Лампа, которая никогда не меркнет
Дар слова знания имеет всесторонний охват. Это то, что Ветхий Завет описывает, как понимание, откровение сердца. Компьютер имеет знание, но не понимание. «Да не хвалится мудрый мудростью своею... Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает меня... говорит Господь» (Иер. 9:23,24).
Для Израиля Бог, похоже, держал себя на расстоянии вытянутой руки, как Всевышний и Превознесенный, который обитает в вечности, известный лишь через третье лицо — пророка или священника. У них была только информация о Боге. В Иисусе Бог явил себя в яслях, доступный, принадлежащий семье. Сын Божий стал Сыном Человеческим. И затем знание Бога стало личным. Поклонение больше не было пением псалмов для недоступного Божества, восседающего на небесном троне; поклонение получило новую динамику. Он был одним из нас, наш распятый, возлюбленный Господь и Спаситель Иисус Христос. Христианское поклонение началось вокруг Христа и Креста. «Бог Саваоф» стал «Авва, Отче» — это единственное Имя Бога, которое использовал Иисус. Вот знание: знать Того, «кого знать есть жизнь вечная».
Укрепляя наше знание о знании еще сильнее, мы обратимся к Евангелию от Матфея (11:25-27). Во-первых, заметим, что Его Отец — это «Господь неба и земли», и что он открыл «сие младенцам». В Евангелии от Луки 10:23 говорится также: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!» Заметь определения Христа, которые Он дает Отцу: «Господь неба и земли». Он знал все происходящее и мог открыть это тем, кому Он хотел.
Было специальное знание — окончательное знание: «И кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лук. 10:22). Иисус благодарил Отца, что некоторые вещи были сокрыты «от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мат. 11:25).
Высшее знание было знанием Бога. Но знать Его, однако, — это не все знание, которое, как говорит Павел, позволило бы понять нам все тайны (1 Кор 13:2). Есть Божье знание (как Господа неба и земли), которое включает «тайны сердца», которые, как сказано в Первом послании к Коринфянам 14:25, могут быть открыты посредством дара пророчества.
Теперь давайте соберем все эти мысли вместе и посмотрим, можем ли мы определить, какое знание содержится в слове знания. Эти мысли обозначают вполне постижимое знание. Во-первых, базовое знание — «знать Бога», что возможно лишь откровением через Его Сына, нашего Господа Иисуса Христа. Библия называет это пониманием, что означает живое знакомство с Богом. Во-вторых, более глубокое познание сердцем Его Слова. В-третьих, вдохновленное Богом чувство, что есть правильно или неправильно, что есть мудро или глупо в жизни. В-четвертых, Отец, знает все, и те, кто знает Его, могут иметь Его уверенность и отчасти видеть вещи так, как видит Он.
Это проясняет, что мы можем ожидать от слова знания. Оно для того, чтобы: помочь нам проложить мудрый курс в жизни. «Господь неба и земли» (Мат. 11:25) «совершает все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Знать Того, Которому «дадим отчет» (Евр. 4:13), значит уверенно ходить в соответствии с направлением Божьего плана. Мы все включены в Его намерения, нравится нам это или нет. Без Его откровений мы будем ошибаться, как слепые, и подвергаемся опасности быть сокрушенными непреодолимым движением предопределенной воли Божьей. Мы благодарны за Слово, которое есть лампа на нашем пути, но часто нам нужно личное слово знания от Бога. Он придет как истина, как принцип, как просвещающий совет, как откровение из места в Писании или как высказанное слово знания, или как комбинация многих составляющих.
Пламя свечи человеческого гения мерцает некоторое время, перед тем как исчезнуть под действием ветра времени. Божья лампа никогда не меркнет. Иеремия говорил: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти ищущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23). «Бог... устрояет мне верный путь» (Пс. 17:33). У Бога есть сокровенное знание о наших жизнях еще до нашего рождения. «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже... Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть!» (Пс. 138:17,6). Через Писание и слово знания мы можем соотносить наши пути с Его вечными намерениями.
Без наставления структура нашей жизни превратилась бы в хаос. Это как раз состояние тех, у кого нет знания Господа. Жизнь для нераскаявшегося — это бессмысленная путаница. Как сказал знаменитый либреттист оперетт Гилберта и Салливана, сэр В. С. Гилберт: «Даже если мы будем пытаться всю жизнь, мы не сможем распутать спутавшийся клубок жизни».
