Человек как триединое существо
Библия учит, что человек является триединой сущностью, то есть он состоит из трех частей: духа, души и тела.
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш
дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие» (1 Фес. 5:23).
Легко отличить тело от всей остальной сущности человека, но намного труднее произвести различие между душой и духом. И хотя наш дух и душа тесно соединены друг с другом, между ними существует четкое различие. В Послании к Евреям говорится: «Ибо слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
В чем же состоит разница между духом, душой и телом? Каково их предназначение? И как они функционируют?
Наш духпозволяет нам осознавать Бога через общение с Ним, через интуицию и совесть.
Наша душапозволяет осознавать самих себя через способности разума, эмоции и волю.
Наше телопозволяет осознавать мир через пять органов чувств. Это зрение, слух, тактильные ощущения, вкус и обоняние.
Подытоживая, можно сказать, что Бог пребывает в нашем духе (после обращения). Наше «я» пребывает в душе. Наши чувства пребывают в теле.
Наш дух контактирует с духовным миром. Наше тело контактирует с материальным миром. Наша душа, настоящая наша сущность, находится между двумя мирами и существует в обоих мирах.
Чтобы быть уравновешенным христианином, нам нужно заботиться обо всех частях нашей цельной сущности. Нельзя делать акцент на одной из них в ущерб другим.
Человек при сотворении
Когда Бог сотворил человека, Он сделал его живой душой. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).
Человек был создан по образу Божьему. Бог есть Дух, и потому человек был сотворен духом. Бог, таким образом, возвысил его над остальным животным творением, чтобы он мог общаться со своим Творцом.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26, 27).
Адам и Ева наслаждались постоянным общением с Богом. Их жизнь была наполнена гармонией. В их жизни нб было и тени греха, болезни и рабской зависимости. Каждая часть их сущности — дух, душа и тело — исполняла свои функции, данные ей при сотворении.
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16, 17).
К несчастью, Адам отверг Божье Слово, и в тот же момент он умер. Не физически, но духовно.
Через грех дух Адама утратил способность общаться с Богом, и потому он стал «мертвым» для Бога. Линия коммуникации была прервана, поток жизни отключен, свет превратился во тьму. Разложение смерти стало действовать в душе и теле Адама. И хотя он умер физически только в девятьсот тридцать лет, постепенное его разрушение и приближение к ней началось в тот момент, когда он умер духовно.
Бог сотворил Адама для того, чтобы он властвовал на земле и над ее творениями. Подчинившись слову сатаны, Адам не только отпал от общения с Богом, но и потерял свое право управления землей. Сатана отнял у Адама его позицию власти и стал правителем этого мира (см. Иоан. 14:30). Начиная с этого момента, человеческая раса подчинилась владычеству сатаны и его господству.
Грех Адама имел далекоидущие последствия. Он оказывает влияние на каждое поколение людей:
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).
Иисус — последний Адам
Первый человек Адам не смог выполнить Божьи цели на земле. Вместо жизни через него пришла смерть. Поэтому Бог решил послать Своего Сына, второго Адама, Который через послушание воле Отца дал рождение Духом новой расе людей, которые, как и Он, будут ходить в послушании и праведности с любовью (см. 1 Кор. 15:45-48).
В определенное время Бог послал Своего Сына в мир, чтобы Он родился от Девы через действие Святого Духа (см. Гал. 4:4; Мат. 1:18-25). Будучи Сыном Человеческим, Он жил как Человек и испытал в Своей жизни все тяготы и проблемы, с которыми сталкиваемся мы. Разница между нами и Иисусом в том, что Он никогда не грешил. Поскольку Он не был семенем Адама, Он не воспринял действие порочной природы греха, как это происходит с каждым ребенком, рожденным по линии Адама. Бог есть Его Отец, источник Его жизни. Иисус жил от этого Источника и в Нем.
Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы умереть. Он пришел, чтобы предложить Себя в качестве заместительной жертвы за грехи всего мира. Поскольку в Нем не было греха, Он мог предложить Себя Отцу в качестве жертвы за грехи всего порочного человечества. В качестве безгрешной жертвы Он мог взять на Себя грехи всего мира и суд за эти грехи. Делая так, Он освободил человека от наказания за грех (см. Ис. 53:3-6).
Победа Иисуса
То, что в естественном мире воспринималось как величайшая трагедия, обратилось великой победой, ибо через смерть и воскресение от смерти Иисус не только разобрался с разлагающим грехом, но и лишил сатану права господствовать над человечеством. Он одержал победу над сатаной и всем его воинством.
«[Он] отнял силы у началъств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15).
Иисус Христос «отнял силы у начальств и властей» (буквально: «Он избавился от начальств и властей») и восторжествовал над ними. Слово «торжество» значит больше, чем просто победа. В древнем Риме возвращавшиеся из победного похода военачальники проезжали в торжественной процессии на колеснице к Капитолийскому холму, чтобы принять честь за одержанные ими победы. В этой процессии выставлялись напоказ пораженные и закованные в цепи пленники вместе с трофеями, добытыми на войне. Когда Иисус Христос одержал победу над сатаной и его воинством, Он властно подверг их позору — выставив на всеобщее обозрение в невидимом мире.
Иоанн говорит об этом просто: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1 Иоан. 3:8).