Мастер и контролирующая сила
Сатгуру - это фонтанирующий источник милости. Неисповедимы пути, которыми Он посылает Свою милость. Одним только добрым взглядом Он может благословить дживу на веки вечные. В изобилии Сатгуру изливает Наам. Положи Он в Своей милости лишь благословенную руку Свою на голову дживы, и ничего большего уже не пожелает она.
В мгновение ока такая воплощенная душа проникает за темный занавес невежества и испытывает всю силу Его милости - Божественный Свет и Божественную Музыку, которые становятся теперь для нее проявленными. Контакт с ними моментально стирает иначе неизгладимые кармические впечатления многих веков, и воплощенная душа достигает жизни вечной, полной милости Божией и блаженства.
Благословил меня мой Друг блаженством,
ибо внутри явил Поток Он Звуковой;
Рукой меня коснувшись,
мне Бога показал мой Друг.
Прикосновением руки Гуру
Бог одарил меня жемчужиной Наама;
Веков грехи исчезли - такова Наама мощь.
Поистине редки те воплощенные души, кому посчастливилось быть благословленными рукой Мастера подобным образом.
Почтение тому, кто обладает Божественным сокровищем;
Благословенна джива, на которой Мастера рука лежит.
Воистину благословенно прикосновенье Мастера руки,
которым из миллионов лишь один бывает осчастливлен.
Прикосновение руки Мастера всегда и везде помогает воплощенной душе в ее испытаниях и бедствиях, освобождая от всех забот. Весь мир отныне склоняется перед ней и припадает к ее стопам в безмолвном восхищении. Она может свободно отправиться по своей воле и желанию в различные области Творения, ибо милость совершенного Мастера и ее делает такой же совершенной.
Если руку Он держит над чьей-либо головой,
то Сила Его простирается во все стороны;
Путь в царства духовные милость Его открывает,
полагая конец всем несчастиям дживы.
ГЛАВА 29
САМООТДАЧА МАСТЕРУ
Припасть к стопам Мастера означает слить индивидуальную волю с Волей Мастера и полностью отдать себя на Его милость. Это самый надежный и простой способ избежать всяческих забот и треволнений. Это происходит только в том случае, если ученик абсолютно верит Мастеру и убежден в Его компетенции.
Такой тип самоотдачи напоминает ситуацию, когда совершенно беспомощный пациент, доверяя квалификации знающего хирурга, отдает свою жизнь в его руки, спокойно подставляя себя под его нож и скальпель.
Подобную самоотдачу можно также сравнить с поведением безнадежно заблудившегося в дикой местности путешественника, который доверяет вывести себя оттуда нашедшему его лесничему.
Точно таким же образом работа Мастера не ограничивается только обучением теории Пара Видьи (Науки о Запредельном), но включает и практическую демонстрацию результатов духовных экспериментов, а также помощь и руководство во всех встречаемых учеником трудностях. Истинный Друг не только дает теоретические уроки о том, как освободиться из-под влияния разума и материи, но и помогает в осуществлении этого освобождения.
Например, предположим, что человеку нужно выехать за границу. Сначала он наводит справки относительно различных доступных наземных, морских или воздушных транспортных средств, чтобы сделать свой выбор. После принятия решения он входит в самолет, поднимается на корабль или садится в поезд и без малейшего волнения занимает свое место, полностью доверяя квалификации ведущего транспорт. Если корабль начнет качать или самолет попадет в бурю, то в обязанность капитана или пилота входит спасение любой ценой транспортного средства с пассажирами, за которых он несет ответственность.
Аналогичным образом ищущий духовного продвижения должен сначала, после тщательного исследования, принять решение относительно духовного достоинства Мастера, а затем целиком и полностью довериться Его авторитету и руководству без каких-либо мысленных оговорок, ибо только Ему известны все изгибы и повороты того духовного пути, где Он уполномочен действовать как безошибочный проводник.