Знание и Церковь
Мы увидим, что знание включает в себя пути и цели Божьи. Одно из Его великих деяний — это Церковь. Естественно, это то место, где наши жизни должны быть в гармонии. В сущности, тайна Церкви — это величайший чудесный проект Бога, известный нам. И об этом как раз говорят главы Послания к Коринфянам, посвященные дарам, да и все послание. Дары даются для созидания Церкви. Как мы говорим вновь, если Бог их дает, значит, мы нуждаемся в них. Они не являются необязательными добавками.
Дар слова знания, как видно, действовал в библейских примерах из жизни Иосифа, Моисея, Елисея, Даниила, Петра и других. У Иисуса было полное знание о женщине из Самарии (Иоан. 4:16-19) и о Нафанаиле из Каны (Иоан. 1:47-49). Елисей знал секретную военную страте-
гию царя Сирийского или Арана — (4 Цар. 6:8-23) оче-
видные примеры данных Богом сведений. «Тайна Господ-
ня — боящимся Его» (Пс. 24:14). «Ибо Господь Бог
ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим,
пророкам» (Ам. 3:7).
Однажды после обеда я молился в номере гостиницы,
и Святой Дух начал говорить со мной. Он сообщил мне,
что молодой человек придет на собрание в тот вечер, и его
имя Джон. Господь дал мне послание для него. Я ска-
зал Господу, что полгорода имеет имя Джон, и если я про-
сто назову его имя, это будет звучать глупо.
Господь ответил: «Но его имя — Джон!»
«Очень хорошо, сказал я, я послушаюсь
Тебя».
Однако я не знал, что тем же утром мать молилась за
своего сына. Святой Дух сказал ей: «Попроси Джона, тво-
его сына, пойти с тобой на собрание, потому что Я назову
его по имени». Ее мальчику было 18 лет. Она стала умо-
лять его пойти. Полный неверия, он заявил: «Ну хорошо,
мама, я пойду. Если Бог позовет меня по имени, моя жизнь
будет принадлежать Ему».
На вечернем богослужении я сказал то слово, которое
Святой Дух дал мне, и позвал Джона. И не удивительно,
что Джон был ошеломлен! Это было проявлением Духа и
словом знания. В тот день он отдал свою жизнь Иисусу.
Это подлинный случай, и письмо его матери все еще у
меня в картотеке.
Мы посвятили первую часть этой главы тому, чтобы
показать, что этот дар много больше, чем просто пророчес-
кие вспышки знания о том, что происходит. Дар приходит
людям, находящимся среди других людей, а не как тайное
знание, сказанное по секрету. Обладание знанием Божь-
им — не для личного удовольствия или эгоизма, но «для
общего блага» (см. 1 Кор. 12:7).
Теперь мы можем сделать два заключения: Господь не
действует вне Слова. Никакое откровение не верно, если
оно противоречит Слову.
Известно, что Сперджен сказал, что не бывает новой
истины, ибо если она нова, то она не содержится в Слове, а
потому она не верна. Даже слово знания или мудрости,
данное человеку лично, будет прямо или косвенно ссылать-
ся на Писание.
Слово знания всегда нацелено на общение с Богом,
даже если оно говорит о земном. Бог может положить нам
на ум то, что у Него на уме об этом мире, и Он ищет наше-
го сотрудничества.
Дары на практике
Мы часто слышим, как кто-либо говорит: «У меня есть
слово от Господа». Это, действительно, может быть так, но
это вызывает вопросы. Во-первых, что это за новые изре-
чения, называемые «слово от Господа?» Что это слова
мудрости, знания, пророчества или что-то еще? В какую
категорию Нового Завета они попадают?
Может быть, они являются просто духовными мысля-
ми? Они возникают у всех в голове, если мы следуем за
Господом. Нет ничего худого, если в церкви встают люди,
чтобы поделиться тем, что они получили, или истолковать
некоторые картины, которые появились у них в уме. Если
это удобно, то можно дать этим членам церкви возмож-
ность служить таким образом. Но говорить, что подобные
вещи имеют божественное происхождение, — это совсем
иное дело, если это едва отличается от промелькнувшей
мысли. Если мы говорим, что у нас есть слово от Господа,
то лучше бы оно было одно. Если судится пророчество, то
куда больше будут судить просто «слово от Господа»? По-
нятно, что многие высказывания не нуждаются в доказа-
тельстве, поскольку они не могут никого запутать. Они
слишком легковесны, даже если им придается величествен-
ное звучание фразами типа: «Я, Господь, истинно говорю
тебе».
