Как проверять сверхъестественные явления

Как проверять сверхъестественные явления

Рик Реннер

Содержание

Сон от дьявола

Церковь, которую посетил Иисус

Ефес — перекрёсток противоречий

Еретикам вход воспрещён

Похвала за терпение

Проблема с лжепророками

Из-за чего обманываются люди?

Как проверить истинность откровения

Инициатива принадлежит Богу

Запрещённые пути получения откровений

Змея и истинный пророческий дар?

Как говорит Бог

Странное новое откровение

Предложение, которое Ева не могла отвергнуть

Последнее слово остаётся за Словом

Духи-обольстители и учения бесовские

Маска респектабельности

Бесовское учение гностиков

Цена фанатизма

«Обманщики будут преуспевать во зле»

Защита для верующего

Сила Божьего Слова

Польза от Писания

«Ко всякому доброму делу приготовлен»

Испытание духов

Смятение или мир?

Ложное откровение — источник раздоров

Плод праведности

Откровения должны прославлять Иисуса

Искреннее откровение всегда ободряет

Важно быть ответственным

Предисловие

Как-то ко мне подошёл очень расстроенный человек. Он спросил меня: «Скажите, а нужно ли проверять новые сверхъестественные явления? Видите ли, когда я начал размышлять над тем, что увидел в церкви, то понял: увиденное мной расходится с Писанием. Я попытался обратить на это внимание наших лидеров, но мне сказали, что мои сомнения в истинности новых явлений и доктрин говорят о моей недуховности».

Отвечаю на этот вопрос: все новые доктрины, откровения и сверхъестественные явления необходимо проверять, особенно в наши дни, когда движение «New Age» (Новый век) распространяется с такой скоростью, а в церквах насаждаются странные, неизвестные ранее учения.

Помните, в 1-м послании к Тимофею 4:1 недвусмысленно сказано, что духи-обольстители и демонические доктрины проникнут в Церковь в последние дни. Мы должны чётко осознавать это и помнить о своей ответственности, так как нам придётся держать ответ перед Богом за то, чему мы учим и чем делимся с другими. К несчастью, многие пытаются убедить верующих, что проверять, от Господа ли новое откровение, — значит показывать свою недуховность! Это не так! Когда вы проверяете новое откровение или знамение, это не означает, что вы противитесь Богу или полны неверия. Если какой-то сон, видение или новое учение на самом деле от Бога, они пройдут любую проверку, а Господь похвалит вас за стремление познать истину!
Эта книга расскажет, как проверять сверхъестественные явления.

Рик Реннер

Сон от дьявола

В Божьем Слове можно найти много примеров, как верующие проверяли то или иное явление или устраивали проверки новым служителям. Мы рассмотрим случай, когда Иисус похвалил верующих Ефесской церкви за то, что они испытывали новых служителей. Иисус не осуждал людей за то, что они задавали вопросы и тщательно исследовали всякое новое учение. Напротив, Он похвалил ефесских христиан за столь ревностное и доскональное исследование служений, сверхъестественных проявлений и новых доктрин. Ефесские верующие были самыми скрупулёзными исследователями доктрин тех дней.

Прежде чем перейти к рассказу о ефесянах, приведу в пример один сон. Однажды после служения ко мне подошла женщина:

— Могу я рассказать Вам свой сон? Я не сомневаюсь, что он от Господа! — сказала она.

— Конечно же, расскажите, — ответил я.

И женщина начала рассказывать.

Ей снилось, что она вошла в морг. Там лежали члены её семьи: мать, отец, брат, сестра и муж. Она прикоснулась к ним, хотела приподнять их руки, но они уже не сгибались: трупное окоченение было явным. Она оглядела комнату и увидела на стуле электропилу. Завела её, подошла к трупам своих родных и начала расчленять их, заглядывая внутрь распиленных тел.

Она подробно всё излагала, а я чувствовал подступающую дурноту.

— Я разрезала их тела на куски, — продолжала она, — какой это был кровавый сон! Я отрезала сначала руку, потом ногу. А вот и толкование сна: все члены моей семьи мертвы в грехах. Духовное трупное окоченение охватило их. Они мертвы, потому что восстали против Бога, и Он призывает меня разнести их на куски. Я буду вскрывать их сердца и заглядывать внутрь, чтобы выяснить, по какой причине они восстают против Бога. И если они не покаются, Господь задействует меня, чтобы погубить их жизнь.

