Отверженность: универсальная болезнь

Вы почувствовали себя отверженным. Я тоже испытал это чувство. В той или иной степени каждый из нас переживал боль отверженности со стороны других людей.

Наш мир наполнен отверженностью:

• Родители рождают нежеланных детей.

• Дети испытывают обиды или насилие со стороны родителей.

• Люди проклинают и оскорбляют друг друга.

• Люди слышат в свой адрес насмешки из-за своих физических или умственных особенностей.

• Бывает, людей грабят, избивают, обманывают и даже убивают.

• Друзья предают друзей.

• Разводы разрывают семьи на части.

• Ушлые дельцы приносят в жертву своих деловых партнеров.

• Нации объявляют войну друг Другу.

Этот список можно продолжать до бесконечности.

Мы сталкиваемся с отверженностью даже в самых счаст­ливых обстоятельствах. Возможно, вы выросли в полной семье со стабильной эмоциональной обстановкой и в ус­ловиях достаточного обеспечения, но даже в этом случае вы испытывали отверженность. Каждый человек знает, что значит почувствовать себя отверженным.

По причине нашей порочности из-за греха мы, люди, весьма искусны в том, чтобы причинять друг Другу боль Наша грешная природа также способствует тому, что мы испытываем отверженность даже тогда, когда нас никто не отталкивает и не причиняет боли.

Отверженность — это настолько универсальное явле­ние, что давать ему объяснение не требуется. Мы все зна­ем, что это такое. Отверженность может принимать раз­ные формы: обидные слова, нехватка внимания, жесты, безответная любовь, злобные выпады и так далее. Когда другие люди причиняют нам боль, мы не всегда называем это отверженностью, но даже если мы не проанализирова­ли случившееся полностью или не дали ему точную оценку, боль все равно очень реальная.

Отверженность причиняет боль.

Бог встроил в структуру нашей человеческой личности желание быть принятыми и любимыми. Когда мы чувст­вуем себя отверженными (а это явление противоположно принятию и любви), то инстинктивно начинаем бороть­ся за восстановление эмоционального баланса. Мы сно­ва и снова прокручиваем болезненный сценарий в нашем разуме, пытаясь найти способ справиться со случившимся и избавиться от мучительной боли.

Преодолеть боль

Мы все искали пути и способы защиты от отвержен­ности и возможность справиться с болью прошлых обид.

Однажды я наткнулся на письмо, которое помогло мне увидеть проблему отверженности с творческих пози­ций. Оно привлекло мое внимание, потому что напомни­ло о многих обидах, которые пережил мой брат Шелдон после окончания обучения в докторантуре. Он поступил в докторантуру, чтобы получить возможность препода­вать в университете. После получения докторской степе­ни он разослал свое резюме в разные университеты стра­ны, надеясь на получение предложений от потенциальных работодателей. Однако в ответ он получил большую стоп­ку писем с отказом. Студенты аспирантуры занимаются, не щадя себя, но затем в попытке найти работу им прихо­дится переживать отказ за отказом.

Ниже представлен шутливый ответ молодого выпуск­ника докторантуры, пославшего заявления во многие уни­верситеты на предмет соискания должности преподавате­ля. После получения огромного количества отказов, он, наконец; отчаялся и написал нижеследующий ответ на от­казное письмо одного из университетов:

Дорогой профессор Достойных!

Спасибо за Ваше письмо от 23 марта сего года.

После тщательных раздумий я с прискорбием со­общаю Вам о невозможности принять Ваш отказ на мое заявление на соискание должности препода­вателя во вверенном Вам учебном заведении.

В этом году мне особенно повезло в получении не­обычайно большого числа писем с отказами. С таким разнообразием и многообещающими перспективами и возможностями я просто не могу принять все отказы.

