Последние годы жизни Авраама
Кроме Сарры у Авраама была еще жена Хеттура, родившая ему шестерых детей, но они не играют никакой роли в библейской истории, так как еще при жизни Авраам отправил их с подарками в землю восточную от Исаака, а все, что у него было, отдал Исааку. Всего Авраам прожил 175 лет и был похоронен Иаковом и Измаилом в пещере Махпеле.
Исав и Иаков
Исаак и Ревекка повторяют в миниатюре историю Авраама и Сарры: Ревекка была бесплодной, и Исаак 20 лет молился о рождении детей. В 40 лет он женился, в 60 лет родились Исав и Иаков.
Беременность Ревекки протекала необычно: Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. По святителю Иоанну Златоусту она пошла к священнику. Дать ссылку! Она получила соответствующее откровение о двух народах, которые должны произойти от нее и о служении большего народа меньшему. Именно это откровение во многом определило ее шаги в последующем.
Ст. 27-34. В этом отрывке в полной мере раскрывается легкомысленность, приземленность Исава, его пренебрежение к духовным ценностям и смышленость Иакова, его любовь к ценностям духовным. Первородство – самое дорогое, что в то время было для человека на земле. Он давало не только двойное наследство и власть над родом, но еще и священство, поэтому отказ от первородства помимо всего прочего является еще и попиранием святыни. Напротив, Иаков умел все это ценить. Для него важны не материальные ценности, которые он не от отца получил, а еще при его жизни приобрел собственным трудом. Для Иакова главное – ценности духовные. Он всеми силами желает их получить. Но в то же время испрашивание первородства у Исава – не шантаж. Ясно, что Иаков и так дал бы брату поесть. Просто Иаков видел, что Исав по своим качествам неспособен понести первородство, и он использует представившуюся возможность завладеть им. Остается только удивляться, с какой легкостью Исав с клятвой отрекается от первородства за одну лишь порцию еды, и то далеко не изысканной.
Еще в большей степени эти качества раскрываются в браке Исава, женившегося на двух хеттеянках, идолопоклонницах, о которых прямо говорится, что они были в тягость Исааку и Ревекке (Быт. 26. 34-35). Он сам это видел, но ничего лучшего не придумал, чем взять третью жену измаильтянку (Быт. 28. 8-9).
Поэтому получение первородного благословения Иаковом обманным путем, но правильного с «юридической» точки зрения можно назвать заботой о продолжении рода Исаака. Можно с уверенностью сказать, что если бы Исав получил первородство, этот род долго не просуществовал бы.
Глава 26.
Ст. 1-5. Очевидно, Исаак хотел, следуя примеру Авраама, переселиться в Египет, чтобы там пережить голод. Дорога туда проходила через территорию филистимлян. Дойдя до Герар, Исаак получил откровение свыше: Господь не благословил это переселение. Это – первое богоявление Исааку.
Ст. 8-11. Проявление царя филистимского – показатель относительно высокой нравственности филистимлян в тот период.
Ст. 23-25. Переселение в Вирсавию обозначало окончание испытаний Исаака. Здесь Бог является ему во второй раз.
Глава 27. Первородное благословение Иакова.
Получение благословения Иаковом – закономерное завершение истории взаимоотношений и личных качеств братьев. Выше было уже сказано о преимуществах Иакова. На самого Иакова в этот момент оказали влияние два фактора: купленное им у Исава первородство и решительность Ревекки, помнившей пророчество сорокалетней давности.
Ст. 45. Слова Ревекки «для чего мне в один день лишиться обоих вас?» значит то, что если бы Исав убил Иакова, нашелся бы мститель за кровь, и таким образом оба брата погибли бы.
Глава 28.
Ст.1-5. Уход Иакова к Лавану.
Можно назвать две причины ухода к Лавану:
1) безопасность от Исава;
2) женитьба на девушке из своего племени.
Глава 29.
Обман Иакова с точки зрения древнего Востока был вполне возможен. Сам текст подробно описывает свадьбу. Днем все вместе пировали, а под покровом ночи невеста вводилась к жениху, и подмена невесты не представляет каких-то трудностей, тем более, что повод к этому вполне благовидный: «в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей» (ст. 26).
