Священномученик алексий ильинский
Память 22 июля / 4 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1870 году в селе Титово Тверской губернии.
Служил священником в церкви села Спас Старицкого уезда Тверской губернии.
11 марта 1931 года был арестован и обвинен в антисоветской агитации. 3 апреля того же года тройка при ОГПУ по Московской области приговорила отца Алексия к пяти годам ИТЛ, что было заменено ссылкой в Казахстан через ПП ОГПУ на тот же срок. Батюшку отправили этапом в Карагандинскую область.
18 июня 1931 года он прибыл в Карлаг с дальнейшим назначением в Акмолинск (ныне Астана – столица Казахстана).
Скончался 4 августа 1931 года в Карлаге.
Реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года и по закону Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT...pBE
- Алексий Иванович Ильинский // Православная энциклопедия, т. 1, с. 650
- http://www.pravenc.ru/text/64576.html
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
6Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
7И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?
8И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
9Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.
17Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
18Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
20Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
26Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию.
27Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй.
28Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32И духи пророческие послушны пророкам, 33потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых.
34Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; 40только всё должно быть благопристойно и чинно.
Разумеется, мы с вами не можем рассуждать о том, о чем здесь пишет апостол, кроме того, что чудеса Бог совершает не просто ради чудес, но ради спасения людей. И апостол здесь призывает служить ради спасения ближних. Но больший интерес вызывает фраза «и духи пророческие послушны пророкам, ибо Бог не есть Бог неустройства, но устройства». Так и некто из Отцов сказал, что Дух Божий никогда не насиловал воли тех, через которых действовал, но действовал в сотрудничестве с ними, в противном случае такое действие было бы бесовским. Для демонов характерно насилование воли человека и захват над ним власти, так что человек превращается в безвольную игрушку в руках темных сил. Но не так действовал Бог через пророков и апостолов, внушая им¸что сказать и написать, а говорили и писали они уже сами (отсюда и разница в текестах всех четырех Евангелий). Но не все это понимают. Даже содержащееся в предании описание того, как апостолу Иоанну Богослову ниспосылается знаменитое откровение, записанное в книге Апокалипсис, напоминает спиритический сеанс, когда дух начинает говорить через уста медиума (увы, многие жизнеописания святых искажены фантазией человеческой и это и сегодня подчас является настоящей бедой, не говоря уже о древних временах, когда между временем жизни человека и моментом, когда рассказ о жизни человека был записан, проходили века). Для Бога же свобода воли, данная человеку – есть величайший дар, а потому Бог уважает его в человеке.
Евангелие (от Матфея): 1И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
4Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
6Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них
одежды свои, и Он сел поверх их.
8Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна[132] Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
10И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
11Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?
17И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
18Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; 22и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.
23И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
26а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
Господь входит в Иерусалим, встреченный ликованием. Но Евангелие от Луки повествует, что видя шум и ликование, Он плачет, видя, что этот же народ вскоре будет требовать Его смерти, а также то, предрекая разорение города, который не принял Христа. И войдя в город, Господь изгоняет торговцев из храма. Тут стоит напомнить, что в сам храм входили только священники, а народ молился во дворе. И теперь на этом дворе кипела торговая жизнь – продавали жертвенных животных: голубей, овец и других. Продавали и другие, полезные для верующих товары и даже меняли деньги. Можно представить себе то, что творилось в этот момент в месте, предназначенном для молитвы людей: крики животных, голоса торговцев, зазывающих покупателей, а также и голоса разговаривающих между собой продавцов и покупателей. Я уж не говорю о запахах, который все это сопровождал.… И в этом бедламе люди должны были молиться! Неудивительно, поэтому, что Господь изгнал всех этих торговцев. Однако фарисеи и священники озлоблены этим деянием, как и тем, что народ исповедовал Его Христом. Они, несомненно, имели некий доход от этой торговли, почему и принялись предъявлять Христу претензии, дескать, какое Он имеет право так поступать. Почему же этот текст читается нам? Вовсе не потому что нередко в притворах храмов размещаются церковные лавки – в наших городских храмах эти лавки выведены из храмов в отдельные помещения. Дело касается нашего собственного поведения в храме – стою ли я и молюсь, либо хожу по храму туда и сюда или даже разговариваю, либо стою, но…. умом блуждаю невесть где. Тут стоит привести слова святителя Иоанна Златоуста, которые пишет о поведении в храме, толкуя ту самую 14 главву первого послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой был приведен ниже: «И ныне предстоятель церкви желает мира всем, как бы придя в дом отеческий, но тогда как имя мира повторяется часто, самого дела нет нигде. Тогда и дома были церквами, а ныне и церковь стала домом, или даже хуже всякого дома. В доме можно видеть великое благочиние: госпожа дома сидит на седалище со всем благоприличием, служанки прядут в молчании и каждый из домашних имеет в руках вверенное ему. А здесь великий шум, великий беспорядок; собрание наше ничем не отличается от гостиницы; здесь такой же смех, такой же шум, как в банях, как на торжищах, где все кричат и производят смятение. И это бывает только здесь; а в других местах не позволяется сказать в церкви даже слова близ стоящему, хотя бы кто встретил давно не виденного друга, но делается это вне, – и весьма справедливо.
