Как приходит пророческое высказывание?
Самым существенным является чувство того, что Дух тянет или ведет нас в определенном направлении. Чувство пророческого духа, движущего нас, может прийти даже перед тем, как мы узнаем, в чем состоит «ноша Господня». Пророки получали призвание говорить, а позднее получали послание (Ис. 6, Иер. 1). Никто не может говорить с холодным сердцем. Кто-либо, говорящий на языках, может давать нам постоянное побуждение истолковывать. Некоторые предсказатели нуждаются в таком стимуле и никогда иначе не выступают. В таком случае их дар — истолкование языков.
Слово Бога может прийти к нам как постепенное нарастание ноши от Господа или как вспышка ослепительного света. Это может быть в форме слов в голове, это может быть мысль, важная картинка, видение, сон, внутреннее убеждение, импульс, но позднее это обязательно будет выражено словами, Иногда может казаться, что этот процесс мгновенен, — мысли и слова льются вместе импровизированным образом, словно не из человека.
Мы не можем «выработать» голос Бога внутри нас, также как не можем его придумать. Он приходит с небес. Это правда, но как и когда мы подаем его, — это целиком наша ответственность. Это может быть записано и прочитано тем, кому Бог скажет. Исаия и Иремия были пишущими пророками. Пророчество может быть изложено таким образом много лучше. Мы даже читаем, что Илия передавал пророчество в письме.
Лидер церкви или служения поставлен на то, чтобы поддерживать должный порядок, а также, чтобы можно было быть уверенным, что не преподается ложное учение. Предоставлять возможность выступить на собрании практически для любого — это почти традиция во многих общинах, и тот риск, который за этим стоит, очень хорошо известен. Некоторые лидеры не могут осознать свою ответственность, и они позволяют происходить чему угодно. Некоторые ситуации требуют исправления по благодати Господа. В случае с пророчествами это, по меньшей мере, делается с помощью Писания. В крупных церквах становится необходимым проверять пророчества, которые могут быть даны заранее, или, наконец, рассматривать личность того, кто предсказывает, Это позволяет избежать превращения всей процедуры в хаос. Это — похвальная практика сегодня, что пророчества прежде представляются пастору в соответствии с советом апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Затем эти пророчества могут быть даны в подходящий момент во время поклонения и, если необходимо, они доводятся до аудитории через звуковое оборудование. Иначе то, что происходит спонтанно, может привести к беспорядку.
Однако проявления дара иных языков носит спонтанный характер. Павел осознавал это, и предлагал правила для говорящих на языках, как и для пророчествующих. Он установил это таким образом, чтобы одновременно говорил только один выступающий и ограничил количество его выступлений в течение одного собрания двумя-тремя пророчествами. Он знал, как некоторые могут доминировать во время поклонения. Мы должны выделяться в проявлении Духа и использовать мудрость во всех вещах. Некоторые пасторы настаивают, что для того, чтобы говорить на иных языках, необходимо получить их разрешение. Это позволяет избежать всего, что выходит из-под контроля, но создает большой риск того, что дух пророчества может и вовсе угаснуть. Чтобы «не угасить Духа» (см. 1 Фес. 5:19), часто нужно много мудрости и любящего отношения.
Пророки и предсказатели
Мы должны различать пророков и тех, кто предсказывает. Так как язык в этой области беден, то это легче сказать, чем сделать. В Новом Завете нет необходимых критериев, чтобы помочь нам выявить различия между пророками и теми, кто предсказывает. По-видимому, те, кто часто пророчествуют, могут быть названы пророками. Павел называет всех пророчествующих «пророками» (1 Кор. 14:29,32), но, похоже, даже в его мышлении существовала разница. Похоже, он относит тех, кто часто пророчествует, и тех, через кого проявлялись обычные знамения, обещанные в Книге Иоиля 2:28: «и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши», в разные категории. И потому он спрашивает: «все ли пророки?» (1 Кор. 12:29). Мы читаем, что у Филиппа было четыре дочери, которые пророчествовали, но они не называются пророчицами, хотя это может всего лишь выражать то время, когда женщины были не так свободны, как сегодня.
Не только предсказателям, но и говорящим на иных языках, тем, кто исцеляет и творит чудеса, и другим верующим со служениями даров — всем им не дается специального названия. Пророчество от того, кто регулярно выступает, и от того, кто говорит от случая к случаю, — они одинаково ценны. Исцеление от возложения рук старейшины не означает, что у него есть дар даров исцелений, но является знамением Божьей любви и является исцелением от Самого Могучего Врачевателя в мире.
