Первый израильский царь Саул
Нельзя говорить о нем как о резко отрицательной личности. История его жизни представляет собой скорее личную трагедию. С одной стороны, это личная скромность к аскетичной жизни, обстановке. Может быть, это был самый аскетичный из всех царей востока. У него не было даже дворца. С другой стороны, в некоторых случаях проявлялось его упрямство и навязчивая жестокость по отношению к отдельным лицам, в частности, по отношению к Давиду. В 1 Царств говорится о его бесновании. Трудно сказать, что сказал бы врач-психиатр.
Во всяком случае, в Сауле было положительным: 1) личная скромность. При объявлении на царство скрывается в обозе; при помазании Самуилом пошел к себе домой. При объявлении царем пахал на воле отца. В этом отношении ему надо отдать должное. Он начал свое правление не с того, чтобы построить себе дворец или завести государственный аппарат. 2) Организаторские, политические и военные способности. Он начал с военной победы над аммонитянами. В этом эпизоде он проявляет себя как талантливый организатор. Когда ему сообщают, что аммонитяне осадили Иавис Галаадский, разрубает волов... Проявил себя как стратег и как политик. Осада маленького города имела для него принципиальное значение. Под властью филистимлян находился преимущественно западный берег реки Иордан, а восточные колена оставались относительно свободными. Захват Иависа Галаадского означал бы полное расчленение Израиля. Все это Саул прекрасно понимал, и эта победа имела для него принципиальное значение.
Жил как простой рядовой человек, из Гива управляя государством, почти что из своего дома. Тем не менее, дальше началось его падение, хотя все-таки нигде мы не видим Саула-идолопоклонника, а это немало значило в то время. Саул хранил верность Богу.
Во-первых, он стал проявлять свою волю вопреки воле Самуила и воле Божией. Началось с малого – не послушался, не долждался Самуила перед битвой с филистимлянами.
Во-вторых, действительно грех, который противоречит законам жизни. Повторил грех Ахана – взял из заклятого на войне с амаликитянами. Когда ему Самуил прямо говорит, что будет отнято царство, то Саул ничего лучшего не находит, как искать потенциального претендента и от него отделаться. Такого предендента он явно увидел в Давиде. В этот период государственные дела начинают идти к упадку. Вместо решения внешнеполитических проблем устройства государственной жизни все силы бросаются на поиски Давида. Если судить с человеческой точки зрения, последнее поражение от филистимлян, в котором он погиб, это не случайность, а закономерность. Не использовал передышки между войнами для внутренней организации – укрепление крепостей, городов, обучение войска, приготовление всего необходимого для войны, подумать о военной технике. У Саула же все силы уходили на поиски Давида. От этой навязчивой идеи он не мог отделаться. Что касается религиозной точки зрения, она изложена в 1 Парал.10,13-14. Обращение к волшебнице – это его последнее и пожалуй, наибольшее преступление. Означало уже самый пик его падения.
Стоит также коснуться вопроса о его пребывания у аэндорской волшебницы. Кто же все-таки разговаривал с Саулом? Есть много точек зрения, но в принципе для нас это значения не имеет, дух Самуила или же бес говорил с Саулом. Имеет принципиальное значение факт наличия магии. Это общение достигнуто вызыванием духа.
22.09.06
Вторая Книга Царств
Давид
Кажется, что много общего. И Саул и Давид выходцы из простого народа. Но видимо у них было какое-то принципиальное отличие. Оба царя были указаны Богом. Но если Саул обладал какими-то внешними данными (рост, сила), то в Давиде ничего не указывало на сокрытые в нем внутренние дары (таланты). Белокурый мальчик, пастушок, именно таким его увидел пророк Самуил, когда был послан в Вифлеем. Сам Самуил чисто по-человечески меньше всего мог видеть в этом юноше будущего царя и нац. гордость Израиля. На него также дано указание свыше. В силу случайных обстоятельств таланты Давида скоро раскрылись. До и после победы над Голиафом был взят Давид к Саулу, не ясно. Важно, что уже будучи призванным к царю он обладал очевидным талантом музыканта соответствующего уровня.
