Берлинская международная церковь

Генри Паасонен, миссионер организации C&MA в Берлине, Германия. Статистика: четыре ячейки;

воскресные богослужения посещают сто двадцать человек1

Вскоре после безуспешных попыток организовать ячейки для новой церкви в Париже Генри Паасонен впервые услышал о принципах Г-12. В это же время он читал книгу о распростра­нении Евангелия в Европе в эпоху Средневековья (Thomas Cahill. «How The Irish Saved Civilization»). Книга рассказывала о героической роли Ирландии в этом процессе, начиная от па­дения Римской империи вплоть до подъема средневековой Ев­ропы.

Вторая часть книги повествовала о том, как кельтские свя­тые разошлись по всему континенту, дойдя даже до России и Ближнего Востока. Они создавали монастырские общины, ко­торые всегда представляли собой группы из двенадцати чело­век. Каждый член такой общины проходил подготовку, чтобы стать «воином-монахом», что во многом напоминало систему Г-12.

Паасонен пишет:

«Когда я читал об этих ирландских миссионерских центрах и одновременно узнавал о служении Сезара Кастелланоса, мой разум стал освобождаться от стереотипов сложной системы отчетности и многоуровневой струк­туры, которые характеризуют различные ячеечные мо­дели, — так называемой системы обратной связи, кото­рая может стать тяжким бременем для лидеров ячеек, по­скольку от них требуют посещать членов своей паствы, участвовать в еженедельных лидерских собраниях и вно­сить свой вклад в подготовку и воспитание настоящих и будущих лидеров. Наконец-то появилась ячеечная мо­дель, функционирующая как дружная команда лидеров, которые остаются вместе, а не разделяются ради умноже­ния количества групп, и которые поддерживают внутри себя лидерскую отчетность и взаимную ответственность, без многочисленной иерархии контролирующих работ­ников».

После насаждения четырех «неячеечных» церквей в районе Парижа Паасонен был переведен в Берлин, столицу Германии. Здесь, работая вместе с командой из организации «Христиан­ский и миссионерский альянс», он наконец-то увидел прорыв.

В Послании к Ефесянам (4:11-16) они увидели принципы деятельности ячеек, отражавшие четыре важнейшие характеристики модели Г-12:

1. Ячеечная группа предназначена для лидеров ячеек. В этих стихах был также отмечен призыв к тесному общению и взаимной подотчетности, которые на практике можно воплотить только в ячеечной группе. Кроме того, в этом отрывке указаны четыре аспекта служения (стих 11), которые определяют состав исходной группы, а также минимальный размер ячейки — в сущности, это квартет наставников, которые становятся руководящим ядром по мере роста ячейки.

2.. Продолжительная работа в команде требует от этого квартета солидарности, а потому они должны оставаться вместе в единстве, не разделяясь в процессе умножения ячеек.

3. Целью служения этих четырех является забота и воспитание людей, которые приходят в ячейку, а также подготовка их к служению в качестве ячеечных лидеров.

4. Осуществляется комплекс четырех программ подготовки лидеров, о которых говорится в стихах с 12-го по 16-й.

Так родилось видение модели «Бриллиант четырех» (Б-4)! Эта модель во многом отражает ключевые принципы группы Г-12, однако устанавливает более скромную первоначальную цель роста ячейки — воспитать всего лишь четырех человек, а не двенадцать. Почему? Потому что четыре — минимальное количество членов для функционирующей ячейки. В экспери­ментальном порядке были названы члены таких квартетов: воспитатель (апостол), вдохновитель (пророк), евангелист и наставник (пастор/учитель).

Паасонен отмечает: «Мы поставили своей целью не слепо копировать модель Г-12, а определить ключевые принципы для развития ячеечной церкви, естественно вписывающейся в условия современной Европы». В результате был получен са­мый многообещающий для европейского контекста опыт, по­скольку здесь очень трудно добиться столь быстрого увеличе­ния количества членов ячеек, как это происходит, например, в Боготе. Следует отметить, что в таких крупных городах, как Берлин, люди менее открыты для Евангелия (по сравнению с Сингапуром или Колумбией). Поэтому ячейку из четырех че­ловек организовать намного легче, а кроме того, в таких ма­леньких группах можно больше внимания уделить процессу подготовки лидеров. Очень быстро ячейка Б-4 может стать полноценной группой из четырех членов, а затем стремиться к тому, чтобы стать ядром будущей, большей по размеру груп­пы, по мере присоединения к ней новых людей.

