Берлинская международная церковь
Генри Паасонен, миссионер организации C&MA в Берлине, Германия. Статистика: четыре ячейки;
воскресные богослужения посещают сто двадцать человек1
Вскоре после безуспешных попыток организовать ячейки для новой церкви в Париже Генри Паасонен впервые услышал о принципах Г-12. В это же время он читал книгу о распространении Евангелия в Европе в эпоху Средневековья (Thomas Cahill. «How The Irish Saved Civilization»). Книга рассказывала о героической роли Ирландии в этом процессе, начиная от падения Римской империи вплоть до подъема средневековой Европы.
Вторая часть книги повествовала о том, как кельтские святые разошлись по всему континенту, дойдя даже до России и Ближнего Востока. Они создавали монастырские общины, которые всегда представляли собой группы из двенадцати человек. Каждый член такой общины проходил подготовку, чтобы стать «воином-монахом», что во многом напоминало систему Г-12.
Паасонен пишет:
«Когда я читал об этих ирландских миссионерских центрах и одновременно узнавал о служении Сезара Кастелланоса, мой разум стал освобождаться от стереотипов сложной системы отчетности и многоуровневой структуры, которые характеризуют различные ячеечные модели, — так называемой системы обратной связи, которая может стать тяжким бременем для лидеров ячеек, поскольку от них требуют посещать членов своей паствы, участвовать в еженедельных лидерских собраниях и вносить свой вклад в подготовку и воспитание настоящих и будущих лидеров. Наконец-то появилась ячеечная модель, функционирующая как дружная команда лидеров, которые остаются вместе, а не разделяются ради умножения количества групп, и которые поддерживают внутри себя лидерскую отчетность и взаимную ответственность, без многочисленной иерархии контролирующих работников».
После насаждения четырех «неячеечных» церквей в районе Парижа Паасонен был переведен в Берлин, столицу Германии. Здесь, работая вместе с командой из организации «Христианский и миссионерский альянс», он наконец-то увидел прорыв.
В Послании к Ефесянам (4:11-16) они увидели принципы деятельности ячеек, отражавшие четыре важнейшие характеристики модели Г-12:
1. Ячеечная группа предназначена для лидеров ячеек. В этих стихах был также отмечен призыв к тесному общению и взаимной подотчетности, которые на практике можно воплотить только в ячеечной группе. Кроме того, в этом отрывке указаны четыре аспекта служения (стих 11), которые определяют состав исходной группы, а также минимальный размер ячейки — в сущности, это квартет наставников, которые становятся руководящим ядром по мере роста ячейки.
2.. Продолжительная работа в команде требует от этого квартета солидарности, а потому они должны оставаться вместе в единстве, не разделяясь в процессе умножения ячеек.
3. Целью служения этих четырех является забота и воспитание людей, которые приходят в ячейку, а также подготовка их к служению в качестве ячеечных лидеров.
4. Осуществляется комплекс четырех программ подготовки лидеров, о которых говорится в стихах с 12-го по 16-й.
Так родилось видение модели «Бриллиант четырех» (Б-4)! Эта модель во многом отражает ключевые принципы группы Г-12, однако устанавливает более скромную первоначальную цель роста ячейки — воспитать всего лишь четырех человек, а не двенадцать. Почему? Потому что четыре — минимальное количество членов для функционирующей ячейки. В экспериментальном порядке были названы члены таких квартетов: воспитатель (апостол), вдохновитель (пророк), евангелист и наставник (пастор/учитель).
Паасонен отмечает: «Мы поставили своей целью не слепо копировать модель Г-12, а определить ключевые принципы для развития ячеечной церкви, естественно вписывающейся в условия современной Европы». В результате был получен самый многообещающий для европейского контекста опыт, поскольку здесь очень трудно добиться столь быстрого увеличения количества членов ячеек, как это происходит, например, в Боготе. Следует отметить, что в таких крупных городах, как Берлин, люди менее открыты для Евангелия (по сравнению с Сингапуром или Колумбией). Поэтому ячейку из четырех человек организовать намного легче, а кроме того, в таких маленьких группах можно больше внимания уделить процессу подготовки лидеров. Очень быстро ячейка Б-4 может стать полноценной группой из четырех членов, а затем стремиться к тому, чтобы стать ядром будущей, большей по размеру группы, по мере присоединения к ней новых людей.
