Спасение по вере. Послание к Римлянам
Спасение по вере. Послание к Римлянам
Цитаты из Библии приводятся по русскому Синодальному переводу за исключением тех случаев, когда указана аббревиатура, обозначающая один из следующих переводов Библии на русский язык:
ИПБ —перевод Института перевода Библии в Заокском; РБО — современный перевод Российского Библейского общества.
Оглавление:
Мартин Лютер и послание к Римлянам.. 3
Урок 1. Апостол Павел в Риме. 3
Урок 1. Комментарий для учителей. 7
Урок 2. Борьба. 10
Урок 2. Комментарий для учителей. 14
Урок 3. Состояние человека. 17
Урок 3. Комментарий для учителей. 20
Урок 4. Оправдание по вере. 23
Урок 4. Комментарий для учителей. 27
Урок 5. Вера Авраама. 30
Урок 5. Комментарий для учителей. 34
Урок 6. Адам и Иисус. 37
Урок 6. Комментарий для учителей. 41
Урок 7. Победа над грехом.. 44
Урок 7. Комментарий для учителей. 48
Урок 8. Человек из седьмой главы.. 50
Урок 8. Комментарий для учителей. 54
Урок 9. Свобода во Христе. 57
Урок 9. Комментарий для учителей. 61
Урок 10. Дети обетования. 64
Урок 10. Комментарий для учителей. 67
Урок 11. Избрание. 70
Урок 11. Комментарий для учителей. 74
Урок 12. Побеждая зло добром.. 77
Урок 12. Комментарий для учителей. 81
Урок 13. Христианская жизнь. 84
Урок 13. Комментарий для учителей. 87
Урок 1. Апостол Павел в Риме
Библейские тексты для исследования:Рим.15:20–27; Деян.28:17–31; Филип.1:12; Рим.1:7; Ефес.1; Рим.15:14.
Памятный стих: «Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8).
Изучающим Послание к римлянам очень важно понять исторический контекст этой книги. Знание контекста необходимо при изучении Слова Божьего. Мы должны знать и понимать проблематику послания. Павел писал определенной группе христиан в определенное время и по определенной причине; выявление этой причины принесет большую пользу в нашем исследовании.
Давайте отправимся в прошлое, перенесемся в Рим первого столетия и станем членами местного сообщества, а затем вместе с членами церкви первого века выслушаем весть Павла, которую Святой Дух поручил ему передать верующим в Риме.
И хотя проблемы, поднимаемые Павлом, носят локальный характер, принципы их решения и вопрос «как спастись человеку?» универсальны. Павел, бесспорно, обращается к определенной группе людей; при написании письма он имеет в виду конкретные проблемы. Но, как мы знаем, много веков спустя в совершенно иное время и при иных обстоятельствах написанные апостолом слова оказались крайне важны для Мартина Лютера. И они не менее важны для нас сегодня.
Воскресенье. Послание апостола Павла
Судя по Рим.16:1-2, Павел написал это послание в греческом городе Кенхреи, недалеко от Коринфа. Упоминание Павла о Фиве, жительнице Коринфа, говорит о том, что именно здесь было написано Послание к римлянам.
Установив место написания новозаветного послания, можно установить время его написания. Поскольку Павел много путешествовал, информация о его местонахождении укажет на дату.
Павел основал церковь в Коринфе во время своего второго миссионерского путешествия в 49–52 гг. н. э. (см. Деян.18:1–18). Во время своего третьего путешествия в 53–58 гг. н. э. он снова посетил Грецию (см. Деян.20:2, 3) и собрал пожертвования для святых в Иерусалиме ближе к концу своего путешествия (см. Рим.15:25-26). Поэтому велика вероятность того, что Послание к римлянам было написано в начале 58 года н. э.
Понедельник. Желание Павла посетить Рим
Несомненно, личный контакт является лучшим способом общения в большинстве случаев. Мы можем позвонить по телефону, написать SMS-сообщение, отправить письмо по электронной почте и даже пообщаться в скайпе, но лучший способ общения — разговор лицом к лицу. Вот почему Павел говорит в своем послании, что намерен лично встретиться с римскими верующими. Он хотел предупредить их о своем визите и его причинах.