Слово "самоотдача", таким образом, означает, что ученику следует быть совершенно уверенным относительно умения и компетенции Мастера, скрупулезно следуя в своих делах Его инструкциям, какими бы они ни были и согласуются они с его разумом или нет, ибо разум ученика, будучи ограниченным, может ошибаться или неглубоко видеть и колебаться.
Так что не ему задавать вопросы по поводу правильности указаний Мастера. Ученик должен уметь, как солдат, подчиняться Его команде, не выясняя что, как и почему так надо поступать, ибо Мастер знает, что есть наилучшее и наиболее подходящее в каждом случае.
Таким образом, человек должен подчиниться Мастеру буквально, точка в точку исполняя ту садхану или духовную практику и дисциплину, которая ему предписана.
Это единственный способ добиться успеха на духовном пути, и другого просто не существует.
У нас есть в этом отношении свидетельство Хафиза, великого суфийского поэта из Персии, который заявляет:
Коврик молитвенный вином ты облей, если Мастер того пожелает;
Ибо дороги изгибы, что ждут впереди, Ему известны, как никому.
Когда ученик целиком доверяется Мастеру, он освобождается от всех забот, а Мастер при этом должен взять на Себя всю ответственность за него, так же как мать это делает по отношению к своему ребенку, который еще не знает, что для него хорошо.
По мере того, как ученик преуспевает в своём духовном развитии (садхане), он подготавливает себя к получению большей милости от Мастера. Под Его чутким и добросердечным влиянием ученик день ото дня продвигается вперед, а все желания ученика выполняются без малейшего напряжения с его стороны.
Мудрецы и провидцы на кровлях провозглашают:
Вы, искатели мира, Мастеру-Святому вручите себя.
В Главе 17, тексте 66 Бхагават Гиты Благословенный Господь Кришна как мировой учитель заявляет:
Оставь все другие обязанности и вручи себя Мне одному, как хранителю твоему;
Я от всех грехов совершённых избавлю тебя; не страшись ничего.
В Святом Коране мы можем найти то же самое:
Кто предал свой лик Аллаху, творя добро,
то ему - его награда у Господа его,
и страх никакой не падет на него,
и не будет печален вовек.
И в Библии сказано:
И обращу на тебя руку Мою,
и, как в щелочи, очищу с тебя примесь,
и отделю от тебя все свинцовое. (Ис 125)
Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. (Мф11 28)
И еще:
Позови меня в день скорби твоей; Я избавлю тебя.
Самоотдача - это не такая уж простая задача. Чтобы ее выполнить, человек должен вернуться в состояние невинного ребенка. Это означает полную инволюцию, совершенную метаморфозу, вытесняющую его собственную индивидуальность. Это путь самоотречения, на который не каждый способен.
С другой стороны, путь духовной дисциплины сравнительно прост, и каждый, приложив усилия, может попытаться достичь духовного продвижения. Это, без сомнений, длинный и извилистый путь в сравнении с путем самоотдачи, однако, доверяя Мастеру, можно твердо ступать по нему шаг за шагом. Но если человеку посчастливится взять на себя путь самоотдачи, он сразу получит все благословения Мастера, ибо тогда он окажется прямо «в руце Божией», и ему уже ничего не надо будет самостоятельно для себя делать.
Тогда он станет Избранником Мастера, Его возлюбленным сыном, сыном Самого Бога. Однако, такого отношения к себе очень редко удостаивается даже действительно благословенная душа.
Если Господу будет угодно,
тогда, о Нанак, может взять на себя человек
самоотдачи путь.
Тот воистину благословен,
кто к стопам Сатгуру себя принесет.
Подле Истины стоя Самой,
Истиной упивается он,
просто сливаясь с Ней.
О Нанак! Лишь по милости Господа Самого
встретить можно Гурмукха такого.
В святых Писаниях можно найти описания множества благоприятных сторон, возникающих в результате принятия этого Пути.
