Истинная Церковь едина и нераздельна

Родившись в дни апостолов, Церковь Христова на своем историческом пути, впитывая в себя людей из многих народов, постепенно возрастает от силы в силу «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13). Как из малого семени вырастает могучее дерево, или как из младенца получается взрослый и зрелый человек, так и Церковь Христова, некогда состоящая из двенадцати рыбаков, к настоящему времени достигла своего полного расцвета, превратившись в многоветвистое и многолиственное прекрасное дерево (Мф. 13,32) с развитыми учением, литургикой, символикой, канонами или правилами, охватывающими все стороны ее жизни, и жизни каждого отдельного верующего. Церковные каноны суть необходимые законы жизнедеятельности, подобно тому, как имеет такие законы организм живого человеческого тела.

КакуХриста не может быть нескольких «тел», так и Церковь Христова может быть только едина и одна!

Но в современной действительности мы сталкиваемся с фактом наличия множества христианских объединений, претендующих на звание «церкви». И католики и протестанты разных толков, и баптисты, и адвентисты, и пятидесятники и даже последователи самых изуверских культов — все настаивают на истинности своих учений...

Поскольку Христос основал Церковь именно для спасения людей, то, несомненно, что в дроблении христианства самую активную и ведущую роль всегда играл дьявол — этот извечный враг Бога и людей.

Назвав дьявола «лжецом и отцом лжи» (Ин. 8, 44), Христос обозначил главный метод, которым тот пользуется, а именно — ложь! И действительно, чтобы оторвать побольше людей от Церкви, дьявол в первую очередь старается внушить людям ложные религиозные идеи — ереси. Человек, прельщенный какой-то новой идеей, принимает ее за божественное откровение, а себя — за Божьего посланника и начинает распространять свое губительное учение с большим усердием и самоотверженностью. Делает он это, якобы для того, чтобы «улучшить», «очистить» или «дополнить» христианское учение. А когда Церковь отвергает это еретическое учение, тогда самозваные пророки отделяются от нее, отторгают от нее верующих и создают свои церкви, которые объявляют истинными, а Церковь Христову — сбившуюся с пути и не понявшую учения Христова.

Так с апостольских времен и до наших дней возникали и продолжают возникать всевозможные ереси. Прежде, например, появилось арианство, монофизитство, иконоборчество, затем от истинной Церкви отошло

Римо-католичество, от которого отделилось протестантство, реформаторство, а из них, как из рога изобилия, потекли бесчисленные современные секты. Причем, эти последние, по существу, повторяют древние, давно осужденные Соборами ереси, лишь оформляя их в новую фразеологию.

Тех же людей, которые твердо держатся истинного учения, дьявол старается оторвать от Церкви путем церковных расколов и приходских раздоров. Опять же, он умело внушает людям «благовидные» предлоги для исправления недостатков или улучшения сложившихся условий. Беда, конечно, не столько в тех или иных обычаях или внешних мероприятиях, которые не всегда могут быть во всем удачными, и потому всегда подлежат улучшению, сколько в том, что люди начинают ссориться друге другом и в результате дробятся на враждующие группы.

Но как простому верующему разобраться в этой путанице наличия множества церквей, деноминаций и культов?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо понять, что истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам, сохраняя апостольское учение, традиции и непрерывную нить апостольской преемственности, переходящей от епископа к епископу. Церковь, как живой организм, развивается и растет, но в то же время она должна сохранять единство и тождество своей Богочеловеческой природы.

В Символе Веры мы говорим «Верую во единую святую соборную и апостольскую Церковь». Такая вера предполагает единство Церкви, как единства живого организма, где все теснейшим образом связано, то есть единство вероучения, литургической жизни и канонического строя. Все это обеспечивает общение верующих в главном — в таинстве Причащения и молитвах. В таком общении находились древние Православные Церкви, представлявшие собой, в сущности, одну Церковь, в разных лицах, как бы отображая Три-единство Божеского естества.

Некоторые выдвигают теорию, будто некогда единая Церковь Христова «разделилась» на части — православных, католиков, протестантов и т. д. — и что каждая такая часть или «христианская церковь» хранит в себе частицы истины и представляет собой как бы «осколки» некогда единой Апостольской Церкви. Поэтому все они должны теперь объединяться сначала в «диалоге любви», потом — в молитве, а затем и в Евхаристии. При этом каждая «церковь» будет сохранять свое учение, т.е. в сущности ересь. При таком подходе к вопросу единения игнорируется факт, что истинная Церковь, основанная апосто-лами, существует в наши дни и по обещанию Христа будет существовать до конца мира (Мф. 16,18). Аразтак, то правильно будет для отпавших вернуться в нее. Ведь Церковь — это не человеческое общество, но Тело Христово! Если бы разговор шел о сотрудничестве между людьми только в земном, практическом плане, то здесь, конечно, люди вправе объединяться по взаимному соглашению. Но когда разговор идет о соединении в Церковь, то здесь все человеческое должно быть отодвинуто в сторону. Надо всецело вернуться ко Христу, принять Его учение в его полноте, без всяких поправок или модернизаций, надо восстановить ту церковную структуру, которую заложили Его апостолы.