Прочитайте Рим.15:20–27. Какие причины, по словам Павла, препятствовали его посещению Рима раньше? Что побуждало его к этому визиту? Насколько важное место занимает миссионерская деятельность в его рассуждениях? Что мы можем узнать о миссионерском служении и благовестии из слов Павла? Какое интересное и важное замечание делает Павел в Рим.15:27 по поводу иудеев и язычников?
Великий миссионер испытывал постоянное побуждение нести Евангелие в новые области, оставляя своих соратников трудиться в местах, где уже утвердилось Евангелие. Во времена становления христианства, когда работников было мало, служить в уже охваченных Евангелием областях было бы для Павла пустой тратой сил. Он говорил: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но, как написано: “не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают“» (Рим.15:20-21).
Поселиться в Риме не было целью Павла. Его целью была евангелизация Испании. Он надеялся получить поддержку христиан в Риме для этого предприятия.
Вторник. Павел в Риме
«Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его» (Деян.28:16). Что этот текст говорит нам о том, каким образом Павел прибыл в Рим? Какой из этого мы можем извлечь урок, касающийся неожиданных и нежелательных событий в нашей жизни?
В конце концов Павел попал в Рим, пусть и в качестве узника. Как часто наши планы, даже самые благонамеренные, осуществляются не так, как мы того ожидали.
Павел достиг Иерусалима в конце своего третьего миссионерского путешествия, имея при себе пожертвования для бедных, собранные церквами Европы и Малой Азии. Но его ждали неожиданные события. Он был арестован и закован в цепи. После двух лет заточения в Кесарии он обратился к кесарю.
Спустя три года после своего ареста он прибыл в Рим, пусть и не так, как намеревался, когда писал римским верующим о своем желании посетить их общину.
Сколько раз вы испытывали неожиданные повороты в вашей жизни, которые в конце концов обращались во благо? (См. Филип.1:12.) Как вы можете укрепить свою веру благодаря таким опытам и доверять Богу в обстоятельствах, которые не предвещают ничего хорошего?
Среда. «Святые» в Риме
Павел приветствует церковь в Риме словами: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим.1:7). Какие принципы, касающиеся истины, богословия и веры, можно найти в этих словах?
«Возлюбленные Божии». Конечно же, Бог любит весь мир, но особое чувство Он испытывает к тем, кто избрал Его и откликнулся на Его любовь.
Нечто похожее мы наблюдаем в человеческих отношениях. Мы особенно любим тех, кто любит нас; между нами происходит постоянный обмен любовью. Любовь предполагает взаимность. Когда нет взаимности, любовь не может проявиться во всей своей полноте.
«Призванные святые». Прилагательное «святые» (греч. агиой) означает посвященные и отделенные Богом. Им предстоит пройти долгий путь освящения, но, поскольку эти люди признали Христа своим Господом, они названы святыми в библейском смысле этого слова.
Четверг. Верующие в Риме
«Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8).
Неизвестно, как была учреждена церковь в Риме. Предание, что церковь была основана Петром или Павлом, не имеет исторического основания. Возможно, ее образовали обычные люди, обратившиеся в Иерусалиме в день Пятидесятницы (см. Деян.2), которые впоследствии посетили Рим или переехали туда. Или, возможно, несколько позже новообращенные поселились в Риме и свидетельствовали о своей вере в столице империи.
Удивительно, что спустя всего несколько десятилетий после Пятидесятницы община, которую, по-видимому, не посещал ни один из апостолов, стала столь широко известна. «Несмотря на противодействие уже через двадцать лет после распятия Христа в Риме существовала живая, трудолюбивая церковь. Эта церковь была крепкой и ревностной, и Господь работал для нее» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1067. Комментарии Э. Уайт).
Под «верой» здесь, вероятно, следует понимать приверженность новому образу жизни, который они обрели во Христе.
Основной стих: Рим. 1:8.
Задачи учителя:
1. Помочь понять обстоятельства, в которых существовала церковь в Риме во времена Павла.
2. Помочь ощутить заинтересованность Павла в том, чтобы иудеи и язычники получили спасение по благодати и вере, а также желание трудиться для погибающих людей.
3. Побудитьразделить с Павлом груз ответственности за спасение людей, используя его методы свидетельства и те, что эффективны в нашем обществе.
