Из христианских Священных Писаний
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
От Луки, 1:35
И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Там же, 3:22
И Слово было Бог... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
От Иоанна, 1:1,14
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем... И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
Там же, 1:32,34
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Там же, 3:16
Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
От Иоанна, 10:34-36
Бог во Христе примирил с Собою мир.
2 Коринфянам, 5:19
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне.
Евреям, 1:1-2
И он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.
Ефесянам, 4:11
Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.
Там же, 2:20
Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
От Матфея, 10:20
И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
Деяния, 2:4
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
Римлянам, 1:19-20
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Там же, 8:14
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
Там же, 8:16
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
1 Коринфянам, 3:16
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?.. Прославляйте Бога и в телах и в душах ваших, которые суть Божии.
1 Коринфянам, 6:19,20
Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
2 Коринфянам, 6:16
На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Ефесянам, 2:22
...Совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
Филиппийцам, 2:12-13
Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Колоссянам, 1:29
И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный.
1 Послание Петра, 2:5
Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.
От Матфея, 11:13-14
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
Там же, 16:13-14
И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе.
Там же, 17:10-13
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
От Иоанна, 9:1-3
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон.
Откровение, 3:12
Ориген учил, что от Бога исходят все существующие Духи, будучи все одаренные свободной волей; что некоторые из них не уклонялись от пути праведности и в награду заняли место, которое мы называем ангельским чином; что затем пришли другие, которые, распоряжаясь своей свободной волей, уклонились от пути долга и затем перешли в человеческую расу, чтобы снова обрести путем праведных и благородных деяний ангельское состояние, которое они не сумели сохранить, что другие, также распоряжаясь своей свободной волей, еще глубже погрузились в зло и стали злыми духами или дьяволами. Так что первоначально все эти Духи были добры; но добры по невинности, а не по знанию. И он указывает, что ангелы могут стать людьми, люди могут стать ангелами, и даже злые духи могут снова подняться и стать опять людьми и ангелами.
De Principlis, passim.
По поводу того, что Иоанн Креститель был исполнен Духа Святого уже в лоне матери, он говорит, что некоторые "думают, что Бог исполняет индивидов Св. Духом Своим и ниспосылает на них святость не по заслугам и справедливости, а незаслуженно. Как нам избежать мысли: Может ли Бог быть несправедливым? Избави Бог. Или следующей: Может ли Бог быть лицеприятным? Ибо так рассуждают те, которые утверждают, что души являются в жизнь (рождаются) вместе с телами".
Там же, I, VII, 4
Не согласуется ли это более с разумом, что каждая душа в силу некоторых таинственных причин (я теперь говорю о воззрениях Пифагора, Платона и Эмпедокла, которых часто называет Цельс), вводится в тело сообразно со своими заслугами и прежними деяниями?
Ориген, Contra Celsum, I, XXXII
Если мы рассмотрим случай Исава, то мы увидим, что он был осужден вследствие своих грехов на худшую жизнь.
Иероним. Письмо к Ариту
(Много подобных мест можно найти у Отцов церкви, утверждающих предсуществование души и перевоплощение.)
Из Священных Писаний ислама
Мы дали вам книгу закона Моисеева и вслед за нею отправили к вам других посланников. Иисусу, сыну Марии, мы даровали знамения и укрепили Его Духом Святым.
Коран, 2:81
Говорите: мы веруем в Бога и в посланных к нам свыше... и в книги, врученные Господом пророкам; мы не делаем между ними никакого различия.
Там же, 130
Некогда люди составляли единый народ. Бог послал пророков.
Там же, 209
Верующие признают Бога, ангелов Его, книги и посланников Его; мы не делаем различий между посланниками Бога.
Там же, 285
Однажды ангелы сказали Марии: Бог возвещает тебе Слово Свое. Имя Ему будет Мессия, Иисус, сын Марии; Он будет прославлен в этом мире и в том и будет стоять близко к самому Богу.
Там же, 3:40
Бог лучше знает, куда Он должен направить Своих посланников.
Там же, 6:124
Апостолы Господа нашего возвестили нам истину.
Там же, 7:41
О народ мой, сказал он им, дух мой не находится в заблуждении, — но я посланник Бога, Владыки вселенной; я возвещаю вам приказания Господа; я вам искренний и преданный советник.
Там же, 7:65,66
Сколько пророков посылали мы к прежним народам!
Коран, 43:5
Я сотворю сейчас человека из глины. Когда же Я придам человеку форму совершенную, Я вдуну в него часть духа Моего.
