Средства достижения совершенства

Вопрос:Как должно думать о достижении совершенства в вере и в добродетели в Церкви?

Ап. Петр говорит, что христиане должны совершенствоваться в Церкви чрез положенные для того средства и чрез свой подвиг: Как от Божественной силы Его (Христа) даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. (2 Петр 1:3-7) Итак, совершенствование человека достигается чрез благодать Божию и личный подвиг каждого человека. При чем получение благодати Божией как явствует из слов Ап. Петра, неразрывно связывается с личным подвигом христианина: кто удаляется от господствующего в мире растления похотью, тот соделывается причастником Божеского естества.

Вопрос:В чем выражается подвиг христианина?

Подвиг выражается во внутренней борьбе со злом и в принуждении себя к добру.

Вопрос:Какие средства сей борьбы?

Их много: главные же - воздержание и молитва.

Вопрос:Указал ли Спаситель на них?

Указал. Господь сказал, что диавольский род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). А так как всякая греховная похоть в мире произошла и происходит от наущения диавола, то и борьба с грехом есть борьба с диаволом, который побеждается постом и молитвою.

Вопрос:Есть ли в Христианской Церкви пост?

Есть

Вопрос:Есть ли в Христианской Церкви молитва?

Есть.

Вопрос:Общественные священнодействия и всякая молитва, проявляющаяся во вне, не отрицаются ли словами Спасителя, что настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющийся Ему должен поклоняться в духе и истине (Ин. 4: 23,24)

Этими словами Спасителя не отвергаются никакие священнодействия и молитвы, а говорит здесь Господь о том, что служение Богу должно быть добродетельным, истинным, чтобы и душа и тело принимали участие в добром подвиге.

Вопрос:Как же сектанты понимают приведенные слова Господа?

Сектанты понимают слова Христа, как уничтожение всех священнодействий и всякой видимости христианской молитвы

Вопрос:Не допускают ли сектанты сами внешних обрядовых действий?

Допускают. Они произносят вслух молитвы, наклоняют головы, падают на колена, совершают водное крещение, возложение рук, преломляют хлеб, пьют вино, и т.п.

Вопрос:Как же мы сказали выше, что сектанты понимают слова Спасителя о поклонении в духе и истине, как отвержение всяких молитвенных однообразных действий?

Мы это вполне правильно сказали о сектантах. Сектанты, действительно, так толкуют приведенные слова Спасителя, сказанные Самарянке, как сказано, но они толкуют их так только тогда, когда сектантам нужно отвергнуть христианские православные священнодействия, а к себе они этих слов со своим толкованием не применяют. Сектанты - люди неправдивые в своих нападках на Церковь Христову, и они, как бесстыжие, не стесняются никакими средствами: сами выдумывают священнодействия, а церковные они называют мертвой формой и отвергают и прикрываются при этом словами Спасителя о поклонении Богу в духе и истине.

Вопрос:Не оказываются ли, действительно, священнодействия Церкви "формой"?

Оказываются. Каждое священнодействие имеет известную форму, получившую свое начало от Христа и Апостолов, или Богопросвященных Отцев Церкви. Но каждая форма имеет мудрое содержание, согласное с духом и истиною Божьими; каждая форма имеет содержание, научающее верующих правде Божией. И Господь положил в Церкви много священнодействий, чтобы верующие чрез них поучались, благодатствовали и совершенствовались.

О всяком установлении, положенном в Церкви для совершенствования верующих будем говорить отдельно и покажем, что все они имеют Божественное основание и сектантские нападки на них неосновательны.

О христианском посте

Вопрос:Что такое пост христианский?

Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено.

Во-первых, пост есть или совершенное воздержание от пищи (пример Господа Иисуса Христа - Мф. 4 гл., пророка Моисея - Исх. 34 гл., Ниневитян - Ион. 3 гл., Ап. Павла - Деян. 9:9 и др.), или временное и даже постоянное воздержание только от некоторых видов пищи, - например, от мяса, молока, вина, роскошных блюд и подобное. Временно воздерживался от известного рода пищи, например, пророк Даниил. Вот как говорит он о себе: я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои. (Дан. 10: 2,3).

Во-вторых, пост есть воздержание от брачного ложа (1 Кор. 7:5), от скромных и дозволенных радостей и развлечений жизни (напр. от зрелищ, посещений и приема гостей и под.)