Со всем тем, что мы уже выучили о дарах, мы должны
не забывать, что никакое пророческое служение не имеет
преимущества перед служением Слова Божьего самого по себе. Пророчество не должно подменять проповедь. Люди не могут жить «вдохновением», но только хлебом Божьим — Словом.
Если кто-то не согласен с этим, и хочет, чтобы Церковь стала, в основном, пророческой, то пусть он объяснит, почему тогда в дополнение к этим дарам и проявлениям Бог дал Церкви апостолов, учителей, пасторов и евангелистов «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). Пророки не отнимают место у апостолов, пасторов и учителей. Дары Духа являются дополнительными к Слову.
Наконец, есть два вопроса. Во-первых, как человек может знать, что у него или у нее есть слово знания» Далее мы будем более пристально изучать механизм пророческих даров, но мы можем заметить здесь, что побуждения Божьи могут переживаться в духе, разуме или теле. Иногда мы можем и не иметь подобного переживания. Мы можем сказать слово знания или мудрости, не осознавая этого, как Каиафа пророчествовал, не зная того (Иоан. 11:49-51). Бог может использовать случайное замечание для того, кто нуждается в этом. Во время общения один пастор засмеялся и сказал другому: «Мы знаем так много путей, как действовать без Святого Духа». Это изменило все мировоззрение его друга.
Во-вторых, можно ли научиться этому дару? Нет. Никто не может выучить дар. Но инструкции могут быть полезными. Учение о дарах необходимо, чтобы открыть надлежащее место для них в Церкви и чтобы побудить скрытных людей, которые сдерживались, получив дар от Бога, проявлять эти дары для всех. Некоторым нужно оценить свои дары и понять, как они действуют. Для тех, кому я преподаю учение о дарах, нет ничего невозможного в том, чтобы получить настоящие дары, ибо они получаются только через Дух. Святой Дух отвечает ищущим и жаждущим душам. В противном случае, всякая изученная техника остается тем, чем она является, — действием плоти, а не проявлением Святого Духа. Никто не может научить проявлению, хотя мы можем все изучить о нем.
Пророческое служение
Наконец, мы обратимся к некоторым современным выражениям и поговорим об их значении — фразах типа «пророческая церковь» и «пророческое служение». Это не противоречит Писанию, и каждое служение должно быть пророческим, но мы спрашиваем, не будет ли более библейским говорить: «церковь Слова Божьего» или «служение Слова». Это постоянная концепция Церкви в Новом Завете — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). В Книге Деяний развитие Церкви периодически описывается так: «Слово же Божие росло и распространялось». Мы говорили, что пророчество не должно заменять учение. Когда церковь плывет на волнах пророчества, ей нужен якорь, укрепленный к скале. Слова Божьего. Проповедуй Слово!
Ранее мы кратко упоминали, что слово мудрости или знания может прийти через толкование Слова Божьего. Знание, которое Иисус Сам так высоко оценивал и описывал, как «сокровище новое и старое», распространяется далее учителем или проповедником Слова (см. Мат. 13:52). Это может даже не выглядеть сверхъестественным, хотя Слово существует всегда, даже если оно не сенсационно. Бог часто дает важнейшее слово знания, чтобы повлиять на нашу ситуацию через то, что выглядит обычным служением.
Слово Божье активно. Голос Духа часто пропускается, поскольку голос с кафедры слушается слишком критично, а не с открытым сердцем. Кому еще даст Бог слово знания, если не тому, кто ждет Его служения, пребывая в Слове?
Знание и публичное служение
Некоторые люди представляются несущими пророческое служение, то есть они специализируются на пророческих дарах, особенно на слове знания. Следующие замечания относятся также ко всему вопросу о пророках и высказыванию пророчеств.
Деятельность типа «слово знания» — это нечто новое, хотя новизна ее не означает, что она должна быть отвергнута. Основной вопрос состоит в том, как должны действовать пророки, а это приводит к вопросу о мудрости. Это — просто дело метода. Для остальных же — мы должны разобраться и держаться хорошего, оставив плохое.
Обычно пророки, говорящие «слово знания», особо подчеркивают свое служение на публике. Самая частая практика — это вызывать людей вперед к сцене перед всем собранием и пророчествовать им. В Новом Завете нет фактических примеров подобного, будь то отдельные случаи или особенность чьего-то служения. Подобным же образом нет в Новом Завете примеров принятых ныне видов церковной практики. Единственные критерии это общие вопросы уважения и мудрости.