Исчезнут все напасти и печали,
коль к Мастера ногам себя сложить.
В этом мире печалей и радостей
обретает спасенье лишь тот,
кто приникнет к стопам Сатгуру;
За пределами гун трех Гурмук пребывает
и угоден он Господу Самому.
С самоотдачей очищенным разум становится,
а одним воспеванием имени Бога того не достичь.
Ибо мира всё благо приложится к тем лишь,
кто жаждет Его лицезренья;
Тот, кто себя отдает, спасается полностью,
завершив все желанья свои.
Все радости приходят с Сатгуру,
так припади тогда к Его стопам;
сам вид Его уже несет блаженство.
Все сожаления свои оставив,
Ему неси ты песнопенья.
Мир вижу я, в огне эгоизма себя истребляющий.
Вырвись оттуда, вручив себя Мастеру,
чтоб с Истинным Шабдом соединиться.
Себя я вручаю Тому,
Кто Один есть Причина всему,
и деятельная, и материальная.
Милость Его мне в свете луны открыла отчизну мою.
Импульсу жизненному Мастера совершенного благодаря
Рам Наам теперь во мне покоится;
О Нанак! Сам Господь милосердным становится,
коль себя принесешь к стопам Мастера.
В период Кали Юги везде сокрытым пребывает
Наам, которым наполняет всё Господь;
Однако, при полной Мастеру самоотдаче
проявленным Наам бесценный обращается.
Благодаря благословениям Гуру можно освободиться от страха смерти и благополучно переплыть жизненное море.
Он смерть с успехом побеждает и никогда не попадает в ад.
О Нанак! Спасен самоотдачей он,
поскольку Хари на Себя берет о нем заботу.
После принятия Акцептантом все действия воплощенной души становятся правильными.
О Нанак! Никогда он в ад не отправится; дар самоотдачи таков.
Предаваться Нааму способны только Избранники.
О Нанак! Коль себя к стопам Мастера принесешь,
уходить и вновь приходить больше не понадобится.
Путем самоотдачи садх всех бед Рассеивателя достигает
и Господина сущего всего.
И жизни море беспокойное так можно быстро пересечь.
Когда джива вручает себя Сатгуру, то Господь берет эту душу под Свою защиту, одаривая ее благословениями Сехадж (вечного счастья). Все ее сомнения и страхи теперь исчезают, и она достигает своего истинного "Я".
ГЛАВА 30
СЛОВА МАСТЕРА
Человек должен приходить к Мастеру с непредубежденным взглядом. Поскольку он знает, что все его действия до сих пор, как личные, так и общественные, не привели к спасению, ему следует распроститься с ними и попросить у Мастера инструкции для духовной практики.
Получив такие инструкции, он должен скрупулезно им следовать, и именно в этом и состоит его личная преданность. Что бы Мастер ни поручил сделать, это должно приниматься как истинная правда, не взирая на то, поддается ли это простому человеческому разумению или нет. Наш разум и интеллект в конечном счете ограничены и не в состоянии достигать тех глубин, которые доступны Мастеру. Он знает все «что», «как» и «почему» Своих указаний, отдавая команды подобно Фельдмаршалу, взявшему на себя полную ответственность.
Таким образом, мы должны научиться безоговорочно Ему подчиняться, выполняя то, что Он скажет как настоящий солдат. Хафиз так говорит по этому поводу:
Коврик молитвенный вином ты облей, если Мастер того пожелает;
Ибо дороги изгибы, что ждут впереди, Ему известны, как никому.
Простое согласие с Мастером на словах не принесет никакой пользы. Мастер просит абсолютного доверия к тому, что Он говорит, ибо именно в этом и кроется конечный успех для ученика. В Евангелии есть следующие яркие подтверждения такому послушанию:
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. (Ин 14 15)
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. (Иак 1 22)
И еще: одни лишь беседы о духовности не принесут пользы.