В-третьих, пост есть преимущественная забота о бедных, т.е. отказ от своего излишка и довольства в пользу неимущих и несчастных, как это доказывают нижепомещаемые слова прор. Исаии (58: 3,4, 6,7)

Вопрос:Правильно ли думают некоторые, что пост состоит только в том, чтобы скоромного не есть, а что душу можно и не смирять?

Такое понятие о посте - не христианское. Господь еще в Ветхом Завете через пророка Исаию обличал людей за такой показной пост и говорил, что не будет слушать из во время такого поста. Почему мы постимся, говорят такие лицемерные постники, обращаясь к Господу, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? И отвечает Господь, за что не любит Он поста лицемерного, наружного, напускного.

Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. ... Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. (Ис. 58: 3,4,6,7)

Вопрос:Как учит о христианском посте Православная Церковь в своем богослужении?

"Постящеся, братия, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды (связь с неправдой): расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое спасание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия и безкровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость" (Стихира на вечерне в Среду первой недели Великого поста).

Другая стихира (на стиховне в Понедельник второй недели Великого поста на вечерни) поучает нас так: "Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша, тако бо возопити возможем: да исправится молитва наша. яко кадило пред Тобою, Господи". Такой же пост предлагает еще стихира на стиховне в Понедельник на первой неделе Великого поста:

"Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (обвинения), лжи и клятвопреступления, - сих оскудение (оставление всего этого) пост истинный есть и благоприятный".

Вопрос:Какая цель христианского поста?

Во-первых, пост нужен для того, чтобы дать духу торжество над плотью. Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело. Ап. Петр говорит, что страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4:1), и Ап.Павел учит: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5: 24). Страсти свои, значит, мы можем сократить только постом.

Вторая цель поста та, чтобы приучить нас к постоянной умеренности, чтобы нам быть безразличными к пище, не услаждаться ею. А то часто бывает, что люди только и думают, как бы им поесть получше, побольше да послаще, так что о Царстве Божием им и подумать некогда, да и нет желания.

В-третьих, нам нужно приучить себя к жизни загробной, равноангельской. На том свете не едят и не пьют, а если человек во время своей жизни на земле привыкнет "изнутять себя заботами" о пище и питие (Злат.) тогда ему в Царстве Божием нечего будет делать. Таких людей конец- погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его (Фил. 3: 19-21)

Вот как рассуждает о пользе поста св. Иоанн Златоуст: "молящийся как следует и постящийся немного требует:, а требующий немного не будет любостяжателен; а нелюбостяжательный охотно подаст милостыню... Постящийся - легок, глубоковнимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога, и горделивую душу смиряет. Поэтому и Апостолы постоянно постились... Молящийся с постом не зевает, не потягивается, не бывает неповоротлив" (Злат. 7, 590)

Вопрос:Правильно ли думают некоторые, что пост есть воздержание только от скоромной пищи, но без воздержания от обжорства, пьянства и других грехов?

Нет, не правильно: разрешения или разговенья на обжорство, пьянство и на все вообще грехи в Церкви Христовой никогда не было и не будет.

Вопрос:Что должно отвечать сектантам, когда они злорадно говорят, что в Православной Церкви, хоть и нельзя в постные дни есть мяса и молока, но зато можно, будто бы, пьянствовать и, вообще, грешить?

Должно отвечать, что сектанты лгут на Православную Церковь, когда говорят так, потому что, по Христианской нашей вере, не только во время поста, но и, вообще, никогда пьянство и другие греши не одобрялись и не одобряются.

Вопрос:Правильно ли утверждают некоторые, что мяса постом нельзя есть потому, что оно само по себе греховно и есть творение диавола?

Такое рассуждение не правильно. И так думают не христиане, а хлысты, скопцы, новый Израиль, беседчики, "братчики" или, как они зовут сами себя, "назореи". Все они безумно утверждают, что мясо есть бесовская пища. О них Св. Дух ясно говорит в слове Божием, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением. (1 Тим. 4: 1-4)

Вопрос:Кто установил пост для людей?

Сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя (Быт. 1: 29); но на одни плоды Богом было положено запрещение, и именно, на плоды "дерева познания добра и зла". Люди нарушили этот первый пост, послушав советов диавола, и удалились от Бога. От этого первого нарушения поста и начался грех. Поэтому-то и доныне люди, чтобы освободиться от греха, налагают на себя пост.

Вопрос:Был ли пост в Ветхом Завете?

