Достоинства Давида как царя и богодухновенного писателя

Много было монархов на Востоке, сильных, могущественных, но в то же время в отношении этих монархов действовала закономерность, что их власть была достигнута силой оружия, хитростью, коварством, достигалась путем уничтожения противников, а то и предыдущего монарха, что имело место и в иудейской, и израильской истории.

Жизненный путь Давида совершенно иной.

1. Он достиг своей власти, вступил во власть не этим путем, а наоборот, путем праведности и не по своей воле, а по воле Божией. Т.е.он был определен на царство еще пророком Самуилом по указанию Божию. Наверное, это уникальный пример для истории Востока, когда человек уже знал, что будет царем, но не искал случая, повода устранения противника, предыдущего монарха. Более того, был всецело предан ему (Саулу) в течение всего периода, когда последний преследовал его. Дважды у Давида была возможность покончить с Саулом, но он этой возможностью не воспользовался, потому что боялся поднять руку на помазанника Божия. Жизнь среди врагов, среди филистимлян он предпочел войне со своим господином. Его власть достигнута не силой, а кротостью.

2. Еще один момент, отличающий его как царя – сам по себе он прекрасный воин, прекрасный солдат. Тем не менее, общая тенденция его политики – это миролюбие. Все его войны – не захватнические, а оборонительные, исходящие из тактики защиты государства. Сначала с филистимлянами – направлены на избавление от филистимлян. А т.к.они так просто успокаиваться не будут, то естественно он вторгается на их территорию и ставит оборонительные отряды. Аммонитяне, объединившись с сирийцами, сами напали на Давида. Т.е.все его войны – вынужденные. Сам он из захватнических целей никогда ни на кого не нападал.

3. И последний момент – власть не испортила царя Давида. Сумел через всю жизнь пронести простоту общения. Например, ему является пророк Нафан и обличает его о грехе. Кого-нибудь из других восточных монархов так было обличить невозможно. Или – хочет построить храм. Это же обычно для всех восточных монархов. Но Нафан ему говорит, что нельзя строить. Он воспринимает это серьезно и смиряется. До конца жизни оставался простым в общении человеком, с которым можно было общаться простым людям.

4. Что касается богодухновенности. С юности находился при дворе Саула как музыкант, гуслист. Был музыкальный талант. Пение, музыка были составной частью его жизни. В трудных для себя обстоятельствах любил излить душу перед Богом. В радостных обстоятельствах – умел воспевать и прославлять Бога. Эти записанные песни Давида и явились первыми псалмами, которые до сих пор являются основой христианского богослужения.

ПЕРВАЯ КНИГА ЕЗДРЫ

Евр.- Ездра, греч.- есть особенности в расположении. Вторая (неканоническая) может называться первой и наоборот. Лат.- тоже Первая Ездры. Но в лат.Библии четыре книги Ездры. Наша Неемии будет в лат.Библии 2-я Ездры. Наша 2-я Ездры будет 3-я Ездры, наша 3-я Ездры – 4-я Ездры.

Можно просто пользоваться учебником.

Основная тематика книги – возвращение иудеев из плена и реставрация, восстановление в основном религиозной жизни в Иудее. По содержанию можно разделить на две части:

1) 1-6 главы – описание первого возвращения из плена иудеев под предводительством Заравария;

2) 7-10 главы – второе возвращение под предводительством Ездры и труды Ездры по очищению нравственности народа.

Об авторе. 7, 1-5 – его родословная. Был первосвященнического рода, из потомков Елеазара. Один из его предков был Хелкия, который был священником при царе Иосии, нашедшем книгу закона. Ближайший его предок, который здесь указан – это Сирайя. 4 Цар.25, 18-21. - убитый царем Навуходоносором. 18 И взял начальник телохранителей Сераию первосвященника и Цефанию, священника второго, и трех, стоявших на страже у порога. 19 И из города взял одного евнуха, который был начальствующим над людьми военными, и пять человек, предстоявших лицу царя, которые находились в городе, и писца главного в войске, записывавшего в войско народ земли, и шестьдесят человек из народа земли, находившихся в городе. 20 И взял их Навузардан, начальник телохранителей, и отвел их к царю Вавилонскому в Ривлу. 21 И поразил их царь Вавилонский, и умертвил их в Ривле, в земле Емаф. И выселены Иудеи из земли своей.

Ездра благодаря своим талантам получил образование в Вавилоне и находился при царском дворце, а после падения Вавилона уже в правление Артаксеркса получил право возвращения в Иерусалим. Иудеи пользовались правами широкой автономии, что позволило Ездре обустраивать общественную жизнь, а уже потом, к концу жизни, после прибытия из Персии Неемии Ездра отошел от государственных дел и занялся делами чисто религиозными.

На что была направлена его деятельность: в первую очередь, строительство храма и обустройство богослужения, обучение народа Закону Божию, очищение нравственности (чистота религиозной жизни) – побуждал свой народ к расторжению браков с язычницами, иноплеменницами. Из предания мы знаем также – составление канона книг и восстановление Священного Писания.

На что делается акцент в его книге, кроме поименного перечисления. Особый акцент делается на религиозном факторе. 3, 1-3. собрался народ как один человек в Иерусалим... соорудили жертвенник Богу чтобы возносить всесожжения ...и стали возносить всесожжения.

Т.е.здесь еще только-только вернулись из Вавилона, и первой заботой было восстановление жертвенника. Только стали собираться в города.

Дальше с 6 стиха, рассказывается о строительстве храма со всеми подробностями, в том числе и о происках врагов.

