Гнев приводит к безрассудству
В ярости Навуходоносор закричал своим подданным: «Растопите печь в семь раз горячее, чем обычно!» Гнев всегда сопровождается безрассудством и неблагоразумием. Обладая спокойствием в сердце, мы можем говорить мудрые слова, но в гневе произносим глупости.
Ярость Навуходоносора сделала его глупцом, потому что его повеление было неэффективным. Если он хотел причинить максимальную боль этим трем людям, то должен был приказать понизить температуру в печи, чтобы огонь не убил их мгновенно. Но он поступил наоборот.
Исполненный гневом, Навуходоносор продолжал говорить безрассудно и поступать неблагоразумно. Заметьте, что царь приказал бросить Седраха, Мисаха и Авденаго в середину огненной печи. Но если бы их бросили недалеко от края топки, результат все равно был бы таким же: они бы погибли. Это было решение, принятое в гневе.
Чтобы выполнить приказ Навуходоносора, несколько солдат должны были поднять этих троих приговоренных к смерти, одного за другим, и бросить в печь. В результате несколько солдат, из числа исполнявших повеление царя, погибли. Гнев царя привел не только к неблагоразумному поступку, но и к трагедии.
Хотя это всего лишь пример, для нас важно понять: ни при каких обстоятельствах мы не должны принимать решение в гневе. Иначе это приведет к провалу.
Четвертый человек (3:24-27)
«Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?
Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию. Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах. Мисах и Авденаго вышли из среды огня. И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них».
Как только три человека были брошены в печь по приказу Навуходоносора, даря Вавилона, имевшего такую власть, что он мог диктовать всему миру, каждый, включая самого царя, предполагал, что они погибли. Но человек, будучи с Богом, не умирает. Только веревки, которыми были связаны эти три человека, сгорели в огне.
Веревки — это символ власти царя, доминирующего над всем миром. Только этот символ власти сгорел, как солома, а Седрах, Мисах и Авденаго ходили посреди огня. Затем Навуходоносор увидел четвертого человека, подобного Сыну Божьему, ходящего вместе с ними в огне, и был удивлен (см. ст. 25).
Люди не могут воспрепятствовать тому, что делает Бог. Господь наблюдал эту сцену с небес и слышал твердое исповедание веры Седраха, Мисаха и Авденаго.
Как вы заметили, Навуходоносор использовал выражение «Сын Божий», не зная, кем был четвертый человек. Это был Иисус Христос. Когда молодых людей подтащили к печи, Сын, должно быть, сказал Отцу: «Отец, Я спущусь на землю. Мы не можем позволить тем, кто имеет такую бескомпромиссную веру, умереть. Мы должны показать всем, что Бог жив». Затем, когда Седраха, Мисаха и Авденаго бросили в печь по приказу разъяренного Навуходоносора, Сын Божий также прыгнул прямо в огонь.
Что может быть невозможным для Бога, сотворившего небо и землю? Господь повелел огню не причинять вреда детям Божьим, так же как позднее Он повелел успокоиться природным стихиям, вызвавшим яростный шторм.
Эта история должна напоминать нам, что когда мы подвергаемся гонениям, то встречаем Иисуса. Если мы стоим перед Господом с бескомпромиссной верой, этот «четвертый человек», Иисус Христос, всегда будет и с нами: «...и се, Я с вами во все дни до скончания века...» (Матфея 28:20). Даже сегодня Бог хочет чудесно избавлять нас из огня.
Просьба царя
Навуходоносор онемел от удивления, увидев, что веревка, которая была символом его власти, чести и достоинства, сгорела, а эти три человека, которых он приказал казнить, свободно ходят в огне. Он обнаружил, что его сила и власть принадлежали не ему, а были даны Богом.
Ни одна птаха не упадет на землю без воли Божьей на то. Когда Пилат спросил Иисуса: «Мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» — Иисус отвечал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (см. Иоанна 19:10,11). Ни Пилат, ни Навуходоносор, ни любой другой правитель не имели и не имеют никакой власти над людьми Божьими, кроме той, что Он дал им.
Когда царь и его чиновники поняли, что произошло, ярость царя сменилась страхом. Дрожащим голосом он попросил мужчин выйти из печи, называя их «рабами Бога Всевышнего».
Когда молодые люди услышали просьбу царя, они сразу же вышли из печи, а четвертый человек исчез. Они повиновались Навуходоносору, — несмотря на то, что царь бросил их в печь, — потому что власть управлять Вавилоном была дана ему Богом. Они не могли выполнить царский приказ поклониться идолу, так это было против заповеди Божьей, но им нужно было послушаться другим приказам царя, потому что это было их обязанностью как его подданных, согласно воле Бога.
Мы должны следовать их примеру. Пока мы живем в этом мире, мы проповедуем Евангелие со всей энергией и пытаемся изменить свое окружение согласно своему видению успеха. Но у нас также есть обязанность подчиняться законно избранному правительству.
Конечно, если какой-то чиновник приказывает нам предать Бога, мы должны сопротивляться даже ценой своей жизни. В других случаях мы должны подчиняться и молиться за политических лидеров своей страны. Они такие же люди, как и мы, поэтому необходимо помогать им молитвами, чтобы они могли принимать мудрость Божью и понимать, как руководить страной.
Когда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из печи, царь и его чиновники окружили их, что-бы прикоснуться к их одежде и телу. Навуходоносор и его приближенные были поражены, обнаружив, что огонь не причинил, троим друзьям вреда и что от них не исходил даже запах огня. Царю было непонятно, как такое могло быть.