Есть предположения, о которых мы можем спорить. Должно ли быть объявлено о пророческом служении, или должно ли оно рекламироваться! Должен ли Святой Дух «угождать» каждый раз? Можно ли гарантировать, что Он будет делать то, что было прорекламировано? Ответ, как мы видели, состоит в том, что нет прямого дара, но есть проявления в соответствии с волей Божьей. Никакой дар не является непосредственной независимой способностью, действующей по желанию — подобно игре на рояле, которая может быть заранее объявлена.
Есть еще вопрос, который многие задают. Следует ли вызывать отдельных людей перед всей общиной для личного обличения, с Духом ли или без Духа, но без прямого указания Бога? Когда совершается публичное прегрешение, грех, поразивший общину, как, например, грех Ахана, тогда Бог может захотеть разоблачить это подобным образом.
Но если нам доверены секреты чьей-то жизни, то для публики ли это знание? Если Бог вверяет нам секрет, не должно ли это быть для личного совета тому конкретному человеку? Сообщать всей общине, что чей-то христианский брак разрушается, или что человек имеет ту или иную слабость, или даже что кто-то поступает хорошо, — это никому не принесет выгоды. Это может дать повод к сплетням или даже оставить кого-то в плохом состоянии.
Если откровение описывает чей-то проступок, тогда Писание говорит нам, что делать. «Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Мы не обязаны говорить всей церкви. Ничто не будет делать работу дьявола наилучшим образом, чем обвинение братьев и расщепление церкви. Христианские методы строго изложены Христом и апостольскими указаниями. Любовь покрывает множество грехов. Подлинная цель подобного личного откровения состояла бы в том, как написано (1 Иоан. 5:16), чтобы молиться за согрешающих, или, как нас увещевает послание к Галатам 6:2, чтобы «носить бремена друг друга».
Возникает иной вопрос: выражение «пророческое служение» относится лишь к тем, кто выступает с серией «слов знания»? Не является ли служение Слова также пророческим служением, поскольку Слово само по себе всегда пророческое? Великие пророки иногда были великими проповедниками.
Если мы знаем что-то о человеческой природе, то поймем, что человек, от которого ожидаются пророчества, будет находиться под давлением не «провалиться», хотя фактически он может делать только то, что Дух позволяет ему делать. Валаам (Чис. 24) — это один пример из Писания (есть и другие), когда ждали, что пророк будет действовать по указке. Он встретился с серьезными трудностями.
Возможно, что, пытаясь жить в соответствии с ожиданиями общины, человек может сообщать откровения, проистекающие из его воображения, а не от Духа. Хотелось бы, чтобы это было не так, но многие были разочарованы после возбуждающих заявлений «от Господа» — порой через очень известных людей. Но не будем умалять тот факт, что Божьи служители имеют откровения от Духа.
Я не хочу осуждать, но лишь высказать соображение, что для понимания, видимо, потребуется время и изучение. К сожалению, слова знания были настолько личными и имели так мало общего с Церковью или Словом и даже со служением Божьим, что все это было окрещено таким названием как «харизматическое гадание». Все же, будучи правильно используемым, этот дар может быть неоценимым.
Опять же, что касается несбывшихся пророчеств и слов знания, может иметь место человеческая способность ошибаться. Это не сводит на нет само служение, если не становится слишком частым. Только Слово Божье безошибочно. Даже Агав, названный в Писании христианским пророком, не был совершенно точным в своих пророчествах. Он сказал, что евреи свяжут Павла в Иерусалиме и предадут его в руки язычников (сравни Деян. 21:11 и 23:31). Но они не сделали этого. Другие пророки в Книге Деяний были также ограничены. Ошибки возможны, но дикие и совершенные глупости в виде великих откровений приводят нас в тот мир, который называется «бессмысленность». Они разрушают репутацию дара, превращая его в пустую болтовню, и вызывают сомнения, пророки ли эти люди вообще.
Как мы поняли несколько страниц назад, мудрость и знание дополняют друг друга. Слово знания иногда нуждается в добавлении, по меньшей мере, слова мудрости. Это может быть здоровым, когда духовное состояние церкви формируется Духом. Но те, кто практикуют этот вид служения, должны помнить, как Христос судит семь церквей Асии в Книге Откровение. Он всегда включал позитивную ноту духовного назидания и мудрости.
