Глава 33. Описание встречи с Исавом.

Получая духовные подкрепления свыше, Иаков предпринимает обычные меры предосторожности на случай нападения Исава. Сначала он разделяет свой стан на два, потом вытраивает свою семью. Если он погибнет, то жены и дети могут спастись. Если служанки с детьми погибнут, то жены могут спастись.

Ст. 12-17. Сколько труда стоило Иакову сначала заслужить расположение Исава, столько же ему стоило отделаться от излишней услужливости и внимания Исава.

Ст. 20. Призвать имя Бога – значит совершить жертвоприношение. У Иакова был к тому повод, потому что он благополучно встретился и расстался с Исавом.

Глава 34. Происшествие с Диной в Сихеме.

За что Иаков упрекает Симеона и Левия? Здесь опять-таки нужно возвращаться к тому вопросу, что патриархи жили по тем нормам, которые потом получили свое отражение в Синайском законодательстве. Изнасилование девушки еще не влечет за собой смертную казнь, а лишь накладывает на насильника обязанность жениться на этой девушке без права развода.

Глава. События от переселения в Вефиль до встречи с Исааком.

Здесь уже упоминается о смерти Исаака.

Иаков после первого видения приносит обет совершить на том месте жертвоприношение – десятую часть отдать Богу. Теперь Сам Господь побуждает его выполнить эти обещания. В этом переселении два соображения: соображение безопасности и соображение исполнения обета.

Ст. 1. Это пятое богоявление Иакову.

Ст. 2, 3. Иаков какое-то временя терпел наличие идолопоклонства в своем доме. Теперь же, перед совершением служения Богу он повелевает выбросить идолов.

Ст. 9, 10. Здесь можно сказать об окончательной перемене имени, хотя имя Иаков встречается до конца его жизни. Это шестое Богоявление. Стихи 16-21 описывают рождение Вениамина и смерть Рахили, стих 22 – грех Рувима.

Ст. 28, 29. Здесь повествование не хронологическое, а тематическое. Исаак умер в возрасте 180 лет, значит, в это время Исааву и Иакову было по 120 лет. Это было не задолго до переселения Иакова в Египет. Возможно, Иосиф в это время был уже в Египте. 36 глава полностью посвящена Исаву.

Глава 38. История Фамари.

Помимо вероучительных истин в этом повествовании затрагиваются многие темы, которые являются актуальными на сегодня.

Ст. 8. После смерти Ира Иуда повелевает своему второму сыну, Онану, жениться на вдове умершего и восстановить семя брату. Таким образом задолго до Синайского законодательства проявляется закон ужичества (или иначе закон левирата), который записан лишь в 25-й главе Второзакония, стихи 5-10. То, что кажется дикостью для нас, имело самое серьезное значение для человека древнего Востока.

Ст. 9-10. Это место говорит об отношении Библии к противозачаточным средствам.

Ст. 24. Сожжение – самая строгая мера пресечения, которая в дальнейшем применялась лишь к соблудившей дочери священника (Лев. 21. 9).

Ст. 27-30. Рождение детей символично. Фарес – символ Закона, Зара – символ благодати. Появившаяся рука Зары символизирует патриархальные времена, когда еще не было письменного закона, служение Богу совершалось на основании того закона, который записан внутри человека. Потом, после патриархальных времен, пришел Закон, что символизирует собой рождение Фареса. Затем наступает рождение Зары, что символизирует наступление царства благодати.

Главы 37, 38-46. История Иосифа.

История продажи Иосифа.

Ключевую роль в спасении Иосифа играли Рувим и Иуда.

Ст. 21-22. Из этих стихов видно, что Рувим был не злым, а, наоборот, безобидным и добродушным человеком. Его грех – женолюбие. Но в этот момент именно он спас Иосифа от смерти от рук братьев. Его поступок невозможно переоценить, хотя этот поступок и недальновиден: если бы ему удалось осуществить свой план, все равно потом братья убили бы Иосифа.

Ст. 26-28. Поступок Иуды можно оценивать двояко. Святитель Игнатий, епископ Кавказский, в «Повести об Иосифе» оценивает этот поступок отрицательно. Свойственным ему языком он говорит о прообразовательном значении продажи Иосифа. Но с другой стороны его план аналогичен плану Рувима, но более дальновиден. Трудно говорить о моральной стороне продажи родного брата, но из двух зол всегда выбирается меньшее. Продавая Иосифа в рабство, Иуда спасает ему жизнь. Там, в чужой стране, его жизни никто не будет угрожать, и он уверен, что Иосиф с его личными качествами сумеет устроиться в на чужбине.

Ст. 35. «и все дочери его…»: Дина – далеко не единственная дочь Иакова.

«С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю». Эта фраза отображает веру патриархов в загробную жизнь.

Глава 46. Ст. 1-4. Иаков не предпринимал решительных шагов по собственной воле. Несмотря на очевидность преимуществ и даже необходимости переселения в Египет в этот момент, Иаков не делает этого по собственной воле. Он решается на переселение лишь после откровения свыше. Это седьмое богоявление Иакову.

Наши рекомендации