В дополнение к вопросу о закрытости людей к благовестию Паасонен рассказывает о другом аспекте роста ячеек, в кото­ром произошел прорыв: дело в том, что в крупных городах Ев­ропы, таких как Берлин, очень немногие работающие люди имеют время или силы для того, чтобы вести служение лиде­ров ячеек в соответствии с требованиями существующих мо­делей, поскольку на руководителей групп, как правило, ложит­ся очень большая нагрузка — им приходится осуществлять функции пастырской заботы, организации евангелизационных усилий ячейки, уделять много внимания воспитанию но­вых лидеров, а также поддерживать взаимоотношения лидер­ской подотчетности.

Однако ячеечная модель может быть построена таким обра­зом, чтобы позволить даже занятым людям принимать актив­ное участие в руководстве группами. Когда функции ячеечно­го лидера делятся между четырьмя членами, как в модели Б-4, бремя нагрузки распределяется между ними сравнительно рав­номерно и, кроме того, более полно реализуются духовные дары каждого лидера.

Так же как и в модели Г-12, ячейка Б-4 полностью сосредо­точена на развитии лидеров и на умножении ячеек. Процесс умножения начинается с того, что из родительской ячейки вы­деляется новое ядро Б-4:

1. Исходная группа Б-4 формируется для того, чтобы привести по крайней мере четырех человек ко Христу.

2. Эта тщательно отобранная четверка сначала проходит подготовку по четырем программам, о которых говорится в Послании к Ефесянам (4:12-16).

3. Когда ячеечный прототип завершает свое формирование, в группу начинают приходить новые люди, окружая ядро Б-4, и им предлагают образовать новые Б-4 группы.

4. По мере того как каждая новая группа Б-4 заканчивает процесс своей подготовки к выполнению воспитательных и лидерских функций, ее члены высылаются вовне как единая команда, чтобы стать ядром новой ячейки. Таким образом, умножение происходит через отправку на служение команды лидеров, а не отдельных «героев-одиночек».

5. Как и в модели Г-12, изначальная группа Б-4, а затем и каждая новая Б-4 всегда остаются вместе как постоянная команда-квартет. Таким образом, умножение за счет возникновения подобных маленьких лидерских групп может обеспечить намного более интенсивный рост церкви, чем наблюдается в моделях, требующих наличия в своих ячейках в три раза большего количества людей.

6. Продолжая служить вместе как команда четырех, каждая группа Б-4 выбирает одного из своих членов в качестве координатора ячейки. Этот координатор докладывает о положении дел выборному пасторскому совету, который руководит всей ячеечной церковью, состоящей из групп Б-4. Церковный совет, в свою очередь, избирает старшего пастора. В этой модели нет недостатка демократии!

Итак, в этой модели каждый человек может вырасти в лидера команды Б-4. Каждый может участвовать в служении как часть такой команды. Каждый может стать частью руководя­щего ядра новой ячейки.

Берлинская миссионерская команда назвала свою стратегию «Операция "Клубника"», поскольку размножение этого расте­ния происходит подобным образом. Клубника растет за счет того, что ее «усики», отходящие от главного куста, пускают в земле корни и образуют новые, независимые растения. Паасо­нен говорит: «Функция "усиков" является ключевой — внутри каждого из этих отростков имеется весь необходимый потенци­ал для полноценного развития нового растения». Подобным же образом исходное «растение» Б-4 посылает на служение свой «отросток» — команду Б-4 второго поколения, которая имеет в себе необходимый потенциал для создания нового растения, т. е. новой группы Б-4. Паасонен подводит итог: «Суть нашей моде­ли заключается в следующем — создавать и выпускать новые "побеги" Б-4 в виде готовых к служению команд!»

Наши рекомендации