Ловушка для занятого человека
Поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла. /Песни 1:5/
В полноте изобилия будет тесно ему. /Иов 20:22/
Мир легко может найти для нас занятие, но не может наполнить нас. "В полноте изобилия будет тесно ему." Т. Уотсон.
Мы должны находить время, чтоб научиться размышлять и общаться с Богом. Душа истощается от деятельности. Дин Воган говорит, что "избыток активной деятельности христианина становится могилой для его духовной жизни". Томас Кук.
"Труд питает тело, но не дух. Посреди множества дел душа делателя увядает, и вся его деятельность однажды подтверждает это. Мы должны жить, полагаясь на Иисуса Христа, а не на свою энергию, успех, внимание и похвалу общества". Если же мы пытаемся именно в них искать опору, нам придется печально сознаться: "Поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла".
Наша цель - указать на ловушки, сопровождающие чрезмерную деятельность христианина. Первая опасность заключается в расточении без возмещения - умножении внешне активных служений и сокращении общения христианской любви. Мы не можем служить благословением для других, если не осознаем, что лишились этой добродетели, и пока она не начнет постепенно восстанавливаться благодаря общению любви с Небом, служение будет лишь немногим лучше напрасного труда, а проповедь утратит звучание, свидетельствующее о ее божественном происхождении.
В Уэльсе есть прекрасная старая гора Плинлиммон. Веками она пила из каждого облака, отдыхавшего на ее вершине, пока наверху не образовался огромный водоем, из которого теперь вытекают пять рек. Если мы пьем из Невидимого и Вечного, тогда из нас потекут благословенные реки, орошающие ирадующие все кругом. Но если мы не поддерживаем общение с небесами, мы будем виновны в обмане, поднося пустой сосуд к губам жаждущего. Дж. Грегори Мантле.
Дональд Г и, занятой директор Библейского колледжа и евангелист, на десять дней оказался "прикованным" к больничной койке. Это вынужденное бездействие помогло ему понять важную истину, которой он делится с другими христианскими тружениками нынешнего сверхзанятого века: "Становится банальным жаловаться на то, что мы живем во время "пик”.Наша проблема - не работа сама по себе, а натиск, темп, нехватка воздуха, спешка и повсеместное лихорадочное житие. Все толкает к этому: мы можем воспользоваться машиной там, где раньше ходили пешком. Мы можем долететь самолетом туда, куда раньше отправлялись на корабле. Мы можем позвонить тем, кому прежде писали письма. Мы читаем обзор публикаций вместо стоящих книг. Мы можем наблюдать по телевизору за тем, как кто-то что-то обсуждает вместо того, чтобы задушевно побеседовать с близкими друзьями".
"Ежедневники наших "преуспевающих" проповедников расписаны на три или четыре года вперед. Известный благовестник участвует в одной кампании за другой при плотно забитом графике, охраняемом "управляющим по делам". Довольно трудно и нам, рыбешке помельче, не угодить в те же сети. А в результате, все больше жалоб на нервные расстройства, физический и эмоциональный ущерб здоровью".
"Тем временем фармацевты пожинают урожай от продажи "транквилизаторов", а население наших психиатрических клиник угрожающе растет... Я убежден' что есть место для духовного слушанияБожьего голоса. Если не так, то великая библейская фраза "уповая на Господа" почти теряет смысл. Подобное "упование" предполагает молчание - и то и другое труднодостижимо для людей, вовлеченных в нескончаемую деятельность, в том числе и религиозную".
Школа молчания
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. /Ин 16:33/ Стой и разумевай чудные дела Божии. /Иов 37:14/ Остановитесь и познайте, что Я Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. /Пс 45:11/
"Остановитесь и познайте, что Я Бог". Это слово Библии обращено к нынешней эпохе занятости. Кого-то озадачит его контраст с мирским "евангелием", если только можно это святое слово применить к философии мира. Вот что говорит мир: "Будьте трудолюбивы и познаете материальный успех. Будьте усердны и познаете тайны и мудрость земную. Будьте активны и познаете радость жизни. Будьте энергичны и познаете наслаждение властью". А Бог говорит: "Остановитесь и познайте, что Я Бог". Если есть что-то, чего больше всего боятся люди с нечистым сердцем, так это необходимости молчаливого размышления. Мужчины и женщины втягиваются во все виды деятельности, чтобы, как наркотиком, заглушить ею совесть и память. Они подстегивают свои изнуренные чувства к новым усилиям вместо того, чтобы задуматься о своих путях перед Богом. Стюарт Холден.