Бог не раздает титулов и медалей. Никто ничего не делает, кроме как Духом Святым. Какая же слава должна достаться человеку? Я имею столько же общего с теми исцелениями, что происходят на моих евангелизационных собраниях, сколько и электрический чайник имеет общего с атомным реактором. Церковь имеет все особенности, поскольку она имеет Святого Духа, но каждый член имеет свой собственный дар. Это — органическая и харизматическая работа, но Бог «разделяет каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).
Различение
Дар различения духов — это не естественное знание человеческой психологии, и, тем более, — не способность видеть каждого «насквозь», делая сенсационное открытие, что все люди несовершенны.
Опять же, давай посмотрим точно, что сказано в Писании. Новый международный перевод говорит о «распознавании между духами», а Перевод короля Джеймса трактует это как «различение духов» (1 Кор. 12:10). В греческом оригинале для «различения» используется слово «диакрезис», происходящее от слова «крико», которое является глаголом, переводимым как «судить». Это не дар видеть то, что невидимо — демона, например, — но сила судить то, что видимо, хорошо оно или плохо (см. Евр. 5:14). То есть идея состоит в отличении одного от другого.
Форма слова «диакрезис» также используется в следующих местах:
Ø судить между братьями (1 Кор. 6:5);
Ø судить самих себя (11:31);
Ø судить пророчества (14:29).
Это все не относится к дару различения.
Русское слово «критик» вышло из того же корня, и оно есть в Послании к Евреям 4:12. Слово Божие «судит помышления и намерения сердечные». Новый международный перевод говорит: «Оно судит мысли», что более точно. Это означает: различать или обнаруживать разницу.
И отсюда ясно, что главное значение не в том, чтобы видеть демонов, но судить то, что видимо и слышимо. Дар не в том, чтобы иметь зрение, но в том, чтобы различать. Действительно, опыт «видения» или чувствования демонов, которые скрывают свое присутствие (что они обычно и делают), не так уж редок среди верующих. В общем смысле этот дар может включать подобное распознавание, но не обязательно. Человек может иметь опыт, которого нет в списке даров.
Теперь мы должны заметить, что это слово стоит во множественном числе: «различения». То есть, это не общий дар распознавания, но он приходит как повторяющиеся проявления, которые Бог дает по мере надобности, как и со всеми дарами или откровениями Святого Духа. Дух может использовать любого в любое время, но эти различения часто специально даются одному лицу — тогда мы говорим, что у него есть дар.
Фактически, нам сказано, что люди должны рассуждать (производить различение) относительно пророчеств (1 Кор. 14:29). Это не всегда требует дара различения, хотя без этого дара мы могли бы сделать ошибку и осудить то, что следовало бы принять. Дар не состоит в том, чтобы распознать, что является духовным злом; но также необходимо распознавать и то, что есть добро. Дух Господень почивал на Давиде, но его братья не хотели этого знать. Благословенные Господом не всегда сразу будут пользоваться успехом у своих друзей и коллег.
Есть правила, по которым всякий может судить пророчество и другие дела. Обычно не нужно сверхъестественной слабости, чтобы «различить», что человек одержим демоном — это очевидно. Дух всех даров находится в Церкви, и Его проявление в том или ином виде есть часть продолжающегося служения Церкви, как, например, исцеление, языки или вера. Отдельные люди имеют отмеченное служение в одном из аспектов Духа — и тогда говорится, что они имеют дар. Дар различения, или, более корректно, — способность судить духов — должна быть очень ясно видна в теле Церкви.
Слово, использованное Павлом в Первом послании к Коринфянам 12:10 означает «распознавать между духами». То же и в Первом послании Иоанна 4:1-3, хотя использовано иное слово («докимазете» — «испытывать»). Иоанн пишет: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (ст. 2). Это его простой тест для одной из форм лжеучения. Я знаю, что оно состоит в том, что может быть много духов от Бога, но Иоанн не говорит этого. Похоже, когда духи говорят, что Христос пришел во плоти, то это Дух Бога. «Духа Божия (и духа заблуждения) узнаете так» (ст. 2). Слово «дух» используется в широком смысле духовных проявлений. Фактически, в этом случае Иоанн, главным образом, имел в виду ту лжедоктрину, которая проникла в Церковь и утверждала, что Тело Христа на кресте было лишь фантомом (одной видимостью). Иоанн не упоминает дара различения духов, но дает простой тест, который каждый может применить. Однако он настаивает на связи вот с этим; «вы имеете помазание от Святого и знаете все» (1 Иоан. 2:20), что говорит о сверхъестественном различении.