План урока:
Учебный цикл
Шаг 1 — Мотивируйте!
Библейский комментарий
IV. Определение святости.
(Прочитайте в классе Рим.1:7).
В словаре мы находим следующее определение слова «святой»: «человек, проявляющий исключительную святость в жизни, формально признанный таковым христианской церковью, особенно посредством канонизации». Слово «исключительная» наводит на мысль, что святые наделяются особым даром святости, благодаря чему превосходят в духовном отношении обычного верующего. Однако как Библия определяет понятие «святой»?
Слово «святой», которое Павел использует в Рим.1:7, происходит от греческого hagios, что означает «отделенный» или «посвященный определенной цели». Hagios, в частности, характеризует членов первых христианских общин и определяет тех, кто чист, праведен и свят. Павел обращается ко «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим.1:7). Здесь Павел использует слово «святые» применительно ко всей церкви, а не к нескольким избранным и исключительным людям.
Современные переводы данного стиха помогают более точно понять значение этого слова и категорию людей, которых оно описывает. В современном переводе Института перевода Библии (ИПБ) речь идет о тех, «кого любит Бог и кого призвал Он к святости». А в английском переводе Полной еврейской Библии (CJB) фигурируют те, «кто был призван и отделен для Него». Это подтверждает идею, что святые избраны Богом и отделены для выполнения Его особой задачи.
Очевидно, что «святые» — это верующие в Христа и Его Евангелие, принявшие заслуги Его спасительной смерти, которая распространяется на всех верующих: мужчин и женщин, иудеев и язычников.
Для размышления: Как можно заново осмыслить понятие «святой», выйдя за рамки его традиционного значения, созвучного идее эксклюзивности и элитарности?
Урок 2. Борьба
Библейские тексты для исследования:Евр.8:6; Матф.19:17; Откр.12:17; Лев.23; Деян.15:1–29; Гал.1:1–12.
Памятный стих: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан.1:17).
Ранняя церковь в основном состояла из евреев, которые даже на мгновение не допускали мысли, что, принимая еврейского Мессию, Иисуса, они отрекаются от веры предков или тех обетований завета, что Бог дал Своему народу. Как оказалось, они были правы. Но у ранних еврейских верующих возникал вопрос. Должны ли язычники стать иудеями, прежде чем они смогут принять Христа?
Лишь позже, на Иерусалимском соборе, было решено не обременять язычников множеством правил и законов. Другими словами, язычникам не нужно было становиться иудеями, чтобы принять Иисуса.
Тем не менее, несмотря на такое решение, некоторые учителя продолжали убеждать церковь и настаивать на том, что обращенные в веру язычники должны соблюдать эти правила и законы, включая закон об обрезании. По их мнению, чтобы стать причастниками обетований, язычники должны соблюдать все те правила и законы, которые были обязательны для Израиля.
Какие вопросы необходимо было решить? Как они были решены?
Вторник. По обряду Моисееву
Четверг. Павел и галаты
Каким бы ясным ни было решение Совета, были те, кто пытался идти своим собственным путем и продолжал настаивать, чтобы язычники соблюдали иудейские традиции и законы. Для Павла это стало очень серьезным вопросом. Это было не просто беспечное отношение к ключевым аспектам веры. Это было отрицание самого Евангелия Христа.
Основной стих: Иоан.1:17
Задачи учителя:
1. Помочь понять суть богословских споров, обусловивших написание Послания к римлянам.
2. Помочь ощутить важность понимания того, как Божий Закон соотносится с личным спасением всех — иудеев и язычников.
3. Побудить молиться о правильном понимании вопросов закона и благодати, связанных со спасением по вере через заслуги Христа.
План урока:
Учебный цикл
Шаг 1 — Мотивируйте!
Библейский комментарий
Для размышления
1. Почему Павел, имея пророческий авторитет, обращается к церковному совету для разрешения вопроса о роли закона в спасении язычников?
2. Каким принципом руководствовался совет, обязуя язычников соблюдать отдельные требования закона (например, запрет на употребление в пищу удавленины и крови)?
3. Какую роль играет моральный закон в христианском опыте?
Шаг 3 — Применяйте!