Знание и третья сторона
В Писании сказано много обо всем пророческом, и вот еще одно положение — пророческое знание и третье лицо. При ветхозаветном порядке священник или пророк был каналом, через который становилась известной воля Божья. Мысли Господни становились известными через урим и туммим (Исх. 28:30) или доносились до обычных людей элитарным, помазанным классом. Этот завет прошел. Слава Нового Завета в том, что всякий человек — священник, всякий помазан и всякий имеет доступ к Богу для себя, чтобы узнать Его мысли и Его волю.
Может случиться так, что подтверждение может прийти через слово знания, но не более того. Водительство Духом происходит напрямую. Бог сказал Корнилию послать за Петром, но Он также сказал и Петру, иначе Петр не смог бы ничего сделать. «Тайна Господня — боящимся Его» (Пс. 24:14).
Никакого третьего лица, будь то пророк, священник, пастор, или даже апостол, не нужно между Богом и верующими. Никто не имеет права помыкать другими верующими во имя Господа, как если бы у него было особое общение с Богом относительно других людей. Естественно, другим может быть показана воля Божья для нас, как было показано людям в Антиохии о Павле и Варнаве; но это не бывает без того, чтобы Господь показал это и нам, как Он показал Павлу и Варнаве (Деян. 13:1,2). То, что делает каждый из нас, — это наш собственный выбор, и ответственность не лежит на плечах других людей.
Например, Павел всегда имел свое общение с Богом, что бы ни говорили другие, особенно перед тем, как его арестовали. Ему сказали не только то, что произойдет, что было более или менее правильно, но и что ему следует делать, что было их толкованием их же пророчества — и было неправильным. Бог дает нам мудрость, а не инструкцию к действию. Делать то, что мы считаем угодным Богу, это наша славная привилегия, как и пребывание во Христе, и никто не должен хитростью воровать у нас это право. Мы должны быть чувствительными. Дар различения духов часто бывает нужен при действии иных даров.
Мы еще будем дальше изучать пророческие дары, когда дойдем до пророчеств.
ВЕРА
Вера рискует всем ради Бога, но Бог никогда не позволит нам проиграть. Я вспоминаю случай, когда мы устанавливали одну из наших больших палаток. Почва была мягкой, надвигалась сильная гроза, и каждое крепление могло быть вырвано. Затем я увидел, что гроза уже на подходе. Для меня это было словно злобное лицо дьявола.
Я встал и проклял его и черные тучи, двигавшиеся на нас. Если бы палатка упала, это было бы опасно для огромной толпы внутри, но я сказал людям: «Продолжайте. Я буду проповедовать вечером в палатке». Я сказал с уверенностью в своем сердце, с верой Божьей. Я обратился вслух к дьяволу: «Если ты разрушишь эту палатку, я возьму еще большую». (У меня была большая на всякий случай!) Я возвысил голос и приказал грозе покинуть нас, и затем я наблюдал, как туча разделилась, уходя на север и на юг от нашей палатки. Почва осталась сухой и надежно держала палатку.
Вера — это ось наших отношений с Богом. Вся Библия иллюстрирует это. Тем не менее, ничто так не требует объяснений в Писании, как вера и дар веры. Мы особенно хотим оказать помощь в этом вопросе.
То, что сказал Иисус о вере, — обычно, это первое, что цитируют люди: имея достаточно веры, мы могли бы двигать гору (см. Мат. 17:20; 21:21). Но никто этого не сделал. Несомненно, многие экспериментировали — обычно без особой надежды на успех и, видимо, не зная, куда сдвинуть гору.
Ни один апостол не сделал этого, и даже Сам Иисус. Бог запланировал ландшафт при сотворении, и я не думаю, что Он хочет, чтобы мы переделывали его. Самые частые примеры веры в Новом Завете — это исцеления, но нет необходимости полагать, что это — главное применение дара веры. Зачем тогда говорил Иисус о передвигании гор верой?
Для желающих достичь библейского понимания чрезвычайно важно всегда читать целые отрывки, и никогда — один стих. Не вырывай стихов из контекста Писания, как этот текст о передвигании гор. Евангелие от Матфея 17:20 касается молитвы против демонов, а Матфея 21:21 относится к противостоянию и противникам. Двигание гор должно быть понимаемо в этих контекстах.
Теперь о делании невозможного. Совершались ужасные ошибки. Чтобы добраться до сути вопроса, мы войдем в Гефсиманский сад со смиренным благоговением. Сын Божий молится о том, что возможно, и то, что он говорит, проникает в сердцевину проблемы. Иисус сказал: «если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мат. 26:39). Мы должны понимать, что возможно только то, что есть воля Божья. Ученик, слышавший Иисуса в саду, позднее писал: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоан. 5:14). Христова молитва показывает, что то, что возможно, ограничено именно тем злом, преодолеть которое пришел Иисус. Было невозможно, например, чтобы Бог спас нас от зла и также спас Своего Сына. Наша борьба со злом часто представляет похожую ситуацию. Как Своих детей Бог посылает нас свидетельствовать о Нем во враждебном мире, и это означает, что мы встретимся со злом.