Дар различения пересекается со словом мудрости, но особенно он относится к духам. Нам во многих местах предлагается оценивать то, что сказано или сделано. Верующие не должны глотать все, что они слышат, особенно то, что якобы идет от Господа или говорится от имени Бога. Некритическое принятие так называемых пророчеств, претензий на познание и откровение без надлежащего исследования оценивается в Писании как глупое. К сожалению, это встречается часто. Поражает, как наивны многие люди. Мы постоянно видим, как людей обманывают, — иногда во всяких малозначительных вещах, но часто — в настоящих заблуждениях, с ужасными последствиями — это все бесчисленные новые культы и фанатичные секты, которые могут привести к трагедии и смерти.
В области сверхъестественных даров важно следующее: есть подделки, выдаваемые за подлинное, — и отсюда замечание об «учениях бесовских» (1 Тим. 4:1) и человеческих имитациях, что превращает дары в объект исследования. Это — тревога о грабительских вторжениях в сферу сверхъестественных даров. Некоторые увидели некоторую логическую последовательность в списке даров, из Послания к Коринфянам. Конечно, помещение дара различения вперед выглядит мудрым.
Дар различения покрывает широчайшее поле духовных целей, не только лишь одну маленькую задачу обнаружения дьявола, Это нужно везде, особенно при пророчестве и «ином» учении, о котором нас часто предупреждают в Писании. Демоны делают девяносто девять процентов своей работы скрытно, не проявляя себя. Нам нужно быть чувствительными к «учениям бесовским» (1 Тим. 4:1), приходящим под видом новых откровений.
Голос Духа часто очень тих. Суета наших собственных страстей и мотивов может поглотить его. Искушения Иисуса в пустыне отличались тем, что каждый раз Ему предлагали сделать то, что казалось хорошим для людей; и это даже, вроде, было подкреплено Писанием! Но Он видел всякий раз хитрость сатаны. Более важно судить новые учения, чем искать демонов в каждом человеке.
Восприятие демонов
Этот дар можно понимать по-разному. Ральф Мартин, известный автор книг и профессор Нового Завета в Теологическом институте Фуллера, говорит о даре различения духов, как о силе судить пророчества и демонические заменители их. Д. Г. Данн — ученый, полагающий, что это — форма пророчества, используемая для проверки неправильного употребления прочих даров, а не просто для того, чтобы судить пророчества, как заповедано в Библии (1 Фес. 5:20,21). Это рассматривалось как «дарованная Духом способность отличать Дух Божий от демонического духа, под влиянием которого харизмат использует обычный дар».
Другой писатель полагает, что это — дар, освобождающий пасторскую жизнь от влияния, приходящего не от Бога, дабы строить церковь. Это доктринальное различение — вынесение корректных, имеющих значение оценок — возможно, это должно действовать во всей общине. Все эти предположения могут быть частью ответа, поскольку Павел лишь называет этот дар и не объясняет его. Одно очевидно: дар обеспечивает защиту от того, что духовно ложно.
Дар различения был соотнесен с тремя тестами харизматических явлений в Первом послании к Коринфянам 12-14:
Ø что языки и пророчества никогда не скажут оскорбительного об Иисусе (1 Кор. 12:3);
Ø они отмечены любовью (1 Кор. 13:4-7);
Ø они назидают церковь (1 Кор. 14:12).
Эти библейские принципы суждения не есть сверхъестественные дары, это просто очевидно; но дар различения сверхъестественен и должен существовать. Есть так много идей, голосов и учений, проникающих в наш разум или возникающих из наших собственных мыслей, что необходимо научиться различать, что — добро и что — зло. Наши сердца могут обмануть нас, ибо «лукаво сердце человеческое более всего» (Иер. 17:9). Есть знамения и чудеса, пророчества и прочие феномены, которые могут «прельстить... и избранных», как предупреждал нас Иисус (Мат. 24:24).
