Здравость, мудрость, благоразумие, осмотрительность, рассудительность
«Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый [самоуверенный] выставляет напоказ глупость». Притчи 13:17
Я уже около сорока лет верующая, и, наблюдая за тем, что происходит в церквах, могу сказать: впечатление такое, что и обычные христиане, и учителя Божьего Слова легко впадают в крайности. Библейские истины о силе слов, исповедании, провозглашении несуществующего как существующего являются теми учениями, в которых люди чаще всего впадают в крайности. Многих верующих можно сравнить с водителем-лихачом, который не обращает внимания на разметку на дороге и постоянно съезжает на обочину: его заносит то вправо, то влево, ему никак не удаётся держаться середины.
«Трезвитесь (не впадайте в крайности, будьте сдержанны), бодрствуйте (будьте всегда бдительны), потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев [испытывающий лютый голод], ища, кого (схватить и) поглотить» (1 Петра 5:8).
Когда мы впадаем в крайности, это на руку дьяволу. Ведь если ему не удаётся полностью увести верующего от истины и навязать ему ложь, тогда он пробует следующий приём: пытается заставить верующего видеть только одну сторону какого-либо учения. Эта тактика дьявола порой приводит к тому, что человек становится ещё хуже, чем он был тогда, когда вообще не знал истину.
Мудрость — это тоже ключевая тема Божьего Слова. По сути, без мудрости невозможно одержать настоящую победу. В Новом словаре Вебстера1 мудрость определяется так: «1. Понимание того, что истинно, правильно и продолжительно. 2. Рассудительность, здравый смысл».
На протяжении многих лет я имела дело с людьми (как с неверующими, так и со служителями), которые вообще не следовали никакому здравому смыслу. Но поймите, мудрость не проявляется в крайностях. В Книге Притчей 1:1—4 сказано, что в мудрости есть много рассудительности, а рассудительность — это расчётливое управление.
В Словаре Вебстера слово рассудительность имеет такое толкование: «Расчётливое управление, экономия». А прилагательное рассудительный определяется как «умеющий прибегать к рассудительности, здравому смыслу в решении практических вопросов». Можно сказать, мудрость — это достаточная степень здравомыслия и рассудительности.
Учитель Божьего Слова должен быть уверен: он изъясняется настолько ясно, что верующие, независимо от уровня их духовной зрелости, поймут его правильно. Например, фраза: «Вы можете иметь то, о чём молитесь» без дополнительных разъяснений может быть опасной для людей духовно незрелых. Мы как учителя Божьего Слова, призванные наставлять христиан, должны осознавать, что не каждый слушающий нас человек понимает эту фразу правильно, а именно: мы действительно можем иметь то, о чём молимся, при условии, что просимое не расходится с Божьим Словом и соответствует Божьей воле для нас в этот конкретный период времени.
Духовно незрелые люди, слушая проповедь, могут многое в ней понять неправильно. Но по мере духовного роста они начинают слышать в той же самой проповеди что-то новое, совершенно отличное от того, что услышали впервые. Хотя в самой проповеди не было никаких заблуждений, в ней не было и разъяснений, которые бы помогли новообращённым правильно понять её. Тогда бы они научились придерживаться золотой середины в следовании истине и не бросались бы из одной крайности в другую в первые годы своей христианской жизни.
Большинство учителей Божьего Слова держатся определённого направления в учении. В этом нет ничего плохого, поскольку у каждого из них своё призвание. Одни учителя призваны, например, ободрять, поддерживать, зажигать сердца верующих и побуждать их двигаться вперёд, другие призваны проповедовать о вере. Одни призваны проповедовать о процветании и успехе во всех областях жизни, а другие — только о финансовом преуспевании. Есть также немало проповедников, которые призваны учить об исцелении и проводить служения исцеления.
Я заметила, если человек призван проповедовать на определённую тему, то его сердце переполнено этим учением. Но необходимо быть благоразумными и не зацикливаться на чём-то одном так, словно это единственная важная тема Библии. Возможно, учителя Библии делают это ненамеренно, но хочу снова напомнить об ответственности каждого учителя Божьего Слова: мы должны быть уверены, что наше учение доступно, здраво, мы не впадаем в крайности, и даже новообращённый, который ещё ничего не знает, кроме того, о чём говорим ему мы, поймёт нас правильно.
Я верю в силу исповедания. Я верю, что мы должны приказывать «горе», и считаю, что, если не во всех, то в большинстве случаев, решение наших проблем находится прямо у нас под носом — это наш язык. Но я также верю всем сердцем, что нам необходимо расти духовно: распинать свою плоть, избавляться от эгоизма и быть послушными Святому Духу.
Иными словами, я хочу научить вас не просто тому, что поможет вам избавиться от неприятностей или получить всё желаемое. Я надеюсь, что помогу вам научиться сотрудничать со Святым Духом, ведь только так вы сможете исполнить Божью волю в своей жизни.
Глава 2