Для учителей: Данный урок ясно говорит о том, что моральный закон не был отменен для верующих Нового Завета. В результате этого понимания на первый план выходит вопрос об истинной роли морального закона в новозаветном опыте спасения по вере в Христа и Его праведность.
Практические вопросы:
1. Павел акцентировал внимание на том, что спасение дается исключительно по вере. Однако, как утверждается в данном уроке, вера не отменяет соблюдения морального закона. Павел никогда не ставил под сомнение необходимость послушания Десяти заповедям. Тем не менее почему вопрос послушания закону так живо обсуждается адвентистами седьмого дня сегодня? Как решить эту проблему?
2. Вероятно, одним из самых насущных этических и богословских вопросов для адвентистов седьмого дня является заповедь о субботе в законе. (Необходимость соблюдения новозаветными верующими остальных заповедей закона признается большинством христиан.) В основании этой проблемы лежит вопрос: как можем мы, адвентисты седьмого дня, соблюдать субботу на библейском основании, полагаясь на веру и благодать? Какие ключевые компоненты такого поклонения, основанного на благодати и вере, вы можете назвать?
3. Часто евангельские христиане, отвергающие соблюдение субботы, заявляют: «Раз в тексте (Деян.15) ничего не сказано о соблюдении субботы, значит, язычники не должны обращать внимание на эту заповедь». На это можно возразить, что заповеди о лжесвидетельстве и убийстве тоже не были упомянуты. Подобный довод может быть использован для отрицания самых что ни на есть очевидных требований Десяти заповедей, таких как запрет лжесвидетельствовать, красть и убивать. Как, следуя этим аргументам, можно прийти к ошибочному мнению о том, что благодать позволяет верующим пренебрегать соблюдением самых очевидных требований Божьего Закона?
Практическое задание:
Расскажите о случаях, когда ключевые аспекты вашей веры и морали ставились под сомнение. Как вы нашли удовлетворительные ответы на свои вопросы?
Шаг 4 — Творческое задание
Для учителей: Побудите посетителей вашего класса поразмышлять над вопросом взаимодействия закона и благодати. Подумайте о том, какие страдания грех причинил человечеству и Божеству.
Практическое задание:
1. Обсудите с классом искушение удариться в одну из двух крайностей: законничество или «дешевая благодать».
2. Почему люди не могут самостоятельно, без особого откровения извне, понять суть противоречивых вопросов и сложных этических проблем, с которыми мы сталкиваемся?
3. Главная боль многих церковных лидеров сегодня — отрицание людьми традиционных стандартов поведения. Это касается не только вопросов питания, но и манеры одеваться, ношения украшений и проведения досуга. В то же время где проходит грань между следованием обоснованным стандартам и законничеством? Как мы можем иметь сбалансированный подход к пониманию этих вопросов?
Урок 3. Состояние человека
Библейские тексты для исследования:Рим.1:16-17,22–32; 2:1–10,17–23; 3:1-2,10–18,23.
Памятный стих: «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23).
С самого начала в Послании к римлянам Павел стремится обозначить важную истину о плачевном состоянии человечества, которая имеет непосредственное отношение к евангельской вести. В момент грехопадения мы все были заражены грехом. Грех вплетен в наши гены, как информация о цвете глаз.
Мартин Лютер в своем комментарии на Послание к римлянам написал следующее: «Весь данный фрагмент Апостол произносит в Духе — то есть он говорит о людях не так, как они выглядят в своих глазах и пред другими людьми, но так, как они выглядят пред Богом, а в Божьих глазах все они под грехом — и те, кто кажутся людям определенно порочными, и те, кто в своих глазах и в глазах окружающих кажутся добрыми. Объяснение этому таково: те, кто очевидно порочны — грешат как внутренне, так и внешне и не обладают никакой праведностью, даже человеческой. Те же, кто внешне кажутся хорошими самим себе и своим собратьям, на самом деле грешат внутренне [“в своем внутреннем человеке”]. Ибо, хотя они и совершают благие дела внешне, все же они совершают их из страха наказания, или из любви к деньгам, славе, или руководствуясь какими-то другими материальными мотивами, без желания и радости, и, таким образом, внешний человек, несомненно, вынужден совершать добрые дела, но внутренний человек пребывает в сладострастных похотях» (Мартин Лютер. Лекции по «Посланию к Римлянам», Фонд «Лютеранское наследие», 1996, с. 241).
