IV. Спасение предлагается всем.
(Прочитайте в классе 1Тим.2:3-4; 4:10; Иоан.3:16; Тит.2:11 и 2Петр.3:9).
Предложенные для исследования стихи ясно свидетельствуют об универсальном характере спасения. Но как эти отрывки соотносятся с тезисом Павла, что Бог избирает Израиль для Его миссионерской цели?
Чтобы ответить на данный вопрос, давайте поразмышляем над пятью стихами, которые отчетливо говорят о спасении по благодати, которое зависит исключительно от воли самого человека:
1. «(Спаситель наш Бог) хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим.2:3-4);
2. «(Бог), Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10);
3. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16);
4. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11);
5. «Господь… долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр.3:9).
Для размышления: О чем говорят нам эти стихи? Давая ответ, поразмышляйте над следующим логическим обоснованием. Если в Рим.9 Павел имеет в виду, что Бог предопределил всех людей к спасению, независимо от их добровольной, основанной на вере и благодати реакции на Евангелие, тогда Священное Писание противоречит само себе. Может показаться «логичным» предположение, что тема великой борьбы не способна объяснить природу греха и страданий. Впоследствии это приведет к ужасному выводу: Бог является единственной причиной зла и необоснованно спасает от наказания за грех.
Как правильное понимание библейской истины, изложенное в Рим.9, опровергает это ложное предположение?
Шаг 3 — Применяйте!
Для учителей: Предложите посетителям вашего класса поразмышлять над последним вопросом, касающимся темы великой борьбы. После этого обсудите нижеприведенные вопросы.
Практические вопросы:
1. Эта тема часто фигурирует в философии и теологии как «проблема теодицеи». Она имеет дело с тем, как мы оправдываем Бога или даем Ему надлежащую оценку на фоне человеческих страданий и бед. Как вы пытались решить для себя проблему существования зла?
2. Каким образом наше объяснение Рим. 9 помогает понять аргументацию Павла в Послании к римлянам? Или же мы ошибочно заимствовали идею о «свободной воле и свободной благодати», которая чужда воззрениям Павла? Обсудите.
3. Справедливо ли рассматривать слова Павла в более широком библейском контексте, когда мы приводим многочисленные стихи, в которых речь идет о свободной воле и свободной благодати?
4. Каким образом тема великой борьбы дает удовлетворительное объяснение проблеме существования зла и немыслимых человеческих страданий и потерь на протяжении истории нашего мира?
Шаг 4 — Творческое задание
Для учителей: В ходе того, как члены класса будут стараться понять Рим.9 и рассуждения Павла об «иудейском вопросе», попытайтесь сделать так, чтобы они разделили заботу апостола о спасении иудеев и язычников.
Практическое задание:
1. Попросите посетителей вашего класса прочитать о переживаниях Павла по поводу спасения иудеев в Рим.9:1–4.
2. После размышления над опытом христианского свидетельства и служения попросите каждого в отдельности и класс в целом задаться вопросом: приходили ли вы в вашей жизни к такому моменту, когда желали умереть либо вместе с Божьим народом (как Моисей), либо за христиан и не исповедующих христианство людей (как Павел).
3. Рассуждая в Рим.9:30–33 над тем, как «Израиль» (евреи первого столетия) и «язычники» относятся к Евангелию, Павел сравнивает два противоположных опыта тех, кто ищет «закона праведности» (Рим.9:31). Он определяет эти способы как «праведность от веры» (Рим.9:30) и «дела закона» (Рим.9:32). Какие ключевые характеристики помогут последователям Христа увидеть различия между опытом, основанным на «вере», и опытом, основанным на «делах закона»?
Урок 11. Избрание
Библейские тексты для исследования:Рим.10, 11.
Памятный стих: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» (Рим.11:1).
Урок этой недели охватывает главы 10 и 11 Послания к римлянам, сосредоточивая особое внимание на главе 11. Важно полностью прочитать обе главы для того, чтобы правильно уловить ход мысли Павла.
Эти две главы обсуждаются чаще остальных. Тем не менее в этих главах отчетливо прослеживается одна тема — Божья любовь к человечеству и Его огромное желание увидеть все человечество спасенным. Ни одной группе людей не отказано в спасении. В Рим.10:12 ясно говорится, что «нет различия между Иудеем и Еллином»: все грешники, и все нуждаются в Божьей благодати, данной миру через Иисуса Христа. Эта благодать предлагается всем — не по национальности, происхождению или делам закона, но только по вере в Иисуса, Который умер за грешников всей земли. Роли могут меняться, но основной план спасения остается неизменным.
Павел развивает эту тему в главе 11. Как уже отмечалось ранее, важно понимать, что, обсуждая вопросы избрания и призвания, Павел не касается вопроса спасения. Речь идет о конкретной роли в Божьем плане спасения мира. Ни одной группе людей не было отказано в спасении. После жертвы Христа на кресте и возвещения Евангелия язычникам, в частности, через Павла, ранняя община верующих, состоявшая из иудеев и язычников, приняла на себя задачу благовестия миру.