Какие они есть на самом деле

Как я уже говорил, Джордж Отис-младший работает над удивительной концепцией, которую он называет «духовным картографированием». Среди всего прочего он говорит, что нам нужно стремиться увидеть наши города и народы такими, какими они являются на самом деле, а не такими, какими они кажутся. Уметь различить духовные силы в поднебесной намного важнее, чем определить нашу видимую жизнь здесь, на земле. Уолтер Уинк, например, пытался убедить социальных активистов в том, что крупные и более совершенные реформы и программы не меняют и никогда не изменит общество, если духовные силы зла, стоящие за этими социальными структурами, не будут названы, разоблачены и связаны.

Фрэнк Перетти в своих великолепных повестях «Тьма века сего, и «Пронзая тьму» олицетворяет и в живом сюжет рассказывает о борьбе с силами, которые представляют собой нечто большее, чем полагает Уолтер Уипк. И хотя они подходят к этой проблеме несколько по-разному, а мой подход отличается от взглядов их обоих, главное заключается в том, что мы пытаемся увидеть мир таким, каким он является на самом деле, а не просто таким, каким он кажется.

В этом смысле одним из наиболее информативных от рывков в Новом Завете является Второе послание к Коринфянам (10:3), где Павел говорит, что «мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем». Иисус сказал, что мы должны жить в мире, но не быть от мира (см. Иоан 15:19 и Иоан. 17:15). А это значит, что настоящая война происходит в духовной реальности. Во Втором послании к Коринфянам Павел продолжает развивать свою мысль:

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь, ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор. 10:4.5).

Твердыня - это место, где окопались дьявол и его силы. Разрушение твердынь совершенно очевидно становится наступательной военной операцией. Бог явно хочет, чтобы мы наступали на эти твердыни так же, как Иисус перешел на территорию сатаны в пустыне для решающего столкновения сил. Чарльз Крафт проводит очень полезное различие между тремя видами духовных столкновений. Все эти виды можно найти во Втором послании к Коринфянам (10:4,5) — столкновение истины, столкновение преданности и столкновение сил. Столкновение истины проявляется в «ниспровержении замыслов», а столкновение верности — в «пленении всякого помышления в послушание Христу». Воинственная молитва должна быть направлена против этих двух видов твердынь.

Фраза, самым прямым образом отражающая противостояние демонических сил во Втором послании к Коринфянам (10:4,5), — «превозношение, восстающее против познания Божия». Греческое слово, переведенное как «превозношение», — это bypsonui, которое, согласно словарю новозаветных терминов, является термином, связанным с «астрологическими понятиями», «космическими силами» и «силами, направленными против Бога и стремящимися вторгнуться в отношения между Богом и человеком». Это указывает на необходимость вступления в духовную войну на стратегическом уровне, в результате чего будут отброшены назад силы, власти и территориальные духи, которые мешают прославиться Богу.

Если мы увидим эти силы, мы увидим наши города такими, какие они есть на самом деле. Преступления, бандитские формирования, нищета, аборты, расизм, жадность, насилие, наркотики, разводы, социальная несправедливость, преступления против детей и многие другие виды зла, которые характеризуют мой город Пасадену в штате Калифорния, являются проявлением временных побед сатаны. Пустые церкви и равнодушие к Евангелию отражают победы сатаны в вечности. Я поддерживаю и участвую в продвижении социальных программ в области образования, организации демонстраций за здоровый образ жизни, сильную полицию и справедливое законодательство. Я верю в евангелизационные кампании и в четыре духовных закона. Но все эти социальные и евангелизационные программы сами по себе никогда не будут результативными, если сатанинские твердыни не будут разрушены. Это настоящая война, а нашим оружием является молитва. Воинственная молитва.

