Безупречность или послушание?

К чему ты стремишься в жизни: к безупречности или совершенству?

А в чем разница? Стремление к послушанию — это стремление к совершенству, а не к безупречности, что не одно и то же.

«Как же так! — скажешь ты. — Я думал, что безупречность и совершенство — одно и то же».

На первый взгляд — да. Но безупречность оставляет место для компромиссов. Понятия безупречности и высокого качества довольно растяжимы и для них нет четкого определения.

Приведем пример. Американские бизнесмены делают ставку на высокое качество продукции. Они, конечно же, могут стремиться и к совершенству — совершенной продукции, совершенному обслуживанию, — но оно стоит слишком дорого, а поэтому невыгодно. Бизнесмены понимают, что достигать совершенства совсем необязательно, достаточно, чтобы покупатель считал их услуги совершенными, потому находят выгодный баланс между качеством и издержками производства.

А чтобы установить этот баланс, они определяют, на протяжении какого времени нужно усовершенствовать товар. На чем можно остановиться? Для бизнесменов выгодно находить удобный компромисс и вместо дорогостоящего совершенства останавливаться на «безупречности» высокого качества.

Но выгодно ли христианам выбирать серенькую безупречность, которая стоит недорого, и выискивать некий баланс между язычеством и послушанием? Ни в коем случае! В бизнесе казаться совершенным выгодно, но в духовном мире это только удобно, и никогда не будет выгодно.

Совершенно очевидно, что безупречность далеко не то же самое, что послушание и совершенство. Погоня за безупречностью делает нас крайне уязвимыми перед искушениями, поскольку она дает место уступкам. А в стремлении к послушанию и совершенству места компромиссам нет.

Безупречность — это измененные нормы, а послушание — неизменные нормы. Наш курс на неизменные нормы.

От Фрэда: НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВОПРОС

Я был примером человека, который не держит курс на послушание, т.е. неизменные моральные нормы. Я проводил занятия в церкви, был лидером в разных мероприятиях и посещал уроки для духовного возрастания. Мое посещение церкви было образцовым, манера разговаривать — самой христианской. Как бизнесмен, выбирающий наилучшую стратегию, я спрашивал себя: как далеко я могу зайти и все еще называться христианином? Мне же следовало задать вопрос: насколько святым я могу быть?

Разницу между безупречностью и послушанием можно понять на примерах занятий по добрачной подготовке, которые я проводил. В одной из последних групп все шесть пар моих студентов заявили, что хотят строить свои отношения в соответствии с Божьими принципами. Тогда я задал вопрос: «Допустимо ли поступаться истиной, чтобы обойти в семье острые углы?»

Каждый ответил отрицательно, единодушно соглашаясь, что любое искажение истины — ложь, и что никто из них не допустит такого в своем доме.

— А как быть в таком случае? — спросил я.

Брэнда родила четверых детей, за это время размер ее одежды менялся четырежды. Переходя на следующий размер, она всегда надеялась надеть в церковь что-нибудь из своих прошлых нарядов. Втискиваясь в него, она спрашивала меня: «Не сильно обтягивает?» Она хотела знать, хорошо ли выглядит в этом платье, не слишком ли оно выдает ее полноту. Я был меж двух огней. Не желая поступаться истиной, я в то же время боялся обидеть и расстроить Брэнду.

— Стоило ли мне не говорить правду, чтобы обойти острые углы? Ведь это мелочь, а я люблю ее и не хочу обидеть. Как мне поступить? Вы бы пошли на компромисс?

К моему удивлению, пять из шести пар, минуту назад утверждавших, что никогда не поступятся истиной, теперь говорили, что в данной ситуации действительно лучше пойти на компромисс.

Они могут благочестиво выражаться, в этом их не упрекнешь. Но могут ли они жить благочестиво, в соответствии с Божьей истиной?

Безупречность служит прикрытием для непослушания. Пит и Мэри посещали мои занятия по добрачной подготовке. С первого же дня Пит произвел на меня самое лучшее впечатление. Он внимательно слушал меня и соглашался с труднейшими наставлениями об обязанностях мужа (такими, как служение).