Там же, 38:71,72
Бог пребывает в сердце каждого верующего.
Изречение Магомета
Можете ли вы быть неблагодарны к Богу, вы, которые были мертвы и которых Он оживил, к Богу, Который лишит вас жизни, чтобы впоследствии вернуть к ней снова, и к Которому вы снова возвратитесь.
Коран, 2:26
Бог творит и повелевает сотворенному возвратить в недра Свои.
Там же, 30:10
Душа вступила сперва в минеральное царство, а затем в растительное. Она провела века в растительном и в своей борьбе забыла о минеральном. Когда человек от растительного царства пришел к животному царству, он утерял память о состоянии растительном. И вы знаете, что от животного царства он ведется Творцом к человеческому.
Таким образом он переходил из царства в царство, пока не стал разумным существом.
Меснави, IV. Джалал-ид-Дин-Руми
Я умер как минерал и стал растением.
Я умер как растение и снова явился в животном.
Я умер как животное и стал человеком,
Зачем же мне бояться?
Разве смерть прекращала мой рост?
В будущий раз я умру как человек,
Чтобы выросли у меня крылья ангела.
И ангелов также я должен опередить:
Ибо все погибнет, кроме Его Лица.
Я должен вознестись над ангелами;
Я стану тем, что недоступно воображению.
А затем, да стану я ничто, ибо струна арфы
Во мне поет: "Воистину мы вернемся к Нему".
Там же
О брат, познай с уверенностью, что эта работа была до тебя и меня (т. е. в проистекших веках) и что каждый человек уже достиг известной ступени. Никто не начал этой работы в первый раз.
Письма Учителя Суфи (Ш арф-ид-Дин-Манери)
Из Священных Писаний сикхов
Этот мир есть обитель Истинного Единого. И Истинный Единый пребывает в нем.
Азакивар Гуру, I
Он есть в разуме, и в Нем есть разум.
Сукхмани Гуру, V
Говорит Нанак: Это Дух — Я, связанное кармой, возвращается.
Бхарон Гуру, III
V. ДВА ОСНОВНЫХ ЗАКОНА
Существует два закона: закон раскрытия Духа в материальных проводниках и закон роста или эволюции этих проводников.
Первый закон есть Закон Действия и Противодействия, известный в наши дни под восточным выражением "карма". Карма есть санскритское слово, выражающее действие, а следовательно и противодействие, так как то и другое неразделимы: "действие и противодействие равносильны и противоположны" — говорит наука. Где есть действие, там неизбежно должно быть и противодействие, в этом заключается закон материальных миров; каждый предмет находится в связи и в соотношении с другими предметами, и благодаря этим соотношениям они развиваются. Поэтому карма является законом эволюции для человеческих тел, безразлично, состоят ли они из тонкой или из плотной материи. Материя находится в постоянном движении, в постоянных вибрациях, и Дух, воплощенный в материи, не может избежать этого закона. Происходит это потому, что каждая перемена в сознании Духа — каждое желание, каждая мысль, каждая деятельность — сопровождается изменением вибраций в облекающих его телах, и каждая вибрация, идущая извне от объектов мира, в котором он живет, и отзывающаяся в его телах, вызывает в нем перемену сознания. Это — неизбежное и постоянное соотношение между Духом и материей, между Жизнью и формой, в которой она воплощается. Все эти перемены управляются Законом Действия и Противодействия, Причины и Последствия, Законом Эволюции Материи.
Второй закон есть Закон Жертвы, столь же всеобщий в царстве Духа, как Закон Действия и Противодействия в царстве материи. Раскрытие Духа происходит по Закону Жертвы так же, как развитие тела совершается по Закону Действия и Противодействия. Дух живет и побеждает благодаря жертве так же, как тело растет и развивается благодаря мудро направленной деятельности; вот почему духовное сознание провозглашает: "Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную"79 и "блаженнее давать, нежели принимать".80
"Естественный закон" есть выражение божественной Природы, и он неизменен и ненарушим; мы не можем изменить его, мы можем лишь нарушить его, и такое нарушение, ставя нас в единоборство с законом, приносит страдание. Мы разбиваемся о него так, как разбился бы человек, ударившийся о скалу. Кроме того, у естественного закона нет ни наград, ни наказаний, а только неизбежные последствия, и эти-то последствия раскрывают существование закона. Радость и страдание следуют по мере выполнения или нарушения закона.