Йога для христианина - путь к оздоровлению или вероотступничеству?

Большинство современных учителей йоги подают ее как внерелигиозную (или всере-лигиозную) систему упражнений, ведущую к оздоровлению, самосовершенствованию, самое большее — к некоему абстрактному «просветлению». Но в действительности йога — это аскетическая практика, преследующая не оздоровительные, а сугубо религиозные цели.

Существует несколько видов йоги, которые в большей или меньшей степени практикуются всеми индуистскими, неоиндуистскими и псевдоиндуистскими направлениями и сектами, хотя основатели последних часто сочиняют свои, обычно собранные из разных видов йог и сильно упрощенные, «попсовые» варианты йоги, комбинируя элементы традиционных йогических систем и западных методик психотерапии.

Йога — это некий способ достижения высших духовных состояний с помощью аскетических упражнений. В определенном смысле можно провести параллель с православным исихазмом, что нередко и делают адепты йоги, доказывая духовную легитимность своей практики и ее близость восточнохристианской аскетике.

Однако в исихазме конечная цель — стать настоящим храмом Бога Живаго (2 Кор. 6,16), обрести в себе присутствие Бога, которое выражается в такой Божественной энергии (это по-гречески, по-славянски — «действова-ние»), как свет. Именно особый, нетварный,

Божественный свет исходил от Господа Иисуса Христа на горе Фавор при Его преображении: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2).

В индуизме с помощью йоги пытаются раскрыть в себе якобы свою собственную «божественную» сущность, то есть, это восхождение к своей собственной «божественности», само-обожение, растворение в Божестве, которым ты сам и являешься.

Повторю, что йога — это монашеская практика, которая подразумевает вначале отказ от противоестественных желаний (то есть от греховных, порочных желаний), затем — от естественных желаний (брака, богатства и прочего), потом — вообще от всех желаний.

Например, классическая индуистская раджа-йога, кодифицированная в «Сутрах йоги» Патанджали в первые века по Р.Х., имеет восемь ступеней. Проходя первые ступени, йо-гин с помощью аскезы и специальных упражнений приобретает контроль над своим физическим и «тонким» телами. На высших ступенях он добивается контроля над психикой и постигает искусство сосредоточенного созерцания (медитации).

При этом следует практически не пить и не есть, мало спать и дышать, бьпъ равнодушным к похвалам и оскорблениям, ничего не чувствовать, остановить поток своих мыслей, полностью сконцентрироваться в себе в некую точку, войти в состояние транса.

И вот тогда в твою внутреннюю пустоту и безмолвие должен войти свет, который воспринимается йогином как свет собственной «божественности».

Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик и автор жития преподобного Силуана Афонского, в юности отошел от Православия и стал заниматься йогой. Он достиг созерцания этого внутреннего света, которые йогины принимают за Абсолют. Покаявшись и вернувшись в Православие, он стал афонским монахом-исихастом. По словам о. Софрония, не следует смущаться из-за того, что некоторые практики, похожие на христианские, есть и в других религиях. Это объясняется единством человеческой природы. Для «совлечения чувств», сосредоточения, вхождения в глубины своего существа и в йоге, и в исихазме применяются схожие технические приемы. Однако, мистики-пантеисты, в том числе, йогины, в своих глубоких переживаниях созерцают не Бога, а самих себя, свой собственный образ Божий, и, не зная лично Истинного Бога, принимают за Бога себя; как бы отраженный свет луны считают светом солнца.

Можно даже предположить, что мистики индийских религий имели опыт общения с Богом, ведь св. апостол Павел в первой главе Послания к римлянам, пишет, что для язычников открыто Богопознание. Однако там же ап. Павел говорит, что язычники «познав Бога, не прославили Его как Бога», но обратились к почитанию творений. За это «предал их Бог постыдным страстям», то есть, удалившись от Бога, язычники остались один на один со своей падшей природой и, хуже того, с демонами.

Иллюстрацию слов апостола Павла мы и видим на примере Индии, где, наряду с представлением о Едином Боге, в качестве богов почитаются люди (гуру и легендарномифологические персонажи), разнообразные животные, солнце, луна и прочие творения Бо-жии, а также их изображения — идолы. Плоды такого ложного духовного устроения — грех и страсти, господствующие над йогинами. Этика — краеугольный камень Единобожий — в йоге носит второстепенный характер, а этические предписания играют техническую роль подготовительных упражнений (это отмечал в своей книге об этике в религиях Индии известный гуманист Альберт Швейцер). В некоторых направлениях йоги (в левом тантризме) этика вообще отбрасывается. В результате в индийских мифах — эпосе и пуранах — весьма часто фигурируют йогины, добившиеся огромной магической мощи, будучи при этом злыми и безнравственными людьми или даже вовсе демоническим существами, вроде ракшасов — лесных монстров-людоедов.

В реальности мы наблюдаем туже картину. Например, еще до недавнего времени обычным делом были драки между йогинами различных орденов, в том числе вооруженными, за почетное право раньше других совершить омовение в Ганге на праздник Кумбхамела. Нередко такие и им подобные стычки (за контроль над святыми местами и проч.) оканчивались смертоубийством. Или другой пример. Несмотря на то, что йогины, за исключением женатых шиваитов, дают обет безбрачия, всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (насколько я знаю, в первый и последний раз) в 1980-х годах, выявила, что подавляющее большинство йогинов больны хроническими венерическими заболеваниями. Те же йогины, которые не хотят поддаваться блудной страсти, но не имеют благодатных средств для ее преодоления, весьма часто оскопляют себя изуверскими способами, или, например, на потребу туристам и для умерщвления своих половых органов подвешивают к ним кирпичи или другой груз.

