Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Иакова 4:6

Очевидно, Аврааму понадобилось огромное смирение, что­бы не плакать, не рыдать и не осуждать себя, а ради мира и покоя возблагодарить Господа. Авраам уступил лучшую землю Лоту, так как видел его стремление быть впереди, быть самым богатым. Поэтому все, что по праву принадлежало ему, Авраам от­дал своему племяннику.

Если вы увидите, что кто-то «рвется» на ваше место - уступите ему. Займите второе место. Я видел подобное в своей жизни и в жизни других людей много, много раз. Я никогда не борюсь за место. Не борьбы ожидает от нас Иисус. Не стре­митесь доказывать, что вы — самый главный, вы — Господень. Если вы действительно главный, Господь даст вам авторитет, подтверждающий это.

Как получить благодать на благодать

Вам не нужно доказывать свою значимость. Нет необходимости убеждать людей в своей важнос­ти. Не стремитесь показать, что вы луч­ше кого-то. Можно обманывать многих людей некоторое время, но нельзя об­манывать всех людей все время. Можно обманывать всех людей какое-то время, но нельзя обманывать всех людей все время.

Правда всегда побеждает. Истина всегда есть истина. Авра­ам знал истину, у него было знание Слова Божьего. Он знал, что смиренным, уступающим другим Бог дает благодать.

Как же можно получить благодать на благодать? Для этого необходимо быть больше и больше смиренными. Если вы хотите получить «повышение» у Бога в духовных вещах, стань­те больше смиренными. Одно из качеств смирения — это уме­ние быть вторым, отсутствие стремления к самовозвышению.

Поставьте себя в положение Авраама. Может быть, вы кого-то воспитывали, нянчили с раннего возраста, а теперь, будучи с вами на одном уровне, он начинает притеснять вас. Возмож­но, вам захочется одернуть его и поставить на место. Но Бог ожидает, что вы проявите смирение. Ведь на самом деле вы ничего не теряете, вы выигрываете. Может быть, в глазах че­ловеческих вы потерпели поражение, но за это от Бога вы по­лучите награду. Смиренному Бог дает благодать. У Бога вы не получите отвержение или осуждение, вы получите благодать на благодать.

То, что дает Бог, обычно не сразу видно, но со временем это проявится, и все увидят славный финал.

Возвышение смирением

И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

Е Коринфянам 6:7

Никогда не стремитесь доказывать свою правоту и свое превосходство. Пусть Бог борется за вас. Вам лучше остаться обиженным. Этим вы уподобляетесь Иисусу. Иисус, будучи безгрешным, любя всех, никогда никого не обидел, но люди плевали на Него, били Его, издевались над Ним. Его даже раз­дели донага и потом распяли, что было очень унизительно для Сына Божьего. Но Библия говорит нам:

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше вся­кого имени.

Филиппийцам 2:9

Почему Бог превознес Иисуса Христа? Потому что Он по­страдал и, претерпев все эти унижения, смирил Себя.

Сегодня в мире из всех существующих имен нет выше, значительнее, известнее, чем имя Иисуса Христа. Имена из­вестных философов, исторических героев, ученых, политиков и даже великих пророков не идут в сравнение с величием имени Иисуса Христа, их слава не сравнима с Его великой славой. Самые популярные люди планеты уступают в попу­лярности Иисусу Христу.

Почему же Бог дал Ему такое высокое имя? Потому что в свое время Иисус смирил Себя, претерпел страдания и муче­ния, но не возмущался и не роптал, а смиренно оставался обиженным, и поэтому Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени. Почему нам лучше оставаться обиженными? То, что вы переносите, - временно. Как бы ни было вам трудно — знайте, что это временно. Если вы терпите какие-то лишения, то помните, что ваше смирение обязательно завершится Божьим вознаграж­дением. Смиренному Бог даст благодать. Авраам понимал это и потому был готов смиренно претерпеть лишение. Бог остал­ся верен Своему Слову и обильно благословил его и всех его потомков.

Обретите истинную свободу

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне по­зволительно, но ничто не должно обладать мною.

