Крайне отрицательное отношение иудеев к языческой вере и их носителям
сохранялось и в последующие годы. Если кто из иудеев, говорится в связи с этим, например, во Второзаконии — «нравственно-назидательном воспроизведении» законов, изложенных в прежних священных книгах2, «пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я (Господь Бог.— М. М.) не повелел», то каждый правоверный иудей, если ему об этом станет известно, обязан: а) убедиться еще раз, что это была правда («ты хорошо разыщи»)3 и б) «если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле», вывести мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам своим и «побить их камнями до смерти»4.
Нетерпимое, зачастую обусловленное стремлением к самосохранению отношение иудеев к чужой вере, богам инородцев и их религиозным символам («идолам») последовательно прослеживается и в других их священных книгах. Например, в книге Исход каждому правоверному иудею среди целого ряда обязанностей, имеющих не только религиозный, но и юридический характер, вменяется от имени Бога («Законы Моисея») следующее: а) «сохрани то, что повелеваю тебе ныне»; б) «не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас»; в) «жертвенники их разрежьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их и изваяния богов их сожгите огнем»; г) «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа Бога, потому что Его имя «ревнитель»; Он Бог ревнитель» и д) «не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их»5.
Бескомпромиссно-отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с ней и к ее носителям — «языческим народам» не могло не вызвать соответствующей реакции и со стороны последних по отношению к ним.
1 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Т II. Книга Судей. Стокгольм, 1987. С. 244.
2 Толковая Библия... Второзаконие. С. 595. 3 Там же. Гл. 17. С. 630. 4 Толковая Библия... Второзаконие. Гл. 17. С. 630. 5 Толковая Библия... Книга Исход. Гл. 34. С. 393.
Наряду со многими другими религиозный фактор стал одним из важнейших причин неприятия и отторжения другими народами как чуждой их верованиям иудейской религии, существовавших в ее рамках законов, иудейских заповедей и мировоззрения, особенно на ранних стадиях развития мирового сообщества'. В последующие столетия, как известно, во многих странах мира, где проживало еврейское население, этот процесс сопровождался ограничением иудеев в правах и гонением на них.
В Испании, например, в период инквизиции был издан ряд нормативных актов в виде декретов короля и указов инквизиции, вначале резко ограничивавших права проживавших на территории этого государства евреев (запрещалось отправлять богослужение, соблюдать иудейские праздники и обычаи, «предписанные законом Моисея», и др.), а затем и вовсе их изгонявших из страны. Декретом от 31 марта 1492 г. «все евреи мужского и женского пола обязывались покинуть Испанию до 31 июля того же года под угрозой смерти и потери имущества».
Покидавшим Испанию евреям, как свидетельствует очевидец — бывший секретарь инквизиции двора Хуан-Антонио Льоренте, разрешалось продавать и брать с собой все их «движимое имущество и другие вещи, кроме золота и серебра, вместо которых они должны были получать векселя или незапрещенные товары»2.
В целях соблюдения чистоты католической веры и искоренения «иудейской ереси» в стране христианам вменялось в обязанность (согласно так называемому «Льготному указу» и другим указам инквизиторов)3 доносить на всех тех, кто посещает синагоги, утверждает, что «Закон Моисея в настоящее время так же действителен для нашего спасения, как и закон Иисуса Христа»; «соблюдает предписанные Моисеевым законом посты»; «совершил обрезание или распорядился совершить его над своим сыном»; женится, «соблюдая обычаи, предписанные законом Моисея»; «ест мясо какого-либо животного, зарезанного евреями»; «съел то же мясо, что и евреи, и сидел за их столом»; «читал псалмы Давида, не говоря в конце: слава отцу», и др.*
За невыполнение «своих обязанностей» по очищению католической веры от «иудейской ереси», так же как за укрывание евреев в своих домах после их изгнания из Испании, виновным в этих прегрешениях христианам грозили смерть и потеря имущества5.
1 См.: Флавий И. Иудейская война. М., 1991. С. 3—9; Липранди А. Равноправие и еврейский вопрос. С. 42—59; Шульгин В. В. Что нам в них не нравится. М., 1992. С. 194—220.
2 Льоренте Хуан-Антонио. Критическая история испанской инквизиции. М., 1936. С. 189.
3 ам же. С. 124.