Библейские примеры

Другие библейские примеры обретают новое значение тогда, когда мы начинаем понимать библейские и богословские принципы, стоящие за столкновением Иисуса с врагом в пустыне, Его желание видеть, как мы «побеждаем» или завоевываем наши города для Него, и настоящую природу нашей борьбы, которая есть духовная война. Я принимаю эти отрывки не в качестве тактического руководства для христиан, которые призваны к духовной войне на стратегическом уровне, а как простые иллюстрации того, каким образом Бог время от времени использует Своих служителей в воинственной молитве.

Даниил

Самым известным примером такого рода является пророк Даниил, который вступил в трехнедельную воинственную молитву с постом (см. Дан. 10:1-21). Он молился о проблемах, которые касались непосредственно высших политических фигур, таких как Кир, царь Персии. Даниил молился о делах в физическом, социополитическом мире, но в данном случае нам представляется редкая возможность взглянуть на то, что происходит на самом деле в духовной сфере в результате молитв Даниила. Нам показано Персидское царство таким, каким оно являлось на тот момент на самом деле, а не только таким, каким оно видится нашим глазам.

Во время своего поста и молитв Даниилу было дано «великое видение», но в нем «не осталось крепости» (см. Дан.10:8). Затем к Даниилу лично явился ангел и рассказал, что произошло. Этот ангел был послан к Даниилу в первый же день его молитвы, однако чтобы добраться до пророка, ему понадобилось три недели. В этот трехнедельный период в поднебесной развязалась жестокая битва. Демоническое существо, названное «князем царства Персидского», сумело воспрепятствовать пришествию этого доброго ангела до тех пор, пока не подоспело подкрепление в лице самого архангела Михаила. Ангел передал Даниилу послание от Бога, и оно было настолько поразительным, что Даниил «припал лицом к земле и онемел» (Дан. 10:15). Затем ангел сказал Даниилу, что на обратном пути ему придется воевать не только с принцем царства Персидского, но и с князем Греции. Но и на этот раз он сможет прорваться только с помощью архангела Михаила.

Эта история не оставляет никаких сомнений в том, что территориальные духи оказывают очень сильное влияние на человеческую жизнь во всех социополитических аспектах. Она также ясно показывает нам, что единственным оружием Даниила, которое он мог применить в войне против этих мироправителей тьмы века сего, была воинственная молитва.

Иеремия

Мы не имеем таких же подробностей о войне в поднебесной, сопровождавшей служение пророка Иеремии, но мы знаем намного больше о его Божественном призыве к духовной войне на стратегическом уровне. Бог сказал Иеремии: «Смотри, Я поставил тебя, в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер.1:10). Совершенно очевидно, что речь здесь идет не о царствах мира сего в их проявлении в видимом мире, но о царствах в том их виде, в каком они на самом деле существуют. Это ссылка на начальства и власти, которые и являются корнем всего того, что проявляется в человеческих делах на земле.

Но Бог не дал Иеремии плотского оружия, чтобы выполнить эту работу. У него не было политической должности и не было военных сил, в его распоряжении не было огромных богатств. Его оружием было ходатайство, воинственная молитва, которая была настроена на Бога и являла собой достаточно мощную силу, чтобы изменить курс человеческой истории.

Лука и Деяния

Очень немногие современные ученые исследовали тему духовной войны стратегического уровня в Новом Завете так же тщательно, как новозаветный ученый библеист из Йельского университета Сюзан. Р. Гарегг. Ее отличная книга о переходе власти из рук сатаны («The Demise of the Devil») подтверждает тот факт, что скрытой темой повествования Луки в его Книге Деяния была война с демоническим. Сюзан Гаретт поднимает такой вопрос «Если глаза людей были "ослеплены" сатанинским контролем над их жизнью, как может Павел открыть их?» утверждает, что ответ заключается в следующем: «Павел должен был обладать властью, которая была намного больше власти сатаны, (курсив Гаретт) Ключевым отрывком в Книге Деяния Гарегг считает заявление Иисуса о том, что Его ученики будут иметь власть над всей силой вражьей (см. Лук 10:19) и именно эта власть осуществляется в Книге Деяния через Павла.