Св. Библия показывает нам, что все ветхозаветные великие праведники и все, вообще, люди постились. Постились, когда испрашивали у Господа милости; постились, когда каялись во грехах; постились, когда вразумлял их Бог. Пророк Моисей постился, когда принимал на горе Синае наставления от Господа Бога, 40 дней и 40 ночей хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34: 28; Исх. 24: 18; Втор. 9:9).

Постился и царь Давид, напр., в день погребения своего союзника Авенира (2 Цар. 3: 35) и, вообще, при печальных и тяжких обстоятельствах (Пс. 34: 13; Пс. 108: 24). Постились пророки: Исаия (3 Цар. 19: 8) и Даниил (10: 2, 3)

Были посты и общие - для всего народа в дни народного покаяния, напр., у израильтян (Суд. 20: 26; 1 Цар. 7:6; 31: 13) и у Ниневитян после проповеди прор. Ионы (Ионы 3: 5)

Вопрос:Какое научение для нас в том, что ветхозаветные люди постились?

Все ветхозаветные примеры, по рассуждению Апостола, описаны в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10: 11)

Вопрос:Кто начал пост в Новом Завете?

В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста. Евангелист рассказывает, что Иисус возведен был Духом в пустыню.. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4: 1,2)

Вопрос:Признал ли Господь пост полезным для христиан?

Спаситель объяснил, что с диаволом можно бороться только при помощи поста и молитвы. Сей(т.е. бесовский) род, - сказал Спаситель, -не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9: 29)

Вопрос:Показал ли Господь, каков должен быть пост?

Спаситель объяснил, что поститься должно не на показ, не для того, чтобы люди видели постника и хвалили его. Поститься нужно не с целью достигнуть славы среди людей, а для того, чтобы снискать милость и благодать Божию. Когда поститесь, - говорит Спаситель, - не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помаж голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6: 16-18). Итак, Спасителем обещана за пост небесная награда.

Вопрос:Верно ли говорить, что Спаситель будто бы отменил пост для Апостолов и для всех, вообще верующих в Него?

Нет, не верно, ибо Сам Господь Иисус предсказал, что Апостолы будут поститься. Дело было так. Книжники и фарисеи спросили Христа: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного* поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лук. 5: 33-35)

Вопрос:Что же: постились ли Апостолы после вознесения Господа на небо?

Да, постились. Из слова Божия мы знаем об Апостолах очень мало, и притом знаем о жизни только некоторых Апостолов, но и в этих кратких сведениях есть указания на пост Апостолов. Так, Ап. Павел постился после призвания его Спасителем (Деян. 9: 9); постился он перед отправлением его из Антиохии на проповедь (Деян. 13: 2, 3); постился при рукоположении им пресвитеров (Деян. 14: 23); наконец, сам говорил о своем посте (1 Кор. 9: 27; 2 Кор 6: 4, 5; 11: 27).

Вопрос:Советуют ли Апостолы христианам поститься?

Да, советуют. Ап. Павел советует, чтобы муж и жена на время уклонялись друг от друга для упражнения в посте (1 Кор. 7:5).

Вопрос:С какого времени в Церкви Христовой существуют общие посты продолжительные?

Они существуют у христиан со времен Свв. Апостолов, и об этих постах всегда все верующие знали так же хорошо, как и теперь. Поэтому-то Ап. Лука, написавший книгу Деяний Апостольских, передавая о путешествии Ап. Павла в Рим и рассказывая о случившемся с ним кораблекрушении, говорит, что произошло это зимой, когда и пост уже прошел (Деян. 27:9). Время поста Апостол указывает вместо месяца и числа, как и у нас часто делают это, когда говорят, например так: "Случилось то или другое в начале Филиппова поста". Так и Апостол писал.

Вопрос:По случаю каких событий установлены общие христианские посты?

В среду и пятницу мы, христиане, постимся потому, что воспоминаем в эти дни предание Господа Иудой на страдания и самые страдания Спасителя. Придут дни, говорит Господь, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься в те дни (Лук. 5: 35) В среду и пятницу Господь был предан и распят, поэтому христиане и постятся в те дни.

Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова.

Петров пост соблюдается христианами в память получения Св. Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые перед выступлением на нее постились (Деян. 13: 2,3)

Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан (Мф. 17: 2; Флп. 3: 20,21) и для того, чтобы христиане соделывали себя достойными этого преображения, а также Успенский пост предписан и для воспоминания о славном Успении Богоматери.