Дар различения может спасти нас от обмана, хотя Слово Божье также должно делать эту работу, ибо оно «судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Так много нераскрытых обманов потому, что верующие так плохо знают Слово Божье. Наша собственная воля, лукавство нашего сердца и обман врага — все это должно быть обнаружено. Дух Божий может сделать нас чувствительными к тому, что от Бога, а что — нет. «Мои овцы слышат мой голос» (см. Иоан. 10:3,16). Есть даже такая вещь, как неспособность отличить то, что свято, как некоторые не «различают Тело Господне» (см. 1 Кор. 11:29).
Альберт Мария Беснард говорит, что «члены Возрождения все чаще и чаще начинают видеть работу демонов во всем, что является всего лишь человеческим». Это замечательный дар: различать демонов там, где их нет. Это попытка имитировать дар различения, или, по меньшей мере, активизировать его при помощи собственного разума и обычных сил критического суждения. Это не дар различения.
Мы нигде не читаем в Новом Завете, чтобы кто-либо различал демонов в жизни людей. Однако это не сводит на нет подобные случаи, С самого начала Петр почувствовал, что Анания и Сапфира были лжецами (Деян. 5:1-11). Затем волхв Симон, чародей, использовавший магию и волшебство, захотел купить силу Божью. Петр сказал: «Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8:23). Апостол ничего не сказал о демонах. Чтобы наставить Симона на правильный путь, Петр не изгонял демонов из него, но просто повелел ему покаяться в его злодеяниях и попросить Бога простить его. Симон затем просил Петра помолиться за него (Деян. 8:9-25). Эти случаи можно классифицировать как различение, пророчество или слово знания. Весь спектр того, что делает Святой Дух, возможно, не может быть описан в категориях девяти даров.
Из-за упоминания этого дара некоторые ходят в поисках демонов, чтобы их изгнать, Некоторые развивают идею, что мы должны брать инициативу в случае агрессии, находить демонов и атаковать их. Павел, конечно, ничего подобного не делал. Он изгнал демона-прорицателя из служанки, предсказывающей будущее (Деян. 16:18). Тогда не нужно было различения, что редко бывает при одержимости бесами. Все в городе знали, что она имеет этого духа, и несколько дней Павел не хотел начинать атаку на силу тьмы. Но она беспокоила его так сильно, и он почувствовал, что люди могут связать духа прорицания с Евангелием и предположить, что это одно из учений Павла. Но что он различал, так это то, что она мешала его работе.
То же самое происходило с Иисусом. Бесы знали Его и говорили, кто Он есть, но Иисус велел им молчать (Мар. 1:23-26,34). Он не желал никаких рекомендаций от них. Он не хотел, чтобы кто-то стал полагать, что демоны — его друзья или что они идут одним путем с Ним. Он изгонял их. Они пытались «примазаться», словно Он пришел из некоего общего мира духов.
Сам Господь, ученики и Филипп — все изгоняли демонов. Люди сами приходили к ним, или их приводили для этого, очевидно, потому, что знали, что они обладаемы демонами. Присутствие демона обычно слишком ужасно, чтобы не заметить его, хотя дьявол не всегда проявляет себя броским образом. Напротив, оккультные и физические действия обнаруживают его присутствие и доставляют ему неприятности. Он предпочитает ходить во тьме или надевать маску ангела света. Фактически, те, кто пытается быть одержимым, или получить беса, или духа-проводника, не всегда достигают этого так легко.
Обычно силы тьмы предпочитают действовать тайно. Например, Иисус предсказывал, что будут «великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мат. 24:24). Даже те, у кого есть «домашний дух» или дух-проводник, не беснуются так, как человек из страны Гадаринской, из которого Иисус изгнал легион демонов, которые всячески терзали его (Лук. 8:26-39). Тем не менее, бесы обычно прицепляются к тем, кто пытается общаться с темными силами и кто пытается вызывать души умерших.
Дар различения применим и к другим видам обмана.
Сегодня много учений, которые звучат, как истина, и выглядят хорошими, но не являются Евангелием. Например, есть популярное учение, что потенциально мы — святые, дети Бога, и мы должны только осознать это, чтобы возвыситься силою позитивного мышления. Это все выглядит так правильно и правдоподобно. Конечно, плохо иметь сильное чувство неполноценности, но исповедание греха и настоящее спасение являются славным и эффективным средством, дающим сердцу уверенность, что ты — сын Бога. Нет обходного пути. Мы должны раскаяться у подножия Креста в смирении сердца, прежде чем подняться в новую жизнь. Различение будет распознавать между кажущимся добром и настоящим добром.
