Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы

Вторник, Августа 01 2017
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5091-prestolnyj-prazdnik-v-khrame-prepodobnogo-serafima-sarovskogo-goroda-kurorta-anapy
Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы - student2.ru

1 августа 2017 года, в день обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы.

Владыке сослужили: благочинный церквей Анапского округа протоиерей Виктор Полянкин, настоятель храма преподобного Серафима Саровского протоиерей Александр Карпенко, протоиерей Петр Шмигельский, протоиерей Владимир Собченко, протодиакон Евгений Габов, диаконы Илья Карпенко и Александр Лысенко.

По окончании Литургии был совершен крестный ход.

Воспитанники воскресной школы поздравили правящего архиерея с престольным праздником храма.

По окончании богослужения Глава Новороссийской епархии обратился к присутствующим со святительским словом.

Все прихожане и гости праздника были приглашены на общую трапезу.

Среда 2 августа.

Пророк Божий Илия, один из Великих пророков Божиих, чья ревность о Боге ставится частенько в пример всем верным, особенно, учитывая сказанные нам слова «если кто исповедует Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я исповедую пред Отцом Моим, если же кто отречется Меня, того и я отрекусь пред Отцом Моим». Его жизнь показывает, что все чудеса, совершаемые им, совершал на самом деле не он, но Бог силой своей, сам же пророк, подвергнувшись гонениям от Иезеавели, которая не вняла никаким чудесам, явленным через пророка, впал в уныние и даже просил себе смерти. «Без меня не можете ничего» - говорит Господь и жизнь пророка сего более чем ясно говорит об этом. Известно также, что он не вкусил смерти, подобно праотцу Еноху, будучи вознесен на небо, таким образом, не наследовав участь всех людей Ветхого Завета до пришествия Христа.. Но пророчества Ветхого Завета уже говорят о грядущем возвращении обоих Отцов Ветхого Завета на землю перед концом мира, когда они снова проповедуют покаяние отступившему от Бога миру, вразумляя со многими знамениями и чудесами и примут мученическую смерть.

Да, многому жизнь его может научить. Увы, в наше время святой пророк больше известен по невообразимым басням, ходящим в народе, в которых он приобрел черты славянского языческого божества Перуна и в глазах простонародья… ездит по небу и мечет молнии. Но это, как и в случае со святыми Петром и Февронией, пережитки язычества, не имеющие никакого отношения к нашей вере. Не так страшно, но все равно является перекосом и наши суждения о святых, как о чиновниках в городской администрации, дескать, этот отвечает за это, а этот – за то. Но очищенные и освященные Богом люди, нами называемые святыми, пребывая в любви Божией, сами действуют с любовью, прося Бога, в первую очередь, помощи в обретении нами пути спасения. Помощь подает по молитвам святых Бог и заметно, что приписываемого святым отраслевого деления на самом деле не существует, ибо в списке совершаемых по молитвам святых чудес исцеления присутствуют у всех. Также по молитвам некоего турка святому Великомученику Пантелеимону, которого иные считают «зав. по здравоохранению» Бог спас его дом от пожара, таким образом, не все так просто. Так и святого пророка Илию не стоит сводить к роли ниспосылателя дождя, как это часто бывает (потому молятся пророку, по преимуществу, на селе), ибо и дождь некогда явил Бог Израилю в ответ на обращение евреев от язычества обратно к вере Отцов. Гораздо больше бы могла бы пользы принести забота о стяжании ревности о Боге, какую имел святой пророк….

Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая

Дни памяти: 20 Июля / 2 Августа, 27 ноября / 10 декабря

Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы - student2.ru Абалацкая икона Божией Матери ''Знамение'' Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы - student2.ru Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца

Название происходит от татарского селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска (ныне – тюменская область). Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора в честь Софии, Премудрости Божией, о.Матфеем, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы Коки (после усердной молитвы ему был голос, что для этого храма должна быть написана икона и в этом случае он получит исцеление). Храм этот был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа Знамения Пресвятой Богородицы, с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской благочестивой вдове Марии. В 1636 году От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая. С благословения Тобольского архиепископа Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство церкви и была написана икона Божией Матери «Знамение». По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился. Во время торжественного перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много исцелений. В 1680 г. деревянная церковь сгорела и на ее месте в 1683–1691 гг. по плану «опытного в архитектуре» митрополита Сибирского и Тобольского Павла возвели Знаменский собор. Как и кафедральный Софийский собор в Тобольске, Знаменский собор Абалакского монастыря был построен московскими мастерами – каменщиками Василием Ларионовым, Герасимом Шарыпиным, Гаврилой Тютиным, Иваном Григорьевым Смирновым, Василием Кашинцем и другими. Собор принадлежит к числу древнейших каменных храмов Сибири. К первоначальной композиции здания относятся основной четверик и элементы декора. При перестройке храма в середине XVIII в. были разобраны внутренние столбы и все перекрытия с пятиглавым завершением, изменено расположение окон и их декор, заново выполненный в кирпиче и алебастре в формах «сибирского барокко». Тогда же был сооружен пятигранный западный притвор и прежнее пятиглавие заменено одним куполом с надстроенной над ним малой главкой. Такие же ярусные главы с характерным барочным силуэтом, ставшие популярными в Сибири во 2-й половине XVIII в., украсили и другие главные постройки Абалакского монастыря. В 1748–1750 гг. справа от собора был выстроен зимний храм во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1752–1759 гг.— храм во имя

преподобной Марии Египетской с колокольней.

Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы - student2.ru
Абалакская икона Божией Матери из красноярского Знаменского скита. 1887-1889 гг.

В 1783 г. по ходатайству епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) (с 1792 архиепископ) ради чудотворной иконы Божией Матери в Абалацком селении был устроен третьеклассный мужской монастырь, куда перевели монахов из закрытого третьеклассного Богоявленского Невьянского мужского монастыря (Тобольской епархии), существовавшего с 1621 г. Первым настоятелем Абалакского монастыря был назначен эконом тобольского архиерейского дома игумен Маргарит, под руководством которого ранее при Софийском соборе Тобольска был построен архиерейский дом и колокольня. В 1797 г. монастырю определили денежное содержание 1560 р. 2 к. в год, кроме того, обители принадлежали земельные угодья и рыбные ловли. В 1854–1855 гг. при архимандрите Антонии в Абалакском монастыре был построен архиерейский корпус, гостиницы для паломников, «зимний» Никольский храм перестроили, главный его престол освятили во имя Святой Троицы, южный придел — во имя святителя Николая Чудотворца. В 1885–1887 гг., при игумене Мемноне, состоялось новое переустройство и переосвящение храмов обители: «зимний» Троицкий (бывший Никольский) храм стал Знаменским, а «летний» — Троицким. С середины XVIII в. все храмы Абалакского монастыря украшались богатыми резными иконостасами, а также (снаружи и внутри) настенной масляной живописью.

По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем лишь отличием, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы, благоговейно чтимых по всей Сибири.

Ныне судьба иконы неизвестна – нигде нет сколько-нибудь серьезных данных о причине ее исчезновения, напишу лишь, что монастырь не избежал разорения в советские годы и в 1924 году закрыт и лишь в 1989 году обитель была возвращена Церкви.

Списки иконы

В XVII–XIX вв. с Абалакской иконы «Знамение» в Сибири было сделано много списков, которые почитались как чудотворные.

Абалакская икона «Знамение» Семипалатинская — один из самых почитаемых списков с Абалакской иконы «Знамение», вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибирские города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы.

В 1712 г. список Абалакской иконы «Знамение» был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, который отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, остановился, дойдя до г. Семипалатинска (ныне город Семей в Казахстане). Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами, уже тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет.