Вопрос:Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентисты и др. не признают постов христианских?

Потому, что они - не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв. Апостолов, и выдумали свои религии. Диавол научил и научает сектантов противиться Церкви Христовой и отвергать посты потому, что посты страшны для диавола, так как он, по слову Спасителя (Мф. 17: 21), изгоняется постом.

Вопрос:Отвергая посты, могут ли сектанты оправдаться такими словами Писания: пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8:8)?

Нет, не могут: в указанных словах не о посте речь, а говорится о пище, что она сама по себе - ни добро, ни зло: все от того зависит, как употреблять пищу. Грех не в пище, а в невоздержании, а непослушании Церкви, в удалении от общего ее подвига. Ап. Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит о нем так: усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9: 27 ср. 7: 5)

Вопрос:Сектантское отрицание постов оправдывают ли слова Спасителя: "не то, что входит в уста, оскверняет человека" (Мф. 15: 11)?

Нет, не оправдывают, потому что, если изречение Господа понимать по-сектантски, тогда и все пьяницы, и обжоры могут говорить, что они не виновны в своем пьянстве и обжорстве, потому что они допускают излишки напитков и пищи в уста, а это, будто, не грех.

Да и Ева в раю, как то выходит из сектантского мудрования, не согрешила, приняв в уста плод запрещенного дерева! Но нет, Ева согрешила, послушав диавола и нарушив пост. И сектанты тоже нарушают пост только потому, что отказались от совета Божьего, совета Церковного и стали во всем слушать диавола, этого древнего искусителя.

О святом крещении.

Вопрос:Что такое крещение?

Крещением называется церковное священнодействие, в котором при троекратном, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, погружении в воду покаявшегося в греховной жизни и уверовавшего во Христа, этому крещаемому дается благодать прощения грехов, он рождается для благодатной и богоугодной жизни и присоединяется этим к Церкви Христовой Православной.

Вопрос:Откуда в Церкви Христовой это священнодейственное таинство Св. Крещения?

Его обещал даровать верующим Спаситель и указал при этом на важность этого таинства. Ученый фарисей Никодим, тайный ученик Христа, как показывается в Ев. Иоанна, никак не мог уразуметь, как человек может переродиться так, чтобы искать только Царствия Божия и добродетели. На недоумение Никодима Спаситель и отвечает обещанием даровать таинство крещения, которым всякий, уверовавший во Христа человек, может переродиться; но без таинственного священнодействия никто не достигнет спасения.

Если кто, говорит Спаситель, не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5)

Вопрос:Когда же Спаситель установил это обещанное таинство?

Господь установил его перед самым вознесением Своим на небо, сказавши Апостолам и их преемникам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа(Мф. 28: 19)

Вопрос:Когда Апостолы начали совершать это священнодействие?

С того часа, как сошел обетованный Св. Дух на верующих во Христа и началась на земле Церковь Христова. Ап. Петр произнес первую проповедь, в которой все слушатели призывались покаяться в грехах своих, креститься для прощения грехов и присоединиться к обществу уверовавших, т.е. к Церкви (чит. Деян. 2: 38-41)

Вопрос:Что нужно для совершения таинства крещения?

Первое, что необходимо для таинства крещения, это - покаяние или раскаяние человека в своей негодной жизни; поэтому-то Апостол и взывал так: покайтесь,и да крестится каждый (Деян. 2: 38); и в другом месте тот же Апостол говорит: покайтесь, и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян. 3: 19)

Во-вторых, для св. крещения нужна вера в Спасителя и вера в спасение и Его Церковь.

Кто будет веровать, сказал Господь, и креститься, спасен будет (Мк. 16: 16). Поэтому и евнуху Ап. Филипп говорил: если веруешьот всего сердца, можно креститься (Деян. 8: 37)

Также и темничному стражу Ап. Павел и Сила сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой (Деян. 16: 31), а затем крестили его. (33 ст.)

В-третьих, для крещения нужно обещание доброй совести, обещание нести подвиг добродетели. Поэтому и говорит Ап. Петр, что крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (1 Петр. 3: 21). А Ап. Павел пишет: мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим. 6:4)

В-четвертых, для крещения нужно погружение верующего в воды крещения. Когда Ап. Филипп крестил евнуха, то сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его Филипп (Деян. 8: 38).

В-пятых, священнодействующий должен крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28: 19)

Вопрос:Что происходит в таинтсве крещения?