Роберт И. Лайенс делает вывод, что "современные люди боятся молчания. Мы уже одержимы радио и телевидением, где каждая минута должна быть заполнена разговорами или каким-либо звуком вообще. Философия тоже учит быть постоянно в движении - заняты, заняты, заняты. Это делает нас поверхностными. Человеческая жизнь может быть удивительно углублена, когда в нее входит молчание, используемое для созидательного размышления и молитвы. Великие личности много времени проводили в молчании".
Оливер Дж. Уилсон, работавший долгие годы редактором "Уэслиен Методист”, делится интересным опытом из своей жизни: "Случилось так, что мое ограниченное восприятие не было удовлетворено развитием событий в моей жизни. Все, что происходило, удручало меня и намного превосходило любую мою попытку разрешить эти проблемы. Дела шли не так, как должны были по моему разумению. Я остро чувствовал, что меня обошли, и большую часть ночи ворочался в постели без сна. Напряжение, срывы, безвыходные ситуации, разногласия с близкими друзьями - все мучило меня. На исходе вторых суток, когда опустилась ночь и природа засыпала, мне на память пришел отрывок из псалма, выученного много лет назад "Остановитесь и познайте, что Я Бог'*.
Это пришло с такой силой, с таким смыслом в каждом слове, как никто из людей не смог бы сказать, и мое сердце растаяло. Песня, орошенная слезами счастья, звучала в моей душе: "Остановитесь и познайте, что Я Бог". Большинство наших бед и неустройств возникает из нашей бесполезной болтовни, из бесконечной активности, из уверенности в собственной мудрости. Мы чувствуем себя виноватыми, если религия не делает чего-то практического. Мы хотим прогресса, но прогресс должен приносить и покой. Человеку не нужен духовой оркестр, чтобы воздать Богу славу. Его милосердие, Его благодать, Его присутствие ошеломляют, когда открываются нам”.
Будь молчалив хоть иногда,
Чтоб Бог мог говорить,
Пусть Его голос будет слышен В сердце ждущем.
Присутствия Его покой и тишь взыщи.
И от всего, чем мир смущает, удались.
В молчаньи славь Его, молитвы не шепча,
И просто жди Его себе навстречу.
Затихни иногда! Чтоб можно было слышать Легчайший Его голос, ощущать Касание руки Его бесценной, когда Он рядом, Чтоб Самого Себя в твой дух явить.
Бог откровенья дивные подарит только тогда, Когда, уединившись, стихнешь ты.
Эдит X.Дайвэлл
Потоки горные молитвы
И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору, и будь там; и дам тебе... /Исх 24:12/
И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения. /Исх 31:18/
Эта глава содержит эпизоды о двух гражданах Индии. Мы, представители западной цивилизации, были вынуждены признать, что некоторые уроженцы Африки, Индии, Японии и Китая устыдили нас своей преданностью Богу.
В горах бурные потоки несутся напрямик, пробивая себе дорогу. А на равнинах людям нужно с великим трудом выкапывать русла для каналов. Так и Святой Дух устраивает Свой путь среди тех, кто живет на высотах с Богом, тогда как уделяющим мало времени молитве и общению с Богом приходится самим прокладывать его. Садху Сундар Сингх.
Дэниэл Смит вкраткой биографии Бакхта Сингха пишет о жизни этого человека на Вершине только с Богом, рассказывая о том, как бурные потоки духовной энергии изливались из его жизни, орошая долину внизу: "Мне никогда не доводилось вком-либо видеть подобную молитвенную жизнь, а я много поездил по миру. Бакхт Сингх рано встает, иногда вчетыре утра, хотя редко ложится раньше полуночи. Его день начинается несколькими часами молитвы и чтения Библии. Никакие приглашения к завтраку не должны вторгаться в его сосредоточенное ожидание пред Господом. В течение дня всякий вопрос или дело приносятся Богу в молитве. Ни одно передвижение или поездка не предпринимаются без молитвы. Он никогда не уезжает без молитвы, никогда не входит и не покидает дом без молитвы, никогда не принимает или провожает гостя без молитвы. И не было дня или часа, когда бы этот пылкий и ревностный молитвенный дух казался бы сброшенным. Его жизнь - истинная жизнь молитвы. Двадцать раз за день вы можете услышать "давайте помолимся", и это всегда коленопреклоненная молитва.