Недавно четыре раза наши евангелизационные кампании были отменены. Мы должны были встретиться со злом, и этим злом было изъятие наших виз и разрешений. Воля Божья не была исполнена. И вот потому мы должны молиться: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мат. 6:10). Наши жизни были в серьезной опасности, но эта угроза только тогда смогла быть устранена, когда Евангелие достигло жизней наших оппонентов. Что возможно в подобных обстоятельствах? Это создает дилемму, и мы должны позволить Богу разрешить ее. Это часть процесса битвы с дьяволом. Я говорю везде, что страдание и служение исцеления неразделимы. Тем не менее, горы будут устранены, по мере того как мы будем работать и верить.
От веры к вере
По меньшей мере, четыре вида веры упомянуты в Писании:
ü Бог уделяет каждому меру веры (Рим. 12:3).
ü «Благодатию вы спасены чрез веру... Божий дар» (Еф. 2:8).
ü Плод Духа вера (Рим. 5:22). Ученики просили Господа умножить в них веру (Лук. 17:5).
ü Иному же дается вера тем же Духом (1 Кор. 12:9).
Мы можем описать эти четыре вида веры следующим образом:
ü Общая вера, которую имеют все люди.
ü Спасающая вера.
ü Вера плод Духа (всевозрастающая вера).
ü Вера, являющаяся даром (пневматика харизма).
Это может упростить дело для богословов, но наш анализ поможет нам понять, что мы имеем в виду под «даром веры».
Парадокс
Есть много книг в продаже, объясняющих веру на примерах и помогающих укрепить ее, тем не менее, величайшая из них — Библия, книга веры. Это — учебник, показывающий, как действует вера, но также и дающий нам веру, необходимую для действия. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).
Здесь есть парадокс. Мы читаем также: «Но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2). Нам нужна вера, чтобы читать Слово, но нам нужно Слово, чтобы получить веру. Однако, это возможного решить такую маленькую проблему. Вера втекает в сердца тех, кто открыт для нее. Пусть циник остается циником, но духовный закон состоит в том, что вера приносит веру — «от веры в веру» (Рим. 1:17).
Иисус объяснил этот принцип (Мат. 13:12): «Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Дух неверия окисляет почву и убивает семя Слова.
Мы можем продвинуться дальше. Хотя вера — это дар, мы несем ответственность, если мы ее не имеем. Это — наше дело, верить или не верить. Это — наш выбор. Неверие не интеллектуально, но эмоционально — это отношение сердца. Никто не имеет возможности опровергнуть Бога или доказать, что верить Ему ошибочно, но «не во всех вера» (2 Фес. 3:2). То есть, они сами пожелали не верить, и они «беспорядочные и лукавые» (2 Фес. 3:2), поскольку они могут верить, ибо «Бог уделил каждому меру веры» (см. Рим. 12:3). Это — испытание характера, а не способности рассуждать. Неверие есть грех, потому что «неверующий уже осужден» (Иоан. 3:18). Вера спасает грешников, хотя природа грешников бунтовать против веры. «Имейте веру!» — велел Иисус, и Он хвалил тех, кто ее имел.
Вера от Бога. Это — Его дар нам с рождения, как зрение или слух. Это наша способность, которой мы, как рукой, дотягиваемся и берем то, что у Бога есть для нас. Если мы разрушим эту способность, дадим руке засохнуть, то мы ничего не сможем получить. Мы сами будем виновны в своем поражении.
Мир ставит нам условия. Мы уходим утром, работаем весь день, возвращаемся вечером, читаем газету, смотрим телевизор — за все это время встречаемся ли мы с тем, что поощряло бы веру в Бога? Обычно нет — ни с чем. Напротив, мы буквально погружены в море сомнения и греха. Мир это огромная, промывающая мозги система, устроенная для разрушения веры в Бога. Он калечит нас духовно и ампутирует нашу руку веры. Мы выведены цивилизацией из той простой природы, которую Бог дал нам.