Во-первых, во св. крещении даруется прощение грехов, как говорил Ап. Петр: да крестится каждый из вас для прощения грехов (Деян 2: 38). Грехи крещающегося человека омываются в воде крещения. Поэтому Ап. Анания говорил призванному Самим Спасителем Павлу: встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса (Деян. 22: 16) Вы, пишет Ап. Павел к Коринфским христианам, омылись, осветились, оправдались (1 Кор. 6: 9-11)

Во-вторых, крещаемый присоединяется к обществу истинных исповедников Христовых, т.е. к Церкви Православной.

Так и говорит св. Писание о последствиях проповеди Ап. Петра: охотно принявшие слово его крестились, и присоединилосьв тот день душ около трех тысяч... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2: 41-47). Поэтому и Ап. Павел объясняет, что все мы одним Духом крестились в одно тело,которое есть Церковь (Кол. 1: 24). Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор. 12: 13) Как дикое дерево привитое к дереву хорошему, питается добрыми семенами этого последнего, так и крестившиеся прививаются к доброй маслине (Церкви), у которой корень и ствол - Христос, получают возможность питаться соками от Христа и приносить добрые плоды (ср. Ин. 15: 1, 4-7; Рим. 11: 24). крестившемуся даруется все потребное для жизни и благочестия (2 Пет. 1: 3)

Вопрос:В каком порядке происходит священнодействие крещения?

Сначала совершается оглашение крещаемого; о нем молятся, чтобы Господь расположил его душу к христианству, молитвой запрещается диавольской силе отвращать его от спасения, и оглашаемый или принесшие его восприемники отрекаются от сатаны и его действий, а также исповедуют веру св. Церкви, читая Символ Веры. После этого совершается самое крещение. Молятся об освящении воды крещения, молитвенно благославляют елей, помазуют им части тела и крещают в освященной воде, трижды погружая в нее с произношением слов: "крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь". После прочтения 31-го псалма не крещенного надевается белая одежда, в знак непорочности, чистоты его, а залог того, что крещаемого Господь убелил своей благодатью. Вслед за священнодействием крещения совершается таинство миропомазания.

Вопрос:Зачем при крещении освящают елей и помазуют им крестообразно крещаемого?

Самое крещение предзнаменовалось некогда потопом: как от всемирного потопа спасся только Ной с семьей в ковчеге, так и ныне от гибели во власти диавола может освободить одно крещение, которым человек приходит из тьмы в чудный свет, от власти сатаны к Богу, в Его Церковь. И как некогда предвестником конца потопа и начала спасения для Ноя была масличная ветвь, которую принес выпущенный из ковчега голубь (Быт. 8: 11), так и для крещаемого предвестником спасения от власти диавола является помазание освященным елеем. Поэтому и масло это называется "елеем радования", т.е. вестником доброй, спасительной радости..

Вопрос:Все ли сектанты признают таинство крещения?

Баптисты и адвентисты признают крещение, но понимают его не по-православному, не по-христиански; пашковцы признают крещение не обязательным; толстовцы и молокане совсем отвергают, а скопцы заменяют крещение оскоплением.

Вопрос:Как понимают крещение баптисты и адвентисты?

Они считают крещение только простым безблагодатным обрядом, символом и, значит, пустым действием, как бы образным представлением душевного возрождения. Они говорят: крещение показывает только то, что намеривающийся креститься уже омыт от грехов Кровью Христа; отсюда ясно, что, по-ихнему, крещение производится только для виду.

Вопрос:Правильно ли такое понимание баптистов и адвентистов?

Нет, не правильно. Крещение не простой обряд, не безблагодатное действие, как думают сектанты. Господь не учреждал никаких, подобных комедиантству, действий: все, что заповедал Спаситель Церкви, все это совершается для получения верующими благодатной силы Божией. Так таинство крещения. Ап. Павел говорит о таинстве крещения не по-баптистски, не называет его символом, а прямо считает возрождающим (ср. Ин. 3: 5) священнодействием: да крестится, говорит он, каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян. 2: 38) Баптисты говорят, что крещением только обозначается, что Бог уже простил грехи, а Ап. Петр говорит, что крещение нужно для прощения грехов. Не даром Спаситель называет крещение возрождением от воды и Духа (Ин. 3: 5). Итак, крещение - не представление образное, не комедия, но возрождение от воды и Духа. Потому и Ап. Анания говорил Апостолу Павлу: крестись и омой грехи твои (Деян. 22: 16)

Если бы Ап. Анания был баптистом, то он сказал бы, как всякие Фетлеры: встань, и крестись в знак того, что тебе уже прощены грехи, что они уже омыты. Но Ап. Анания говорил не по-баптистски, но от Духа Святого, по православному: крестись и омой грехи твои (Деян 22: 16)

Баптисты и адвентисты, видимо, хотят поправить и научить Христа и Апостолов!!!