Я задал ей вопрос:

— И что же вы чувствуете после этого сна?

— По правде сказать, я счастлива! — ответила она, — я чувствую себя карателем своих родственников, и мне это нравится.

С первых же слов я понял, что этот сон был не от Господа. Это сон от дьявола!

Что же говорится в Писании о проверке сверхъестественных явлений? «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов...» (1 Иоанна 4:1). Слово испытывать можно заменить словом проверять: «...Но проверяйте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».

Во 2-й главе книги Откровение Иисус обращается к Ефесской церкви и упрекает её, что она оставила первую любовь, но хвалит за то, что верующие проверяли духов: «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы и нашёл, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откровение 2:2 — 3).

Еретикам вход воспрещён

Итак, продолжим: «...ты не можешь сносить...». Учитывая значение слова сносить, можно так перефразировать эту часть стиха: «Мы не намерены брать на себя ответственность за таких людей. Мы не собираемся одобрять их доктрины. Мы не будем общаться с ними, потому что не хотим иметь ничего общего с их ложными учениями».

«...И испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы». Греческое слово pieradzo — «испытал», означает испытывать, проверять; тщательная, детальная проверка. Можно сказать, в Ефесской церкви существовал своего рода верховный трибунал, и если кто-то начинал распространять новую доктрину или нарекал себя апостолом, он подвергался строжайшему допросу. Лидеры церкви тщательно проверяли, безупречны ли доктрины, которые преподаются в их церкви, чтобы никакая новая странная доктрина не проникла в собрание верующих. Ефесяне испытывали каждого, кто называл себя апостолом, и обнаруживалось, что многие из них были лжецами.

Греческое слово eureka — «нашёл», буквально означает я нашёл это. Иисус словно говорит: «После длительных проверок и обдумывания ошибка была выявлена! Вы подозревали: тут что-то не в порядке, и благодаря вашему терпению и заботе истина наконец была найдена. Вы обнаружили лжецов, сняв с них маску духовности». Ефесяне выявили, кто из служителей был лжецом. Греческое слово pseudo — «лжецы», описывает явную, вопиющую ложь. Верующие не боялись говорить о том, что видели. Если они убеждались, что служитель — лжец, они так и называли его, во всеуслышание заявляя о его нечестных действиях!

Похвала за терпение

Господь похвалил ефесян за проверку доктрин: «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откровение 2:3). Господь хвалит их за желание сохранять чистоту христианского учения.

Эта церковь проверяла учения и откровения постоянно. Начало стиха можно перевести так: «Ты постоянно переносил...». Слово bastadzo — «переносил», уже употреблялось во 2-м стихе: «не можешь сносить...», и оно снова указывает на ответственность. Господь говорит: «Вы действовали ответственно и мудро. Не одобряя этих лжецов, вы хорошо справлялись с обязанностью сохранять чистоту доктрин». Затем Иисус сказал: «...и для имени Моего... не изнемогая». Слово изнемогать означает уставать от работы, требующей дополнительных усилий.

Итак, из обращения Иисуса к Ефесской церкви мы видим, что Господь одобряет их желание сохранять чистоту учения и говорит, что проверка и выявление лжеапостолов свидетельствует об ответственности ефесских верующих.

Проблема с лжепророками

А вот другая причина, почему так важно проверять сны, видения, посещения ангелов и новые откровения: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды...» (2 Коринфянам 11:13—15).

Слово «лжеапостолы» соответствует составному греческому слову, первая часть которого — pseudo, означает ложный или лжец, а вторая часть — apostolos, означает апостол. Соединив два слова в одно, получаем «лжеапостол». Павел говорит, что существуют лжеапостолы, или «лукавые делатели». Слово dolios — «лукавые», указывает на изощрённый и искусный обман. В древности это слово употреблялось по отношению к рыболову, поскольку при ловле рыбы он использовал приманку. Употребив слово dolios, Павел сказал, что эти лжеапостолы ловят верующих на удочку! Они пытаются привлечь христиан с помощью приманки: хотят заставить их проглотить ложную весть, поймать их на крючок обмана, который, застряв у них во рту, не позволит им освободиться и уйти от них прочь.

