Ветхозаветный пророк и новозаветный пророк

Название «пророчество» относится ко всем видам вдохновленного кем-либо высказывания, даже ложного. Ветхозаветный пророк — это не то же самое, что новозаветный. Фактически, Христос сказал, что пророки пророчествовали лишь до Иоанна Крестителя, обозначая таким образом конец эпохи (Мат. 11:11-13). Можно упомянуть некоторые отличия.

Дохристианский пророк был глашатаем для тех, у кого не было прямого контакта с Господом. То, что хотел сказать Господь, было открыто пророкам, а через них — Израилю и некоторым вне Израиля. Отдельные люди, как и весь народ, получали доступ к воле Божьей через пророка или священника с Уримом и Туммимом. Даже жители Едома могли бы иметь такой доступ (Ис. 21:12).

Еврейские пророк и были одиночками. Пятидесятник или харизмат, который пророчествует, не один, напротив, он часть пророческой группы — церкви. Они все знают Господа, и они ни в ком не нуждаются, кто стоял бы между ними и Богом. Они — люди Нового Завета, состоящие в новом общении, и они «знают Господа» (Евр. 8). Никому не нужно спрашивать о Господе от чьего-либо имени.

Мы говорили в другом месте, что нет концепции более высоких или низких членов церкви, но все мы одно Тело со многими членами. Некоторые могут быть лидерами, и это дает им видное положение, но не превосходство. Те же, которых ведут, играют свои роли и не выглядят худшими в глазах Бога, но равными. Идея Нового Завета о различных членах Тела Христа всегда относится к функции, а не позиции. «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием» (1 Пет. 5:5). Это применимо к пророку, как и к любому другому. Нет служения пророка, на которое верующий может быть официально назначен. Пророки не судятся по тому, посланы они людьми или нет.

Нет места посреднику между людьми и Святым Духом, когда все исполнены Духа и избраны, как «царственное священство» (1Пет.2:9). «Не называйтесь учителями», — сказал Иисус. «Пасите Божье стадо... не господствуя над наследием Божиим» (1 Пет. 5:2,3). Нет иерархии, ибо все — слуги всех, а во Христе нет ни мужчины, ни женщины. Миряне не зависят от власти элиты, ибо у всех есть харизматические или апостольские силы. Пастор, не передающий полномочия, увидит, как ослабеют члены Тела Христова. Один деноминационный лидер заявил однажды, что только евангелисты с опытом должны евангелизировать. Но как человеку приобрести опыт, если он не евангелизирует?

Верующие в Новом Завете не нуждаются, чтобы их жизни направляла какая-то третья сила. «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Это наша царственная привилегия и свобода. Принимать право переданной власти и передавать власть другим противоречит принципам Царства, и как раз идет в ногу с сегодняшней мирской системой. Иисус никогда не управлял решениями людей — ни Он, ни Его собственные ученики. Он дает нам свободу — чей бы совет мы ни принимали, и кому бы мы ни подчинялись — мы отвечаем сами за то, что делаем, по чьему-либо пророчеству, или без такового — не важно.

Пророки Израиля часто обращались ко всему народу. Новозаветный пророк так не делает. Фактически, еврейские пророки до Христа говорили к народу, как люди Божьи, а христианский пророк говорит к церкви, как к народу Божьему. Ни одна личность во времена Нового Завета, после Иоанна Крестителя не ходила, как Иеремия или Амос, с посланием, касающимся проблем целого народа. Во время царей Израилевых некоторые пророки, как, например, Нафан, были наделены своего рода официальным званием с целью наставления народа. Самуил и харизматические судьи вели себя как национальные лидеры, но ничего подобного нет в христианском распределении служений.

Голос Бога к народам приходит сегодня через все Тело Церкви. Кем был Исаия для Израиля, тем является Церковь для Германии, Великобритании или Америки. Существование Церкви, стиль ее жизни и принципы служения должны быть постоянным вызовом для жизни народов, Когда Церковь перестает приносить видение Бога в народ, то беда близка. И потому Церковь должна быть харизматической. Все, кто вел ранний Израиль, были харизматическими, вплоть до Соломона. Слабость Израиля после этого была в том, что у них была династия Давида, но не было харизматического помазания Давида.

Пророк в апостольской Церкви не был назначенным на это служение, как не были назначены апостолы, учителя, евангелисты или пасторы. Бог давал подобных людей Церкви, независимо от того, признавали их или нет. Люди могут назначать, но только Бог может наделять, и Бог мало обращает внимания на наш капризный выбор или голосование. Что должна делать всякая Церковь, изложено в Книге Деяний 13, а именно — отделять людей на работу, «к которой Бог призвал их» (ст. 2). К сожалению, ревность, что Бог избрал или наделил человека даром, часто мешала этому призванию. Те, кто был лидером, порой закрывали двери перед теми, кого избрал Бог, как Саул противостоял Давиду. Если пророка нельзя назначить, то, по меньшей мере, его нужно признавать.

Пророк также должен быть известен. Это подразумевается в Первом послании к Коринфянам. Для неизвестного человека требовать к себе почтения и поклонения со стороны всех приглашенных — это не просто непорядочно, но выходит за все рамки. Есть люди, чьи имена остаются неизвестными для нас, но они пророчествуют по почте, в печатных изданиях и журналах. Пророчества приходят от организаций (может ли пророчествовать организация?), но пока читатели этих эмоциональных всплесков не узнают, кто эти пророки и каковы их рекомендации, этим пророчествам можно не придавать значения. Исаию мы знаем, Павла мы знаем, а кто эти?

Наши рекомендации