"Его желания в молитве неистовы, изливаются подобно стремительному потоку, который не может задержаться, заполняя прилегающие маленькие изгибы, или тратить энергию на мелкие щели. Язык стремнины не расходует себя на пустяшную болтовню. Его молитвы, хотя и многим длиннее его писем, схожи с их предложениями в указании на суть предмета: они то ниспадают, то взмывают, полные жажды. Ничего удивительного, что он так много успевает. Я уверен, все заключено в потрясающей, неистовой решимости вести такую поистине прекрасную молитвенную жизнь. Все, кто узнают его, разносят свидетельство о жизни, природе и качестве его молитвы. Он никогда не изнемогает, молясь. О, что за муж молитвы! О, что за молитвы!"
На Божьей вершине стою я один,
Сердце молчит, чтоб услышать Его.
Сама любовь сюда вела
Душу голодную, чтоб ясно видеть ей,
Как чудно здесь, в божественной тиши,
Великолепье Божье созерцать
И ждать, в глубины погружаясь,
И тайны познавать, открытые любовью.
Благословенна высь общенья с Богом,
Где правит творчеством любовь,
Где исцеленья родники не иссякают,
Даруя силу, радость, искупленье!
И.К.У. Боултон.
И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. /2Пет 1:18/
Секрет сияния
Кто обращал взор к Нему, те просвещались. /Пс 33:6/
И все,... смотря на него, видели лице его, как лице Ангела./Деян 6:15/
О, душа моя, будешь ли ты иметь в глазах людей жизнь прославленную, прекрасную и преображенную? Поднимись в сокровенный Божий шатер, где горит огонь любви. Твоя жизнь воссияет славою для жителей долины. Твои молитвы станут светоносными, они осветят твое лицо, как лицо Моисея, когда он о том и не ведал. Джордж Матесон.
Ни одно человеческое существо никогда не прожило в тесном общении с Господом без того, чтобы его лицо не излучало Его свет и славу. Те, кто знает, что значит часто говорить с Богом, приобретают особую интонацию при общении с людьми, которую не спутаешь. Это все субъективная оценка молитвы, но она исходит из глубокого убеждения в том, что, когда они говорят, их слышат, и что, когда они просят, им отвечают. Поэтому, я считаю, что проявление субъективной оценки молитвы - предполагаемое подтверждение ее объективной ценности* Г. Кэмпбелл Морган.
*Из книги "Практика Молитвы" Г.Кэмпбелла Моргана. (Лондон: Ходдер и Стоугтон). Издано 1907 году Г. Кэмпбеллом Морганом.
Тогда только лицо пророка
Без тени немощи людской
Сияло, лику ангела подобно.
Когда из стана тесноты он удалился,
Благоговея, на вершину поднялся,
Окрест которой облако и мрак,
И там наедине общался с Богом.
Г. Хаулэнд.
Дополнительные полчаса просматривания круто замешанной духовной литературы никогда не заменят уединенного созерцания Лика нашего Возлюбленного. Бог говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим другом. Неудивительно, что его лицо просияло... Столь близкое пребывание рядом с Богом оделяет человека потрясающей силой, влагает в христианина святую атмосферу благоговения, но подобное преображение доступно лишь одинокому созерцателю Его в ночи. Только вглядывающийся в невидимое - подлинный созерцатель... Лучшие созерцатели, а не лучшие ораторы являются самыми плодотворными Божьми посланниками. Чарльз Фокс.
Это произошло в небольшом лесу рано утром. Солнце взбиралось по крутым восточным склонам, и его свет подступал ближе и ближе, сияя между деревьями. Вдруг из темноты возле пурпурно-коричневых стволов, из мягкого мха засияла великолепная золотая звезда. Это был просто одуванчик, да еще наполовину увядший, но он всем своим лицом был обращен к солнцу и впитал своей сердцевиной все сияние, что только мог вместить. Он сиял так ярко, что лежавшая на нем роса лучилась чудесным ореолом вокруг его венчика. Если Солнце Праведности взошло в наших сердцах, тогда мы погружены в океан благодати, любви и силы, и Оно готово преобразить нас, как солнце преобразило одуванчик, но при том же условии - чтобы мы повернулись к Богу всем лицом. Обратите взор своей души ко Христу и смотрите, смотрите на Него, и тогда Божественное сияние, которое всегда отличало святых, сойдет на вас даже в нынешнем двадцатом столетии. Лилиас Троттер.