Воскресенье. Сила Бога
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: “праведный верою жив будет“» (Рим.1:16-17). О чем говорят вам Рим.1:16-17? Исполнилось ли в вашей жизни обетование, содержащееся в этих стихах?
В этом отрывке есть несколько ключевых слов:
1. Благовествование. Переведенное этим существительным греческое слово дословно означает «добрая весть». Само по себе это слово может относиться к любой хорошей новости, но в словосочетании «благовествование Христово» оно означает «добрую весть о Мессии» («Христос» — транслитерация греческого слова, которое означает «Мессия»). Хорошая весть заключается в том, что Мессия пришел, и люди могут быть спасены, веруя в Него. Именно в Иисусе и Его совершенной праведности можно найти спасение, а не в нас самих и даже не в Божьем законе.
2. Праведность. Это слово означает «быть правым» вместе с Богом. В Послании к римлянам это слово имеет особое значение, как мы увидим далее. Примечательно, что в Рим.1:17 это слово используется в словосочетании «правда Божия». Это праведность, исходящая от Бога и даруемая Самим Богом. Как мы увидим, это единственная праведность, которая может даровать нам надежду на вечную жизнь.
3. Вера. В греческом языке, как и в русском, глагол pisteuo (верить) и существительное pistis (вера) имеют общий корень. Роль веры в спасении будет открываться в процессе изучения Послания к римлянам.
Вы когда-нибудь пытались разуверить себя в очевидном? Случалось ли вам задаваться вопросами: «Спасен ли я?», «Возможно ли спасение?». Чем обусловлены подобные страхи? Насколько они обоснованы? Возможно, ваш образ жизни опровергает ваше исповедание веры. Если это так, какое решение вам необходимо принять, чтобы рассчитывать на обещания и заверения, которые предложены нам в Иисусе?
Понедельник. Все согрешили
Вторник. Прогресс?
На рубеже двадцатого века люди думали, что человечество прогрессирует, что его моральный уровень будет возрастать, а наука и техника помогут достичь всеобщего благоденствия. Считалось, что человеческие существа в значительной степени продвинулись на пути к совершенству. Царило убеждение, что благодаря правильному образованию и воспитанию моральных качеств люди смогут улучшить себя и свое общество. Двадцатый век обещал головокружительные перспективы.
К сожалению, все пошло совсем не так, как ожидалось. Двадцатый век был одним из самых жестоких и варварских во всей истории как раз благодаря достижениям науки. Появилась возможность уничтожать людей в таких количествах, о которых былые деспоты не могли и мечтать.
В чем была проблема?
Обратите внимание на Рим.1:22-23. Видим ли мы проявление этого принципа сегодня? Отвергнув Бога, чему стали поклоняться люди в наше время? Каким образом они обманывают сами себя? Поделитесь своими ответами в группе.
Основной стих: Рим.3:23.
Задачи учителя:
1. Помочь понять, что человечество оказалось в пропасти греха и смерти, из которой не может самостоятельно выбраться.
2. Помочь ощутить беспомощность и в то же время надежду на то, что Бог не оставит нас.
3. Побудитьотказаться от ложных представлений о человеческом благополучии и успехе, которые мешают нам ощутить нужду в Христе.
План урока:
I. Знание проблемы.
1. Почему грех считается вселенской проблемой, а не проблемой местного значения?
2. Имея в арсенале массу инструментов борьбы с человеческими пороками (образование, политические и социальные средства и т. д.), как можно обратить внимание на решение проблемы, предложенное Богом во Христе?
II. Преодоление проблемы.
1. Как ложные культурные представления удерживают нас от осознания реальности греха и нашей нужды в Боге?
2. Поскольку осознание греховности может быть саморазрушительным, как мы можем положительно оценить этот опыт, усмотрев в нем первый шаг к Христу?
Учебный цикл
Шаг 1 — Мотивируйте!
Отрывок из писания: Рим. 2.