На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; ...
... по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают. (Мф 232-3)
Ибо Царство Божие не в слове, а в силе. (1 Кор 420)
Поскольку тело без души представляет собой только мертвый каркас, то, следовательно, действуя само по себе, оно остается при этом всего лишь мертвым каркасом. Святой Павел говорит:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими,
а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. (1 Кор 13 1)
То же самое можно сказать и о даршане или о лицезрении Мастера. Он может одарить вас временным миром и спокойствием разума, но как только вы удалитесь, разум снова взбунтуется и возьмет верх над телом и душой. Таким образом, ничего не остается, как только возложить все надежды на Путь Мастеров. Слова Мастера настолько глубоко западают в душу, что едва ли кому-то придет в голову не последовать за Ним.
Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
(Ин 15 7-8)
Итак по плодам их узнаете их. (Мф 720)
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
(Мф 13 23)
Мир можно сравнить с жатвой, а люди во время жатвы только то и делают, что собирают плоды.
Прими как истинную правду Мастера слова,
и собери с успехом Плоды Жизни.
Слова Мастера неотделимы от Него. От полноты сердца звучит Его речь. Мастер внедрен в Слово, и слова Его выражают то, что пребывает в Нем, то есть, Слово, Жизненный Импульс и Силу. Как же тогда их можно отделить друг от друга? Слова, несомненно, проникают в самые сердца стремящихся, и другим не понять те сладкие муки, которые они при этом переживают.
Когда по Господу тоска достигла силы,
Мастера слова проникли в мое сердце;
о тех муках знает разум лишь один;
кто ж еще другого муки может знать?
Чем большее значение человек придает словам Мастера, тем большей милостью он одаривается. Истинная преданность Мастеру состоит в принятии и исполнении Его указаний. Гуру Рам Дас наставляет нас, что мысль о Мастере должна быть нашим постоянным спутником, каким бы ни было наше занятие. Мастер сокрыт в Своих Словах, и Его Слова, фактически, и есть действительный Мастер.
Свято Слово Мастера, и лишь через Него
Жизни Эликсир возможно получить;
ибо Слов Его принятие бессмертьем наделяет.
Ни на миг Слова Мастера не забывай,
ибо в этом и состоит настоящая преданность и истина.
Действуй в согласии с Мастера Словом;
так созерцание истинным станет.
Слово Мастера всегда пребывает в посвященных, и никакая сила на земле не в состоянии Его оттуда вырвать. Оно не горит в огне и не смывается водой. Неразрушимо Слово Мастера и бессмертно. Оно творит несотворимое, защищая нас на каждом шагу. Оно бьет в самый корень наших сомнений и скептицизма. Даже ангел смерти не может находиться рядом с Ним.
Войди в общенье с Рам Наам посредством Мастера инструкций;
Нектаром этим наслаждаться возможно лишь в компании Святых;
С помощью Мастера ты отчизну свою обрети;
И тогда уже больше не будет ни приходов сюда, ни уходов.
Никто не может войти в контакт с сокровищем Наама только за счет своих деяний на чувственном плане.
Все люди, несомненно, могут и петь, и слушать Гурбани, однако, пользу из этого извлекают лишь те, кто действительно верит словам Мастера как истинной правде:
Когда приходят к Мастеру служители Его и ученики,
из Святых Писаний поют они стихи священные;
Однако, пение и слушанье приемлемо у тех лишь,
кто с верой принимает Мастера слова.
Люди, которые снова и снова встречаются с Мастером, всё более и более проникаются любовью к Нему; те же, кто считает Его слова Истиной, становятся возлюбленными Господа.
Каково бы ни было указание Мастера, ему должно следовать с непоколебимым усердием; это необходимо, чтобы вы были способны крепко удерживаться в Шабде, который и приведет вас обратно в ваш родной дом.