Несмотря на выдающиеся заслуги университета Уитсона и предыдущий мой опыт в получении от­казов, я пришел к выводу что Ваш отказ на данный момент не может удовлетворить мои потребности. Поэтому в августе сего года я все же намерен занять позицию преподавателя на Вашем факультете. С не­терпением ожидаю встречи с Вами.

Желаю удачи в отказных письмах будущим претен­дентам на эту должность.

Искренне Ваш,

Т. Дж. Бэггинс

Согласитесь, было бы прекрасно, если бы нам удалось так легко справляться со всеми случаями отверженности. Просто пожать плечами, в шутливой манере сказать: «Ваш отказ на данный момент не удовлетворяет моих потребно­стей» и быстро отпустить накатывающую боль. Раз, два — и готово!

Однако на самом деле все не так-то легко.

Боль отверженности

Отверженность оказывает на нас более глубокое воз­действие, чем мы можем предположить. Нам удается убе­дить себя, что нам не больно, когда нас оттолкнули или обидели, но затем мы начинаем осознавать, что невольно построили вокруг себя системы защиты, чтобы предот­вратить подобного рода удары. Защитные стены, которые мы строим вокруг своей души, являются доказательством того, что обиды причиняли нам боли, чём мы думали. В результате от этого страдают наши отношения с дру­гими людьми. Мы отдаляемся от них из-за прошлых ран, и теперь нам трудно получить удовлетворение от общения с людьми, которых дарует нам Бог. Отверженность остав­ляет на нашей душе свои шрамы.

Весьма соблазнительно ответить на отверженность внутренней клятвой: «Последний раз я позволяю людям причинить мне такую боль». Мы думаем, что защищаем себя от дальнейших ударов, но вместо этого попадаем в ло­вушку и вырабатываем стиль поведения, который накреп­ко привязывает нас к ранам прошлого. Когда мы подчиня­емся потребности защитить себя, то общаемся с другими людьми таким образом, что объем ударов, отверженности и обид в наш адрес только увеличивается.

Когда мы получаем раны отверженности, наши взаимо­отношения сразу подвергаются серьезному риску. Мы не­вольно начинаем подсчитывать, насколько риск отвержен­ности перевешивает потенциальные преимущества в конк­ретных отношениях. И тогда мы решаем, насколько широко или ограниченно можно приоткрыть свою душу перед тем или иным человеком. Новые отношения тоже становятся загадкой, которую мы пытаемся заранее разгадать.

Даже брак может превратиться в арену торга. Мы дума­ем, что нашли человека, которому можно доверять, и свя­зываем с ним свою судьбу. Мы открываемся перед ним и делаем себя уязвимыми. Затем разводимся и, как правило, страдаем от самых сильных ран отверженности со сторо­ны тех, кто любит нас больше всех!

Я сам испытал это

Я пишу об отверженности не с позиции стороннего на­блюдателя. Мне самому пришлось переживать долгий пе­риод отверженности со стороны других христиан, а так­же пережить боль, когда я понял, что сам причинил много боли другим людям. Когда Бог стал учить меня об отвер­женности, Он использовал этот метод — Он позволил мне почувствовать себя отверженным и допустил, чтобы я за­ставил людей в своем окружении испытать эту боль в ре­зультате моих несовершенных попыток наладить с ними отношения.

Когда я думаю о тех, кто отверг меня, я понимаю, что среди них не было ни одного человека, который намерен­но хотел сделать мне больно. И когда я вспоминаю всех тех, кто испытал отверженность с моей стороны, я также не могу припомнить ни одного, кого я намеренно хотел бы обидеть. Я не испытывал ни к кому негативных чувств, и эти люди также не испытывали таких чувств ко мне. Мы не хотели сделать больно друг другу, не хотели отталкивать друг друга, более того, мы подходили друг к другу с наме­рением проявить любовь. Но, так или иначе, в результате мы испытывали отверженность.