Вопрос:Правильно ли утверждают пошковцы, что крещение не обязательно, что можно его принимать, а можно и не принимать?

Нет, не правильно рассуждают пашковцы. Спаситель сказал, что без св. крещения нельзя войти в Царствие Божие: кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5)

Вопрос:Что говорят в свое оправдание пашковцы, когда объявляют им научение Спасителя о крещении?

Пашковцы тогда говорят, что можно и без крещения получить Св. Духа и спастись, как получили их Корнилий сотник и домашние его (Деян. 10 гл); ссылаются пашковцы также и на разбойника, спасшегося на кресте без крещения (Лк. 23: 43)

Вопрос:Правильна ли ссылка пашковцев на Корнилия сотника?

Нет, не правильна, потому что Корнилий и домашние его получили Св. Духа чудесно. Господь этим научил Апостолов, что в Церковь можно принимать и язычнико, которых до того времени не принимали. Однако Корнилий и домашние его, хоть и получили чудесно Св. Духа, тем не менее, не обошлись без крещения (Деян. 10: 48), которым были прощены грехи их, и, благодаря которому, они присоединились к Телу Христову - Церкви.

Вопрос:Правильна ли ссылка пашковцев на благоразумного разбойника?

Нет, не правильна, потому что разбойник спасся еще до учреждения св. крещения. Таинство крещения установлено Спасителем перед самым вознесением Его на небо, и Апостолы начали совершать крещение после сошествия Св. Духа, а разбойник спасся еще до Воскресения Христова.

Вопрос:На каком основании отвергают крещение толстовцы и молокане?

Они говорят, что под крещением в св. Писании разумеется научение.

Вопрос:Правильно ли такое мнение?

Нет, не правильно и совершенно не согласно со св. Писанием. В св. Писании всюду научение отличается от крещения: научение - одно, а крещение - совсем другое. Спаситель сказал: идите, научите все народы, крестя... (Мф. 28: 19)

Ап. Павел различает крещение от благовестия или научения: благодарю Бога, пишет он, что никого из вас не крестил... Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать (1 Кор. 1: 14-17). Если крещение есть научение, то неужели Ап. Павел никого не научил?! Неужели Господь не послал Апостола научать?!

Вопрос:Какое еще подтверждение своему заблуждению приводят толстовцы и молокане?

Они говорят, что под водою в св. Писании всюду разумеется научение, например: в беседе с Самарянкою (Ин. 4 гл); поэтому и крещение должно-де понимать как научение.

Вопрос:Правильно ли такое оправдание?

Нет, не правильно и, во-первых, потому, что под водою в беседе с Самарянкою Спаситель разумеет не научение, а скорее благодать Божию, как это видно из схожих слов Христа о воде жизни в другом месте: в последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сиесказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Ин 7:37-39) Во-вторых, нельзя толстовцам в отвержение крещения ссылаться на беседу с Самарянкой и потому, что Господь с Самарянкой говорил не о таинстве крещения, а вообще о спасении в Церкви Его. В-третьих, толстовцы и молокане неправильно считают крещение научением потому, что заповеданное Господом крещение (Мф. 28: 19) Апостолы совершали через погружение, как погружаем был Ап. Филиппом евнух. В 8-й главе Деяний весьма ясно указывается, что св. крещение совершается погружением в воду.

Вопрос:Чем еще оправдываются толстовцы и молокане в том, что нет у них водного крещения?

Они говорят, что крещение в Писании означает мучение, страдание. Кто мучится за Христа, тот и есть крещенный христианин. Господь спрашивал Апостолов: можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; (Мк 10:38,39). Ясно, - говорят сектанты, - что под крещением здесь разумеется страдание за Христа.

Вопрос:Как должно отвечать сектантам?