В конце седьмой недели Пит и Мэри подошли ко мне после занятия. «В своей беседе о целомудрии на прошлой неделе вы затронули важный вопрос, — начал Пит, — особенно когда сказали, что просмотр порнографии и эротических фильмов не улучшит наших интимных отношений. Моя первая жена брала для меня напрокат эротические кассеты, и мы смотрели их перед сном, но, в конце концов, от этого и пострадали». Затем он добавил: «Мы с Мэри такого не повторим».

Но тут в разговор вступила Мэри: «У нас не прекращаются споры о фильмах, которые мы вместе смотрим. Мы часто берем напрокат видеокассеты и смотрим их у меня на квартире. Но вы же сами знаете, в большинстве фильмов не обходится без интимных сцен, и меня это смущает все больше. Когда сцены становятся слишком откровенными, я прошу Пита выключить телевизор, но он сердится и говорит, что мы дорого заплатили за кассету и выключать ее, не досмотрев, просто трата денег. Тогда я иду на кухню, а он досматривает фильм».

В ее глазах заблестели слезы. «Я считаю, что в этих фильмах нет ничего хорошего, — продолжала она. — Я просила Пита не смотреть их ради меня, но он не слушает. Мы всегда молимся перед тем, как он идет к себе домой, но после этих фильмов я чувствую себя запачканной и униженной. Мне кажется, что эти фильмы стеной становятся между нами».

Пит, конечно же, очень смутился. К чему он стремился — к безупречности или послушанию? Во всяком случае, в этой сфере он остановился на полпути. Просматривая фильмы с эротичными сюжетами, он по-прежнему выглядел хорошим христианином в глазах своих знакомых. В большем он и не нуждался.

Пит спросил у меня совета, и я посоветовал ему прислушаться к Мэри и не смотреть сомнительных фильмов. Он согласился.

ЦЕРКОВЬ НА ПОЛДОРОГИ

Как часто возле нас нет никого такого, как Мэри, кто бы призвал нас к послушанию и совершенству. Довольные своей безупречностью, мы не соответствуем Божьим нормам. Мы равняемся на окружающих, удаляясь при этом от Бога.

Даже объединившись в церковные общины, мы стоим на полпути. Нас увлекают церковные мероприятия, но часто они не касаются наших сердец.

Наша церковь в Де-Мойн* славится по всей округе своим великолепным хором. В состав оркестра входят даже музыканты из профессионального симфонического оркестра. Моя соседка делилась со мной впечатлениями:

* Административный центр штата Айова

«О, я заходила в вашу церковь! Мне она очень понравилась. Ничуть не хуже, чем на концерте!»

В нашей церкви постоянно проходят традиционные мероприятия: «Воскресный Суперкубок», вечернее служение, направленное на развитие гармоничных межрасовых отношений. Ежегодно четвертого июля* мы организовываем вечер «Слава Америке», на который приглашаем известных проповедников, таких как Элизабет Доул, Гари Бауэр, Кэл Томас. На ежегодном «Столичном вечере» мы выражаем признательность постоянным служителям нашей дочерней церкви в центре города и их помощникам-добровольцам. У нас есть рождественские и пасхальные программы, «День друзей», вечер «Снова в школу» и еще многое другое.

Мы стремимся быть самой популярной церковью в городе Де-Мойн. Но принесло ли это нам пользу? Что вышло из погони за безупречностью?

Недавно мы объявили неделю вечерней общецерковной молитвы, с нее мы хотели начать новый год. Едва ли кто-то не согласится с важностью молитвы или усомнится в том, что Писание велит верующим проявлять в ней прилежание. Но послушание в молитве обходится дорого и налагает некоторые обязательства. В понедельник вечером, в начале молитвенной недели, появилось всего 34 человека из двух тысяч трехсот, приходящих на богослужения. Во вторник молиться пришло всего 17 человек. У меня опустились руки. Тем не менее, на следующей неделе тысяча человек пришли на служение, где их должны были почтить за труд в церкви.

Во время вечерних богослужений по средам я организовал в нашей церкви молитвенную группу ходатаев. Нужно было просто собраться в отдельной комнате на полтора часа и молиться за нашу общину. В первый вечер пришли человек шесть и спросили: «Тут проходят семинары по заступнической молитве?»