Е Коринфянам 6:12

Еще будучи в миру, я понял этот принцип. Я не читал Биб­лию, никогда не видел этого места Писания. Но я не курил, не пил, потому что знал: это может поработить меня, сделать зависимым. Я знал, что могу потерять свою свободу. Было в моей жизни время, когда я увлекался просмотром телевизион­ных передач. Было время, когда допоздна засиживался, читая детективные романы. Вскоре я обнаружил, что становлюсь за­висим, чувствуя себя неуютно, как будто мне чего-то не хвата­ет, пока не сделаю этого. Тогда я начал замечать, что зависим от своих «невинных» увлечений. Вроде бы ничего плохого не делал, но без привычных для меня вещей я уже не получал полной жизни.

Тогда я решил ограничивать себя время от времени в том, чем занимаюсь, чтобы оно не могло «завладеть» мною. Поэто­му я не пил, даже будучи неверующим, так как не хотел, чтобы водка диктовала мне условия. По этому же принципу я не курил, потому что не хотел зависеть от обычной сигареты. Моя жена тоже живет по этому прин­ципу. Она не всегда пользуется косме­тикой, чтобы не зависеть от нее. Неко­торые женщины ненакрашенными не могут даже выйти на улицу, они - рабыни косметики. Есть очень многие маленькие вещи в вашей жизни, которые владеют вами. Все позволительно вам, но вы не должны быть рабами чего-то. Вы должны диктовать усло­вия окружающим вас вещам и обстоятельствам, а не они вам.

Как пастор я общаюсь со многими людьми. Я люблю всех, но, заметив, что я слишком часто общаюсь с кем-то и начи­наю любить его больше других, контролирую время общения с этим человеком. Я хочу любить всех одинаково. Почему я так поступаю? Потому что не хочу быть рабом своего чувства, хочу быть только рабом Иисуса Христа.

Вы можете быть рабом кефира или молока, сала или чер­ного хлеба. Библия говорит, что есть все это — неплохо, это — нормально, все нам позволительно, но не все полезно. Есть многие более полезные вещи, которым мы должны служить. Гораздо лучше «иметь зависимость» от Слова Божьего. Не читая Слова хотя бы один день, нам должно быть плохо. Не лучше ли стать рабом привычки молиться, чем быть в критическом состоянии не молясь? Ни положение в обществе, ни власть, ни достоинство, ни эгоизм и ни личное повышение не должны порабощать вас. Будьте зависимы только от одного Человека — Иисуса Христа. Все остальное нам позволительно, но если оно не полезно, можно отказаться от него.

Именно так сказал самому себе Авраам. Он уже привык быть старшим, привык быть на первом месте, привык быть почитаемым и богатым, но когда речь идет о том, что лучше сделать: вступить в спор, чтобы доказать свою правоту, или отступить, — он выбирает последнее.

Очень многие лидеры, особенно пасторы, могут быть иску­шаемы таким же образом. Вы привыкли, что люди вас уважа­ют, но однажды приходит какой-то человек и начинает обра­щаться с вами фамильярно. Если вы — раб своего чувства, то будете возмущены его поведением. Если вы независимы от своей репутации, вы не рабы своего «эго», то будете продол­жать любить этого человека точно так же, как вы любите того, кто вас почитает. Бог хочет, чтобы вы были именно такими, чтобы ваше сердце было полно любви, чтобы простота и до­ступность Иисуса Христа была вашей главной характеристи­кой. Иисус любил и благословлял всех.

Нет необходимости демонстрировать свое превосходство. Великие люди не «выбивают» место для себя, они живут там - наверху. Я имею в виду людей достоинства, которые не опускаются до выяснения отношений с другими, а предпочи­тают благословлять их.

Очень многие люди живут только для того, чтобы угодить своим друзьям. Ради друзей они могут еще пить и курить, «за компанию» изменять мужу (жене). Эти люди - низкие люди, они всегда будут внизу. Но люди высокого звания, люди высо­кого нрава, люди, имеющие высокого внутреннего человека, люди достоинства, люди власти, люди, которые имеют автори­тет в духовном мире, идут только вверх. Если ваши друзья не хотят уважать ваши чистые чувства, почему вы обязаны ува­жать их греховные чувства? Это они должны подняться до вашего уровня, а не вы опуститься к ним.

Если бы Авраам, даже будучи вправе, начал спорить с Лотом, это свидетельствовало бы о том, что он «спускается вниз». Но Авраам — высокий человек, он готов потерять свое временное благословение, но остаться чистым и достойным.

Живите невидимым

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иордан­скую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Госпо­день, как земля Египетская;

Наши рекомендации