Эти «лукавые деятели» разворачивают довольно напряжённую деятельность. Греческое слово ergates — «деятели», указывает на интенсивность их действий, оно означает, что лжеапостолы много и усердно трудятся. Они не просто надеются, что «рыба» (т.е. верующие) проглотит наживку — они тщательно планируют свои действия, пытаясь заманить «рыбу», привлечь её внимание, добиться того, чтобы она проглотила крючок. Всеми силами лжеапостолы с помощью обмана стараются поймать верующих на улочку.

«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых». Греческое слово schema — «принимают вид», относится к внешнему виду. Это же слово употребляется в 11ослании к Филиппийцам 2:7 — 8, где описывается воплощение Иисуса: «...и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». В этом стихе слово schema означает измениться внешне. Самый давний пример использования этого слова — описание образа царя, который изменил свой внешний вид, сменив царскую одежду на мешковину и посыпав голову пеплом.

Лжеапостолы могли гак изменять свой внешний вил, что походили на апостолов Христа (см. 2 Коринфянам 11:13—15). Вы изумитесь: «Ну и ну!», но Павел в 14-м стихе говорит: «И не удивительно...», то есть: «Пусть это вас не удивляет, потому что сам сатана принимает вид Ангела света». Греческое слово photos — «свет», означает ослепительно яркий свет.

Как вы получили откровение?

На этот вопрос можно дать только два ответа: оно пришло или от Бога, или от сатаны. В Библии описаны пути, как верующие получали откровения: во сне, в видениях, молитвах. Но основным источником откровения является Божье Слово.

В книге Деяния Апостолов 9:3 — 4 читаем, как Господь впервые посетил апостола Павла: «Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Далее Павел, свидетельствуя перед царём Агриппой, детально описывает это событие и говорит, что не только он один упал пол действием силы Святого Духа, но и все, кто был с ним: «Среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю...» (Деяния 26:13—14).

Из Писания мы видим, что чаще всего люди видят сны, получают видения, новые откровения или встречаются с ангелами, находясь в состоянии умиротворённости.

Иногда это случается, когда люди молятся на иных языках или просто молча сидят в присутствии Господа.

Инициатива принадлежит Богу

Заметьте, верующий, молится ли он на родном языке или на иных языках, молча ли сидит перед Господом, не ищет видения или откровения. Напротив, это Бог стремится прийти к нему, чтобы просветить его по какому-либо вопросу или дать необходимое направление в жизни. Не человек стремится получить откровение — Бог стремится дать ему откровение.

В мире оккультизма происходит противоположное: там контакта с духовным миром упорно ищут сами люди, именно они являются инициаторами этого контакта. В практике же верующих инициатором является Бог. Если кто-то из людей, описанных в Библии, видел сон, видение или встречался с ангелом, обычно это было полной неожиданностью для самого человека. Повторю: люди не стремились к контакту — инициатива исходила от Бога. И новое откровение никогда не противоречило Божьему Слову! Пример этого можно найти в 9-й главе книги Деяния Апостолов: «В Дамаске был один ученик, именем Анания:и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я. Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится и видел в видении мужа, именем Ананию...» (стихи 10—12). Анания услышал Бога в молитве.

В 10-й главе мы читаем, что Корнилий получил видение в молитве: «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня...» (стихи 1 — 3). Вот два случая, когда откровение было получено во время молитвы.

В книге Деяния 10:9 содержится ещё один пример: «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Пётр около шестого часа взошёл на верх дома помолиться».
И во время молитвы он увидел видение:

И почувствовал он голод, и хотел есть, между тем, как приготовляли, он пришёл в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нём находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему:
встань, Пётр, заколи и ешь.

Деяния 10:1013

В 16-м стихе сказано, что это было трижды. Пётр заканчивал молитву и собирался пообедать, он не ждал молний или землетрясений. Он просто молча сидел в присутствии Господа, и Бог выступил инициатором общения!

Когда ты войдёшь в землю, которую даёт тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.

Второзаконие 18:9 — 13

Бог требовал от Своего народа непорочности в этом вопросе. Вы не должны стремиться получить новые откровения, сны, видения или искать встречи с ангелами запрещёнными путями.

Как говорит Бог

Существует только один путь, как Бог обращается к Своему народу: через Святого Духа во время молитвы или через Божье Слово. Сны, видения, визиты ангелов, пребывание в присутствии Господа, различные формы молитвы — это пример того, как Божье Слово действует в нашей жизни.

Помните, Бог Сам решает, дать ли нам какую-либо информацию или откровение. Обычно такой контакт с Богом застаёт людей врасплох. Наша задана — всегда быть готовыми слышать Бога. А этого можно добиться с помощью молитвы и Божьего Слова.