«Нет, здесь проходят не семинары по молитве, — отве-

*День независимости в США

тил я. — Здесь молятся». Все как один развернулись и ушли. Узнать о заступнической молитве интересно, а ходатайствовать за кого-то уже не так просто. То же можно сказать и о нравственной чистоте.

ЧЕГО НАМ ОЖИДАТЬ?

Есть много сфер, в которых мы выбираем далеко не золотую середину «безупречности», при этом отдаляясь и отдаляясь от Бога. Когда мы осознаем, что Его требования намного выше, то утешаем себя тем, что мы не очень отличаемся от остальных христиан. Но проблема в том, что от нехристиан мы тоже не очень отличаемся.

Наши подростки и молодежь практически ничем не выделяются среди своих неверующих сверстников: та же музыка, шутки, развлечения и отношение к добрачным связям. Кристин, девочка-подросток, сказала нам: «В нашей группе молодежи полно тех, которые только прикидываются христианами. А на самом деле они употребляют наркотики, пьют, ходят на вечеринки и занимаются сексом. Если ты хочешь остаться чистым, то лучше дружить с неверующими, чем с так называемыми верующими. Я так говорю потому, что мои неверующие друзья со школы, зная о моих взглядах, говорят: «Я уважаю твои убеждения». А дети верующих смеются надо мной и говорят: «Да что ты такая правильная! Живи веселее!» Они попирают мои ценности при любой возможности». И Кристин рассказала нам о Брэде, сыне одного из братьев — руководителей церкви, который говорил ей: «Я знаю, что спать вместе до брака нельзя, а все остальное — можно. Я люблю забраться девчонке под лифчик».

К сожалению, взрослые христиане в этом отношении не лучше подростков. Линда, незамужняя женщина, говорит, что в их группе холостяков в церкви есть «ловцы» — мужчины и женщины, подстерегающие жертву, которая Удовлетворит их нужды.

В христианских семьях тоже существует множество проблем. (От Стива: На мою ежедневную радиопередачу поступают звонки от христиан, интересующихся, как им оправиться от внебрачных связей и снова восстановить разрушенные отношения с супругами).

Чего же мы ожидали от своих компромиссов во всех жизненных сферах? Неужели мы не понимаем, что новообращенные христиане пойдут по нашим стопам? Будет ли нам приятно видеть, что их отношения с Богом так же легкомысленны, как и наши?

Неужели не ясно, чего нам стоят наши расшатанные нравственные устои, когда мы проповедуем миру о Христе? Леонард Рейвенхилл в своей книге «Молитва о пробуждении» пишет:

«Наши дни подобны арене, вокруг которой на скамейках сидят ярые безбожники, агрессивно настроенные скептики и безликие миллионы язычников, наблюдающие за тем, что может сделать Церковь живого Бога на этой арене. Как горит мое сердце! Христиане, что мы делаем? Как говорят, «играем в церковь»?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Израильскому царю Иосии было всего двадцать шесть дет, когда он столкнулся с таким же пренебрежительным отношением к Божьим заповедям. В 34-й главе второй книги Паралипоменон рассказывается, как во время реставрации храма был найден давно утерянный свиток Закона Божьего. Царю прочитали этот свиток вслух, и он обратил внимание на то, чего требовал Господь и какое непослушание проявляли люди.

Иосия не сказал: «А-а, мы жили так годами. Чего там придираться!» Нет, он пришел в ужас. Он разорвал на себе одежду от горя и отчаяния. «Велик гнев Господа!» — воскликнул он, сознавая греховную небрежность народа. Он постарался узнать больше о воле Божьей.

И Бог не замедлил с ответом:

«Так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его, — и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь» (2 Паралипоменон 34:27).

