Чудеса характеризуют Царство
Я уверяю всех читающих и изучающих эту книгу, что чудеса нормальны для Царства Божьего. Христос послал Своих учеников и сказал: «И если придете в какой город, и примут вас... исцеляйте находящихся в нем больных и говорите им: "приблизилось к вам Царствие Божие"» (Лук. 10:8,9). До Христа, в ветхозаветные времена, чудеса были редки, будучи особыми, историческими посещениями Бога, которые были осуществляемы Его всевышней волей.
Не было даров исцеления для слепых, парализованных или глухих. Выдающиеся люди, такие как Давид, Ездра, Неемия, Иеремия и Есфирь, ни разу не были свидетелями физического чуда, и некоторые никогда не переживали ничего, что бы они могли назвать сверхъестественным. Ездра не чувствовал движения Святого Духа. У него никогда не было видения, призыва, голоса или даже назначения пророком. Он мог только доверять Слову. Обычно же те немногие знамения и чудеса, которые случались, были демонстрациями, порицающими правителей, таких как деспотические властители Египта, Вавилона и Израиля. Эти чудеса были предназначены для того, чтобы смирить их, как это было с Навуходоносором. Он вынужден был признать, что Божье «владычество — владычество вечное и Которого царство в роды и роды... я... величаю Царя Небесного» (Дан. 4:31,34).
Обычно этими событиями были наказания, подобно мору в Египте. Но высшими особенностями силы Царства были доброта и милость. Иоанн Креститель, последний из ветхозаветных пророков, ожидал сурового наказания с приходом Мессии. Он говорил об очищающем огне, который сожжет солому. Но когда Иисус крестил огнем, скорее, чем разрушения и осуждение, пришел огонь любви. Иисус исцелял больных. Иисус послал послание Иоанну Крестителю, показывающее, что Его огонь — это Его гнев по отношению к тем несчастьям, от которых страдают люди. Он был Тем, кто должен был прийти. Дары Духа благожелательны и добры.
Тот же контраст, что между Иоанном и Иисусом, виден между Илией и Елисеем: один — пророк огня и осуждения, а его последователь — пророк милостей Царства.
Когда Иисус встретил слепого, Он сказал: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день» (Иоан. 9:3). Этим Он показал, что исцеление слепого было делом Его Отца. Милости Царства продолжались, пока Иисус был в мире. Более того, они, в конечном счете, возобновились после того, как Он ушел. Иисус сказал ученикам: «приходит ночь, когда никто не может делать» (Иоан. 9:4). Он имел в виду, что скоро Он будет распят, наступит ночь, и не будет слепых, обретающих зрение. Он сказал ученикам: «без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). И они долго не могли делать. Затем они получили, что обещал Иисус, — силу, когда пришел Святой Дух.
Сила через крещение Духом
Таким образом, если сила Царства есть Святой Дух, то царственная сила была дана церкви в день Пятидесятницы. Это больше, чем просто сила и власть. В очень важной фразе Христос объявил Своим ученикам: «ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук. 12:32).
Верующие наследуют Царство со всем его содержимым. Сила Царства, которая была с Иисусом Христом, имела целью сотворение чудес и знамений. Тот же Дух дается тем, кто в Царстве Божьем, для тех же царственных целей. Как провозгласил Иоанн Креститель: «На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:33,34). Дух наделил Иисуса и Его учеников той же самой силой.
Есть разница между Христом и Его учениками — и она весьма заметна! Разница, во-первых, в том, кто Он есть. Те, что говорят: «Слова Христа в наших устах те же, что и в устах Христа», должны помнить: не только слова имеют смысл, но и человек, говорящий их. Мы можем быть усыновленными детьми Божьими, но Он — Вечный и Единородный. Вторая разница состоит в том, что Дух исходит от Него. Он — источник. Мы — не источники, но каналы — русла рек, по которым текут воды Его полноты.