Увы, ради небольшой денежки от «белого варвара» индийские аскеты готовы на самые изуверские упражнения вплоть до подвешивания себя крюками за ребра. В Индии очень много проблем, и главная из них — чудовищная нищета, многие рождаются и умирают на улицах, живут на один доллар в месяц. Для некоторых бездомных весь йогический цирк — это способ найти пропитание от туристов, ни о каком духовном совершенствовании и речи даже нет.

Таким образом, если судить по плодам, то йогическое богопознание и богообщение не суть истинные. Истинный опыт общения с Богом — это общение в Святом Духе через Иисуса Христа. Так как без веры в Господа Иисуса Христа это невозможно, а человечество всегда так или иначе стремилось в духовные сферы, то применялись некие суррогаты, начиная от галлюциногенов и иступленных плясок и заканчивая утонченной психотехникой: или разработанными способами воспитания ума (как в неоплатонизме), или психофизическими техниками (как в Индии или Китае). Так или иначе, это есть попытка попасть в духовный мир «с черного входа», минуя единственную дверь, которая есть Христос.

Йогины полагают, что после остановки всех психических процессов и достижения состояния сосредоточения без содержания (самад-хи), «выжигаются семена кармы» и это гарантирует от нового перерождения и позволяет в любой момент навсегда освободиться от тела.

Датский профессор Йоханнес Огорд, в течение десятков лет изучавший йогу, в том числе в Индии, назвал йогу искусством смерти, термоядерным оружием индуизма в его войне против жизни (Все поняла, почем говорят, что йога делает женщин холодными) Действительно, если христианин готовится к смерти, чтобы воскреснуть и жить вечно с Христом, то йогин посвящает всю жизнь тому, чтобы умереть совершенно и навсегда (или еще короче: христианин умирает, чтобы жить, а йогин живет, чтобы умереть).

Такой именно настоящей аскетической йогой в России у нас мало кто занимается, разве что буддисты. Можно, конечно, предположить, что у нас кто-то может заниматься и настоящей индуистской йогой. Однако всевозможные гуру и держатели йогических центров в России фактически занимаются ньюэйджевской йогой (от английского слова «New Аде» — новый век), в которой практически отсутствует аскетизм, и только изредка практикуется временное уединение, медитация, чтение мантр, которые нужны для освобождения от мыслей и сосредоточения. Цель такой йоги — некое успокоение, вхождение в блаженное состояние и не более того. Такая йога далека от изначальной также как Москва от Владивостока.

И, наконец, сейчас получила распространение так называемая фитнес-йога — это элементы йогических упражнений для похудания, подтягивания и укрепления мышц, растяжения связок и, вообще, приобретения хорошего телесного тонуса.

Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратно сказать так: если будешь заниматься настоящей индуистской или буддистской йогой — впадешь в самообольщение — будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой — также впадешь в прелесть. Как поет уже упомянутый Борис Гребенщиков, точно описывая состояние ньюэйджевца:

А я хожу и пою,

И все вокруг Бог;

Я сам себе суфий И сам себе йог.

В сердце печать Неизбывной красы,

А в голове Туман над Янцзы.

От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью. Для чего нужные таким людям «подтянутые» телесные формы? Для карьерной «эффективности», тщеславия и того чтобы нравиться противоположному полу. По моему мнению, правильнее сказать любой фитнес, не только с элементами йоги, сам по себе не душеполезен. Люди, которые слишком заботятся о своем внешнем виде и здоровье тем самым свидетельствуют, что они не живут духовной жизнью. ???

Мне не раз доводилось слышать или читать утверждения российских адептов йоги, что, дескать, индийские йоги живут долго и счастливо, при этом не болеют тяжелыми хроническими заболеваниями, на них не давит груз стрессов и нерешенных проблем. Это чистейшая ложь, миф. Натуральная йога вредна не только для души, но и для телесного здоровья, несмотря на то, что одна из разновидности тантрической йоги — хатха-йога — обещает дать несокрушимое здоровье и вечную жизнь в физическом теле, причем в чудотворном, всесильном состоянии бога.

Уже упомянутая всеиндийская диспансеризация показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают, ктомуже, массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочнокишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглот-

ку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости. Например, некоторые опытные йогины глотают один конец длинного жгута, и когда тот выходит их анального отверстия, начинают его туда-сюда двигать, думая, что этим они «очищают» кишечник. Однако последствие такой очистки одно — хронический гастрит, энтероколит и проктит.

Кстати, питье мочи и клизмы пришли к нам из йот. Пить мочу, только коровью (ведь корова — священное животное), принято в шиваизме, при этом некоторые йогины-шиваиты еще употребляют и коровий навоз, правда не в пищу — они им обмазываются вместо одежды. Кстати, настоящие индийские ароматические палочки представляют собой сушеную смесь ароматов и коровьих экскрементов.

Можно еще добавить, что существует еще миф о какой-то необычайной интеллектуальной глубине йоги, тогда как в действительности, около 75% индийских аскетов-йогинов неграмотны или малограмотны.

Что сказать в заключении? Прискорбно, что немало россиян от своей духовной безграмотности, думая, что у соседа трава зеленее, принимают на веру ложные языческие и сектантские самообманчивые знания, которые у самих соседей вызывают уныние и безысходность; пытаются духовно вырасти на том, отчего соседи деградируют; пытаются оздоровиться тем, что и самим соседям не дает здоровья.

Наши рекомендации