Также вероятно, что самым выдающимся примером «завоевания города Бога», если использовать выражение Джона Доусона, явилось служение Павла в городе Эфесе. Эфес выделялся из всех городов Римской империи как «центр магических сил» в соответствии с классификацией профессора Клинтона. Е. Арнольда из Талботской школы богословия. Арнольд утверждает, что «исключительной характеристикой практики магии в эллинистическом мире было признание того, что духовный мир осуществляет свое влияние практически на каждый аспект жизни». Когда Павел прибыл в Эфес, он, должно быть, уже знал, что ему предстоит напряженная духовная война на стратегическом уровне. После того как он покинул город, в его Послании к Ефесянам было собрано намного больше властной терминологии чем в любом другом Послании, приписываемом перу Павла

Через служение апостола Павла и других членов его команды духовные власти, контролировавшие регион Эфеса были ослаблены до такой степени, что Евангелие могло быстро распространиться по всему региону. Это и была эффективная духовная война на стратегическом уровне.

Служение Павла в Эфесе в результате привело к насаждению сильной церкви, а также к установлению постоянной базы для распространения евангельской вести дальше. В течение двух лет «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе» (Деян.19:10), когда «с такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:20). Сюзан Гаретг говорит, что фраза «возрастало слово» означает, что было преодолено какое-то препятствие. Но какое препятствие?

Она продолжает: «Это была, по всей видимости, неослабная хватка, при помощи которой практическая магия крепко держала жителей Эфеса через действия злых духов и соответствующую их верность своему хозяину, сатане». Другими словами, через служение апостола Павла и других членов его команды духовные власти, контролировавшие регион Ефеса, были ослаблены до такой степени, что Евангелие могло быстро распространяться по всему региону. Это и была эффективная духовная война на стратегическом уровне, воспринятая многими как атака на известного территориального духа, Артемиду (или Диану) Эфесскую.

Но еще до этого эпизода в Эфесе Павел пережил сильнейшее столкновение сил на Западном Кипре, где он обнаружил, что местный политический лидер Сергий Павел был связан с оккультным практиком Елимой, или Вариисусом. Этот колдун выполнял то, чего желал сатана, «стараясь отвратить проконсула от веры». Удостоверившись, что присутствовавшие поняли, что этот человек, «исполненный всякого коварства и всякого злодейства», был «сын диавола, враг всякой правды», Павел силой Святого Духа поразил его слепотой, Сюзан Гаретт комментирует; «Когда Павел воззвал к Господу, призвав мрак и тьму на Варннсуса, он этим самым подтвердил, что обладает властью, безошибочно превышающей власть сатаны». Присутствующие быстро поняли, что истинно этот человек способен открыть глаза язычникам и обратить их от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу».

Верующие в Библию христиане будут стремиться следовать за Иисусом и апостолами в духовной войне на стратегическом уровне, что приведет их к завоеванию городов и народов для Христа. Мне нравится, как Сюзан Гаретт описывает мир, которому служили Иисус и Его апостолы: «Мрачные регионы являлись сферой правления сатаны, властителя сего мира, который в течение многих веков сидел, окопавшись, под сильной охраной, а его великие сокровища были собраны вокруг него как трофеи. Его демоны содержали в плену больных и одержимых язычники тоже находились под его господством, воздавая ему честь и славу, которая должна принадлежать только Богу».

Когда Иисус пришел, возвещая пришествие Божьего Царства, это темное царство сатаны было обречено на погибель. Гаретт говорит: «Если выражаться точно, то окончательная победа предстоит в будущем. Но ни сатана, ни его демонические и человеческие служители уже больше никогда не смогут мучить и преследовать людей по своей воле. Царство сатаны трещало по швам вокруг него, и уже не все признавали его власть. Война все еще продолжается, но полный триумф Христа уже обеспечен. Опыт христиан с самого начала подтверждает переход власти сатаны в наши руки».

Вопросы к теме

1. Обсудите концепцию, согласно которой Иисус прожил Свою жизнь на земле в соответствии со Своей человеческой природой, но в то же время Он всегда был Богом.