Чтобы получить сон, видение или новое откровение, ни в коем случае нельзя пользоваться услугами гадалок или медиумов, хрустальными шарами или гороскопами, поскольку Бог наложил на это строжайший запрет. Если вы получили откровение запрещённым путём, оно не от bora. Если же вы уверены, что услышали Господа, проверка не повредит. Знайте: когда Господь говорит что-то Своему народу. Его слова никогда не противоречат Библии.

Странное новое откровение

Теперь мы подходим ко второму вопросу:

2. Каково содержание откровения или сна? Отсюда вытекают два дополнительных вопроса: а) Соответствует ли оно Слову? б) Не является ли откровение странным?

Давать странные откровения входит в тактику врага, и в этом нет ничего нового. Больше всего он жаждет убедить вас, что вы получили нечто такое, о чём никто раньше не слышал, что вы знаете больше, чем ваш пастор, больше, чем кто-либо когда-либо знал, и что эго является откровением последних дней, неизвестное ещё ни одному человеку, так что теперь вы обладаете высшим знанием! Подобная тактика врага стара как мир.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

Бытие 3:1_3

Фраза «не прикасайтесь к ним» показывает, как сатане удалось обмануть Еву. «Но что же такого особенного в этой фразе?» — скажете вы. Она раскрывает неведение Евы!

Прочтем 3-й стих еще раз. Ева говорит: «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Её трактовка Божьих слов и особенно фраза «не прикасайтесь к ним» раскрывает, что она не знала истину. Почему? В книге Бытие 2:16—17 Господь говорит об этом дереве: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в салу ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь». Бог не сказал ни одного слова о прикосновении к дереву — ни одного! Выходит, Ева неправильно поняла Божье наставление. Решив, что дерево было ядовитым, она сказала себе: «Нам нельзя даже приближаться к дереву, чтобы не прикоснуться к нему, потому что оно ядовито». Ева старалась осознать Божьи слова, и вот что она уяснила себе: «...не ешьте их и даже не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

Сатана быстро воспользовался неведением Евы, чтобы обмануть сё, ввести в заблуждение. Неведение всегда служит основой для обмана. Всегда! Говоря это, я вспоминаю одного молодого человека, который был членом нашей церкви. Он не знал Божьего Слова и не хотел изучать его. Он не желал подчиняться руководству церкви, решил, что не нуждается в помощи лидеров и может слышать Бога самостоятельно. К сожалению, он начал исследовать Библию с книги Откровение — довольно опасное место Писания для новообращённого христианина. В результате он начал изобретать какие-то новые откровения относительно последней книги Библии.

Недавно я услышал, что этот молодой человек считает себя зверем, о котором рассказывается в книге Откровение.

Причина этого — отсутствие знаний. Враг воспользовался его неведением и ввёл в заблуждение. (До того как получить откровение о том, что он зверь, этот человек заявлял, что является одним из двух пророков последних дней.)

Л вот какое откровение получила одна пожилая женщина: она решила, что Святой Дух — это две разные личности, поскольку в одном английском переводе Библии употребляется два разных имени Святого Духа.

Однажды я был на служении в Калифорнии. Ко мне подошёл человек и заявил:

— Я пророк!

— Действительно? — переспросил я.

— Да, я один из двух пророков последних дней! — повторил он.

— А что даёт вам основание так думать?

— Это мне открылось в видении.

Он заблуждался, так как содержание его видения не соответствовало Божьему Слову. Мы обязательно должны анализировать, соответствует видение или откровение Писанию или это новое откровение всё-таки какое-то странное.

Давайте вернёмся к книге Бытие 3:3 — «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». «И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши...». Змей предложил Еве то, что он предлагает верующим и сегодня — какое-то высшее знание; откровение, которое никто никогда не получал: «...Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (стих 5).

Последняя фраза — «будете, как боги, знающие добро и зло» показывает: Ева совершенно не поняла, что сказал Бог. Дело в том, что Бог не творит зло. Бог творит только добро, но Он испытал на Себе зло, когда был распят на кресте и три дня находился в аду. Никакого другого зла Бог никогда не испытывал. И в самом Боге нет зла. В Нём только добро (см. Иакова 1:17—18).