Стечение обстоятельств, победа над Голиафом. Что могло предвещать, что отец пошлет Давида с провизией для братьев на войну. В древности сражение начиналось не сразу, каждая сторона не хотела идти на смерть, и потому стремились подавить противника морально, без боя решить исход войны. Иногда месяцами два стана противника стояли друг против друга, унижали друг друга, ругали царей, богов противника, пока стихийно не начиналась война. В книге Макк. вернемся к этому факту. Иногда бывали случаи, что общей битве предшествовала схватка двух богатырей. И условие, что если Голиаф убьет кандидата от евреев, то евреи будут рабами у филистимлян, естественно без боя никто бы не сдался.
Чисто безумие то, на что идет Давид по-человечески. Надо иметь в виду его веру. А с военно-стратегической точки зрения простой, но совершенно гениальный расчет по тому времени. Давид загорелся религиозной ревностью. У него появилось желание во что бы то ни было сразиться с Голиафом. Саул его как воина совершенно не знал. Предложил ему соответствующие доспехи. Смешная ситуация, Давид походил в этих доспехах и почувствовал себя неуютно. За этим крылось его осознание, что даже в этих доспех он бессилен против Голиафа. Он избрал совершенно другую тактику, все выглядело, как будто мальчишка идет на явную смерть, с посохом и сумой с камнями против вооруженного великана. В этом случае все вооружение Голиафа становилось непригодным при победе невооруженного мальчишки. Самое унизительное поразил Голиафа его же мечом.
Далее начинается противоречивый процесс. С одной стороны Саул чувствует необходимость иметь Давида при себе, видеть в нем талантливого полководца. С другой стороны, вдруг после определенных проступков Саула Самуил начинает говорит, что Бог отнимет у него царство и изберет другого. Интуитивно Саул видит в Давиде своего будущего приемника. А тут еще идет какой-то слух, что Самуил когда-то ходил в Вифлеем, был в доме Иессея и вроде помазал Давида на царство. Естественно, что от такого человека лучше избавиться. Лучший вариант отправить его на войну. К филистимлянам, и не однократно отправлял Саул. И Давид каждый раз возвращался к нему победителем и выполнял порученное ему задание. Этот вариант уже не прошел. Здесь примешивался еще один фактор, родственные связи. Победителю над Голиафом обещана рука дочери Саула. Давид одержал эту победу. Самуил должен был отдать за него свою старшую дочь, Мирова. И видимо у Давида самого не было особого желания выполнять своего обещания, его ответ: «разве легко быть зятем царя». По-видимому, Мирова была выдана замуж за другого человека, в связях с которым Саул имел больший интерес.
Но тут возникло одно обстоятельство, неожиданное и для самого Саула, хотя и возможное. Давида полюбила младшая дочь Саула Мелхола. Теперь представился самый благоприятный момент, чтобы избавиться от Давида. Чего просит Давид в качестве приданного. Он не был богат, чтобы дать достаточно дочери царя. Саул был практичен, хотел избавиться от Давида… Приданое: … и краеобрезание 200 филистимлян. Разлагается сразу, надо было доставить в течение дня. Давид исполнил. Давид - Потенциальный соперник Саула, и факт родства еще не означает взаимной любви между тестем и зятем. Сознание необходимости Саулом Давида, родственные чувства, с другой стороны его гложат чувства ревности, Давид потенциальный израильский царь. Он тот, кому должно отойти царство согласно пророчеству Самуилу (по слухам и по дальновидности Саула, он приходит к этому выводу). Родственная связь разрывается, когда Давид бежит, Мелхола остается дома и была выдана за другого человека. При своем воцарении. С 7 детьми от другого Давид ее вернул себе. Давид выдает потомков Саула этих детей гоавитянам.
Государственные дела запускаются. В первый период своего правления Саул воевал с филистимлянами и др. внешними врагами государства. Одерживал победы. Теперь он всю мощь государственной машины направляет на то, чтобы изловить Давида и таким образом избавиться от противника. Где Давид только не прятался со своей горсткой людей. Был и … в пустыне Ингади. И самый тяж. шаг в его жизни, который он вынужден был сделать, это уйти к филистимлянам. Здесь опасность не намного меньшая чем от пребывания у Саула, филистимлянам было что припомнить Давиду.