Обратите внимание, как решительно повел Иосия весь

народ по пути послушания Божьим заповедям:

«И пошел царь в дом Господень, и с ним все Иудеи и жители Иерусалима, и священники и левиты, и весь народ, от большого до малого; и он прочитал вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. И стал царь на месте своем, и заключил завет пред лицем Господа — последовать Господу и соблюдать

заповеди Его, и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить

слова завета, написанные в книге сей. И велел царь подтвердить это всем, находившимся в Иерусалиме и в

V земле Вениаминовой; и стали поступать жители Иерусалима по завету Бога, Бога отцов своих. И изверг Иосия все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых; и повелел всем, находившимся в земле Израилевой, служить Господу, Богу своему. И во все дни жизни его они не отступали от Господа, Бога отцов своих» (2 Паралипоменон 34:30-33).

Никаких уступок. Зная, что Божьи требования должны быть руководством к повседневной жизни, Иосия разрушил все, что шло с ними вразрез.

ЧЕГО ЭТО ТЕБЕ СТОИТ

Теперь, когда ты знаешь, чего ожидает от тебя Бог в отношении сексуальной чистоты, стремишься ли ты, как Иосия, держаться этих повелений всем сердцем и душой? Разрушишь ли ты все нечистое, что противно Богу, в этой сфере?

Заметил ли ты, что живешь половинчатой жизнью и только выглядишь христианином?

Жаждешь ли ты послушания и совершенства, к чему и призван?

Как это узнать? Подсчитав, сколько ты готов отдать за такую жизнь.

Чего тебе стоит жизнь христианина? Знание о Христе может тебе чего-то стоить. Жить, как Христос, будет стоить многого.

• Тебе будет чего-то стоить поехать на конференцию с многими другими людьми, прославить там Бога и узнать, как нужно жить. Вернуться же домой и жить согласно принятому там решению тебе будет стоить очень многого.

• Чтобы не читать и не смотреть «Плейбой», нужны какие-то усилия с твоей стороны. Но чтобы ежедневно контролировать свой взгляд и мысли, нужна масса усилий.

• За определенную цену ты можешь отправить своих детей в христианскую школу, где другие будут говорить им о Боге. Но как дорого обходится регулярная семейная молитва, в которой отец вдохновляет и пение, и молитву Богу!

• Нужно немного потрудиться, чтобы твои дети одевались скромно. Научить же их думать скромно и прилично — большой труд.

Итак, какую позицию ты занимаешь? Удобно ли тебе так жить? Сколько грехов ты можешь допустить в своей жизни, считая это нормальным? Может, твое отношение к Богу привело к такому количеству уступок?

Если это так, то рамки сексуальной чистоты у тебя, наверняка, размыты, и ты допускаешь как минимум небольшие отклонения. Тебе не захочется платить цену истинного послушания: не смотреть эротические сцены во многих фильмах, не думать о старых подругах и флиртующих женщинах на работе, обуздывать желание смотреть на бикини, обтягивающие свитера, прилегающие к телу ткани и женщин, которые их носят.

Бог — твой Отец, и Он ожидает от тебя послушания. Он дал тебе источник силы в Духе Святом и считает, что Его повеления должно быть для тебя достаточно, так как и ты ожидаешь немедленного послушания от своих детей.

Но проблема в том, что мы не стремимся к послушанию, мы стремимся к безупречности, а Его заповеди для нас недостаточно. И потому мы возражаем: «Почему это я должен устранить всякую нечистоту? Это слишком сложно!»

У нас есть множество церквей, в которых многие мужчины, измученные сексуальной лихорадкой, запутались в нечистоте. Они с радостью идут на семинары «Верных слову» * , но быть верными своему слову сил не хватает.

Духовная битва за чистоту происходит в каждом сердце, в каждой душе, и ставки высоки. Послушание дается нелегко, требуя смирения и кротости, которые среди людей встречаются все реже.

Как-то нам рассказали о Джеймсе, подростке, который пользовался уважением в своей группе. Когда ему прямо задали вопрос, обещает ли он оставаться чистым во что бы то ни стало, ответить утвердительно он не смог. «В жизни есть слишком много непредвиденных обстоятельств, чтобы такое пообещать», — сказал он. Джеймс остановился на полпути. А ты?