В дополнение к вопросу о закрытости людей к благовестию Паасонен рассказывает о другом аспекте роста ячеек, в котором произошел прорыв: дело в том, что в крупных городах Европы, таких как Берлин, очень немногие работающие люди имеют время или силы для того, чтобы вести служение лидеров ячеек в соответствии с требованиями существующих моделей, поскольку на руководителей групп, как правило, ложится очень большая нагрузка — им приходится осуществлять функции пастырской заботы, организации евангелизационных усилий ячейки, уделять много внимания воспитанию новых лидеров, а также поддерживать взаимоотношения лидерской подотчетности.
Однако ячеечная модель может быть построена таким образом, чтобы позволить даже занятым людям принимать активное участие в руководстве группами. Когда функции ячеечного лидера делятся между четырьмя членами, как в модели Б-4, бремя нагрузки распределяется между ними сравнительно равномерно и, кроме того, более полно реализуются духовные дары каждого лидера.
Так же как и в модели Г-12, ячейка Б-4 полностью сосредоточена на развитии лидеров и на умножении ячеек. Процесс умножения начинается с того, что из родительской ячейки выделяется новое ядро Б-4:
1. Исходная группа Б-4 формируется для того, чтобы привести по крайней мере четырех человек ко Христу.
2. Эта тщательно отобранная четверка сначала проходит подготовку по четырем программам, о которых говорится в Послании к Ефесянам (4:12-16).
3. Когда ячеечный прототип завершает свое формирование, в группу начинают приходить новые люди, окружая ядро Б-4, и им предлагают образовать новые Б-4 группы.
4. По мере того как каждая новая группа Б-4 заканчивает процесс своей подготовки к выполнению воспитательных и лидерских функций, ее члены высылаются вовне как единая команда, чтобы стать ядром новой ячейки. Таким образом, умножение происходит через отправку на служение команды лидеров, а не отдельных «героев-одиночек».
5. Как и в модели Г-12, изначальная группа Б-4, а затем и каждая новая Б-4 всегда остаются вместе как постоянная команда-квартет. Таким образом, умножение за счет возникновения подобных маленьких лидерских групп может обеспечить намного более интенсивный рост церкви, чем наблюдается в моделях, требующих наличия в своих ячейках в три раза большего количества людей.
6. Продолжая служить вместе как команда четырех, каждая группа Б-4 выбирает одного из своих членов в качестве координатора ячейки. Этот координатор докладывает о положении дел выборному пасторскому совету, который руководит всей ячеечной церковью, состоящей из групп Б-4. Церковный совет, в свою очередь, избирает старшего пастора. В этой модели нет недостатка демократии!
Итак, в этой модели каждый человек может вырасти в лидера команды Б-4. Каждый может участвовать в служении как часть такой команды. Каждый может стать частью руководящего ядра новой ячейки.
Берлинская миссионерская команда назвала свою стратегию «Операция "Клубника"», поскольку размножение этого растения происходит подобным образом. Клубника растет за счет того, что ее «усики», отходящие от главного куста, пускают в земле корни и образуют новые, независимые растения. Паасонен говорит: «Функция "усиков" является ключевой — внутри каждого из этих отростков имеется весь необходимый потенциал для полноценного развития нового растения». Подобным же образом исходное «растение» Б-4 посылает на служение свой «отросток» — команду Б-4 второго поколения, которая имеет в себе необходимый потенциал для создания нового растения, т. е. новой группы Б-4. Паасонен подводит итог: «Суть нашей модели заключается в следующем — создавать и выпускать новые "побеги" Б-4 в виде готовых к служению команд!»