Предложение, которое
Ева не могла отвергнуть

Итак, явился змей и сказал: «Да что с тобой, Ева? Ты не знаешь, что такое зло? Вкуси плод, самую малость, и уподобишься Богу: будешь знать добро и зло. Станешь разносторонней личностью. Подобно Богу, ты будешь знать тьму и свет».

Ева не понимала, что Бог творит только добро и не причиняет зла. Это зло в лице Люцифера когда-то попыталось прорваться на небеса, но Бог изгнал его. С тех пор оно обречено на вечное поражение.

Последующие стихи говорят: «И увидела жена, что дерево хорошо для нищи, и что оно приятно для глаз (привлекательно. — Прим. авт.) и вожделенно, потому что даёт знание (высшее знание. — Прим. авт.); и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги... (перестали быть подобными Богу. — Прим. авт.)» (стихи 6—7).

Маска респектабельности

Часто демонические духи являются к людям, чтобы извратить истину. Они приходят со своими новыми учениями и иногда скрывают их за духовными терминами, которые звучат приемлемо даже для верующих. Какая это трагедия! Как часто христиане увлекаются разными учениями, которые на самом деле не имеют здравого смысла!

Богу небезразлично содержание сверхъестественных проявлений и ваших новых откровений. Давайте рассмотрим один пример из Библии, когда откровение было получено якобы от Бога: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим» (Колоссянам 2:18—19).

Вот что произошло в Колосской церкви: там появились гностики. (Гностиками называли людей, которые заявляли, что обладают высшими знаниями.) Они утверждали, что имеют откровения и знания, которых нет ни у кого. Более того, они считали, что их знания превосходят знания апостола Павла!

Бесовское учение гностиков

Вот одно из их откровений: «Бог свят, а человек грешен, поэтому они не могут встретиться. Чтобы прийти на землю, Богу пришлось пройти обратный процесс: Он должен был перейти из высшей формы в более низкую, затем ещё в более низкую, и так до тех пор пока не появилась низшая форма, в которую Он мог воплотиться. Тогда Он родился на земле и Его назвали Иисусом».

Гностики распространяли бесовское учение о том, что Иисус был самой низкой формой Бога и в Нём почти не осталось ничего божественного, что Иисус был только началом пути и что, приняв Иисуса, человек обретает уникальную возможность встретить более высокую форму Бога, затем ещё более высокую, затем ещё более высокую и так далее.

Они, действительно, вторгались в сферу, недоступную их пониманию, — в демоническую деятельность, поклонение ангелам; общались со странными существами, пытаясь познать иные формы Бога, превосходящие, как им казалось, Иисуса и сильнее Его. К ним обращается Павел в 19-м стихе: «И не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим».

Цена фанатизма

Ложное откровение, лжеучения или демонические доктрины лишат вас награды! Именно поэтому важно проверять содержание своего откровения. Давайте выясним, каково содержание этого откровения? В Послании к Евреям 13:9 говорится: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь...». Смысл слова увлекайтесь заключается в том, что человек увлечён, поглощён и очарован своим откровением. Может быть, вы уже испытали на себе, что ложные доктрины, захватив ваши мысли, поглощают вас, и вы думаете и говорите только о них. Подобное происходит с каждым, кто увлекается сомнительными идеями.

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евреям 13:9). Итак, каково содержание сверхъестественного явления? Соответствует оно Слову или свидетельствует о каком-то странном, новом откровении? Мы рассмотрели первые два вопроса, теперь перейдём к третьему.

Соответствует ли оно Слову?

Откровение всегда должно соответствовать Божьему Слову. Бог не делает ничего, что противоречило бы Его Слову. Святой Дух не будет говорить вам что-то новое, а лишь подтвердит уже сказанное в Слове.

Когда ангел пришёл к Марии, он цитировал Ветхий Завет.

Придя к Иосифу, он также цитировал Ветхий Завет.

Когда ангел явился пастухам, он опять цитировал Ветхий Завет.

Святой Дух ничего не добавляет к Слову — Он подтверждает его.

«Обманщики будут преуспевать во зле»

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тимофею 3:13). Греческим словом goes — «обманщики», называли тех, кто произносил зашинания, занимался волшебством и магией. Вот что говорится об оккультной активности:
«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле...». Другими словами, по мере того как приближается Божье Царство, то есть приближается момент пришествия Иисуса Христа, люди, занимающиеся оккультизмом, станут более искусными в своей деятельности, чем когда-либо раньше. Те, кто занимается магией, волшебством, произносит заклинания, будут преуспевать в этом. Их намерения состоят в том, чтобы обманывать, «вводя в заблуждение и заблуждаясь». Но, в конце концов, они сами запутаются в своём обмане.