Я хочу предостеречь вас здесь: вера — это не хобби, подобно занятию фотографией. Мы либо верим, либо погибаем. Вера — это всеобщая человеческая обязанность и ответственность. Это изложено в притче о брачном пире в Евангелии от Матфея 22:12. Все гости были снабжены брачной одеждой, означающую веру в очищающую Кровь Иисуса. Один человек пришел, очевидно, полагая, что он может одеться лучше, чем остальные, в свою собственную, возможно, самодельную одежду. Он был выброшен вон.
Стандартная одежда в Царстве Божьем — это вера. «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Тот единственный человек пришел, гордый и самодовольный, не надев одежды данной Богом веры. Царство Божье не базируется на научных достижениях или заслугах. Входные разрешения, визы и паспорта выдаются только верующим. Богословское образование здесь не годится. Небеса не будут заселены аспирантами-богословами или людьми, которые «никогда не грабили банк», но только теми, кто может показать простой значок веры.
Возрастающая вера
Какую бы форму веры мы ни имели — естественную веру, спасающую веру, веру как плод или как дар — ее «детский» характер остается неизменным. Верование не является умным. Вера сдвигает горы, которые создает сомнение. Это — не продукт блестящего ума, но «взирание на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:2). Мы получаем «веру в Иисуса Христа нашего Господа» (Иак. 2:1).
Что такое вера? Ее нельзя исчислить. Не бывает полуверы, девяностопроцентной веры или чего-либо подобного. Поэт Вордсворт описывает ее так: «страстная интуиция», «убеждение и убежденность, созревшая до веры». Это то, что имел в виду Иисус, говоря: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно» (Мат. 17:20), то она сможет передвигать горы. Тем не менее, мы читаем о «мере веры» (Рим. 12:6), то есть о вере, соразмерной с тем, что от нее требуется. Иисус говорил о малой вере и о большой вере, и Он спрашивал: «как у вас нет веры?» (Мар. 4:40). Отсутствие веры было той единственной вещью, которая удивила Иисуса (см. Мат. 8:10). Жизненно важно осознать, что мы можем возрастать в вере. В одной из форм возрастание происходит через дар веры.
Все возрастание веры, о котором просили ученики (Лук. 17:5), дается Святым Духом через Слово Божье. Невозможно возрастать в вере только через молитву или поклонение. Мы можем молиться о вере, но мы должны также предпринимать необходимые действия к тому, чтобы наши молитвы получали ответы, — именно, слушать или читать Слово. Чем меньше наше понимание Слова, тем меньше наша вера. Может получиться так, что под нашими ногами будет так мало Слова, что мы будем не стоять в вере, а балансировать на одном пальце. С тем же успехом мы можем пытаться вырастить яблоню на сырой тряпке, как взрастить веру на дешевой книжке чьего-то жизненного опыта.
Изучение Слова — это единственно правильный путь. Идя этим путем, церковь может быть сильной, а ее члены смогут избежать сомнений и не попасть в Божью немилость. «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Только таким образом может происходить любое подлинное проявление Духа. Слышание о чудесных ответах на чужие молитвы, об исцелениях или переживаниях необходимо и хорошо, ибо Бог заповедал нам говорить и свидетельствовать, но часто наши сомнения говорят нам, что чужие чудеса были только для них, а не для нас. Они в действительности не создают того вида веры, которого хочет Иисус. Мы видим, что (Иоан. 2:23,24) вера, основанная на чудесах, не годится. Это лишь вера в чудеса, а не вера в Бога. Когда чудеса не происходят, вера может испариться.
Евангелия не однажды говорят, что Иисус называл людей «маловерами» (олигопистой) (Мат. 6:30). Мы есть то, во что мы верим. Наша вера определяет то, как мы выглядим в глазах Бога. Классовые различия не признаются в Царстве Божьем. Верующие — это аристократы небес. Там есть только один класс: люди веры. Вера — это доспехи христианина и доказательство духовного происхождения. Павел говорит, что Бог не избрал «много благородных» (1 Кор. 1:26), а Иаков говорит, что Бог избрал людей «быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его» (Иак. 2:5).
Была одна неизвестная женщина, имя которой не названо, вовсе не богатая. Она поняла, что Елисей был человеком Божьим. Неверие было бы для нее чем-то непонятным. Она приготовила комнату для Елисея и пригласила его. Библия называет ее «богатой женщиной» (4 Цар. 4:8). Она не пожелала встречаться с царем или военачальником, ибо она была уверена и непоколебима в своей вере, в этом состояло ее величие, Она упоминается в Послании к Евреям 11, в «свитке почета». «В ней свидетельствованы древние» (Евр. 11:2). Люди веры мало чтили тех, кому мир дает свою выцветающую славу, как говорил Иисус: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу» (Иоан. 5:44).