Всё, что Мастер ни скажет, вы должны исполнять;
Если будете следовать Звуковому Потоку,
то самих вы себя обретете и Нааму благодаря
все лавры себе завоюете.
Кто по Мастера указанию действует,
утешение истинное в награду получит.
О Нанак! Безопасно переправиться домой может всякий,
повеленьям следуя Его.
Исполнять Волю Мастера совершенно необходимо, ибо именно в этом и кроется успех ученика.
Сатгуру встречают многие люди, однако этого недостаточно. Для спасения нужно подчиниться Ему и в мыслях, и в словах, и в поступках.
Кто угодно взирает на Мастера, о да, целый мир;
Без контакта с Наамом, однако,
лишь одним лицезреньем Его спасения не обретешь.
Мастер должен быть адептом в Сурат Шабд Йоге, способным проявить Шабд внутри нас; тот самый Шабд, что отсутствует на уровне девяти отверстий, и является отличительной чертой только десятого отверстия.
Когда такой Мастер найден, то ученику надлежит со всей преданностью подчиниться Его власти, формируя себя соответствующим образом. Поступая так, ученик извлечет величайшую пользу из своего человеческого рождения, оказывая при этом еще и истинную помощь как своим предкам, так и потомкам, и в жизни для него уже не будет ничего, достойного опасения.
Благословенно воистину рождение тех, кто следует Мастера Воле;
Ибо они свои семьи спасают, матерям принося много милости.
Тот, кто по образу Мастера лепит себя, ни с каким не столкнется несчастьем;
его на Пути ожидает Нектара Резервуар, к которому доберется он с легкостью.
Ученик, следующий Воле Мастера, обретает в результате Эликсир Жизни, завоевывая тем самым Царство Бога, принадлежащее ему по праву рождения.
О человек! Воле Мастера ты последуй;
Обитай в своем доме родном,
жизнью вечною там наслаждаясь.
Кто же способен понять Волю Мастера и скрупулезно Ей следовать? Тот, в ком работает милость Господа.
В ком работает Господа милость,
тот один слова Мастера принимает и следует им.
Нет более великого человека, чем тот, кто, принимая Слова Мастера, реализует Бога. Следовательно, мы должны устремиться к Слову и попытаться войти с Ним в контакт посредством Сант Сатгуру.
О разум! Ты всегда слова Господа помни;
Тот, кто Слову благодаря, дом родной обретает,
драгоценностью высочайшей является меж людей.
Благословения Хари Наам слишком многочисленны, чтобы их перечислить. Тот, кто окрашивается в цвет Слова, всегда воздает хвалу Господу. Все его труды автоматически принимают нужную форму в нужное время.
Все его желания непременно исполняются, ибо сама Природа теперь становится в его полном распоряжении. Он освобождается от всех бед и несчастий. Он теряет все мысли о "я" и "мое", никогда не становясь тщеславным.
Он подымается над парами противоположностей: богатством и бедностью, удобством и неудобством, наслаждением и болью, известностью и безвестностью, ибо пребывает в состоянии спокойствия и равновесия.
Яд разума и материи уже не имеет на него воздействия. Находясь в мире, он более не от мира сего, ни к чему не имея привязанностей и ни о чем не беспокоясь; по своему желанию он может передвигаться теперь куда угодно.
Иллюзии и заблуждения мира на него не действуют. Он избавляется от власти Каля (Времени), ибо время уже ничем не в силах его сковать, пространство чем-либо ограничить, а причинность зачаровать.
Он обретает жизнь вечную, вновь отвоевывая себе Царство Бога, Сад Эдема, откуда был изгнан за свое первое ослушание Бога.
Он не только спасает свою собственную душу, но и Силой Слова вызволяет души многих других, вошедших в общение с ним, а также души своих предков и потомков.
Воистину благословен человек, имеющий счастливую судьбу принадлежать к пастве Сант Сатгуру, получая таким образом наивысшее вознаграждение в жизни.