II. Ложное чувство безопасности.
(Прочитайте в классе Рим. 2:17–29; 3:1).
В Рим.1 и 2 представлено общее состояние, в котором находятся как язычники, так и иудеи, — «под грехом». Это дает возможность применить Евангелие, описанное в третьей главе, ко всем. Здесь мы наблюдаем тот же самый подход. Но в Рим.2 изображено также ложное чувство безопасности, рождающееся по причине благости Бога. Это ложное чувство безопасности подрывает искреннее повиновение Богу и подменяет собой истинную Божью благодать (см. Рим.3:24).
Перед тем как ответить на поставленный выше вопрос, давайте его повторим: «Каким образом собеседник Павла может подумать, что он и те, кого он представляет, избегнут Божьего суда?». Представление о добром, долготерпеливом и любящем их (не язычников!) Боге позволяет максимально смягчить приговор Божьего суда, вынесенный им (не язычникам!) (см. Рим.2:5). Павел исправляет это ложное понимание благости Бога, указывая на то, что: 1) благость ведет к покаянию и 2) Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим.2:6). Другими словами, Бог глух к прославлению Его благодати, когда ее используют в качестве оправдания непослушания или мнимого освобождения от суда.
Эта мысль также прослеживается во второй части Рим.2. Мы находим как минимум десять притязаний человека на особые привилегии. Он называет себя иудеем, хвалится Богом, претендует на роль путеводителя слепых и т. д. (см. Рим.2:17–21). Кроме того, он имеет особый знак завета — обрезание (см. Рим. 2:25), ему вверено Слово Божье (см. Рим.3:2), а также такой человек убежден, что быть иудеем — великое преимущество «во всех отношениях» (см. Рим.3:2). Но надежда израильтян на то, что Бог милостиво избрал их и наделил привилегиями завета, в ситуации, когда они пренебрегают этим законом/заветом, бесчестит Бога и побуждает язычников хулить имя Божье (см. Рим.2:23-24).
Исправляя эту двойную мораль, Павел выдвигает концепцию, которая не давала покоя ученым на протяжении долгих лет. Павел в середине главы пишет: «Потому что не слушатели закона [указание только на иудеев] праведны пред Богом, но исполнители закона [иудеи и язычники] оправданы будут» (Рим.2:13). Если бы Бог действовал иначе, то благоприятный исход на суде ожидал бы только иудеев, так как ни один язычник не мог претендовать на моральные и религиозные благословения (такие как слушание закона), изливавшиеся на Израиль. Но, согласно словам Павла, такое невозможно, поскольку «нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11).
Все преимущества, связанные с принадлежностью к Божьему народу завета, ничего не значат, если нарушается закон. Обрезание может стать необрезанием (см. Рим.2:25), а принадлежность к иудейскому народу может быть поставлена под сомнение (см. Рим.2:28).
Таким образом, Божья милость к Израилю, к сожалению, обернулась тем, что евреи самонадеянно закрыли глаза на собственный грех и лицемерное отношение к язычникам. Павел, подобно Иоанну Крестителю, подготовившему путь для пришествия Христа, разрешает этот спорный вопрос, чтобы проложить путь для Божьего Евангелия о Христе, которое он раскрывает в следующих главах. Это Евангелие дано как для иудеев, так и для язычников, для вас и для меня.
Для размышления:
Какие ложные богословские представления препятствуют современным христианам в полной мере проповедовать Евангелие?
Шаг 3 — Применяйте!
Для учителей: «Дешевая благодать», лицемерие и пренебрежение законом — ключевые проблемы, с которыми сталкивается сегодня христианская церковь. Иронично, что противники приверженности закону часто используют Послание к римлянам для доказательства своей правоты. Побудите посетителей вашего класса поразмышлять, какие современные символы статуса (религиозная принадлежность, этническое превосходство и другие) могут помешать нам в осознании того, что мы являемся безнадежными грешниками, нуждающимися во Христе.
Вопрос для размышления: Как мы можем видеть особые благословения, которыми обладает наша церковь сегодня, но, в отличие от иудеев того времени, не кичиться ими?
Шаг 4 — Творческое задание
Для учителей: Мы с легкостью подмечаем чужие грехи (см. Рим.1:18–32), но требуются невероятные усилия, чтобы увидеть собственные (см. Рим.2:1,21–24). Цель этого урока — побудить посетителей вашего класса размышлять о Боге, смирившись перед Ним. Проявляйте инициативу, выполняя задание. Первыми поделитесь опытом.
Практическое задание:
1. Попросите нескольких смелых участников рассказать о том, как Бог открыл им их предрассудки и милостиво избавил от них.
2. Адвентистов седьмого дня часто считают законниками за их приверженность закону и заповеди о субботе. Побудите посетителей вашего класса на основании Рим.2 доказать, что заявление о спасении является ложным, если пренебрегается Божий закон.
Урок 4. Оправдание по вере
Библейские тексты для исследования:Рим.3:19–28.