Оккультное безумие
Трудно понять, почему оккультизм привлекает такое пристальное внимание со стороны христиан. В некоторых районах, конечно, а в Африке особенно, демоны являются ежедневной реальностью. Я сам нахожусь там на великом поле битвы. Однако обычно враг действует на более широком фронте, чем просто на уровне физических проявлений. Мы должны поучиться у Павла, как мы заметили раньше. Он ничего не делал с обладаемой демонами женщиной, пока ситуация не требовала этого. Охота за демонами является практикой, для которой не видно апостольских примеров. Но это так очаровывает некоторых, что они забывают бороться с обычным злом — развращенностью и безверием в человеческих сердцах, и не проповедуют Евангелие. Удивительно, но они пренебрегают Словом Божьим, которое есть меч Духа и которое является единственным оружием нападения во всем арсенале, который описывает Павел (Еф. 6). Я слышал, как мой друг Рэй МакКоули сказал: «Некоторые люди более уверены в демонах, чем в Иисусе».
Смит Вигглсворт всегда проповедовал веру в Бога, но есть «эксперты», которые учат теперь только о демонах. Есть даже школы, которые тренируют в области демонологии (науки о демонах), вместо обучения всему делу Божьему. Они основывают свои школы на сомнительной почве, ибо Библия мало говорит об изгнании бесов, и им приходится компенсировать нехватку библейского материала изучением опыта. Впрочем, во Втором послании Петра 1:3,4 сказано, что «великие и драгоценные обетования» — это все, что нам нужно, чтобы быть «причастниками Божественного естества».
Здесь могут появиться некоторые опасные тенденции. Многие любят надеть свои «духовные боксерские перчатки», с неистовым и угрожающим видом стать лицом к лицу с сатаной и громко кричать и командовать, может быть, часами. Один специалист по демонам сказал 24-летней аспирантке, что из нее надо «выбить» беса. Она с надеждой подчинилась унижению, но не почувствовала никакого улучшения. Этого не должно происходить в здравой среде, это не является назидающим, и это прямо противоречит библейской модели. Некоторые «силовые» методы изгнания нечистой силы вызвали смерть и даже уголовное преследование. В прессе сообщалось о подобных случаях в Лондоне в 1985 и 1994 годах и в Австралии в 1993 году.
Слово повеления должно быть всем, что необходимо в большинстве случаев, как мы видим в новозаветных примерах изгнания. Между тем, дьявол продолжает свою настоящую работу, обманывая целые народы, а не только посещая дома или производя другие физические эффекты.
Дело Божье, конечно, часто включает изгнание демонов. На наших евангелизационных собраниях в Африке мы находились в местах, где вся атмосфера была наполнена демонами. Было изобилие колдовства. Недавно некоторые бесноватые люди читали заклинания и танцевали вокруг моего отеля всю ночь. Когда я начинал проповедовать и упоминать имя Иисуса, часто множество бесов немедленно проявляли себя. Их жертвы начинают корчиться, кричать и мешать провозглашению Слова. Я не прекращаю проповедь, ибо знаю, что это и есть стратегия дьявола. Когда на собрании присутствует шестьдесят человек с проявлениями демонического обладания, остальные сто шестьдесят тысяч по-прежнему хотят слышать Благую Весть. Мы обучили служителей, и они готовы выводить обладаемых дьяволом и заниматься ими отдельно от собрания, в то время как проповедь Евангелия продолжается. Мы здесь не для того, чтобы устраивать представления, но чтобы проповедовать Евангелие.
Некоторые претендуют на дар различения, но они используют сложные тесты и многостраничные анкеты, чтобы не сообщать страшных предположений восприимчивым людям. Исследование наполненных Духом верующих на наличие скрытых сил тьмы является, конечно, бледным отблеском обетований Божьих о спасении. Святой Дух делает наши тела Своим храмом и никогда не пойдет на сделку с дьяволом, чтобы поделить такую маленькую обитель, или чтобы терпеть такого отвратительного и незаконного постояльца. Если наши жизни сокрыты Христом в Боге, и мы имеем демона, то это означает, что демон, сокрытый в нас, также сокрыт в Боге! Это даже невозможно представить.