Церковь не цирюльня, не лавка с благовониями, не мастерская, подобная находящимся на торжище, но место ангелов, место архангелов, царство Божие, само небо. Если бы кто‑нибудь отверз небо и ввел тебя в него, то ты не осмелился бы разговаривать, хотя бы увидел отца, хотя бы брата; так точно и здесь не должно говорить ни о чем другом, кроме предметов духовных, потому что и здесь небо. Если не веришь, то посмотри на эту трапезу, вспомни, для кого и для чего она поставлена, подумай, кто приходит сюда, и страшись даже прежде времени. Кто увидит только трон царя, тот возбуждается в душе своей, ожидая выхода царя; так точно и ты, еще прежде страшного времени, страшись и бодрствуй, и еще прежде, нежели увидишь поднятые завесы и предшествующий сонм ангелов, возносись к самому небу. Но этого не знает непосвященный, – потому для него необходимо сказать нечто другое. Мы не затруднимся сказать и ему то, что может возбудить и возвысить его. Итак, ты, незнающий этого, когда услышишь слова пророка: сия глаголет Господь, отрешись от земли, вознесись на само небо, помысли, Кто через него вещает тебе. Между тем ныне, когда смехотворствует какой‑нибудь шут и бесчинствует блудница, весь театр сидит, соблюдая для речей их совершенное безмолвие, и это когда никто не заставляет молчать, не бывает ни разговора, ни крика, ни малейшего шума; а когда Бог с небес вещает о таких страшных тайнах, тогда мы бываем бесстыднее псов, не оказывая Богу даже такого внимания, какое оказываем распутным женщинам.[133]» И еще на эту тему: «Позвольте и мне сказать тем, которые здесь шумят и разговаривают: разве вы не имеете домов для пустословия? Или нерадите о церкви Божией и развращаете желающих сохранять целомудрие и спокойствие? Но, скажете, нам весело и приятно разговаривать со знакомыми. Я не запрещаю этого; но пусть это будет дома, на торжище, в банях; церковь же есть место не разговоров, а учения. Между тем ныне она нисколько не отличается от торжища, и, может быть, если не оскорбительно сказать, даже от театра: так нецеломудренно и подобно тамошним блудницам украшаются собирающиеся здесь жены! Потому они и сюда привлекают многих невоздержных. Кто искушает или хочет соблазнить женщину, тот, кажется, не считает для себя никакого места удобнее церкви. Если нужно что‑нибудь купить или продать, то церковь считается для этого удобнее рынка; здесь об этом бывает больше разговоров, нежели в самих лавках. Кто хочет злословить или слушать злословие, тот найдет и этого здесь более, нежели вне, на торжище. Хочешь ли слышать о делах гражданских, или о домашних, или о военных, – не ходи в судилище, не сиди в лечебнице, есть и здесь, есть люди, которые подробнее всех расскажут обо всем этом; здесь – место скорее всего другого, только не церковь. Быть может, я слишком резко коснулся вас? Не думаю; если вы не перестаете делать одно и тоже, то как мне знать, что слова мои коснулись вас? Потому необходимо опять коснуться того же. Итак, можно ли стерпеть? Можно ли снести? Мы каждый день стараемся и усиливаемся, чтобы вы уходили отсюда, научившись чему‑нибудь полезному; но никто из вас не уходит с какой‑нибудь пользой, а даже скорее с вредом. Подлинно, вы собираетесь и себе на осуждение, не имея никакого оправдания в грехе своем, и более благоговейных изгоняете, отовсюду беспокоя их своим пустословием. Но что говорят многие? Не слышу, говорят, что читается, не понимаю, что говорится. Потому, что ты разговариваешь, потому, что шумишь, потому, что не приходишь с душой, исполненной благоговения. Не понимаю, говоришь ты, что читается? Но потому самому и следует быть внимательным». Очень жесткие слова, но подчас справедливые. К ним и прибавить нечего….. Но если впервые пришедшим в храм может быть простительно неумение себя вести (во всяком случае, нападения на них с целью «научить себя вести» могут принести, скорей, вред, чем пользу), то куда хуже, если так себя ведут, казалось бы, давние прихожане. «Раб, который знал волю господина своего и не делал…, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше». Так что если человек хочет научить доброму ближних, то прежде он должен научиться этому доброму сам и тогда окружающие подчас сами захотят ему подражать. А заставить других делать то, чего ты сам не делаешь (стоя в храме на службе абы как, без благоговения), невозможно…..
И чтения праздника святой Марии Магдалины. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства - вы в Господе.
3Вот мое защищение против осуждающих меня.
4Или мы не имеем власти есть и пить?
5Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
13Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное
мне служение.
18За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
19Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: 20для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; 21для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; 22для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
Апостол обличает злословящих его, как апостола. Эту главу полезно читать всем, кто смущается, входя в церковные лавки, тут же вспоминая разговоры о «поборах и взятках» в Церкви. Апостол говорит о повелении, данном еще ветхозаветному священству, жить от благовествования, с запретом заниматься чем-то другим. Он защищает право апостолов и их преемников собирать пожертвования верующих и жить на них, дабы заградить уста злословящих. Эти доводы актуальны и сегодня, когда байки о «жирующих попах» ходят в определенных СМИ не меньше, чем это было в советские годы, а зачастую основаны они на сплетнях, выходящих из церковной ограды. В то же время, апостол при этом замечает, что сам не желает пользоваться этим правом, предпочитая зарабатывать на жизнь самому….
Евангелие (от Луки): 1После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
4Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Первое упоминание святой Марии Магдалины. В текстах, повествующих о Воскресении Христа, она будет упоминаться много раз, но этот – единственный, где она упоминается, помимо них…
Суббота 5 августа.
В этот день отмечается полиелейный праздник в честь Почаевской иконы Божией Матери. Также в этот день чтится праздник в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками). Тут стоит напосмнить, что малый храм при Свято-Успенском соборе освящен, как раз, в честь иконы «Всех Скорбящих радость». Также в этот день чтится память прославления праведного воина Феодора Ушакова – знаменитого адмирала. Частица его мощей есть в мощевике в Свято-Успенском соборе.