Защита для верующего

Как же оградить себя от подобного заблуждения? «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса». Слово тело переводится пребывать, оставаться постоянно. Господь раскрывает здесь важную истину: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоанна 15:4). Затем Он продолжает: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (стих 7). В каждом из этих случаев слову пребывать соответствует греческое слово тепо. Учитывая значение этого слова, можно так перевести этот стих: «Если вы постоянно пребудете во Мне и слова Мои постоянно пребудут в вас... Если вы нашли во Мне постоянное место жительства, а Мои слова нашли постоянное место жительства в вас...».

Помня о том, что здесь речь идёт о постоянстве, обратимся снова ко 2-му посланию к Тимофею 3:14, где Павел использует слово тепо: «А ты пребывай в том, чему научен...». Греческое слово manthano — «научен», означает учиться, подобно студенту. Это слово может относиться к ребёнку, который поступает в школу и начинает учиться. Другими словами, Павел, указывая на то, что Тимофей был очень старательным в учёбе, говорит: «Пребывай в том, чему ты, как студент, был научен. К тому же ты с детства знаешь священные писания. Ты изучил их досконально, и они научат тебя мудрости».

Сила Божьего Слова

Почему люди прислушиваются к словам духов-обольстителей? Почему внимают странным новым доктринам и откровениям? Потому что стремятся обрести высшую мудрость. Хотят иметь то, чего нет ни у кого другого, и хвалиться тем, чем никто другой похвалиться не может.

Павел советует Тимофею: «Если хочешь обрести мудрость, пребывай в Слове». Затем продолжает: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут...» (2 Тимофею 3:15). Греческое слово dunamis — «могут», переводится сила. То есть Павел говорит: «Писание обладает силой сделать тебя мудрым». Истинная мудрость — мудрость, обладающая могущественной силой, — заключена в Божьем Слове! Павел повторяет эту мысль в 16-м и 17-м стихах: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Слово «богодухновенно» говорит о том, что Писание содержит дыхание Бога. Библия не была написана людьми, которым просто пришла в голову хорошая идея. Бог задействовал людей, чтобы они записали слова, которые исходили прямо от Него.

Писание не только рассказывает о Боге — оно исходит от Бога, в нём содержится Божья жизнь. Библия содержит часть Самого Бога. Она богодухновенна, в ней есть дыхание сверхъестественного. Используя слово «богодухновенно», Павел говорит Тимофею, что это и есть высшее откровение. Сон, видение, посещение ангела или новое откровение никогда не будут открывать Бога больше, чем Писание, которое является высшей формой откровения.

Польза от Писания

Кроме того что «всё Писание богодухновенно», оно ещё и полезно, так как учит, обличает и исправляет нас.

В греческом языке слово обличение означает доказать что-то, убедить в чём-то. А слово исправление означает привести в порядок, исправить то, что неправильно. Если вы превратили свою жизнь в сплошную путаницу, Божье Слово обладает силой исправить положение! 16-й стих завершает мысль: «...для наставления в праведности». Греческое слово paideuo — «наставление», означает обучаться, переходя от одного уровня знаний к другому. Освоив материал одного уровня, вы можете переходить к следующему. В изучении Божьего Слова вы можете продвинуться так далеко, как сами того захотите. Вам решать, насколько быстро вы будете переходить с одной ступени познания на другую.

Зачем нам нужны откровения, которые выходят за пределы Божьего Слова? Ведь в Писании содержится столько откровений, что их будет достаточно для того, чтобы учиться целую вечность! «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:17). Греческое слово artios — «совершен», означает соответствовать полностью, быть совершенным. Его можно перевести и так: быть способным, полностью удовлетворять. Это слово относится к человеку, который достиг духовной зрелости, и это произошло не с помощью какого-то нового странного откровения, а благодаря Божьему Слову. Именно Божье Слово обладает силой снабжать вас всем необходимым и помогать вам достигать духовной зрелости!

«Ко всякому доброму делу приготовлен»

Господь говорит, что если мы будем изучать Его Слово и оно будет действовать в нашей жизни, то мы будем приготовлены ко всякому доброму делу, т.е. полностью снаряжены. В Древней Греции слово приготовлен относилось к кораблю, снаряжённому, полностью приготовленному к плаванью, имеющему все необходимые для моряков приспособления.

