Рождение Исаака и изгнание Измаила
Ст. 1. Еврейское слово пакад можно перевести "посетил" и оно обозначает передачу харизматических даров, в данном случае возможность родить ребенка. Таким образом Исаак – сын Авраама по духу.
Ст. 4. Исаак – первый человек, обрезанный в восьмой день по закону.
Ст. 9. "Насмехается" по-другому можно перевести "издевается", "унижает". Измаил – старший сын Исаака и, считая себя главным наследником, поступал по отношению к младшему единокровному брату далеко не по-братски.
Ст. 10-11. Но все же Измаил – старший сын Авраама, и слова Сарры далеко не приятны ему.
Ст. 12-13. Повелевая послушать Сарру, Бог дает утешение Аврааму, обещая произвести от Измаила великий народ.
Ст. 14. Авраам как обычно не медлил с исполнением повеления.
Ст. 17-19. Еще одно место, где ангел от первого лица говорит от лица Бога.
Глава 22
Жертвоприношение Исаака
Это последнее и самое тяжелое жизненное испытание Авраама. Исаак для него – сын старости, как внук, и таких детей или внуков обычно любят больше всех, всегда жертвуют всем ради них. И слова сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, не случайны. Повествование начинается словом вейхи. Дальше следуют слова после сих происшествий. Очевидно, что речь идет об изгнании Агари. Значит, положение Авраама еще больше усугубляется: один сын изгнан, другой теперь должен быть принесен в жертву. Только что он в старости получил утешение, и теперь опять должен остаться один. Его положение невыносимо. В этом случае Бог требует от Авраама невыполнимого. Никакой человек не в состоянии это выполнить. Кроме Авраама. Слово Божье для него превыше всего. И такие поступки могут совершаться только силой веры. Безусловно, Авраам верил, что Бог силен и из мертвых воскресить (Евр. 11. 17-19).
Во всем последующем повествовании для нас имеет большее значение образ Исаака, чем Авраама. В шестом стихе говорится, что Авраам возложил дрова для всесожжения на Исаака – ровно столько, сколько было необходимо для полной кремации тела. Отсюда можно представить себе, какой физической силой обладал Исаак. Значит, он в это время был уже взрослым, сильным мужчиной, и ему было не больше 37лет[2]. Но в девятом стихе говорится, что Авраам связал Исаака, что означает не превосходящую физическую силу Авраама, а послушание Исаака, которое вполне сравнимо с верой Авраама.
Ст. 11-18. Еще один пример возвещения Ангелом слов Божьих от первого лица.
Глава 23
Смерть и погребение Сарры
Сарра умерла в 127 лет. У Авраама не было даже места для погребения. Он просил хеттеев, живших в Хевроне, продать ему участок земли. Святитель Иоанн Златоуст видел в этом диалоге почтение народа к Аврааму (Дать ссылку), хотя с точки зрения востоковедения здесь не идет речь о готовности Ефрона отдать даром землю Аврааму. Описанный диалог – лишь красивая форма древневосточной торговли.
В дальнейшем в пещере Махпеле были погребены сам Авраам, Исаак, Ревекка, Иаков и Лия, то есть она стала семейной усыпальницей Авраама.
Глава 24
Женитьба Исаака
В повествовании о женитьбе Исаака важнее всего обратить внимание на критерий выбора невесты. Она не должна быть из хананеев, греховность которых была очевидной, а из арамеев, сохранивших нормальный человеческий облик. Стоит обратить внимание на то, как Авраам берет клятву со своего старшего раба: И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли... Слуга приносит клятву, положив руку на половой орган. Таково отношение древних людей к ним – как к самой сакральной части человеческого тела. Это репродуктивные органы, органы жизни, через которые творятся новые души. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, подчеркивая эту мысль, говорил, что потому именно дьявол так ругается над ними в виде разврата, бесконечного количества непристойных анекдотов, шуток. Дать ссылку!
Другой критерий выбора невесты – ее добродетель. Она очевидна хотя бы из стихов 15-20. Можно представить себе, сколько воды может выпить верблюд после длительного перехода по пустыне, и сколько пришлось потрудиться Ревекке, чтобы напоить всех верблюдов совершенно незнакомого ей человека.
Во фразе стиха 58 видна вера Ревекки: повинуясь воле Божьей, она сразу оставляет все: дом, родственников, родину и едет в чужую страну замуж за человека, которого она наверняка никогда не видела.
Глава 25