Абалакская икона «Знамение» из Красноярского Знаменского скита, икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита — наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887–1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе 10-х гг. XX в. «Знамение» Божией Матери с видом Знаменского скита, выполненной «(Тща)нием ме(щанина)... Мельникова... (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи».

И для напоминания.

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.

День памяти: 27 Ноября / 10 Декабря

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы - student2.ru Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы - student2.ru Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы - student2.ru Икона Божией Матери Знамение
Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы - student2.ru Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому Престольный праздник в храме преподобного Серафима Саровского города-курорта Анапы - student2.ru Икона Божией Матери «Знамение»Абалацкая  

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Занятый устроением новой столицы и усилением и возвышением своего княжества, Андрей Боголюбский после смерти отца своего, Юрия Долгорукого, равнодушно смотрел на юг, на его усобицы, на погоню южно-русских князей за столом киевским. Он занят был всецело своей великой задачей — собирания сил на севере, в своей Ростовско-Суздальской земле, которое имело у Боголюбского и свою определенную цель. Убежденный опытом всей предшествующей жизни, что главная причина слабости Руси в отсутствии единой сильной власти, он и решил создать эту сильную власть великокняжескую на своем любимом севере, такую власть, которой повиновались бы не только в земле Ростовско-Суздальской, но и во всей Руси. Он целым рядом мудрых и решительных мер сосредоточил в своих руках сильную власть над всей Ростовско-Суздальской землей и как, находясь под этою властью, земля Ростовско-Суздальская быстро росла и укреплялась, богатела и достигала процветания. Почувствовав в себе силу, Андрей Боголюбский решил простереть власть свою и над другими княжествами, чтобы мощного слова его слушали и князья смоленские и черниговские, рязанские и муромские, киевские и волынские и, наконец, сам вольный господин великий Новгород! Своим мощным словом он хотел положить конец этим вечным усобицам, этим бесконечным спорам князей из-за княжеских владений, из-за чего гибла земля русская. Он хотел поставить выше всех родовых счетов веское мощное слово одного великого князя, который бы мог беспрепятственно давать князьям и отнимать у них уделы по своей воле.

Всего более была слаба власть князя в двух старинных городах Руси — Новгороде и Киеве. В Новгороде царила местная торгово-промышленная аристократия и ни во что ставила власть князя: новгородцы изгоняли от себя князей при малейшем неудовольствии и приглашали к себе новых "на всей своей воле", как выражаются летописцы. При этом изгнание сопровождалось часто разграблением имущества князя. Благодаря этому в Новгороде то и дело происходили смуты. Помимо того, что обиженные князья старались мстить новгородцам за свое бесчестие и обиду, смуты происходили и из-за вопроса, кто должен назначать новгородцам князя: киевский ли князь или другой сильный князь, от которого они так или иначе зависели, кого пригласить в князья и т. д. Новгород в таких случаях разделялся на несколько партий, причем каждая партия, отстаивая свои интересы, враждебно относясь ко всем другим, и эта вражда каждый раз вспыхивала на народных собраниях, которые всегда оканчивались там "смертным боем".