Но почему Иаков вообще взял две жены? Почему он не довольствовался женитьбой на Лие? Очевидно, потому, что он имел обязательства перед Рахилью, и нарушить слово – большее зло, чем жениться на двух сестрах.
Но теперь сама жизнь поставила Иакова перед проблемами, обычными для полигамных семей, и в первую очередь перед соперничеством жен. Рахиль – красавица, любимая жена своего мужа. Лия же сознавала свою ущербность в этом отношении. И именно ей Бог дал первых и многих детей. Она рождает Иакову четырех сыновей подряд.
Глава 30.
В первой части главы описывается соперничество жен Иакова. Слова Рахили, в определенном смысле лишенные логики «дай мне детей, а если не так, я умираю», надо понимать в том смысле, что бездетность, прекращение рода для человека Ветхого Завета обозначают смерть (вспомним то, что родители отпечатываются в детях). Начинается соперничество на уровне служанок-наложниц.
Ст. 22-24. Заметим, что Бог не просто «вспомнил о Рахили», а «услышал ее Бог, и отверз утробу ее». Значит, Рахиль смирилась, отложила гордость, обратилась к Богу со смиренной молитвой и тогда получила дар чадородия.
Ст. 37-42. Если говорить по Иоанну Златоусту, то дело здесь не в полевых прутьях, а в благословении Божием. Если рассуждать рационалистически, то здесь имел значение тот опыт, который приобрел Иаков за двадцать лет пастушеской жизни у Лавана. Когда Иаков увидел, что Лаван подозрительно смотрит на него, он стал подумывать о возвращении на родину.
Глава 31.
Ст. 3. Это второе богоявление Иакову.
Ст. 14-16. Жены Иакова показывают всецелую преданность ему.
Ст. 19. Жены Иакова, как видно, не были свободны от идолопоклонства.
Ст. 24. Бог не дал Лавану причинить зло Иакову.
Ст. 25 и дал. Когда Лаван нагнал Иакова, они обменялись взаимными упреками.
Ст. 32.
Таким образом Иаков, сам того не подозревая, предрекает смерть своей любимой жене.
Ст. 38.
Иаков прожил у Лавана 20 лет. В это время Иакову было уже шестьдесят лет.
Ст. 41.
14 лет работал Иаков за жен и еще шесть лет за скот.
Глава 32. Подготовка Иакова к встрече с Исавом.
Иаков благополучно расстался с Лаваном. Но теперь его ждет еще большая опасность – встреча с Исавом.
Стихи 1-2 можно считать за богоявление. Слово Маханаим значит станы, полки. Эти видения были необходимы Иакову для его духовного и морального подкрепления перед встречей с Исавом. Он по человечески предпринимает все, чтобы встреча с Исавом прошла мирно: посылает Исаву богатые подарки, называет его господином.
О борьбе Иакова с Богом. Когда Бог явился к Иакову в человеческом облике и боролся с ним до утра, вера Иакова должна была еще более укрепиться.
Ст. 28. Здесь предварительное изменение имени, хотя имя Иаков встречается до конца жизни патриарха. Кажется все логически и просто объясняется: имя тебе Израиль, ибо ты боролся с Богом. Значит, имя Израиль обозначает богоборец. Но не все так просто. Имя לארשי можно перевести словом бороться, но не с Богом, а, скорее, за Бога. רש (сара) – это не противодействие, скорее управление, властвование в чем-то. Если борьба, то скорее не против чего-то, а за что-то (вспомним значение имени жены Авраама). Для Иакова это властвование в духовной сфере. Но даже если принимать такое толкование, его недостаток том, что первая буква י (иод) «зависает», остается «не у дел».
Есть другой вариант. Если не разделять буквы "син" и "шин", как они в древности не разделялись, тогда имя Израиль можно читать йашар эль что означает праведник Божий. Еще один вариант чтения этого имени – רשי (йашар), אר (раа) – видящий, לא (эль) – Бог. Именно такое толкование (ум зряй Бога) принято в наших богослужебных книгах (см. службу святых праотец и канон Андрея Критского)