2. В чем сила и в то же время ограничения провозглашений «я связываю тебя, сатана»?

3. Объясните, каким образом сатана выполняет свою цель и не допускает прославления Бога.

4. Если увидеть ваш город таким, какой он есть, а не просто таким, каким он кажется, что вы можете в нем обнаружить?

5. В чем заключалась духовная борьба апостола? Павла против Артемиды (Дианы) Эфесской?

Глава 4

Замаскированные демоны

Ричард Коллинридж служил миссионером в течение более чем двадцати лет. Впервые я встретил его в конце 1980-х годов, когда он оформлял отпуск для написания дипломной работы в области миссиологии в нашей семинарии Фуллера. Это зрелый, духовно и эмоционально уравновешенный человек. Я говорю об этом, заранее подозревая, что некоторые читатели, прочитав его историю, отнесут его к категории «ненормальных».

«Водяной дьявол »

К 1975 году Рич уже пять лет преподавал в Библейском институте в Либерии. Некоторые из его студентов рассказывали ему о «водяном дьяволе», который принимал форму медного круга. Люди часто видели, этот круг, который катил по тропинкам в джунглях сам по себе. Позже Рич начал расследовать эту, загадку и обнаружил, что этот «водяной дух» был описан также в книге Джорджа Шваба, посвященной исследованию жизни племен в либерийской глубинке («Tribes of the Liberian Hinterland»). Все знали, что силу этого обруча можно нейтрализовать ударом мачеты по обручу окроплением его кровью или банановым листом, брошенном на его пути.

Павел... объясняет коринфянам, что прежде чем мы начинаем говорить о демонах и идолах, нам следует напомнить себе, что Бог намного выше всякого творения, включая бесов и злых духов.

Тогда Рич считал такие вещи просто «суеверием». Должно быть, полагал он, это были обрывки каких-то племенных представлений, которые никак нельзя было принимать всерьез в наш век развитой науки и техники. Из простого антропологического любопытства Рич попросил студентов найти ему один из таких катящихся демонов, чтобы включить в свою коллекцию произведений народного искусства Скоро студенты обнаружили, где можно купить такой обруч и Рич приобрел его у одного жителя деревни. Он решил использовать водяного дьявола в качестве упора у двери в переднюю.
А зря!

На семью Коллинриджев стали обрушиваться беды.

Жена Рича Эстер стала страдать от сильнейшей головной боли. Сначала она объясняла эту боль многочисленными обязанностями по уходу за детьми, за домом, помощью детям с уроками, с преподаванием Библии в воскресной школе и многими другими неотложными делами, с чем сталкиваются все жены миссионеров. Но эта головная боль была необычной. Она никогда не оставляла Эстер. Она выматывала ее эмоционально. И боль, которую испытывала бедная женщина, не напоминала обычную головную боль. Она была острее и больше выматывала, причем пронизывала необычные части головы.

Их маленькие дочери по ночам начали видеть кошмары. Они слышали и даже видели таинственные предметы на стенах. Часто они засыпали только в том случае, если Рич или Эмтер оставляли зажженную свечу и спали вместе с ними в их комнате.

Время шло, странные и необычные происшествия продолжались и становились все серьезнее, и тогда семья стала молиться против сил тьмы. И однажды рано утром на их молитвы был получен ответ. Рич внезапно резко проснулся с ясным осознанием того, что произошло в их доме. Бог открыл ему, что они оказались под прямой сатанинской атакой, которая обрушилась на них через «водяного дьявола», которого они сами внесли в свой дом. Рич поделился с женой тем, что он услышал от Господа, встал, отнес обруч в мастерскую и разрушил его большим молотком, после чего выбросил совсем.

В доме Коллинриджей мгновенно произошли изменения. Осада была снята, и в Господе была одержана победа. Когда Рич поделился своим опытом со зрелым и мудрым либерийским пастором Джеймсом Дойем, пастор просто кивнул головой, словно бы говоря: «А чего же ты ждал?»

Наши рекомендации