4 Там же. С. 125—127.
5 Там же. С. 124, 189.
Аналогичным образом с преследованием евреев — носителей иудейской веры и ревнителей законов Моисея обстояло дело в этот период и в Португалии, где согласно законодательству на них накладывался специальный налог и устанавливались другие ограничения, а в 1496 г., после издания декрета короля Мануэла II, предписывавшего «запретить иудейский культ, закрыть все синагоги и сжечь иудейские молитвенники», евреям было предложено или «принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии» 1 .
Отторжение иудейской веры, обычаев, традиций и законов, сформировавших их религиозную правовую систему, а вместе с тем ограничения в правах или гонения евреев имели место в период инквизиции, а также в последующие столетия и в других странах.
В частности, в России, согласно действовавшему законодательству, вплоть до Октябрьской революции 1917 г. евреям предписывалось жить только на строго определенной территории. В отношении них существовала так называемая «черта оседлости», в пределах которой они проживали и свободно передвигались. Правом свободного передвижения по всей России обладали только евреи, «окончившие университет, а также купцы первой гильдии»2.
Разумеется, по российским меркам эта «черта оседлости», как отмечал В. В. Шульгин, представляла собой «целую страну, превосходящую по своим размерам любое еврейское государство, ибо она охватывала Царство Польское, Белоруссию, Литву и всю Малую Россию»3. Это дало основание Ф. М. Достоевскому в ответ на вполне естественные и понятные жалобы евреев, проживавших в России, язвительно заметить, что «наверно нет в целом мире другого народа, который бы столько жаловался на судьбу свою, поминутно, за каждым шагом и словом своим, на свое принижение, на свое страдание, на свое мученичество. Подумаешь, что не они царят в Европе, не они управляют там биржами хотя бы только, а стало быть, политикой, внутренними делами, нравственностью государств»4.
Однако как бы «либеральны» ни были те или иные ограничения и как бы язвительны ни были в отношении них те или иные суждения, вопрос остается предельно ясным: по природе своей и характеру ограничений в правах иудеев, равно как и представителей любой иной религии, это есть не что иное, как фактор и вместе с тем свидетельство их притеснения, давления на них и на существующие между ними религиозно-этические и иные отношения.
Третья черта иудейского права — преимущественно императивный его характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.
1 Григулевич И. Р. Инквизиция. М., 1985. С. 309—310.
2 Шульгин В. В. Указ. соч. С. 163.
3Там же. С. 162.
4 Достоевский Ф. М. Еврейский вопрос. М., 1995. С. 4.
Иудейское право, отмечалось в связи с этим израильскими авторами,— это комплекс «всеохватывающих обязанностей, регулирующих все аспекты еврейской жизни»1. Разумеется, что этот комплекс относится в первую очередь к нормам публичного права, в разряд которых следует отнести, особенно применительно к древнеиудейскому праву, не только нормы, регулирующие отношения членов иудейского общества к своему государству, общественным институтам, но и к Богу, к его законам и заповедям, к религиозным ритуалам и жертвоприношениям, к иудейской религии в целом.
Среди многочисленных и разнообразных обязанностей по отношению к иудейской вере и к Богу главной для правоверного иудея является обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу. В так называемом Синайском законодательстве в одном из изречений Бога пророку Моисею указывается прежде всего на то, чтобы: а) у Моисея и «богоизбранного народа» не было «других богов пред лицом Моим»; б) не делали себе кумира и «никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в воде ниже земли»; в) «не поклонялись им и не служили им»; г) соблюдали все заповеди, идущие от Бога; д) не произносили имени Господа Бога «напрасно, ибо Господь н?> оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»2.
Важнейшими этическими, религиозными и одновременно юридическими обязанностями в системе иудейского права являются те, которые связаны с непременным соблюдением религиозных праздников. В священных книгах и писаниях — источниках иудейского права особое внимание уделяется субботе. «Помни день субботний, чтобы святить его»,— говорится в книге Исход3. «Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои», а «день седьмой — твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, не считается освященным самим Богом и должен быть посвящен молению Богу».
Аналогичная заповедь-обязанность в той или иной форме повторяется и в других священных писаниях и книгах.
«Субботы Мои соблюдайте и святилище мое чтите: Я Господь»,— повторяется «субботняя» заповедь в книге Левит4.