Здесь (в Еванг. Мк. 10: 38,39) страдание, действительно, названо крещением, но здесь говорится не о священнодействии крещения, которое установил Господь перед Своим вознесением. Страдание за Христа - одно, а крещение во Христа - другое. А что под таинством крещения, которое заповедано Господом (Мф. 28: 19) Спаситель разумеет не страдание, а крещение в воде, это ясно из самих слов Христа: идите, научите все народы, крестя их. Неужели Апостолам заповедано учить и мучить людей?! Конечно, нет!

Вопрос:Правильно ли рассуждают скопцы, когда говорят, что под крещением должно разуметь оскопление?

Нет, не правильно, потому что из Деян 8 гл., ясно, что Ап. Филипп евнуха крестил в воде, а не оскоплял; кроме того, евнуха скопца и оскоплять-то незачем было, а в крещении-то он нуждался.

Крещение детей

Вопрос:Над кем совершается таинство крещения?

Священнодействие крещения должно совершать над всеми кто обращается от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу (Деян. 26: 18), кто отрекся от сатаны и его царства и переходит в Царство Божие, в общество Христово, в Церковь Его.

Вопрос:Нет ли какого-либо другого средства, или священно действия, которым можно было бы войти в Церковь?

Нет, потому что и Спаситель сказал: кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин. 3: 5). Поэтому и выясняется в Писании, что крещение есть как бы дверь, которою входят в Церковь; крещение есть священнодействие, присоединяющее к Церкви; так и говорится о крестившихся в день Пятидесятницы, что их присоединилось в тот день душ около трех тысяч (Деян. 2: 41). Посему обо всех христианах сказал Ап. Павел: все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12: 13), которое есть Церковь (Кол. 1: 24)

Вопрос:Кого же можно принимать в Церковь Христову?

Всех, приходящих ко Христу, - и взрослых и детей. Приходящего ко мне не изгоню вон, сказал Спаситель (Ин. 6: 37)

Вопрос:Неужели и детей должно приводить ко Христу?

Должно, и никто не может воспрепятствовать этому. Еще до прославления Своего Господь выяснил это следующим обстоятельством. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. (От Марка 10:13-15)

Вопрос:Допускают ли сектанты детей ко Христу через крещение?

Нет, не допускают, хотя Спаситель ясно сказал, что не должно препятствовать детям приходить ко Христу. Все сектанты, за исключением одной-двух молоканских сект, отвергают христианское крещение детей.

Вопрос:Чем оправдывают сектанты свое безумно-жестокое отношение к детям?

Сектанты говорят, что дети спасутся и без крещения, потому что-де Спаситель сказал о детях: таковых есть Царствие Божие (Мк. 10: 14).

Вопрос:Правильно ли такое оправдание сектантов?

Нет, не правильно, потому что Спасителем сказано не то, что Царствие Божие принадлежит детям, но сказано только о качествах детей и, именно, сказано, что "таковых", которые, как дети (т.е. которые незлобливы и доверчивы, как дети) есть Царствие Божие. Если же сектанты думают, что дети войдут в Царствие Божие без крещения, тогда должно считать, что взрослые тоже должны вступить в Церковь без крещения, потому что Спаситель сказал, что взрослые должны принимать Царство Божие, как дети: истинно говорю вам, объявил Христос: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10: 15) Если у сектантов дети принимают Царство Божие без крещения, тогда и взрослые пусть входят в него без крещения; однако баптисты, адвентисты и пашковцы христианское крещение отвергают, а взрослых своих последователей купают наподобие крещения.

Вопрос:Может быть, действительно дети и без крещения чисты и безгрешны?

Нет, все люди грешны, потому что, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5: 12)

Вопрос:Но, может быть, Апостол говорит это о взрослых, а дети, как мало понимающие, не считаются грешными?

У Апостолов не сделано исключения для детей. Все же писание утверждает, что и дети повинны в греховной скверне. Я в беззаконии зачат, говорит Псалмопевец, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50: 7). И в книге Иова читаем: кто родился чистым от нечистаго? Ни один (Иов. 14: 4)

Если считать, что все дети спасутся без крещения, тогда должно признать, что все языческие дети самые совершеннейшие существа. Однако Апостол называет языческих, не крещенных детей нечистыми (1 Кор. 7: 14)

Вопрос:Что говорят сектанты, когда им указывают на эти тексты, доказывающие греховность, нечистоту некрещенных детей, и когда требуют от них крещения детей?

Сектанты признают, что языческие дети, действительно, нечисты: но своих детей они счи<

Наши рекомендации