ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (23 января / 5 февраля)

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю[52].

После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Византийской Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Наконец, император Константин Пагонат (668-685 г.), при котором снова началась борьба православных с монофелитами, решился дать торжество Православию. В 678 г. он низложил патриарха Константинопольского Феодора и на его место поставил пресвитера Георгия, склонявшегося к православному учению о двух волях.

Затем император в 680 году собрал в Константинополе VI Вселенский собор.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый "Номоканон", а по-русски "Кормчая Книга", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка). кажется, осуждалась и католическая практика причащения мирян только телом, без Крови..?

После соборных определений монофелитство на востоке пало. В начале VIII в. император Филлипик Вардан (711-713 г). восстановил было эту ересь в империи, в связи с утверждением себя на престоле при помощи партии монофелитов, но, с низвержением Филлипика, была низвержена и ересь.

Только в Сирии осталась небольшая партия монофелитов. Здесь в конце VII в. монофелиты сосредоточились в Ливане в монастыре и около монастыря аввы Марона (жившего в VI в.), выбрали себе патриарха, который тоже назывался Мароном, и образовали самостоятельное еретическое общество, под именем маронитов. Марониты

существуют и до настоящего времени.

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при Византийском императоре Льве Исавре[53], который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

31 августа /13 сентября 784 г. патриарх Павел IV отрекся от престола и удалился в монастырь, сокрушаясь о своем невольном соучастии в иконоборчестве и советуя для устранения раскола Церкви созвать Вселенский Собор. Вскоре он скончался, и на его место по единодушному решению духовенства и властей был избран имп. секретарь (асикрит) Тарасий, известный своей ученостью. Избрание на Патриаршество мирянина было вызвано необходимостью поставить во главе Церкви не только ученого богослова, не замешанного в иконоборчестве, но и рассудительного государственного мужа, чья помощь была необходима Ирине в деле восстановления церковного мира. Тарасий согласился занять Константинопольскую кафедру лишь после того, как император и императрица публично высказались за проведение Вселенского Собора, несмотря на недовольство отдельных лиц из «народа» (очевидно, военных). На Рождество 784 г. свт. Тарасий был возведен на высшую ступень церковной иерархии.

В соборном послании (синодике) папе и вост. патриархам свт. Тарасий оповестил о своем избрании на Патриаршество из светского чина и исповедовал почитание икон и верность решениям 6 Вселенских Соборов, выразив неодобрение «новшествам» (то есть иконоборческому лжесобору). Особо было упомянуто 82 правило Трулльского Собора, где говорится об иконографии Христа. Папа и патриархи приглашались посодействовать заботам императорской власти о восстановлении икон и воссоединении Церкви; свт. Тарасий просил их изложить свое мнение по этому вопросу и прислать представителей на Собор.

Император Константин VI и императрица Ирина направили папе Адриану указ (divalis sacra, venerabilis jussio), датированный 29 августа / 11 сентября 785 г, призывавший папу прибыть в Константинополь «для утверждения древнего предания о досточтимых иконах» или прислать своих представителей.

Папа в ответ написал послание, в котором продвигал мысль о главенстве Римского папы, как преемника апостола Петра, «князя апостолов», а также горячо протестовал против наименования патриарха Константинопольского Вселенским. В то же время, он соглашался прислать своих представителей при условии осуждения иконоборчества и восстановления почитания икон Собором, хваля усилия патриарха, святителя Тарасия по восстановлению иконопочитания. При этом он также выдвигал требования о возвращения в свою юрисдикцию областей Южной Италии, оказавшихся во власти Константинопольского патриарха. Восточные же патриархи были в то время в трудном положении, так как их каноническая территория в эпоху иконоборчества была захвачена арабами и отношения между ними и Византией были напряженными. Поэтому, боясь подозрений со стороны арабов, они отказались приезжать сами, но прислали представителей: двух отшельников, Иоанна, бывш. синкелла патриарха Антиохийского, и Фому, игумена монастыря прп. Арсения в Египте (впоследствии митр. Фессалоникийского). Также на Соборе были представлены епископы Южной Италии, в то время не подчинявшиеся папе Римскому.

Изначально Собор открылся в столице империи – Константинополе, но он был сорван из-за мятежа имперской гвардии, сочувствующей иконоборчеству. Поэтому после его подавления Собор решено было проводить в Никее.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь[54] и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

Требования папы Римского передачи в его юрисдикцию областей Южной Италии Собор проигнорировал, тем не менее, восстановление почитания икон папа встретил благосклонно, подписав его определение. Однако крайне болезненно решения Собора встретил двор короля франков Карла, захватившего довольно большую часть бывшей Римской Галлии и уже коронованного в Риме «Римским императором». Они опасались сближения Рима и Константинополя, видя в этом византийское влияние, а потому в их среде началось распространение иконоборчества, впрочем, папе Адриану удалось провести Поместный Собор, на котором решение о восстановлении иконопочитания было утверждено…

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя

императорами: Львом Армянином, Михаилом Травлом (Косноязычным) и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

Наши рекомендации