Каку Христа не может быть нескольких «тел», так не может быть нескольких параллельных истинных церквей, ибо Церковь — Тело Христово, которое неделимо, как всякий живой организм. Поэтому никогда не было, и в принципе, не может быть разделения Церкви. Были только и есть еретические и раскольнические отпадения от нее! Вот почему древние правила (каноны) Церкви строго запрещают какое-либо молитвенное общение с отпадшими, то есть с еретиками, пока те через покаяние не вернутся в Церковь.

Только в Православии, как в действительном Теле Христовом, предназначено спасение для каждого человека! Кто действительно любит Бога, тот непременно хочет быть в единстве с ним. В этой любви суть христианства! Тех, кто искренне любит Христа, их любовь должна привести к истинной Церкви!

И когда некоторые нынешние «мудрецы» утверждают, что к Богу ведут разные пути, как на вершину горы ведут разные тропинки, следует помнить, что Тот, Кто предложил Себя Самого, как единственные Путь, Истину и Жизнь, есть Сын Божий, Богочеловек. А все, кто учат иному и ведут людей другими путями — «суть воры и разбойники» (Ин. 10, 8).

Епископ Александр (Милеант). www.fatheralexander.org

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Итак, причина нашего внутреннего разлада, всех противоречий и всех бедствий в мире — это грех. Христос открыл людям путь кспасению от грехов. При этом мы призваны спасаться не в Одиночку, как малые челноки, разбросанные в бушующем море, а на великом «корабле» Церкви, управляемым Христом.

Един Бог в Троице славимый, едина Истина Его, Един Господь Иисус Христос, едина Церковь Его, едино Причастие, и нет никаких иных «путей» и «церквей», кроме единственной подлинной Православной Церкви, сохранившей и возрастившей то, что она восприняла и продолжает воспринимать от Главы своего Христа и Духа Святого, живущего и действующего в ней.

Немногочисленна она в наши дни. Но к ней относятся Божии слова: «Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33)...

Главное же в нашем странствовании в этой временной жизни — держаться Истины, Пути и Жизни — Господа Иисуса Христа, пребывающего в Своей Церкви»39.

«Церковь не только сегодня, но и всегда проповедовала о едином на потребу и предостерегала от религиозного индифферентизма. Сейчас ей приходится еще и объяснять, почему непросто спастись одним сбором гуманитарной помощи и отчислением религиозного налога, как то происходит в благоустроенных европейских государствах. Иисус Христос говорил: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»,’войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Для того, чтобы не смущаться так называемой религиозной нетерпимостью Православной Церкви, прежде всего необходимо честно ответить себе, веришь ли ты в единственный предложенный Господом путь спасения, и если да, то соотносишь ли ты свою жизнь с изначальным опытом христианской церковности, а потом уже и решать, можно или нельзя прилепляться душой к другого рода традиционным или нетрадиционным религиозным воззрениям. Теперь верность в вере объявляется нетерпимостью. Скорее всего, это связано с тем, что в последние годы утвердившееся в нашей стране общественное мировоззрение все больше ориентируется на образцы западного секуляризованного (т.е. мирского, светского) гуманизма, одним из главных постулатов которого является то, что человек не имеет права настаивать ни на каких своих взглядах и не должен быть ни в чем до конца уверенным. Ему может лишь казаться, что так нужно жить, так чего-то нельзя делать, а так хорошо бы верить. Но упаси Бог ему на этом настаивать. Такое размывание ощущения абсолютного и единого, свойственное западному сознанию, сейчас начинает прививаться и у нас. И Церковь этому противостоит»1.

«Своим воскресением Иисус Христос доказал миру, что Он истинный Бог, что учение Его истинно и что все то, что Он обещал непременно сбудется. А Он обещал, что в Свое Второе пришествие Он всех воздвигнет из мертвых. Наступает время, когда все мертвые услышат голос Сына Божия, и, услышав, оживут. Тогда каждый из нас восстанет со своим собственным, но уже обновленным и нетленным телом. Тогда-то, наконец, начнется та настоящая жизнь, для которой Бог и создал людей.

Никто не может точно объяснить, в чем она будет состоять, потому что тот мир не похож на наш. Как объяснить червю, никогда не выползавшему на поверхность земли, красоту природы, пение птиц, благоухание цветов, голубизну неба? «Не видело того око, не слышало то ухо и не приходило на сердце человеку, что уготовал Бог любящим Его». Знаем только, что там не о чем будет волноваться, некого будет опасаться. Там все будут любить друг друга. Там будет непрестанная радость.

Следовательно, не жажда суетных здешних благ и страх умереть, а бодрое стремление к вечной жизни должно руководить нами и вдохновлять делать добро.

Не будем допускать, чтобы разные невзгоды жизни, низменные страсти или сведение счетов с обидчиками затмевали в нас чувство радости воскресения Христова. Будем стараться с каждым днем становиться чище и добрее, всех прощать и всех любить, как и Господь Иисус Христос возлюбил нас и умер за наши грехи.

Как путнику, возвращающемуся домой, не свойственно слишком огорчаться из-за неудобств путешествия, так и мы научимся спокойно принимать разные скорби, которые милостивый Господь допускает постигать нас ради нашей же духовной пользы. И как путнику неразумно будет обременять себя лишним багажом, когда дома его ждет большое богатство, так и мы научимся довольствоваться малым и самым необходимым. Ведь ничего материального мы не возьмем с собой, когда перейдем в ту жизнь»40.

Наши рекомендации