Основной принцип духовного роста: Когда Бог благословляет определенное общество людей и наделяет его привилегиями, то у этих людей могут возникнуть трудности с осознанием собственного греха. Они начинают преувеличивать грехи окружающих, а свои — преуменьшать или отрицать. Осознание нужды в Божьей праведности во Христе часто заменяется самонадеянностью или лицемерием.
Для учителей: Цель — защитить церковь от попадания в ту же ловушку, в которую попал собеседник Павла из Рим.2. Практика двойных стандартов в отношении греха ведет к богословской и миссиологической катастрофе. Тактично убеждайте посетителей вашего класса в том, что снисхождение к собственному греху может быть присуще всем нам. Приводите аргументацию Павла (см. Рим.2:1–5,23-24), показывая, что этот вопрос немаловажен и что на карту поставлены свидетельство церкви и характер Бога (см. Рим.2:24).
Вступительная дискуссия:
Преувеличение грехов других и преуменьшение своих — естественная для нас практика. Возьмем простой пример с вождением. Мы не считаем необходимым сдерживать свой гнев или выбирать слова в ситуации, когда другой водитель нарушает правила. Но когда мы допускаем те же самые ошибки, они кажутся нам простительными. Именно такую практику двойных стандартов Павел разоблачает в Рим. 2, и та же самая губительная практика должна быть разоблачена в нашей жизни.
Вопросы для обсуждения:
1. Каким образом, считая проблему греха присущей исключительно неверующим, мы неверно представляем евангелие?
2. как двойная мораль в отношении греха практически сводит на нет наше свидетельство миру?
Шаг 2 — Исследуйте!
Для учителей: Про вторую главу Послания к римлянам часто забывают, ведь она помещена между протестантским лозунгом «Праведный верою жив будет» (Рим.1:17) и бесспорными шедеврами богословской мысли в Рим.3–8. Богословы спорят по поводу того, как эта глава вписывается в более широкую структуру послания. Это дает прекрасный повод для дальнейших размышлений о Рим.2. Побудите членов класса основательно изучить эту главу. Сделайте акцент на следующих моментах: 1) грех является вселенской проблемой; 2) в корне непослушания лежит греховное представление о Божьей благодати.
Библейский комментарий
I. Суд над судьями.
(Прочитайте в классе Рим.1:28–30; 2:1–11).
После описания греховного поведения (см. Рим.1:23–31) необходимо было разоблачить его. Грешники не только бесцеремонно совершали эти грехи, но и одобряли подобное греховное поведение у других (см. Рим.1:32). Никакого заявления о невиновности или незнании мы не наблюдаем, только открытое восстание.
Неожиданно Павел применяет оружие осуждающих эти грехи против них же самих. Он использует прием риторической диатрибы и излагает свою точку зрения, обращаясь к вымышленному персонажу. Этот персонаж, в отличие от тех, кто одобряет такой дерзкий грех, осуждает подобное нечестие (см. Рим.2:1). Существует одна лишь проблема. Этот «праведный» судья совершает те же поступки, за которые осуждает других. Благодаря своей проницательности Павел показывает, что в затруднительном положении оказались все без исключения (см. Рим.3:9). Он делает это для того, чтобы показать, что Евангелие предлагает спасение всем людям. Как мы узнаем, в этом образе взыскательного судьи представлены иудеи (см. Рим.2:17). Язычники же со своим длинным списком грехов теперь находятся с ними на равных условиях, ожидая Божьего праведного суда (см. Рим.2:3,5,16; 3:19).
Но возникает вопрос о том, как может народ, обладающий достаточными религиозными знаниями для осуждения порока, думать, что «избежит суда Божия» (Рим.2:3), если сам совершает эти же грехи. На этот вопрос будет дан ответ ниже.
Для размышления:
Как подход Павла, говорящего, что «все под грехом» (Рим. 3:9), кардинально меняет наше отношение к грехам других людей? Какую черту характера стоит развивать, ко-гда мы видим грехи в окружающих нас людях? Сможет ли эта черта помочь нам справиться с собственными грехами?
Урок 4. Оправдание по вере
Библейские тексты для исследования:Рим.3:19–28.