Если вы позволите Божьему Слову действовать в вашей жизни, оно снарядит вас и ко всякому доброму делу приготовит. Это означает, что Божье Слово научит вас справляться со всяким заданием. Любое поручение, которое Бог даст вам, будет вам под силу. Вы будете полностью приготовлены для всякого доброго дела.

Испытание духов

Давайте посмотрим, что Павел пишет далее. Он говорит об обманщиках, утверждая, что они будут всё более и более «преуспевать во зле» (2 Тимофею 3:13). Их обман станет всё более изощрённым. Будут возникать всё новые и новые странные учения. Потом Павел говорит: «А ты пребывай в том, чему научен...», то есть новое учение или особое откровение обязательно нужно проверить, согласуется ли оно с Божьим Словом (см. стих 14).

Об этом же говорится в 1-м послании Иоанна 4:1 — 3: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире». Наши откровения должны соответствовать откровению Божьего Слова!

Смятение или мир?

Мы подошли к четвёртому вопросу:

Коринфянам 1: 10—13

Слово eritheia здесь переведено как споры, но его можно перевести и как честолюбие, амбиции. Раньше это слово употреблялось по отношению к политическим партиям, которые соперничали друг с другом.

Вернёмся к Посланию Иакова 3:14 — «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть...». Другими словами, если вы горите желанием выдвигать только собственные идеи; если сталкиваются различные мнения и вы принимаете в этом участие; если вас переполняют амбиции; если вы поощряете раздоры в церкви, то не хвалитесь и не лгите, потому что «это не есть мудрость нисходящая свыше, но земная». Греческое слово epigeios — «земная», относится ко всему, что связано с земным измерением. Иаков называет такую мудрость душевной, т.е. она исходит от души, а не из духа. И затем Иаков называет её бесовской. Греческое слово daimoniodes — «бесовский», переводится демонический. Другими словами, Иаков говорит: «Вы находитесь под демоническим влиянием».

Бесспорно, люди не поддаются демоническому влиянию добровольно. Этот процесс происходит незаметно, очень медленно, это работа духов-обольстителей. Очевидно, человек должен глубоко заблуждаться, чтобы считать, что лишь его идеи достойны внимания. Верующий, конечно же, обманут, если несёт в церковь дух соперничества, амбициозности и разделения. Иаков говорит: «Очевидно, душа этого человека находится под влиянием демонов. Плоды его нового откровения не соответствуют плодам Святого Духа. Хоть этот верующий и убеждён в безупречности своих намерений, он всё-таки неправ и подвержен демоническому влиянию».

«Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (стих 16). В греческом языке слово неустройство означает беспорядок, волнения, неприятности, нестабильность. Всё это не является плодами Божьей деятельности. Я бы перевёл этот стих гак: «Ибо где зависть и сварливость, там беспорядок, волнения, неприятности. нестабильность и всё худое».

В греческом языке слово худое означает что-то порочное, злое и низкое. Итак, если новое откровение порождает раздоры, горечь, амбиции, неприятности или нестабильность, оно не от Бога и лучше поскорее разобраться с ним, иначе оно неизбежно принесёт плохие, порочные, злые плоды во всех сферах вашей жизни.

Плод праведности

Иаков говорит, какие плоды приносит откровение, данное Богом:

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Иакова 3:17—18

Разберём слова чиста, мирна, скромна и послушлива. Греческое слово agnos — «чиста», означает искренность, честность, т.е. эта мудрость безупречно чиста.

Мудрость eirenikos — «мирна», т.е. выступает за мир. Истинная мудрость приносит в церковь чистоту и выступает за мир.

Она «скромна», т.е. смиренна даже при тщательном рассмотрении. Если ваше откровение действительно от Бога, вы не будете злиться и пытаться убедить всех в том, что оно от Бога. Мудрость, сходящая свыше, скромна, смиренна и не боится детального рассмотрения, она пройдёт тест на смирение.

В греческом языке слово послушлива означает поддаётся убеждению, готова соглашаться, уступать, т.е. но своему значению это слово противоположно слову непослушание.

Итак, если сверхъестественные переживания или знания на самом деле пришли свыше, они побуждают нас быть более уступчивыми, послушными. Кроме того, мудрость «полна милосердия и д<

Наши рекомендации