Да, так бывает, что иногда мы испытываем отвержен­ность со стороны других людей. Иногда мы испытываем это чувство, хотя на самом деле нас принимают. В любом случае чувство отверженности является результатом на­шей человеческой порочности, падшей природы, неспо­собности налаживать отношения в совершенстве Христа. Более того, вполне возможно, что вы будете относиться к другим людям в совершенной любви, как Иисус отно­сился к фарисеям, и все равно они почувствуют себя от­верженными вами.

Я стал понимать, что в моей сфере влияния огромное количество людей чувствовали себя отверженными по той или иной причине. Я стал подсчитывать их число и пришел в изумление, увидев, насколько большим был составленный мной список! Не было ни единого случая, когда я хотел на­меренно причинить людям боль. В каких-то случаях я знал, что они именно так воспримут мое поведение, в других случаях их реакция меня удивляла. Я сполна пережил не­приятный синдром моего искреннего неведения в ситуа­циях, когда я выражал особую признательность и приня­тие по отношению к каким-то людям, но позже обнаружи­вал, что они воспринимали мои слова как неприятие.

Я также вкусил небольшую долю того, о чем писал апос­тол Павел верующим в Коринфе: «Я охотно буду издержи­вать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор. 12:15). Павел любил коринфян настолько сильно, что го­тов был рисковать их привязанностью, чтобы послужить им исправлением и критикой, приправленной любовью. Он изливал на них искреннюю любовь, но по причине их незрелости они воспринимали его любовь как неприятие. В этом состоит риск духовного отцовства. Когда Бог при­зывает нас к духовному наставничеству, бывают времена, когда наши духовные дети не видят любви в нашем к ним отношении. Все дело в том, что они просто не могут осо­знать, что мы любим их еще больше, чем раньше. Родители должны знать, что дети часто отвергают их из-за той пози­ции, которую они вынуждены занять.

При самых лучших обстоятельствах и с самыми доб­рыми намерениями мы все равно делаем что-то такое, из- за чего другие люди чувствуют себя отверженными. Пока мы живем здесь, на этой земле, отверженность всегда будет самой острой проблемой, присутствующей в наших меж­личностных взаимоотношениях.

Мы все переживали ее в прошлом. И мы все идем по до­роге, над которой большими и яркими буквами начерта­но «ОТВЕРЖЕННОСТЬ». 0на неизбежна, и потому мы гарантированно почувствуем ее снова. По этой при­чине наша реакция на нее становится постоянным и важ­ным вопросом, с которым нам следует разобраться честно и с практических позиций.

Огромная тема

Проблема отверженности и принятия людей представ­ляет собой разностороннюю и сложную тему. Мы все про­ходим через уникальные обстоятельства и ситуации, с ко­торыми пытаемся разобраться. Кто-то из вас, читая эту книгу, может подумать: «Да, я понимаю, о чем вы говори­те, но вы не знаете, что произошло в моем случае».

Поскольку эта тема исключительно масштабна, совер­шенно невозможно описать все вероятные сценарии с от­верженностью или принятием людей. Поэтому мы не ста­нем делать акцент на конкретных ситуациях, но высветим общие принципы.

Если в данном учении вы обнаружите ситуации, перекли­кающиеся с вашими конкретными обстоятельствами, и вам покажется, что этот материал был освещен недостаточно, я направлю вас к словам Иисуса Христа, Который сказал: «Пойдите, научитесь, что это значит» (Мф. 9:13). Иисус ве­лел Своим ученикам самостоятельно изучать Библию.

Итак, воспряньте духом, ибо вы имеете Духа Святого, Который был дан вам для того, чтобы привести вас к позна­нию всякой истины. Используйте Писание и принципы, приведенные в этой книге, в своей жизни и поверьте, что Святой Дух поможет вам получить конкретные ответы, не­обходимые для вашей конкретной ситуации.

Эта книга невелика по объему, но я молюсь, чтобы она помогла вам увидеть правильный путь к сердцу Бога. Да­вайте приступим к изучению и исследованию этого важ­ного предмета.

Глава 2

Наши рекомендации