Если верующие и имеют нечто, прицепившееся к ним, то это старая жизнь, старый человек. В таком случае Писание говорит, что мы должны «отложить... ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» и «облечься в нового человека, созданного по Богу» (Еф. 4:22-24). Ни из одного христианина не изгоняли бесов в библейские времена. У них было множество грехов и слабостей, но нигде не упоминается об обитании в них бесов. Ответом на неудачи было не изгнание демонов, но упражнение в благочестии, оставление (а не изгнание) бесплодных дел тьмы.
Много споров ведется вокруг слов Христа, обращенных к Петру: «отойди от Меня, сатана!» (Мат. 16:23). Но это не изгнание бесов, и при этом не было знаков проявления демона или признаков того, что демон оставил его. В конце концов, Иисус только что сказал, что Петр «блажен» и что Бог открыл Петру, кто такой Иисус. Петр не мог быть благословлен Богом, имея в то же время демона. Но он мог сказать нечто сугубо человеческое, что пронзило сердце Иисуса подобно тому жалу старого искушения в пустыне.
Распознание духов
Где же следует бить тревогу по поводу демонических сил? Главная область сатанинской опасности для Церкви — это «учения бесовские» (1 Тим. 4:1), то есть учения и нововведения, подбрасываемые нам врагом. Они приходят отовсюду, из кругов религиозных и светских. Некоторые являются хитрой полуправдой, завернутой в выражения, кажущиеся духовными или набожными. Некоторые, на деле, могут быть ложно истолкованными местами из Писания; это — та тактика, которую сатана испробовал на Иисусе в пустыне. Выдвигались претензии на новые откровения, которые, по словам их сторонников, не понимали даже апостолы! Писание говорит о лжеучителях, лжепророках, лжехристах, лжепастырях, лжебратьях, лженаставниках, о ложных чудесах и волках в овечьей шкуре — не только извне, из мира, но о восстающих среди верующих, говорящих превратно.
Сатана стоит за тем, что разделяет нас: ответвления церкви, маленькие кучки людей вокруг некоторого лидера, настаивающие на какой-либо своей собственной любимой догме, люди, делающие из мухи слона, группы с идеями, которые их лидер-пустозвон раздувает как воздушные шарики, мелкие жалобы, которым придается непомерная важность. Стрелы сатаны — это ошибки, которые вызывают кровоточащие раны в Теле Христовом, из которых потом вырастают всякие утверждения, запланированные дьяволом, и об этом Бог предупреждал нас в Слове. Без дара различения духов Церковь слабеет и часто разделяется.
Даже извне будут заползать в Церковь крупные лжеучения, как это уже было. Работа врага — обеспечить интеллектуальный интерес для тех, кто не знает истины, но делает вид, что ищет ее, и таким образом они могут отвергнуть истину Евангелия. В XX веке потерпело крах одно из крупнейших антибожеских движений — марксистский коммунизм. Это движение вело войну против Церкви в течение трех четвертей столетия, прежде чем люди увидели, что в нем нет ничего, кроме зла. Божьи люди повсюду знали, что оно враждебно, но их высмеивали, называя «правым крылом». Несомненно, этот антибожеский политический монстр с головой гидры будет бороться, чтобы выжить, как это делает нацизм.
Западное мышление было также подавлено мирскими и безбожными теориями. Сатана внедрил своих агентов в верхушку системы образования, даже в теологические семинарии. Нехристианские или антихристианские концепции разрушали духовный хребет одного народа за другим. Моя родная страна Германия все еще оправляется после ставящего под сомнение Библию культа интеллектуализма, который был выношен примерно два века тому назад вместе с так называемым «ренессансом». Это мировоззрение дало злое потомство в виде революций и войн.
Результаты были пугающими повсюду. Библейские основы нравственности разрушаются. Без внутреннего света каждое десятилетие приносило волну язычества, зло во имя зла, разрушение и даже убийства ради простого удовольствия, и все это шло как от правительств, так и от вдохновленных дьяволом людей. Люди ждут хитрых «новых политических инициатив», поскольку они не могут разглядеть, что за такими огромными переменами в мире стоит «князь, господствующий в воздухе, дух, действующий ныне в сынах противления» (Еф. 2:2). Причина такого поведения носит моральный и духовный характер. Верующий имеет средство, позволяющее избегать этих широко популярных, но вредных течений, это — дар различения.