Взирая вверх на благодать,
Молился он, и с высот блаженства
Сиянье Божьей славы сошло на лик его.
Преподобный Дэвид Райт, М.А.
Когда я был школьником, то имел честь познакомиться с доктором Эндрю Бонаром. Когда душа моя была в глубоком смущении, я иногда приходил к этому возлюбленному святому Божьему, и вокруг него была особая атмосфера, которая помогала мне, даже когда слова и не достигали цели.
Он вел дневник, никогда не предназначавшийся дня опубликования, написанный особой стенографией. И он никогда не увидел бы свет, если бы одна из его дочерей не знала этой стенографии. В этом дневнике он записал однажды: "Некоторые люди имеют красоту Розы Шарона, есть и другие, издающие аромат. Провел сегодня два часа в молитве, желая приобрести такое благоухание". У. Б. Слоун.
Пропитать мышление Христом
"За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его, и прославлю его". /Пс 90:14,15/
Но я всегда с Тобою; Ты держишь меня за правую руку. /Пс 72:23/
Чтобы пропитать наш разум Христом, недостаточноодного установленного часа в день. В течение всего дня в промежуткахмежду делами, которые мы считаем обязательными, есть минуты, когда мы спрашиваем: "Что дальше?" В такие минуты спросите Его: "Господь, размышляй во мне. Что у Тебя в мыслях для меня?"
Когда мы спрашиваем Христа: "Что дальше?", мы настраиваемсяна Него и даем Ему возможность излить Свои мысли в наше просветленное сознание. Если мы не отступаем, то это становится навыком. Это требует некоторых усилий, но результат в миллион раз дороже. Это доступно всякому и везде.Даже если мы окружены толпами людей, мы можем продолжать в сердце молчаливый разговор с нашим невидимым Другом. Нам не нужно для этого ни закрывать глаза, ни менять позу, ни шевелить губами.
Непрестанное размышление о Христе легко представить. Но это нелегко сделать. И все же есть способ осуществить это, не прерывая обычных занятий. Так приобретается новое мышление. Обычное мышление - это разговор с внутренним "я". Вместо этого говорите с невидимым Христом. Фрэнк Яаубах.
Я убежден, что ежеминутная жизнь в духе молитвы - то, что приносит благословение. Э.Бонар.
Я живу в духе молитвы. Я молюсь, когда хожу, когда ложусь, когда встаю. И ответы всегда приходят. Тысячи, десятки тысяч раз на мои молитвы было отвечено. Если я хоть раз убедился, что предмет молитвы правилен, то молюсь до тех пор, пока не приходит ответ. Джордж Мюллер.
В расхожем понимании постоянное желание и есть постоянная молитва. Но существует и более высокий смысл, как, например, взаимообщение с Богом - такое тесное и непрерываемое, какое испытывал Грегори Лопес и немногие из ныне живущих братьев и сестер. Джон Уэсли.
Молитвы праведных христиан льются беспрерывно, хотя они не всегда молятся устами. Но их сердца действительно постоянно молятся, ибо дыханием истинного христианина является молитва. Мартин Лютер.
Для человека, который никогда не молился, мало надежды, что он когда-нибудь переживет вдохновенный опыт общения с Богом. Но для человека, который молится регулярно (не только, когда чувствует к этому расположение - это одна из ловушек религии, но и тогда, когда ему этого не хочется), Христос наверняка станет реальностью. Джеймс Стюарт.
Уильям Брэмуэлл писал в своем дневнике: "Я действительно слаб и не вижу ничего, кроме постоянной зависимости и жизни в уповании на Его благодать - и, о, что за глубина благодати! Именно непрестанная молитва приводит мою душу в Его славу. Постоянной молитвой я стремлюсь жить к Богу ближе, чем когда-либо, и Он посвящает мою душу в более тесный союз с Собою. Я живу с Иисусом, Он - все для меня. О, Он полагает меня у Своих ног! Я менее, чем ничто в Его глазах.”
Постоянная молитва, как дыхание, была чудным секретом успеха, который радовал Уильяма Брэмуэлла, вносившего перемены в свое служение в Методистской церкви. "Он ходил в духе молитвы веры, имел помощь от Бога во всем, искренно ища Божьего водительства и ежедневно подтверждая Божью верность... Он читал, изучал, молился, скорбел в духе и еще усерднее трудился для спасения душ.” Так писал его биограф.