Что собой представляет иудейское право?
Отвечая на этот вопрос, некоторые авторы акцентируют внимание прежде всего на том, что это право, сформированное древними обычаями религиозных иудеев, что это «право их земли» и что оно в современном его звучании есть скорее «нечто фактическое, нежели юридическое»1.
Другие исследователи рассматривают иудейское религиозное право как систему «юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев, и их верований». Содержание этой системы, по их мнению, формируется в основном из «норм обычного права, весьма почитаемых соблюдающими их евреями всего мира на протяжении более чем двух тысяч лет»2.
Наконец, третья группа авторов при ответе на вопрос о понятии и содержании иудейского права исходит из того, что оно представляет собой систему не только обычных религиозных норм, но и соответствующихрелигиозно-этических принципов, сложившихся на протяжении многовековой истории развития еврейского народа традиций, многочисленных толкований Талмуда и других признаваемых последователями иудаизма священных книг и писаний, а также различных решений религиозных (раввинских) судов3.
В иудейском праве, подчеркивает в связи с этим профессор 3. Фальк, «на совершенно одинаковой основе» сосуществуют и функционируют, с одной стороны, нормы, закрепляющие религиозные ритуалы, с другой — религиозные нормы, регламентирующие поведение евреев в их частной и общественной жизни. И с третьей стороны — нормы, создаваемые и применяемые в настоящее время в процессе повседневной деятельности судами4.
Выделяя в системе рассматриваемого права различные группы социальных норм, принципов, религиозных толкований (доктрин), обычаев и традиций и называя их в совокупности иудейским правом, следует иметь в виду, что в данном, равно как и в других аналогичных случаях речь идет не об израильском праве как таковом, а лишь о его хотя и весьма важной, но тем не менее только одной составной части. В определенной мере, говорится по этому поводу в израильской литературе, «иудейское право выступает в реальной действительности не иначе как интегральная часть всего израильского права»5.
Несмотря на то что большая часть израильского населения исповедует иудаизм6, впрочем, как и большинство евреев, проживающих в других
1 Lifshitz B. Op. cit. P. 507. 2 См.: Falk Z. Jewish Matrimonial Law in the Middle Ages. L., 1966; Falk Z. Jewish Law // Deirett J. (ed.). Introduction to lefal Systems. L., 1983. 3 См.: Englard I. Law and Religion in Israel. P. 185—189. 4 Falk Z. Jewish Law. P. 28. 5 Shochetman E. Israeli Law and Jewish Law — Interaction and Independence: A Commentary // Israeli Law — Forty Years. P. 525.
6 См.: Государство Израиль // Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. М., 1993. С. 146.
странах мира, а в некоторых политических и научных изданиях не без определенных оснований говорится о том, что иудаизм не формально-юридически, а фактически является «государственной религией», официальной религией государства Израиль»1, тем не менее иудейское право, даже по названию, не говоря уже о содержании, никогда не отождествлялось и не может отождествляться со всем израильским правом.
Первое по своей сути и характеру рассматривается как древнейшее религиозное право, оказывающее, однако, огромное влияние на современную общественнно-политическую и правовую жизнь Израиля . В то же время второе, израильское право считается в формально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе наряду с нормами светского законодательства нормы религиозного, иудейского права3.
Следует заметить, что в некоторых отечественных и зарубежных изданиях иногда вместо термина «иудейское право» употребляются термины «древнее еврейское» или просто «еврейское право», используемые как синонимы. Во избежание терминологической путаницы более предпочтительным представляется употребление ранее обозначенного термина «иудейское право». По сравнению с другими он точнее отражает суть исследуемой правовой материи и в силу этого наиболее распространен и широко признан авторами, занимающимися проблемами зарубежного и сравнительного права4.
Будучи весьма своеобразным по своей природе и характеру правом, значительно отличающимся от других правовых систем, иудейское право, по справедливому замечанию R Давида, не образует вместе с этими правовыми системами какой-либо отдельной правовой семьи «в полном смысле этого слова»5. Находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, оно тем не менее радикально отличается от них, выделяется среди них.
Иудейское право, отмечается в специальной литературе, всегда сохраняло и в настоящее время сохраняет свой «особый характер». Пройдя более чем 3-тысячелетний путь развития «во всех четырех углах мира, эта правовая система до сих пор сохраняет свою специфичность, выделяющую ее среди других правовых систем»6. Причем эта специфичность имеет не локальный, а глобальный, всеохватывающий характер, распространяясь как на отдельные институты (право собственности, купля-продажа, «конкретное право» и др.7), так и на различные принципы иудейского права, на его многочисленные доктрины и догматы, наконец, на природу этого права и его идеологию. Поэтому