I. Что вызвало грех и страдания и какое спасительное решение Бог даровал погибающему человечеству?
1. Какие действия сатаны и Адама привели человечество ко греху, страданиям и смерти?
2. Как Христос через Свою жизнь, смерть и воскресение даровал грешникам возможность занять новое положение перед Богом?
3. Каким образом разница между Адамом и Христом может помочь нам понять спасение?
II. Муки Христа, испытавшего всю пагубность греха и ужас разделения с Отцом.
1. Как мы можем проиллюстрировать незащищенность Христа перед омерзительностью греха?
2. Как мы можем понять глубокое чувство оставленности Богом, которое Христос испытал в Гефсимании и на кресте?
III. Переживания Адама относительно далеко идущих последствий его падения.
1. Вспомните о своих чувствах в момент, когда вы причинили боль вашему другу.
2. Попросите посетителей вашего класса рассказать о благословенном опыте прощения и восстановления разрушенных отношений.
Заключение: Изучая тему этого урока, мы должны в молитве исследовать вопрос, какая взаимосвязь существует между грехом, искуплением Христа и оправданием по вере.
Учебный цикл
Шаг 1 — Мотивируйте!
Отрывок из писания: Рим.5:1-2.
Основной принцип духовного роста: Оправдание по вере в искупительное служение Христа указывает на то, как верующие должны соотносить себя с Адамом и Христом. От Адама мы наследуем вину, осуждение и смерть, но по вере во Христа мы обретаем свободу от вины и силы греха.
Для учителей: Мы подошли к тому месту, где стыкуются библейские учения о грехе, оправдании по вере в Христа и новой жизни верующего в Духе. Таким образом, мы можем понять, как нам относиться к тому общему наследию, которое мы имеем в Адаме и которое можем по вере разделить с Христом. Благословения, которые мы получаем во Христе, намного превосходят то, что верующие могут надеяться обрести через наследие Адама. Жизнь во Христе характеризуется обильными благословениями, которые сводятся к тому, что мы «примирились» с Богом «Кровию» Христа и «спасаемся жизнью» Христа (Рим.5:9-10).
Вступительная дискуссия: Обсудите в классе значение нашего греховного наследия, полученного от Адама, и прощения через веру в искупительное служение Христа. Попросите участников исследовать вопрос, каким образом спасение от силы греха через веру в Христа определяет нашу последующую жизнь в Духе.
Для размышления: Поразмышляйте над стихами, имеющими большое значение для вашей жизни с Богом в качестве Его учеников и побуждающими осознать нужду в Божественном принятии и силе Духа. Подготавливаясь к этому уроку, подумайте о воздействии, которое грех оказал на первого Адама и на Второго Адама, особенно в Гефсимании, ставшей для Господа преддверием Голгофы.
Шаг 2 — Исследуйте!
Для учителей: Давайте помнить: 1) истинность учения об оправдании по вере подтверждается в Рим.3:21–4:25; 2) Павел в пятой главе побуждает своих читателей к усвоению богословских, духовных и моральных уроков, вытекающих из опыта оправдания по вере во Христа.
Библейский комментарий
I. Оправдание дает уверенность в чудесных благословениях.
(Прочитайте в классе Рим.5:1–5).
Быть принятым Богом равнозначно тому, как если бы мы вошли в столовую и внезапно поняли, что для Божьих детей приготовлен пир из духовных лакомств, «предназначенных для царя». Более того, мы испытываем глубокое чувство благодарности за Божий дар мира (см. Рим.5:1). Благодаря ему мы обретаем новый законный статус перед Богом и можем хвалиться «надеждою славы Божией» (Рим.5:2). К тому же такая хвала «надеждою» (Рим.5:4) приводит верующих к тому, что мы «хвалимся и скорбями» (Рим.5:3). Павел заявляет, что «скорби» запускают удивительную цепную реакцию: «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда» (Рим.5:3-4). Павел заключает: ощущение надежды как полная противоположность разочарованию приводит к тому, что любовь Божья изливается в наши сердца Духом Святым (см. Рим.5:5).
Для размышления: Перечисленные здесь благословения трудно вообразить. Но что вы думаете о последнем благословении — даре Святого Духа, который наделяет верующего способностью понять все, что будет открыто ему впоследствии?
II. Источник всех надежд.
(Прочитайте в классе Рим.5:6–11).
Богодухновенные стихи Рим.5:6–11 показывают Божьи примирительные действия через оправдывающую жизнь Христа и Его смерть. В них говорится о том, как верующие, ведомые Духом, могут получить «примирение» (Рим.5:11). Дух указывает на заместительную смерть Христа как на источник всех надежд христианина.
Вопросы для обсуждения:
1. Пожалуй, самые известные слова этого отрывка: «Будучи оправданы Кровию Его, спасаемся Им от гнева» (Рим.5:9). Как мы понимаем слова «кровь» и «гнев» в контексте разговора о Божьей жертве, даровавшей нам «примирение» с Ним (Рим.5:10-11)? В Рим.5:10-11 говорится не только о «смерти» Христа, но также о «Его жизни». Каким образом жизнь Христа примиряет верующих?
2. Обсудите следующие вопросы. Вменяется ли верующим «жизнь Христа» точно так же, как и Его «смерть»? Или же жизнь Христа является больше примером жертвенного служения и мерилом нравственности?
III. Первый и второй Адамы.
(Прочитайте в классе Рим.5:12–14).
Существует исторический факт: в Адаме все человечество согрешило и стало виновным. В силу этого Адам стал источником греха, а Христос, Второй Адам, — источником избавления от вины и силы греха. Очевидно, невозможно полностью объяснить грех, или «тайну беззакония» (2Фес.2:7), но Павел утверждает, что во Христе мы имеем надежду на победу над ним.
Для размышления: Мы не можем объяснить природу греха и нашего наследия, полученного от Адама. Но Бог через Христа даровал всем вечное спасение. Что этот дар говорит о справедливости Бога, позволившей греху проникнуть во Вселенную?