А. Порядок в Церкви Христовой
Священноначальствующие и пасомые.
Вопрос:Церковь Христова имеет ли какой-либо порядок в своем устройстве?
В обществе истинных исповедников Христовых есть особый порядок, установленный от Самого Спасителя. Подобно тому, как в школе одни учат, а другие учатся, так и в обществе Христовом одни священноначальствуют, а другие подчиняются.
Вопрос:Нельзя ли считать, что в Церкви Христовой все равны, и всякий сам по себе спасается, без священноначальствования одних над другими?
Нет, нельзя. В свящ. Писании Церковь Христова нередко сравнивается со стадом (напр., Деян. 20: 28; 1 Петр. 5: 1-5). И как в стаде есть пастухи, так и в Цервкdи Христовой есть пастыри и пасомые, и пасомые должны повиноваться священноначальствующим лицам.
Вопрос:Какое в Церкви Христовой распределение верующих?
Ап. Павел сравнивал Церковь Христову с человеческим телом. Как в одном теле у нас много членов ,- говорит он, - но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие (т.е. верующие) составляем одно тело во Христе (Рим. 12: 4,5) Бог, говорит Апостол в другом месте, расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно (1 Кор. 12: 18) И каждый член должен признавать положение другого. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны... И вы, продолжает Апостол, - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви во- первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в- третьих, учителями... Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители?все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи? (1 Кор. 12: 21, 27-30)
Итак, одни члены поставлены Господом для руководства и научения, а другие должны слушать руководителей, пастырей и учителей.
Вопрос:Было ли когда-либо в истинной вере, чтобы люди жили без руководителей?
Начиная с первых времен жизни людей на земле, всегда Господь среди людей, у которых было истинное Богопочитание, ставил законных руководителей. Сначала руководили людьми патриархи: Адам, Сиф, Ной, Авраам, и др.... Потом, когда был дан Синайский закон, Господь поставил законное священство. Бог выделил для этого целое колено Левино. Аарон поставлен был первосвященником, сыновья Аарона - священниками, а остальные из его колена - левитами, то есть служителями при скинии. Кроме священства, Господь по временам воздвигал особых пророков.
Такой порядок был до самого пришествия Христа Спасителя.
Вопрос:Предсказали ли пророки от Духа Божия о священноначалии Новозаветном?
Господь чрез прор. Исаию так говорил о будущем учреждении Новозаветного священства: "вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение... Из них буду брать также в священники и левиты. (Ис. 66, 18, 19, 21)
Вопрос:Как учредил Господь новозаветное священноначалие?
Христос Спаситель в течение трех с половиною лет приготовлял для Своей Церкви священноначалие и для этого священноначалия Он предназначил не всех уверовавших в Него, а только немногих; всем же Он не вверялся. Многие, говорит евангелист, видя чудеса, которые Он (Христос) творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке. (Ин. 2: 23- 25)
Вопрос:Кого же Спаситель приготовлял для священноначалия?
Евангелист Марк пишет, что Господь позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (Мр. 3: 13-15; ср. Лук. 6: 13)
Вопрос:В чем выразилась особенная забота Господа об этих избранниках?
Они всегда были со Спасителем во время трехлетней Его проповеди, и Господь преимущественно научал их. О народе передает Евангелист, что Спаситель многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли услышать. Без притчи же не говорил им; а ученикам наедине изъяснял все (Мр.4: 33, 34). Передавая избранным Своим ученикам тайны царствия Божия (Мр. 4:11), Господь, как бы для приготовления их к будущей всемирной проповеди, посылал их на проповедь в городах и селениях "погибших овец дома Израилева" (Мф. 10: 5-7, 11). Наконец, и после славного Своего воскресения Спаситель все еще заботился о научении Своих Апостолов, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием (Деян. 1: 3)
Вопрос:Откуда видно, что Господь Апостолов приготовлял для священноначалия в Его Цервки?
Это видно из Его последнего поручения им устроять Церковь Его на земле. Не всем уверовавшим, но только Апостолам Спаситель сказал пред Своим вознесением: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф. 28: 19,20)
Вопрос:Господь этим поручением что повелевает Апостолам делать?
Первыми словами: идите, научайте все народы - Апостолам поручается проповедь Христианства. Во-вторых, словами: крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа - Апостолам поручается священноначалие в Церкви. В-третьих, словами: уча их соблюдать все, что Я повелел вам - Апостолам поручается управление Церковью.
Вопрос:Это дело, порученное Апостолам, могло ли и может ли прекратиться после их смерти?
Нет, не могло и не может, потому что оно поручено не только Апостолам, но и их преемникам. Господь, хотя и знал о том, что Апостолы не всегда будут жить на земле, однако сказал: се, Я с вами (т.е. научающими и крестящими) во все дни до скончания века. Ясно, что Господь здесь указывает также и на преемников Апостольских, которые должны быть в Церкви до скончания века; о том же свидетельствуют слова Христовы к книжникам и фарисеям: вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город. (Мф. 23: 24)
Вопрос:Не поручил ли Спаситель устроять Его Церковь всем верующим в Него, как думают сектанты?
Нет, Господь поручил устроение Церкви Своей только Одиннадцати, как видно из Мф. 28: 16-20, где Господь обращается с повелением к одиннадцати Апостолам, и из Мр. 16: 14, 15, где передается, что после Воскресения Спаситель перед Своим вознесением, явился самим одиннадцати... и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Вопрос:Понимали ли Апостолы, что поручение устроять Церковь Господь дал именно им, а не всем верующим?
Св. Апостолы понимали именно так, и потому, когда отпал от них удавившийся Иуда Искариотский, то на место его они выбрали, по указанию Сердцеведца Господа, Матфея, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1: 24- 26). Если бы Апостолы думали так, как сектанты, то есть, что в Церкви Христовой все равны, и нет в ней священноначалия, - тогда они и не стали бы избирать двенадцатого Апостола.
Вопрос:Ограничились ли Св. Апостолы поставлением одного Матфея?
Нет, не ограничились. Когда с сошествием на них Св. Духа стала существовать на земле Церковь Христова, и когда после проповеди Апостольской, общество верующих стало множиться и расширяться по всей земле, тогда Апостолы поставили своих заместителей, явившихся затем и их преемниками.