И сделал царь Дарий большой пир своим подданным и домашним своим и всем вельможам Мидии и Персии
И всем сатрапам и военачальникам, и начальникам подвластных ему стран от Индии и до Ефиопии в ста двадцати семи сатрапиях.
И ели и пили и, насытившись, разошлись; царь же Дарий отправился в спальню свою и спал, и потом пробудился.
4 Между тем трое юношей телохранителей, охранявших тело царя, сказали друг другу:
Пусть каждый из нас скажет одно слово о том, что всего сильнее? И чье слово окажется разумнее другого, даст тому царь Дарий великие дары и великую награду.
И будет тот одеваться багряницею и пить из золотых сосудов, и спать на золоте, и ездить на колеснице с конями в золотых уздах, носить на голове повязку из виссона и ожерелье на шее,
И сядет он вторым по Дарии за мудрость свою, и будет называться родственником Дария.
8 И тотчас, написав каждый свое слово, запечатали и положили под изголовье царя Дария и сказали:
Когда царь встанет, подадут ему это писание, и за кем признает царь и трое вельмож Персидских, что слово его мудрее, тому дастся преимущество, как написано.
Один написал: сильнее всего вино.
Другой написал: сильнее царь.
Третий написал: сильнее женщины, а над всем одерживает победу истина.
И вот, когда царь встал, подали ему это писание, и он прочитал.
И, послав, призвал всех вельмож Персии и Мидии, и сатрапов и военачальников, и начальников областей и советников,
И сел в совещательной палате, и прочитано было пред ними писание.
(2Ездр.3:1-15) Мы только что читали книгу Есфири, где нельзя было зайти к нему. Эти юноши во-первых назначают себе награду от царя. Во-вторых заходят к нему в спальню и кладут под голову свои бумажки. И более того, когда царь просыпается он им дает еще большую награду. Это больше похоже на риторические споры в какой-то греческой философской школе. Здесь можно увидеть эпоху эллинизма, а не персидскую. Один из Юношей был Зоровавель, к тому времени его не должно было быть – он д.б. в Иерусалиме. Таких неточностей много.
КНИГА ТОВИТА
В греч.и русск.Библии – Товит, в лат. – Товии.
Деление.
Книга передает историю Товита и его сына Товии. Всего в книге 14 глав, можно разделить на три части.
1. Главы 1-3 – История Товита, описание благочестия, добродетелей Товита, его жизненные испытания.
2. Главы 4-11 – История Товии.
3. Главы 12-14 – Эпилог. Подведение итогов жизни Товита и его сына Товии.
Об авторстве.
Судя по содержанию, автором книги можно считать самого Товита.
Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу.
(Тов.12:20) Товит услышал об падении Ниневии, с другой Иерусалим видимо разрушен, потому, что ожидается его восстановление.
Да благословляет душа моя Бога, Царя великого,
16 ибо Иерусалим отстроен будет из сапфира и смарагда и из дорогих камней; стены твои, башни и укрепления — из чистого золота;
И площади Иерусалимские выстланы будут бериллом, анфраксом и камнем из Офира.
18 На всех улицах его будет раздаваться: аллилуия, — и будут славословить, говоря: благословен Бог, Который превознес Иерусалим, на все веки!
(Тов.13:15-18) Эта информация дает на более позднее указание происхождения книги. На времена Вавилонского плена. Первоначально книга написана на еврейском языке, но до нас дошла только в переводах.
Содержание.
Товит происходил из калена Неффалима, был жителем северного царства, но сохранил веру в Истинного Бога и на праздники ходил в Иерусалим. А после завоевания Израиля, был переселен в Ассию Ниневию, будучи человеком состоятельным он оказывал помощь своим братьям и хоронил убитых ассирийскими царями. За это он сам чуть не поплатился жизнью. И вынужден был бежать из Ниневии. Но потом через ходатайство родственников, которые были близки царю, н вернулся в Ниневию, при этом продолжал оказывать благодеяния своему народу. Когда после очередных похорон, он будучи нечистым луг спать вне дома, с ним случилось новое жизненное испытание. Ему на глаза попали испражнения воробьев и он ослеп. Он отправил своего сына Товию в Раги Мидийские. Здесь жила Сара которую злой дух асмодей ревновал к жинихам – ее семь раз выдавали замуж, как только женихи заходили в комнату, то злой дух умерщвлял жениха. Товия не зная того, нанимает в спутники ангела Рафаила. Когда Т пошел к реке, его хотела поглотить рыба, но по повелению ангела Товия взялее за хвост вытащил из нее сердце, печень и желчь. Позденее когда они пришли в дом Равуила, то Товия представися, и его привествие приняли и отдали ему в жены Сарру. Когда Товия вошел к ней, то по научению ангела он взял кадильницу воскурил сердце и печень рыбы и злой дух убежал от него в верхние страны Египта и связал его Ангел. Посылает ангел в Ектобаны Мидийские за серебром, после чего он с серебром, с женой, ангелом возвращается к отцу, который потерял надежду увидеть сына. После возвращения Товия намазал глаза отца желчью рыбы и к Товиту вернулось зрение. Я изложил вам книгу, а вы сами судите о достоверности. На нее можно смотреть сеьезно, есть зерна. Например то, что в этой книге описывается, положение израильтян в ассирийском плену, по сути эт единственный исторический источник, который проливает свет на этот вопрос. В остальном для нас важен в этой книге нравоучительный аспект. Особенно много нравоучительных положений в 4гл, 12гл, 14гл.
В 4гл –написанны наставление Товита Товии. 3 И, призвав его, сказал: сын мой! когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей; почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей и не причиняй ей огорчения.