В XI—XII веках в русской земле установился такой порядок, что право владеть Новгородом — назначать туда князей-правителей — принадлежало старейшему и сильнейшему из князей: великому князю. После смерти Юрия Долгорукого, когда в Киеве княжил Изяслав Давидович, князь, не имевший ни особенных прав на великокняжеский стол, ни сил удержать за собой его, Андрей Боголюбский мирволил ему и не думал пока предъявлять своих прав на Киев. Он обратил свое внимание прежде всего на Новгород, в котором тогда шла полнейшая безурядица. По обычаю весь Новгород разделился на партии, из коих каждая желала возвести на княжеский стол своего кандидата; поэтому князья менялись один за другим и в короткое время их перебывало в Новгороде до пяти. Андрей Боголюбский в это время (1160), считая себя старейшим князем, и предъявил свои права на Новгород. "Да будет вам ведомо", — послал он сказать новгородцам, — что я хочу искать Новгорода добром или лихом, чтобы вы мне целовали крест иметь меня своим князем, а мне вам добра хотеть"*. Это властное слово могущественного соседа произвело сильное впечатление на новгородцев: начались частые веча, начались волнения. Новгородцы понимали, что решительно отказать Андрею они не могут, но и выполнить его волю им казалось обидно. Большая часть новгородцев, ведшая торговлю с камскими болгарами и имевшая в Двинской земле свои колонии, не хотела ссориться с Андреем Боголюбским, так как он мог нанести громадные убытки их торговле, прекратив доступ новгородцев к болгарам и запретив ввоз хлеба из Суздальской области, в котором всего более нуждался Новгород, как делал неоднократно еще отец его Юрий, желая подчинить себе новгородцев. В это время князем в Новгороде был сын тогдашнего великого князя Киевского Святослав Ростиславович. Он княжил вместе с братом своим Давыдом, который сидел в Торжке. После долгих споров партия приверженцев Андрея одержала верх. Новгородцы выгнали от себя обоих князей и обратились к Андрею с просьбою, чтобы он дал им князя. Желая сломить их непокорство и своеволие, Андрей решил давать им князей не тех, которых они хотели, а тех, каких пожелает он сам. Он предложил им сначала в князья брата своего Мстислава, зная, что новгородцы воспротивятся всеми силами против этого князя, так как он уже ранее княжил у них и был ими изгнан. Действительно, новгородцы не пожелали видеть у себя князем Мстислава. Тогда Андрей дал им в князья племянника своего, сына старшего брата Ростислава, Мстислава Ростиславовича, но уже на таких условиях, на каких он хотел сам — "на всей своей воле". Не прошло и года, как он сам же свел от новгородцев этого князя, договорился с Киевским князем Ростиславом и посадил на новгородское княжение опять сына Ростислава Святослава, выговорив себе за это двинскую дань. Святослав княжил в Новгороде сравнительно долгое время, но затем новгородцы из-за чего-то не поладили с ним и выгнали его из Новгорода без ведома Андрея и помимо его воли. Андрей Боголюбский послал сказать новгородцам, что не будет им другого князя, кроме Святослава, и оказал помощь последнему для того, чтобы тот занял силою свое княжение ("силою местяче"). Святослав напал на Торжок, слабое место новгородцев, а с запада и юга на новгородский пригород Луки напали по приказу Андрея полоцкие и смоленские князья. Дело кончилось бы по обыкновению тем, что новгородцы покорились бы воле Андрея и приняли бы Святослава, но на беду ввязался в эту борьбу Андрея с Новгородом новый князь Киевский — Мстислав Изяславович, двоюродный племянник Андрея, сын того Изяслава, с которым так долго пришлось бороться отцу Андрея, Юрию Долгорукому. Он стал на сторону новгородцев, принял благосклонно депутацию от них в лице Данислава Лазутинича, тайком пробравшегося сквозь ополчение полочан и смоленцев в Киев, и дал им в князья сына своего Романа. Этот поступок Мстислава, нарушавший права Андрея, признаваемые прежними киевскими князьями, по которым он, как старейший в роде, мог назначать по своему усмотрению в Новгород князей, жестоко оскорбил Боголюбского.

