Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия
Долго терпел Господь грехи иудейского народа и ждал покаяния, но народ не исправился. Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие народ иудейский будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет.
Вавилонское пленение иудейского народа
Сначала вавилонский царь Навуходоносор подчинил себе иудейского царя, но Иерусалим сохранил и не разрушил всего иудейского царства.
Пророк Иеремия убеждал иудеев подчиниться Вавилону. Он указывал, что вавилоняне посланы на иудеев Богом в наказание за грехи царей и народа, за отступничество от веры. Он говорил им, что единственным способом избавиться от бедствия является покаяние, исправление и молитва к Богу.
Но ни царь ни народ не послушались пророка и подняли восстание.
Тогда вавилонский царь Навуходоносор взял Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания храм Соломонов. Тогда же погиб и Ковчег Завета.
Весь народ иудейский был отведен в плен (в 589 году до Р. X.). Только самые беднейшие иудеи были оставлены на своей земле для обрабатывания виноградников и полей.
Пророк Иеремия остался в Иерусалиме. Он плакал о нечестии своего народа на развалинах города и продолжал учить добру оставшихся жителей.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "4-я Книга Царств", гл. 24-25; "Книга прор. Иеремии", "2 Паралипоменон" гл. 36, 5-21.
Вавилонский плен
Тяжелая жизнь была у иудеев в вавилонском плену. Но Господь не оставлял своего избранного народа и на чужбине. Чтобы пробудить в иудеях покаяние и утешить их, Господь посылал им, и во время плена, Своих пророков. Из них были особенно замечательны пророк Иезекииль и пророк Даниил.
Пророк Иезекииль
Иезекииль был современником пророка Иеремии. Будучи в плену вавилонском, еще до окончательного разрушения царства иудейского, он был призван Господом к пророческому служению.
Пророк Иезекииль знаменит своим пророчеством о воскресении мертвых, которое одновременно символически изображало и восстановление свободы еврейского народа.
Пророку было от Господа видение. Он увидел поле, усеянное человеческими костями.
Бог спросил его: "сын человеческий! оживут ли кости сии?"
Иезекииль ответил: "Господи Боже! Ты только один знаешь это".
Господь сказал: "изреки на кости сии и скажи им: кости сухие, слушайте слово Господне!"
Слово же Господа было следующее: "так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас и вы оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я - Господь".
И, когда Иезекииль, по повелению Божию, пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, каждая кость с костью своею. И увидел Иезекииль, и вот, жилы на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
И сказал Господь: "изреки пророчество и скажи духу, так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут".
Слова, от четырех ветров, означают, что от четырех стран света (севера, юга, востока и запада) души умерших, где бы ни находились, должны собраться на поле, покрытое бездушными телами и одушевить их.
Иезекииль изрек пророчество, как повелел ему Господь, и вошел в них дух и они ожили и стали на ноги свои.
Господь сказал: "кости сии - весь дом Израилев. Изреки пророчество и скажи им, так говорит Господь Бог: и узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей".
Это великое пророчество, помимо указания на восстановление израильского народа, дано нам Богом, как наглядное изображение всеобщего воскресения мертвых, при втором пришествии Спасителя, когда, по всемогущему слову Божию, все тела умерших людей соединятся с их душами и оживут - воскреснут.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию - "4-я Книга Царств" гл. 25, 27-30; "2 Книга
Паралипоменон", гл. 36, 10-23; "книга прор. Иезекииля" гл. 37, 1-14.
Пророк Даниил
Пророк Даниил происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств, для служения при царском дворе. Царь приказал воспитывать их при своем дворце, обучать разным наукам и халдейскому языку. Пищу им он приказал давать со своего царского стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил.
Даниил, вместе со своими тремя друзьями, твердо хранил веру в истинного Бога. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили начальника давать им только хлеб и овощи. Начальник не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил его сделать пробу в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона - за воздержание (пост) и благочестие - Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили высокие должности при царском дворе. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще уменье разъяснять сны, как некогда Иосифу.
Такое возвышение иудейских отроков послужило на пользу пленным иудеям. Благочестивые отроки получили возможность защищать иудеев от притеснений и улучшить их жизнь в плену. Кроме того, через них и язычники могли познавать истинного Бога и прославлять Его.
Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить этот сон и объяснить его значение. Но они не могли этого сделать и говорили: "нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон". Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов.
Пророк Даниил объясняет сон царю Навуходоносору
Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон. Придя домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну. В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение его.
Даниил пришел к царю и сказал: "царь! когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни частью из железа, частью из глины. Потом от горы сам собою, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана, и разбил их. Тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень так увеличился, что покрыл собою всю землю. Вот, царь, твой сон!
"Этот сон", продолжал Даниил, "означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и ты владеешь другими народами. Царство твое - это золотая голова. После тебя настанет другое царство, ниже твоего. Потом настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. Четвертое царство будет крепкое, как железо. Как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Но в тоже время оно будет разделенное, частью будет крепкое, частью хрупкое. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет вечное царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все царства земли и распространится по всему миру на века. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего".
Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли и сказал: "воистину Бог ваш Бог богов и Владыка царей!"
Он поставил Даниила начальником над всеми вавилонскими мудрецами, то есть над учеными людьми, и оставил его при своем дворце в большом почете. А трех его друзей, Ананию, Азарию и Мисаила, назначил правителями страны Вавилонской.
Предсказание Даниила исполнилось в точности. После вавилонского царства, следовали еще три великих царства: мидийско-персидское, македонское или греческое и римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время же римского царства явился на земле Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное царство - святую Церковь.
Гора, от которой оторвался камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень - Христа и Его вечное царство.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию - "Книга прор. Даниила гл. 1-2.