Во времена апостолов мир был полон языческих идей. Павел говорил о «мудрости века сего» (1 Кор. 1:20), размышляя, прежде всего, о греческих философах, которые никогда не могли найти Бога, и после шести столетий сильной интеллектуальной деятельности все еще оставались язычниками, поклоняясь у алтаря, посвященного «неведомому Богу» (Деян. 17:23). Эта ложная мудрость была в таком большом почете в миру (да и сейчас она в почете), что она проникала в христианское учение и извращала его. Некоторые пытались соединить свои мистические или философские религиозные идеи с христианством. Павел мог бы сослаться на них, но он настаивал на том, что они враждебны.
Фактически, история церковной доктрины большей частью была исторической попыткой поженить христианскую веру и человеческую мирскую философию все, что угодно от Платона до Беркли и прочих идей на всякий вкус и вид. Евангелие постоянно обтесывалось, обрубалось, чтобы соответствовать всем тем идеям, которые дьявол вкладывал в головы людей. Из тысяч церквей ушла ясность. Подобно античным городам, выстроенным на камнях прошлых поселений, современное неверие строится на развенчанных теориях прошлого.
Это то, что Петр называл «пагубными ересями» (2 Пет. 2:1). В Книге Откровение есть символ трех духов: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам» (Отк. 16:13). Они являются троицей неправды. Библия не говорит о нескольких членах Церкви, совращенных с пути. Она говорит о народах, обо всем мире, ведомом на Армагеддон.
И вот здесь нужен дар различения духов. Будучи верующими, мы будем ощущать все больше и больше, что идем «не в ногу» с обществом, мы не будем «политически корректными», поскольку не согласны с этим миром, который обманут. Дар различения будет вести нас в нашем походе по опасным минным полям. Святой Дух — это Дух истины, ведущий нас во всякую истину, как обещал Иисус. Верующий — это носитель истины, и Церковь — это столп и основа истины.
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). Наша первая забота это не тарелковращение, полтергейст или воображаемые «зеленые демоны», которых надо отхаркивать, а море ошибочных учений, засасывающее Церковь и мир. Изгнание бесов играет важную роль в нашей работе для Бога, но мы не победим демона неправды путем изгнания, но победим проповедью Слова истины.
Наконец, вспомним снова, что дар различения духов — это проявление Святого Духа, который работает как нужно и когда нужно, как и в случаях слова мудрости, слова знания или пророчества. Как это приходит? Всеми теми путями, которыми приходят прочие откровения: через видения, сон, через Слово Божье спонтанно, даже неосознанно. Короче, Святой Дух введет нас во всякую истину не для того, чтобы сделать нас интеллектуально великими, но чтобы уберечь разум и душу Божьих людей. А средство, с помощью которого Он порой делает это, это различение духов.
Языки и истолкование
Стэнли Х. Фродшам написал свою работу «С последующими знамениями» в 1946 году. В ней он приводит истории людей, говоривших на языках, которые они никогда не слышали и не изучали. Конечно, критики заявили, что это невозможно, и списали ее со счета, объясняя, что это легенды из третьих или четвертых рук. По тем же причинам отвергаются чудеса из Библии.
Роберт Скиннер, будучи редактором «Канадиан Пентекостал Еванджел» (Канадское пятидесятническое Евангелие), написал о нескольких историях, услышанных из первых рук, в журнале «Искупление» (сентябрь, 1993). Его отец, хорошо знавший суахили, слышал, как молодая женщина, крещенная Духом, говорила на совершенном суахили, который она никогда не слышала в своей жизни и который он переводил. Его сын Гари, которого я лично знаю, вернулся домой в том году из Уганды в «Восточный пятидесятнический библейский колледж». К нему зашла в гости немка, которая была верующей всего две недели. После богослужения она высказала свою радость и сказала, что было приятно слышать, как кто-то молился по-русски, а этот язык она понимала, и могла сказать, насколько хорошо было истолкование. Не говоривший, ни истолковывающий не знали русского языка.
Роберт Скиннер упоминает среди прочих примеров, как двадцать студентов-филологов пошли, скептически настроенные, на собрание пятидесятников и слышали там несколько языков, включая беглый итальянский и русский, при этом люди, говорившие на этих языках, их не знали.
Большую часть этого столетия было невозможно писать о языках, разве что в их защиту. Для тех, кто может еще встретить возражения и критику, мы приводим некоторые вещи, сказанные в той долгой борьбе, поскольку всегда были противоположные взгляды.