Равнодушный до сих пор к киевскому княжению, он теперь предъявил свои права и на Киев, как старейший в роде и, во всяком случае, имевший на него гораздо более прав, чем племянник его, Мстислав Изяславович. Он собрал громадное ополчение, состоявшее из дружин одиннадцати князей, и отправил его на Киев под начальством старшего сына своего Изяслава и боярина Бориса Жидиславича. В ополчении участвовали: князья муромские и рязанские, боявшиеся сильного соседа и совершавшие еще ранее с дружинами Андрея походы на болгар и половцев, князья смоленские и полоцкие, черниговские и новгородские и, наконец, братья Андрея — Глеб и Всеволод и племянник Мстислав Ростиславович. Вся эта рать обступила Киев и после недолгой осады взяла город в 1169 году на второй неделе поста; Мстислав убежал из города, и победители бросились грабить имущество граждан. Не обошлось и без кровопролития: суздальцы мстили теперь киевлянам за убиение их родичей в Киеве после смерти Юрия Долгорукого. Целых три дня продолжался грабеж, город был пожжен и разграблен "и бысть в Киеве", говорит летописец, "стенания и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные, сия же вся содеяшаяся грех наших ради". Андрей Боголюбский не принимал участия в походе, он не выехал из Владимира и после торжественного взятия на копье и щит" древней столицы великокняжеской[90]. Он отдал ее младшему брату своему Глебу. Это было верхом унижения для Киева: он терял свое значение столичного города и становился в разряд обыкновенных городов, где княжили подручники великого кня­зя. Вместе с тем этот поступок Андрея был знаменательнейшим фактом в истории Древней Руси; от него наша история принимала новое течение, с него начинался новый порядок вещей. Это было не прос­тое перенесение великокняжеской столицы с одного места на другое, это было провозглашение новых начал государственной жизни Руси, выработанных Андреем.

Завладевши древней столицей великокняжеской и получивши все права великого князя, он мог прос­тирать свою власть почти над целым югом; остава­ясь же князем Суздальской земли, он сохранял в своих руках и ту сильную власть князя, которую он создал на севере. Вместе с тем он отделил от места самый титул великого князя и соединенные с этим права, которые ранее были неразрывно связа­ны с киевским княжением. Прежде князь, добившийся Киева, оставлял свое прежнее княжение родичам, теперь Андрей сосредоточил в одних своих руках сильную власть как над югом, так и над севером.

Ослабивши Киев, он обратил свое внимание на Новгород и отправил туда те же войска, что были под Киевом, чтобы укротить своеволие новгородцев. Нарушать права и не такого могущественного князя, как Андрей Боголюбский, нельзя было безнаказанно, между тем как новгородцы не только преступили крестное целование, данное ими Андрею, выгнав его подручника Святослава и посадив против его воли князя Романа, но вместе с этим князем напали на суздальские дружины в Двинской области и собрали двойную дань с суздальцев, живших там вместе с новгородцами. Андрей решил наказать их так же, как и своевольных киевлян. "Нельзя, — рассуждают летописцы, — по этому поводу оправдывать новгородцев... разве передние князи велели им преступать крест и соромлять (срамить) своих внуков или правнуков, целовать им крест и после изменять присяге? Злое неверстие в них вкоренилось. До которых пор Богу терпеть над ними? Вот и навел он наказание на них рукою благоверного князя Андрея".

Новгородцы увидали свою беду неминучую; уже в трех церквах плакала икона Богородицы, предвещая горе. Летописи, понятно, критикуют именно князя Андрея, ведь это были новгородские летописи, а в те времена летопись каждой земли имела «свою правду», хваля именно ту политику, какую проводил свой князь, но тут надо заметить, что эти летописи именуют Двину законной вотчиной Новгорода, во-вторых, к уже написанному, прибавляют, что местное население сопротивлялось новгородцам. Четвертый фактор – изуверская жестокость, с какой велись тогдашние войны – когда армия брала город неприятеля, даже если это были свои соотечественники, братья по вере, то на захваченной территории начиналась разнузданная резня, сопровождавшаяся массовым грабежом, а то и поджогами домов местного населения. Уже это позволяло назвать эту военную кампанию беззаконной, ведь грабить не стеснялись и православные храмы. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Преображения Господня на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. После этого князю Андрею пришлось уже договариваться с Новгородом (и прибегать к блокаде торговых путей Новгорода, чтобы усмирить новгородцев)….

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Преображения Господня на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны икона была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы РПЦ из Новгородского музея-заповедника.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

Наши рекомендации