От Фрэда:

КТО ЖЕ ТЫ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Сексуальная распущенность приобрела в наших церквах невиданный размах, потому что мы отказываемся платить высокую цену послушания Божьим принципам,

* «Верные слову» (Promise Keepers) • в США протестантское духовное движение

слишком часто спрашивая: «Как далеко я могу зайти и все еще называться христианином?» Мы научились производить хорошее впечатление, можем даже выглядеть чистыми и целомудренными, позволяя в то же время своим глазам устремляться в любом направлении, когда никто не видит, уклоняясь от тяжелого труда быть чистыми.

Один случай из студенческой жизни служит мне предупреждением. Будучи еще первокурсником в Стэнфорде, я затосковал по дому. Мой приятель из общежития пожалел меня и пригласил на ужин к своим родителям. Они были очень богаты, и дом у них был просто восхитителен. Мать его была любезнейшей из хозяек, а отец, как выяснилось, был известным бизнесменом и не последним человеком в церкви, и к тому же большое внимание уделял семье.

Несколько недель спустя я сидел в парикмахерской, когда в дверях появился отец моего приятеля. Я немного оробел и потому ничего не сказал, он же меня не узнал. Ожидая своей очереди, он сел и взял в руки «Плейбой». Я был поражен! Я проследил за ним, думая, что он «просто прочитает статью», но он тут же раскрыл журнал посредине и развернул его так, чтобы увидеть фотографию во всей красе.

Не похоже ли это на тебя?

Если ты подросток, то не ездишь ли летом в миссионерские поездки, а вернувшись, ласкаешь грудь какой-нибудь девушки на заднем сидении автомобиля?

Если ты женат, не случается ли так, что ты преподаешь в воскресной школе, ведешь активную работу в мужской группе, а сам день и ночь мечтаешь об обнаженных женщинах?

Так кто ты на самом деле?

В служении Богу нельзя останавливаться на безупречности, иначе мы будем постоянно падать. Наша единственная надежда в послушании.

Если мы не уничтожим самую малую нечистоту, то попадем в плен естественной мужской склонности получать сексуальное удовлетворение и гормональный всплеск с помощью взгляда. (Подробнее поговорим об этом в следующей главе). Мы не сможем бороться со слабостями мужской природы, пока не откажемся от уступок и компромиссов. Спрашивая себя: «Насколько святым я могу быть?», мы должны молиться и по-новому строить отношения с Богом, в полном послушании Его воле.

Так уж устроены мужчины

Кроме уступок, есть еще одна причина, по которой греху сексуальной распущенности больше подвержены мужчины. Мы впадаем в искушение просто потому, что мы мужчины по природе.

От Фрэда: МУЖСКАЯ ПРИРОДА

Еще до того, как я узнал, что моя жена Брэнда беременна четвертым ребенком, ко мне через молитву пришло убеждение, что у нас будет второй сын. Я был так уверен в этом, что сообщил жене и нескольким близким друзьям.

С приближением даты родов мое напряжение росло. «И зачем я всем рассказал? — думал я. — А что, если это девочка? Что, если я ошибся?»

С началом родовых схваток я стал переживать еще больше. И вот я стоял в родильном зале и знал — момент истины близок.

Ребенок выходил лицом вверх. «Хорошо, — подумал я. — Так будет все видно». Я с беспокойством говорил Брэнде: «Ну, любимая, поднатужься еще немножко».

Появились плечи. «Еще несколько сантиметров», — думал я. Но что же это? Вот досада! В последний момент доктор повернул ребенка к себе лицом. Теперь я видел только спину новорожденного. «Ну, давай», — кричал я про себя.

Молчание доктора и сестры меня раздражало. Методично и профессионально они вытерли младенца, осушили ему горло и надели на головку маленькую шапочку. Когда доктор, наконец, протянул мне ребенка, я немедленно глянул вниз. Мне просто необходимо было знать.

«Мальчик!» — воскликнул я.

Сейчас Майклу восемь лет, а его старшему брату Джейсену — шестнадцать. Воспитывая их, я не упускаю из виду естественные мужские наклонности, которые дадут о себе знать в вопросах целомудрия и чистоты, ведь я испытываю то же самое.

Наша мужская природа, а именно тенденции, свойственные мужчинам, открывают нам третью причину, по которой аморальность больше присуща именно нам.

Наши рекомендации