То Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов.
8 И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: `за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?'
9 И скажут: `за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, - за это навел на них Господь все сие бедствие'.
Если в 1 БЯ, Соломону дается лишь условное обетование, то здесь уже характер предостережения. Соломон уже получил максимум всего, что чел может получить на земле. Но именно в этот момент и происходит для чела опасность падения, и именно от этого предостерегает его Господь. И не только предостерегает, но и прямо описывает то, что ждет Иерусалим при отступлении от Бога.
3) последнее. 3 Цар 11:11-13
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
12 но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его;
13 и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал.
Обетование Давиду непреложно, остается. Но власть династии над всем Израилем прекращает, за потомками Давида остается власть над одним колено. Это бя носит обличительный характер.
Время его правления – период мирного расцвета Израильского царства. Период необычайного богатства и благополучия Израиля. Материальный расцвет. Особо подчеркивается его праведный, справедливый и талантливый суд. Это было всегда. Здесь же описывается и падение Соломона через роскошь и богатство. Насколько постепенно происходит падение личности. Соответственно, если он берет себе жену, значит он уже должен обеспечить ее и материальные, и духовные потребности. Если с материальными проблем не было, а с духовными – вопрос более сложный, т.к.эти жены – язычницы, а значит он должен сам своей волей построить им капище здесь же, в Иерусалиме и рядом с храмом истинного Бога. Когда эти капища построены, тут уже один шаг до личного падения. Т.е.цепочка: богатство – жены – капища – личное падение.
Конечно, сам-то он не верил в идолов, а совершал личный обряд ради жен, до этого момента ему никаких упреков не делается – ни о необычайной роскоши двора, ни о том, что сам храм строили финикийцы, а сами израильтяне ходили у них в подмастерьях – никакого упрека не делалось.
В каком-то смысле жизнь Соломона можно отследить по трем Богоявлениям. Первое – после жертвоприношения в Гаваоне. Это Богоявление носит полностью одобрительный характер. Господь дает Свою милость Соломону. Это то Богоявление, когда Соломон просил у Него мудрости для управления народом. Когда Господь предлагает просить то, что он хочет, Соломон не попросил военных побед, богатства, благополучия, а попросил мудрости. Господь приложил все это к мудрости. Но надо заметить, что обещание дается ему условно, в случае сохранения верности Богу.
Второе Богоявление – уже после освящения храма, когда Соломон находился на вершине могущества и богатства. Это Богоявление носит уже предупредительный характер, Господь предостерегает его от падения. И третье Богоявление – уже после падения Соломона – носит обличительный характер.
Распределение Давидом священников по чередам
1 Пар. 24
Священство было родовым, все потомки Аарона. У Аарона осталось два сына Елеазарь и Иефамар. При этом у Е. было 16 сыновей у И. 8. Именно они и образовали 24 священнические чреды. Давид распределил последовательность этих чред по жребию. Отголосок в НЗ Лк 1:5. 1 Пар 24:10. Захария происходил из аввева рода 8 свящ. чреды. Хотя и Иудеия прекратила свое сущ. как самост. гос-ва, и плен Вавилон. прошел, забыто могущ. Давида. А вот чреды сохранились до завоевания Иерус. Титом.
Храм Соломона
Имел то же устройство, что и скиния и по сравнению со скинией имел удвоенные размеры и имел те отделения, которых не было в скинии, напр. притвор. Сама постройка храма обозначала прочность и могущество царства и отсутствие необходимости переноса святилища с одного места на другое. Разумеется, что он был сделан роскошно по сравнению со скинией. Был построен из камня, строили его финикийцы. Сами израильтяне были у них подмастерья. Изнутри обделан кедровыми досками из Ливана, на которых были изображены херувимы и узорчатые украшения. Храм был сверху до низу обложен золотом означает инкрустацию. Ливанский кедр был очевиден, чувствовался запах. Величие храма, размеры не большие для настоящего времени. В святое святых две статуи херувимов, помимо ковчега завета. Херувимы в положении полета с распростертыми крыльями. По 10 локтей был размах крыльев каждого херувима, от стены до крыла другого херувима, Бог сидит на херувимах. Кроме того, в отличие от скинии, было сделано непредусмотренное законом Моисея, но и не противоречащее ему: притвор, роль простого тамбура, прихожей. При входе в храм поставил две колонны. Имели некоторое значение, либо просто были элементом декорации. Во дворе храма был сделан из меди (копер = бронза) было сделано медное море, большой резервуар для воды, огромная чаша, которая также стояла на 12 вола, по 3 вола смотрели в каждую сторону, можно считать элементами декорации. В отличие от скинии, было сделано 10 умывальниц. С каждого боку с наружной стороны, к стене была сделана 3-этажная пристройка, которая, видимо, служила для определенных целей, склад, место отдыха для священника. Священники поднимались по ступенькам по жертвеннику. Жертв было так много, что Соломон освятил среднюю часть храма, для жертвоприношения, по всей видимости возвышение. Пока не отошел от закона Соломону этого не приносится в осуждение, только благодеяния от Бога удостаивается. В храме Соломона уже не один светильник, а пять. Все принадлежности храма, и медное море и умывальницы, это все делали финикийцы, более просвещенные народы. Медное море отливалось в земле, в пустынных долинах, похоже не отливку колоколов.
Огромных размеров стройматериалы, современная техника не может его сдвинуть.