Среди всех даров дар языков привлекал к себе наибольшее внимание и противление. Открытие того, что языки являются действительным христианским опытом, оказалось эпохальным для Церкви. Языки вызвали к жизни сегодняшнее всемирное внимание к Святому Духу и стали катализатором всплеска евангелизации, который затмил все, что было до него, как по масштабам, так и по успеху.
Дару языков часто дается греческое имя «глоссолалия». Поскольку есть различные идеи относительно языков, об их происхождении и о том, чем они являются, то мы вначале определим, что мы подразумеваем под даром иных языков в этой книге. «Языки» — это земные или небесные наречия, произносимые только верующими, когда Святой Дух дает им провещевать. Говорящие могут не знать, что они говорят. Истолкование должно также происходить по вдохновению Духа.
Если высказывание на языках происходит во время поклонения и оно адресовано ко всей церкви, то должно последовать истолкование. По этой причине будет проще рассматривать два дара — языки и истолкование — вместе.
Языки в Писании
Есть двадцать шесть ссылок на языки в Новом Завете: одна в Евангелии от Марка 16, четыре в Книге Деяний и двадцать одна — в Первом послании к Коринфянам. Это может показаться малым, принимая во внимание тот вес, который дается языкам на современной харизматическо-пятидесятнической сцене. Впрочем, ссылки на пророчество часто включают языки. В день Пятидесятницы, когда первые ученики заговорили на языках и огромная толпа собралась, спрашивая, что происходит, Петр пояснил: «Это [способность говорить на языках была пророческим] есть предреченное пророком Иоилем... и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2:16,17). То, что говорилось на иных языках, было пророческим, и если слушающие их понимали (как в день Пятидесятницы), то они были такими же пророчествами, как если говорят по-английски для англичан. То же, конечно, верно, когда за языками следует истолкование, что является обычным на служениях поклонения, то есть языки становятся пророчеством.
«Глоссалия» упоминается только в трех книгах во всем Новом Завете: Евангелие от Марка, Книга Деяний и Первое послание к Коринфянам, но это не важно. Павел написал Второе послание к Коринфянам и не упоминал языки или иной дар вообще. Он писал также о Причастии (Хлебопреломление, или Вечеря), главном таинстве в христианской вере, в длинном отрывке в Первом послании к Коринфянам, но ни разу не упоминает об этом во Втором послании, и нигде в Библии нет ссылок на Причастие, кроме первых трех Евангелий. Даже Евангелие от Иоанна ничего не говорит о нем, так же, как оно опускает с дюжину других важных вещей. Книги Нового Завета были вызваны специальной нуждой или написаны по случаю, а не для того, как, чтобы предложить доходчивую теологию. Конечно, Павел дает нам много учения по особым аспектам веры, но не в виде сечения по всему диаметру истины.
Печальные уроки истории
Необходимо дать предысторию сегодняшнего распространения дара языков среди миллионов верующих. Большую часть XX столетия языки отвергались и даже были запрещены, несмотря на указания в Первом послании к Коринфянам 14:39: «Но не запрещайте говорить и языками». Любопытно, что повеление «жены ваши в церквах да молчат» (ст. 34) обрело полную силу и применялось против женщин, но указание не запрещать языки было проигнорировано. Все еще есть церкви, в которых заставляют молчать и женщин, и языки; там проявляют полное невнимание ко всей главе 14 за исключением стиха относительно женщин. Они также отделяют этот стих от всего остального, что Павел говорит на эту тему в других местах. В этой короткой главе, однако, мы не имеем возможности изложить все выкрутасы подобных теологов.
«Языкастые люди», как их прозвали, десятилетиями служили мишенью для тех, кто увещевал христиан любить, согласно Первому посланию к Коринфянам 13. Нам трудно понять, почему подобные критические нападки показывают большую любовь, или — неужто сами эти критики были сияющими примерами такого качества? Конечно, глава 13 — это Слово Божье, и мы должны принимать ее сердцем. Она содержит девять стихов, говорящих о любви. А как насчет семидесяти пяти стихах в той же самой книге, которые побуждают использовать дары? Действительно, глава о любви сама говорит о дарах, включая языки (ст. 1,8), и она была написана, чтобы показать то отношение сердца, которое должно быть у тех людей, через которых проявляются духовные дары. Более того, она непосредственно продолжается указанием: «ревн<