КНИГА НЕЕМИИ

Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездры. Во всех названиях одинакова и в еврейской и в греческой.

Здесь само имя автора указывает на главный предмет книги – описание деятельности Неемии как вождя народа. Особенность этой книги в том, что она написана в основном от первого лица, как рассказ самого Неемии. Она и начинается словами: "Слова Неемии, сына...."

По содержанию – можно разделить на три части:

1) 1-7 главы – возвращение, приезд Неемии в Иерусалим и строительство городской стены. Акцент уже на государственное обустройство по сравнению с Ездрой.

2) 8-10 главы – описание публичного чтения Закона, обучение народа совместно Ездры и Неемии.

3) 11-13 главы – освящение городских стен и забота о религиозно-нравственной чистоте народа, расторжение браков с язычницами.

Язык книги полностью отличен от языка Первой книги Ездры – изложение от первого лица, нет перечисления как у Ездры.

Нет оснований сомневаться, что автором является Неемия, кстати его второе имя – Тиршафа. Иерусалим не имел даже стен. В сущности город был беззащитен перед любым внешним врагом. Соответственно Неемия организовал очень срочное устроение городских стен. Как и Ездра он удилял большое внимание вероучительным и нравственному началу народа. Но направление его было светское и это получило отражение в книге. Здесь акцент не на восстановление храма, а на восстановление городских стен.

КНИГА ЕСФИРИ

Название книги дано по имени главного действующего лица, Есфири, которая в определенный момент по воле Божией стала царицей. Она происходила из колена Вениаминова, 2,5-7. Имя Есфирь – персидское, означает "звезда". Еврейское имя – Гадасса, что обозначает "мирта", такое душистое растение.

Действие книги происходит в персидской империи. И трудно сказать однозначно, когда именно оно было.

Книгу можно разделить на три части:

1-2 главы, история возвышения Есфири, когда она стала царицей.

3-7 главы, возвышение Амана и его замысел об истреблении иудеев против Мардохея, и его неудача.

8-10 главы, возвышение Мардохея и спасение евреев

О личности царя. В еврейском тексте – Агасфирош. Через Септуагинту вошло уже и в русскую Библию – Артаксеркс. От сюда возникает дилемма, что за царь Агасфирош. У вас в учебнике есть теория, наиболее вероятная, о том, что это Ксеркс, который решил увеличить границы своей империи, и положил начало Греко-персидским войнам. Но потерпел поражение от греков. Некоторые данные косвенно говорят об этом – устраивал пиры, старался завоевать симпатии народа, получить его поддержку (м.б., перед походом на греков). Но это только косвенно. Это мнение далеко не однозначно.

Об авторстве книги.

Автором можно считать самого Мардхея. В конце книги есть что они составили послание о празднике Пурим.

Царь Артаксесркс устроил пир в своей столице, и в какой-то момент захотел показать своим подчиненным, свою красивую супругу Астинью. Когда развеселилось сердце его. Но Астинь не захотела прийти к царю, на пир и это вызвало гнев царя Артаксеркса. Такой поступок Астиньи мог дать повод другим женщинам не подчиняться своим мужьям и поэтому она была лишена звания царицы, а на ее место предстояло избрать другую девушку. На ее место была избрана Есфирь. В это время царь возвысил некоего Амана, который стал в сущности управляющим делами в государстве. И все были обязаны падать ниц перед Аманом. Но у ворот сидел Мардохей, видимо занимал какую-то незначительную должность. Он был дядя и опекун Есфири. Мардохей не кланялся Аману, но ведь это не противоречит Закону. Здесь можно только предполагать. Дело в том, что этот Мардохей раскрыл заговор против царя – виновные были казнены, но заслуга Мардохея была забыта. Можно пердполагать, что Аман либо был косвенным участником этого заговора, либо по крайней мере косвенно потакал заговорщикам. Либо знал и сочувствовал им. То, что Мардохей не кланялся Аману, это его выводило из себя. Надо было во чтобы то ни стало свести счеты с Мардохеем, и сверив свои силы, решил что этого будет мало – решил уничтожить всех евреев. И подписал у Артаксеркса соответствующий указ. Мардохей призвал Есфирь спасти свой народ. Но та чувствовала свою беспомощность, чувствовала невозможность этого сделать. Уже дней 30 она не приглашалась к царю и по настоянию Мардохея она решилась идти буквально на самоубийственный шаг – после соответствующего поста и молитвы, одевшись во все царские одежды, во всей красе она вошла во внутренний двор к царю. Это тот шаг, за который полагалась смертная казнь, в том числе и царице. Это бы ее и ждало, если бы царь не простер к ней свой скипетр. И обратим внимание, на то, каким она была глубоким психологом и на ее выдержку, она не пала к царю в ноги не стала умолять за народ, она пригласила царя к себе на пир вместе с Аманом. В первый день она не сказала своего желания царю. Аман, естественно возвращался с пира в хрошем настроением, он чувствовал себя в зените славы и уже устроил виселицу для Мардохея. Намереваясь на следующий день повесить его. Но в эту ночь Господь отнял у царя сон, царю не спалось и он попросил книгу памятных записей, т.е. дневники. Здесь вспомнилась заслуга Мардохея, и выяснилось, что никакой благодарности Мардохею не оказано. На утро, когда Аман пришел к царю с просьбой повесить Мардохея, то царь сам спросил его что сделать человеку, которого хочет выделить царь. Поскольку Аман думал, что ему, он назвал все самое лучшее, но тут пришлось воздать все те почести Мардохею.

Наши рекомендации