выводу, что Даниил жил только ради славы Божьей и испытывал полное равноду­шие и пренебрежение по отношению к почестям от людей.

Ниже следует история, которая показывает эти качества Даниила и которая представлена в пятой главе его книги.

Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и сереб­ряные сосуды, которые Навуходоносор>, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда при­несли золотые сосуды, которые взяты были из святи­лища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены, его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, желез­ных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского; и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице сво­ем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и ко­лени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значе­ние его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочи­тать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его из­менился на нем, и вельможи его смутились. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пир­шества; начала говорить царица и сказала: царь, вове­ки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не из­меняется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найде­ны были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудро­сти богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадате­лей, — сам отец твой, царь, потому что в нем, в Дании­ле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение. Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Дани­илу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написан­ное и объяснить мне значение его; но они не могли объ­яснить мне этого. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если мо­жешь прочитать это написанное и объяснить мне зна­чение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве. Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай друго­му; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навухо­доносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки тре­петали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но, когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царско­го престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось зверино­му, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычест­вует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревян­ных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни ра­зумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Ко­торого все пути твои, ты не прославил. За это и пос­лана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет (Дан. 5:1-31).





Письмена на стене

Этот отрывок описывает торжественное пиршество в Вавилоне. Вино текло рекой, еда была в изобилии, праз­дник был в полном разгаре, когда из ниоткуда появилась рука и написала на стене какие-то буквы. Никто в царстве Валтасара не смог прочитать и понять эти письмена.

После этого в зал вошла мать-царица и заговорила к своему сыну. Она помнила, как Даниил истолковал сны ее покойного мужа, царя Навуходоносора. Поэтому она сказала царю: «Тебе нужно найти Даниила. Он сможет прочитать и истолковать написанное».

Валтасар немедленно призвал к себе Даниила. Даниил теперь жил в другом месте. Когда-то он служил при Наву­ходоносоре, был его правой рукой и жил во дворце. Но ко­гда Валтасар стал царем, он уволил министров, служивших при его отце, и назначил собственный кабинет. Даниил был изгнан со своего престижного и влиятельного поста. Далее в тексте сказано, что Даниил по-прежнему работал на царя Валтасара, но его должность теперь была менее значительной. Он был понижен в звании, поэтому царе­дворцам пришлось поискать его.

Лесть и хвала

Когда Даниила привели к Валтасару, царь первым де­лом польстил ему. Дважды он сказал Даниилу: «Я слышал о тебе» (стихи 14 и 16). У человека, который был значитель­но понижен в своей должности и теперь работал где-то в тем­ном углу, эти слова могли воскресить новую надежду и чая­ния. Представьте, что президент Соединенных Штатов зво­нит вам из своего Овального кабинета и говорит: «Я слышал о вас». Думаю, такие слова произвели бы на вас впечатление!

И вот Валтасар, самый могущественный человек в мире, при­чтет достоинства и заслуги Даниила: «О тебе говорит весь двор». Это воистину высокая честь и высокая лесть.

Затем Валтасар предлагает Даниилу восстановить его в прежней позиции при условии, что тот прочитает и объ­яснит то, что было написано на стене. Помните, что Да­ниила выгнали из дворца. О нем, можно сказать, забыли. И вдруг ему предоставляется возможность восстановить почести, престиж, власть, положение и богатство. Все ос­тальные царедворцы пускают слюни при одной мысли об этом предложении. Но что скажет Даниил?

Его ответ удивителен. Лесть царя его не тронула. Пред­лагаемые царские почести не прельстили пророка. Воз­можность престижного возвышения не заставила его сердце учащенно биться. Вместо этого он сказал царю: «Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай дру­гому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему» (стих 17). Хочу еще раз подчеркнуть, что компли­менты и почести царя не возымели на Даниила никакого действия. Почести, которые этот монарх был готов излить на него, не только не взволновали пророка, но вообще не произвели на него никакого впечатления.

Жизнь ради славы Бога

Если бы мы могли спросить Даниила, почему почести царя показались ему столь незначительными, думаю, он бы ответил нам примерно следующее: «Потому что я живу только ради одной вещи — ради тех почестей, которые только Бог может оказать мне». Даниил презирал почес­ти, которые могли оказать ему люди, потому что ценил то, что мог сделать и дать только Бог. Именно поэтому, как я думаю, Бог любил его по-особенному. Бог мог сказать: «Да это просто невероятно! У Меня есть человек, кото­рый настолько высоко ценит Мое признание, что отказал­ся от наивысших человеческих почестей. Он Мне нравит­ся! Вот сосуд, который Я смогу использовать».

Я абсолютно верю в то, что в тот день в царском зале торжеств появилась рука и написала те слова на стене толь­ко потому, что у Бога в той стране был Даниил. Если бы там не было Даниила, не было бы и руки, написавшей пись­мена на стене. У Бога был человек, который ценил почес­ти Божьи превыше человеческой чести, и потому Господь смог использовать таинственные пути, чтобы сказать Свое слово царю Вавилона.

Когда у Бога есть такой человек (как Даниил), кото­рого не трогает хвала и признание людей, Он может осуществлять Свои цели на земле. Такие посвященные служители становятся опасными для врага сосудами, и Бог использует их самыми глубинными и уникальными путя­ми, чтобы реализовать Свои стратегии, припасенные для последнего времени.

Глава 9

Важные результаты победы

Вопросы, которые мы рассмотрим в этой главе, исклю­чительно важны и необходимы. Если мы справимся с хва­лой людей, то встанем на путь принесения плодов истин­ного Царства. Если не справимся, мы рискуем стать жерт­вой военных действий, которые бушуют вокруг нас. В этой главе я хочу особо подчеркнуть, насколько важно, чтобы мы устремились к победе над деструктивными щупальца­ми человеческой хвалы.

Наши рекомендации