До Христа никто не был крещен Духом. Это понятие отличается по смыслу от сошествия Духа на ветхозаветных мужчин и женщин. В Первой книге Царств 16:13 сказано, что Самуил взял рог с елеем и помазал Давида, и «почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после». Но подобные события никогда не описываются как «крещение», ибо отношения Святого Духа с омытыми кровью Иисуса, рожденными свыше верующими являются новыми. В Евангелии от Иоанна 14:17 говорится, что Дух был с ними, но будет в них. И вот почему используется новое выражение. Описывается новый вид переживаний. Запрещать христианам использовать фразу «крещенный Духом» — это значит оставлять их в том же ограниченном виде наделения Духом, который был в Ветхом Завете.
Параклетпос (Parakletos)
Люди Ветхого Завета ничего не знали о новых языках, изгнании демонов и исцелении через возложение рук. Эти знамения были припасены для эпохи Святого Духа (Мар. 16:17). Новое Царство, новый завет с новыми характеристиками, новая благая весть для духа и тела — все это описывает христианскую эру. Иисус использовал новое слово для Святого Духа — «параклетос» — оно используется пять раз в Евангелии от Иоанна. В разных переводах оно передается как «Утешитель», «Советчик». Оно происходит от греческого слова «паракалео» — «нуждаться в ком-то», «завоевать чью-то симпатию», и переводится как «успокоение», «утешение».
Подумай об обетовании «другого Утешителя». Чтобы понять это, нам нужно только подчеркнуть слово «Утешитель». Он Сам был «параклетос» для Своих учеников.
Иисус сказал: «Не оставлю вас сиротами» (Иоан. 14:18). В этом случае используется греческое слово «орфаноус» — «сироты», как и в Послании Иакова 1:27 «сироты», или «лишенные отца» — в английской Библии. Иисус постоянно использовал только одно слово для Бога — «Отец» — и именно это отношение Он установил для всех, принимающих Его, Сына Божьего. Так, когда Он дал последние наставления Своим ученикам (Книга Деяний 1:4,5), Он сказал: «Ждите обещанного от Отца... будете крещены Духом Святым». Он также относил дар Духа к Отцу (см. Лук. 11:13): «Тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него». Если бы мы были сиротами, мы не получили бы Духа. «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14).
Захватывающая дыхание перспектива Царства показана нам в Евангелии от Иоанна 14:12: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду». Слово «больше сих» в оригинале — «мейзона» — не определяет, в чем это «больше» проявляется в количестве ли, в качестве или в величии. Это было проблемой для многих, изучающих Библию. Конечно, ничто не смогло превзойти чудеса Иисуса, присущие Его всемогуществу, такие, как, например, воскресение Лазаря.
Есть два смысла, в которых кто-либо может делать дела большие тех, что делал Христос. Очевидно, что есть дела, которые мы никогда не смогли бы сделать, поскольку Он — Сын Божий. Он — единственный Искупитель. Он один мог умереть за грехи всего мира. Дела, о которых Он говорил — это дела милости, избавления, исцеления и помощи. Во-первых, могло быть больше случаев, и во-вторых, они могли быть на большей территории. И оба эти варианта имели место, когда ученики отправились в миссионерские путешествия.
За последние столетия, в связи с развитием книгопечатания и современных технологий, гораздо более огромные операции могут давать результаты, невозможные даже для Иисуса, когда Он был ограничен той или этой деревней или городом. Он был ограничен физически, но не ограничен в силе. Ему нужно было больше рук, больше голосов — больше средств расширить Самого Себя — ибо мы члены тела Христова (Рим. 12:4,5; 1 Кор. 6:15; 12:12; 12:18; 12:27; Еф. 5:30). Автор одного христианского гимна так выражает это: «Руки любви, которые протянуты ко мне, будут обнимать все человечество». Это — наши руки, но также и Его.
Это могло быть возможным только через силу Духа. Иисус настойчиво повторяет это:
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше Сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду... лучше дли нас [по-гречески — «симферей» — «целесообразно», «выгодно»], чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к нам» (Иоан. 14:12; 16:7).
Это — наша основа для даров Духа.