Определение веры
К сожалению, вера стала религиозной абстракцией. Все слова в Писании, определяющие веру, происходят от корня, который означает преданность, надежность в отношениях и поведение на основе доверия и честности. Вера принимает доверие к Богу — «Ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23).
Заметь вот что: истинная вера не в происходящих вещах, но в личной уверенности в Боге. Вера означает, что мы возлагаем наши заботы на Него и идем, доверяя Ему.
Центральный принцип Библии гласит: «Возложи свое упование на Господа», и к этому надо добавить такое отношение: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться» (Иов. 13:15). Иисус ожидал упования такого рода, когда Он сделал Свое самое замечательное и парадоксальное утверждение: «И некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое. Но и волос с головы вашей не пропадет» (Лук. 21:16-18).
Вот некоторые важные признаки истинной веры:
• Вера не означает просто быть ортодоксальным или правильным в отношении доктрин, ибо мы можем быть сверхкорректными в этом смысле безо всяких начатков настоящей веры в Бога.
• Пытаться торговаться с Богом и говорить: «Я буду верить в Тебя, Боже, если Ты ответишь на эту молитву» — это великое невежество в понимании сути дела. Это не есть вера.
• Бог не всегда делает то, что, как мы думаем, Он должен делать; фактически, потому-то мы и должны доверять Ему. Если бы Он всегда отвечал на все молитвы, вера была бы не нужна.
• Мы спрашиваем, в чем дело, но кто мы такие, чтобы требовать знания, почему Бог что-то делает или не делает, как условие для нашей веры? Что это за вид упования? Это не может быть верой вовсе.
• Бог не принимает условий для веры. Должен ли Бог согласовывать свои действия с размышлениями нашего слабого ума, чтобы избежать нашего безверия?
• Если мы не верим, это наша потеря, а не Его.
• Веру нельзя измерить. Можно измерить лишь деяние, совершенное в вере.
До сих пор эта глава повествовала о вере «в целом». Это было абсолютно необходимо, чтобы подготовить почву для разговора о большой вере или о даре веры. Приобретение веры — это важный библейский вопрос. Это учение применимо как к дару веры, так и к любой другой форме веры. Послание к Евреям 11 перечисляет «древних», которые получили хорошее свидетельство посредством одной вещи — веры. Они названы нашими свидетелями или наблюдателями нашего движения в вере.
Определение дара веры
Вся вера есть дар, дело Божье (Иоан. 6:29). Павел ссылается на то, что Иисус говорил о вере, передвигающей горы, и соединяет это с даром Духа в Первом послании к Коринфянам 13:2: «Если имею... всю веру, так что могу и горы переставлять». Ранее мы говорили, что даже Иисус не переставлял горы силой веры, но мы читаем: «Верою познаем, что веки устроены Словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). Вера — это невидимая реальность.
Этот вид веры рассматривается в Писании как сверхъестественный. Дар — это проявление Духа, как мы увидели, и этот вид веры имеет все признаки сверхъестественного могущества Бога. Это — дар. Вера дается действием Духа. Бесполезно увещевать общину использовать веру на таком уровне. Они не могут иметь веру, передвигающую гору, просто путем пробы, подобно пожилой леди из Уэльса, которая пыталась сдвинуть гору, загораживающую вид из ее окна. Она встала на следующее утро, увидела, что гора все еще на своем месте, и заметила: «Я так и думала!» Вера — это не продукт стремления, напряжения и концентрации. Это — покой, а не работа.
Я проповедовал в «Развлекательном центре» в Петре, в Австралии перед восьмью тысячами людей, ожидавших чуда. С верою я сказал, что они увидят чудо. Я сел на сцене и помолился: «Господь, где же ключевое чудо сегодня?» Святой Дух прошептал в моей душе: «Посмотри налево — та леди в инвалидной коляске будет исцелена сегодня». Уверенность наполнила меня: она будет исцелена — это был дар веры.
Когда я встал, я сказал людям то, что Святой Дух положил мне на сердце. Я повернулся к самой леди и, чтобы слышали все, сказал: «Мадам, вы верите?». Она была испугана и закрыла лицо руками. В своем сердце я проконсультировался с Господом, говоря Ему: «Господь, эта женщина даже не верит в это». Господь ответил: «Это не играет роли. Это не ее вера, но твоя вера имеет значение сего<