Воскресенье. Дела закона
Вторник. По Его милости
Среда. Праведность Христа
В Рим.3:25 Павел продолжает излагать великую весть о спасении. Он использует необычное слово «умилостивление». Соответствующее греческое слово hilasterion встречается в Новом Завете только здесь и в Евр.9:5, где оно переводится как «место умилостивления» (ИПБ). Характеризуя в Рим.3:25 дар оправдания и искупления через Христа, умилостивление представляет исполнение всего того, на что в ветхозаветном святилище прообразно указывала крышка ковчега завета, или престол милости. Это значит, что Своей жертвенной смертью Иисус спас нас, и Он — единственный, Кто дает умилостивление. Вкратце это означает, что Бог сделал все необходимое, чтобы спасти нас.
Текст также говорит о «прощении грехов». Именно наши грехи отстраняют нас от Бога. Мы сами ничего не можем сделать, чтобы искоренить наши грехи. Но в плане искупления Бог предусмотрел способ прощения этих грехов верой в кровь Христа.
Слово «прощение» образовано от греческого слова paresis, которое дословно означает «пропустить» или «пройти мимо». «Пропуск» — это ни в коей мере не игнорирование грехов. Бог может оставить без внимания грехи прошлого, потому что Христос заплатил наказание за грехи всех людей Своей смертью. Поэтому любой человек, у кого есть «вера в Его кровь», может получить прощение своих грехов, ибо за него уже умер Христос (см. 1Кор.15:3).
Почему так легко попасть в ловушку, думая, что если закон не спасает нас, нам не нужно беспокоиться о его соблюдении? Чем опасна подобная логика? В то же время что с нами было бы без обетования спасения, даже тогда, когда есть соблазн им злоупотребить?
Основной стих: Рим. 3:28.
Задачи учителя:
1. Помочь понять основополагающее значение Рим.3:19–28 в изложении Павлом Евангелия в Послании к римлянам.
2. Помочь ощутить, насколько значимо оправдание по вере во вменяемую праведность Христа.
3. Побудить иметь правильное представление об оправдании и связать его должным образом с освящением и жизнью в Духе.
План урока:
Учебный цикл
Шаг 1 — Мотивируйте!
Библейский комментарий
Вступление: Далее мы рассмотрим важные моменты Рим.3:19–28. Комментарии, предложенные в уроках субботней школы, будут очень полезны. Для более детального исследования урока мы выделим самые важные пункты и приведем дополнительные комментарии.
Урок 5. Вера Авраама
Библейские тексты для исследования:Быт.15:6; 2Цар.11,12; Рим.3:20,31; 4:1–17; Гал.3:21–23; 1Иоан.3:4.
Памятный стих: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31).
Послание к римлянам, четвертая глава, передает суть библейского учения о спасении по вере, которое стало отправной точкой Реформации. Ровно пятьсот лет назад реформационное движение началось с Мартина Лютера и продолжилось благодаря его последователям — протестантам.
Говоря об Аврааме, образце святости и добродетели, как о человеке, который нуждался в спасении по благодати независимо от дел закона, Павел выражается предельно ясно. Если дел человека, который является примером для подражания, и соблюдения им закона было недостаточно, чтобы оправдать его перед Богом, на что надеяться всем остальным? Авраам обрел спасение по благодати, и этот же опыт переживают все остальные — как евреи, так и язычники.
В 4-й главе Послания к римлянам Павел раскрывает три основных этапа в плане спасения: (1) обещание Божественного благословения (обетование благодати), (2) отклик человека на это обещание (ответ веры) и (3) Божественное провозглашение праведности, данной тем, кто верит (оправдание). Так произошло с Авраамом, и так же происходит с нами.
Важно помнить, что Павел говорит о том, что спасение по благодати даруется нам, хотя мы этого совсем не заслуживаем. Если бы мы его заслужили, то оно причиталось бы нам и, соответственно, уже не было бы подарком. Но для таких испорченных и падших существ, как мы, спасение должно быть подарком.
Обосновывая свой взгляд на спасение по вере, Павел цитирует Быт.15:6: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Вот оно — оправдание по вере, отраженное на первых страницах Библии.
Воскресенье. Закон
Учитывая универсальность Креста, принимая во внимание то, что Крест говорит нам о ценности каждого человеческого существа, почему расовые, этнические или национальные предубеждения так ужасны? Как мы можем научиться распознавать подобные предупреждения в себе и по благодати Божьей избавляться от них?
Вторник. Обетование
В этот день пятьсот лет назад Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви Виттенберга. Сегодняшняя тема также говорит о самой сути спасения по вере.
В Рим.4:13 понятия «обетование» и «закон» противопоставляются. Павел стремится на примерах Ветхого Завета обосновать свое учение о праведности по вере. Он упоминает Авраама, которого все евреи считали своим праотцем. Принятие Богом или оправдание пришло к Аврааму совершенно независимо от закона. Бог дал Аврааму обетование, что он и его потомки будут владеть миром. Авраам поверил этому обетованию, то есть принял ту роль, которую оно предполагало.
В результате Бог принял его и действовал через него, чтобы спасти мир. Это яркий пример того, как благодать действовала в Ветхом Завете, и Павел не случайно его использовал.
Среда. Закон и вера
На примере взаимодействия Бога с Авраамом Павел показал, что спасение приходит через обетование благодати, а не через закон. Поэтому евреи, желавшие спастись, должны были перестать полагаться на свои дела и принять обетование Авраама, исполнившееся ныне с приходом Мессии. На самом деле это необходимо сделать каждому еврею и язычнику, всем, кто в вопросе примирения с Богом рассчитывает на свои «добрые» дела.
«Убеждение, что человек может спастись собственными делами, лежит в основе любой языческой религии... Люди, придерживающиеся этого убеждения, беззащитны перед грехом» (Э. Уайт. Желание веков, с. 35, 36). Что значат эти слова? Почему идея, что можно спастись собственными делами, делает нас столь уязвимыми для греха?
Насколько важна праведность по вере в ваших отношениях с Богом? Как вы можете убедиться, что эта доктрина не затмевается другими аспектами истины, и вы не теряете из виду это важнейшее учение? Что стоят остальные учения без этой истины?
Четверг. Закон и грех
Мы часто слышим, как люди говорят, что закон был отменен в Новом Завете, а затем цитируют библейские тексты, которые, по их мнению, это доказывают. Однако приводимые аргументы и богословское объяснение не внушают доверия.
Если бы не было никакого Божественного закона, осуждающего прелюбодеяние, причиняло бы тогда это действие меньше боли и вреда, чем оно приносит пострадавшим от него? Каким образом ваш ответ дает понять, что закон Божий остается в силе? С какими последствиями нарушения Божьего закона сталкивались вы?
Основной стих: Рим.3:31.
Задачи учителя:
1. Помочь понять взгляд Павла на оправдание по вере в ветхозаветном контексте.
2. Помочь ощутить глубокую признательность за единый подход Ветхого и Нового Заветов в вопросе оправдания по вере.
3. Побудить искать возможности представить эту тему другим людям на основании Библии.
План урока:
Учебный цикл
Шаг 1 — Мотивируйте!
Библейский комментарий
Урок 6. Адам и Иисус
Библейские тексты для исследования:Рим.5.
Памятный стих: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим.5:1-2).
Павел ясно показал, что оправдание, или примирение с Богом, приходит только через веру в Иисуса Христа, ибо только Его праведность дает нам право предстоять пред нашим Господом. Основываясь на этой великой истине, Павел продолжает размышлять на эту тему. Показывая, что спасение дается по вере, а не по делам для всех, включая праведника Авраама, Павел делает шаг назад, чтобы посмотреть на большую картину — на то, что вызвало грех, страдания и смерть, и на то, каким образом решение было найдено во Христе и что Он сделал для человеческого рода.
Через падение одного человека, Адама, все человечество столкнулось с осуждением, отчуждением и смертью; через победу одного человека, Иисуса, людям было даровано новое положение перед Богом. По вере в Иисуса все их грехи и наказание за них могут быть сняты и навсегда прощены.
Павел противопоставляет Адама и Иисуса, показывая, как Христос пришел, чтобы исправить то, что сделал Адам, и давая понять, что жертвы грехопадения Адама могут быть спасены Иисусом, Спасителем. Основой всего этого являются Крест Христа и Его заместительная смерть, которые дают возможность каждому человеку, еврею или язычнику, быть спасенным. Своей Кровью Иисус принес оправдание всем, кто принимает Его.
Несомнен<