Ловушка № 4: предпочтение одного ученика другому
Я слышал, как некоторые говорили: «Когда вы ищете себе людей для своей группы двенадцати, выбирайте самых лучших и способных». Эта идея предпочтения одних другим может оказаться смертельно опасной ловушкой. Если вы ведете ячеечную группу и один из членов вашей ячейки открывает новую ячеечную группу, разве этот человек не должен автоматически стать членом вашей группы Г-12? Ответ категоричный — должен3.
Опасно говорить: «Мне не нравится этот человек, поэтому пусть его возьмет кто-нибудь другой». Такое неправильное отношение приведет к разделениям в церкви.
Возможно также, что кто-то из лидеров захочет ввести дополнительные требования для своих учеников, такие, например, как два часа ежедневной молитвы, или еженедельные встречи с каждым из учеников по отдельности, или двухдневные посты каждую неделю.
Что же тогда произойдет с членом его ячейки, который откроет новую ячеечную группу, но не сможет выполнить всего, что требует лидер родительской ячейки? Кто позаботится о таких лидерах? Мне часто приходилось слышать следующий ответ: «Я просто отдам такого человека одному из моих учеников». Звучит легко, но человек, который подобным образом не оправдывает надежд, неминуемо почувствует себя неудачником и отверженным. Такое мышление создает конкурентную ментальность.
Правильный же подход состоит в том, что человек, открывший новую ячейку, должен сразу попадать в зону внимания и заботы со стороны лидера своей родительской группы. Модель Г-12 — это эффективный способ обеспечить заботу о лидерах ячеек и умножение групп. Не позволяйте системе возводить одних в ранг «супердуховных», а на других наклеивать ярлык «бесперспективных».
Если вы осуществляете переход церкви к модели Г-12 и у вас в штате есть несколько пасторов, то старший пастор обязательно должен включить их всех в свою группу Г-12. Независимо от выбранной вами структуры пастырской заботы в ячеечной церкви, старший пастор всегда выступает в роли наставника и руководителя для лидеров высшего звена. Старший пастор не может сказать: «Пожалуй, я возьму пастора Тома в качестве одного из моих двенадцати, но не пастора Дика». Представьте, к какому расколу могут привести такие слова!
То же верно и по отношению к лидерам ячеечных групп. Представьте, что вы хотите перейти к модели Г-12 и у вас уже есть определенное количество функционирующих ячеек. Нельзя позволять высшему руководству выбирать людей, основываясь на личных симпатиях.
Я предлагаю, чтобы на время перехода церкви к модели Г-12 лидеры существующих ячеек находились под руководством лидеров групп двенадцати. Например, Джон — это районный пастор, под руководством которого имеется пять районных служителей. Эти пять человек и должны стать первыми пятью из двенадцати Джона. Одним из этих пяти районных служителей является Марк. Марк заботится о пяти лидерах малых групп. Они и станут первыми из двенадцати учеников Марка.
После принятия этих первых решений относительно уже существующих ячеек каждый ячеечный лидер начнет набирать новых учеников из числа тех членов своей ячейки, которые будут открывать собственные ячеечные группы.
Ловушка № 5: требование проводить много собраний
Чтобы представить своей церкви систему Г-12 в более привлекательном свете, вам нужно знать об этой ловушке и постараться ее избежать. Вы можете помешать внедрению структуры Г-12 в своей церкви, если станете требовать от людей такого посвящения времени, на которое они не способны.
Не следует отождествлять систему Г-12 с каким-то конкретным количеством собраний.
Обычно считается, что увеличение количества каких-то мероприятий в различных аспектах жизни приносит улучшение результатов. Предположим, я веду в классе занятия один раз в неделю. Вдруг я говорю моим ученикам, что теперь мы будем встречаться три раза в неделю в течение того же семестра. Как вы думаете, студенты получат больше знаний? Несомненно. Но в то же время им придется отказаться от каких-то других дел — включая определенные обязанности по отношению к семье.
Да, использование дополнительных мероприятий обычно (хотя и не всегда) приносит результаты, но мы живем во времена, когда у людей имеется множество обязательств. Вы должны уважать чувство долга ваших последователей. И поскольку модель Г-12, как правило, требует больших затрат времени на служение, есть причина задуматься, насколько обоснованно ваше решение принять ее. Вероятно, вы могли бы и ранее попытаться проводить дополнительные собрания в уже существующих у вас малых группах, чтобы получить какие-нибудь чудесные результаты. Однако, скорее всего, вы не стали делать этого — как раз потому, что уважаете существующие обязательства других людей.
Эффективным лидерам ячеек в любом случае приходится тратить достаточно много своего драгоценного времени на развитие новых взаимоотношений — дружеские обеды с соседями, молитвенные обходы своего микрорайона, спортивные игры с коллегами. Кроме того, есть еще занятия в рамках программы лидерской подготовки. Слишком большая занятость в программе ученичества может отвлечь будущих лидеров от главной задачи — от лидерства в ячейке и умножения.
Сведение концепции Г-12 только лишь к количеству собраний означает непонимание принципов, на которых базируется эта система. В седьмой главе я особо подчеркнул один из принципов модели Г-12 — необходимость служения служителям. А собрание группы — это лишь место, где происходит такое служение.
После возвращения из Боготы двое наших штатных пасторов настаивали на практиковавшемся в МХМ требовании проводить по три собрания в неделю. Однако лидеры, выросшие в моей группе, уже имели множество обязательств. Мои лидеры — это профессионалы, работающие полный рабочий день.
Это зрелые и самостоятельные верующие. Им вовсе не были нужны два дополнительных лидерских собрания.
Я не мог потребовать от них такой жертвы. Многие из вас, читающих эту книгу, являются пасторами. Вы полное время заняты на церковном служении. Но большинство членов вашей церкви могут посвятить лидерской подготовке и ученичеству лишь ограниченное количество времени. У них есть работа и другие обязательства, они должны заботиться о своей семье и вести собственные открытые ячейки.
С другой стороны, все же очень важно для церкви определить минимальное количество встреч группы Г-12. Гибкость — это здорово, но и она имеет свои пределы. Если собрания Г-12 проводятся слишком редко, то сомнительно, что таким образом будет осуществляться эффективная пастырская забота и ученичество.
В МХМ решили, что каждый лидер Г-12 должен проводить по три собрания в неделю до тех пор, пока не наберет сто сорок четыре ученика. После этого он может сократить количество собраний до двух раз в неделю.
Всемирный молитвенный центр «Вифания» требует, чтобы новые лидеры каждую неделю приходили в родительскую ячейку. Таким образом, количество собраний сокращается до двух в неделю. С одной стороны, это очень положительный шаг. Однако в таком случае возникают трудности с осуществлением серьезной заботы и надзора в рамках собраний открытых ячеечных групп. Другими словами, действительно ли лидеру новой ячейки необходимо посещать родительскую ячейку каждую неделю? Смогут ли встречи в открытой ячеечной группе удовлетворить потребности нового лидера ячейки? Может быть, на первых порах и смогут, но я обнаружил, что через несколько месяцев новый лидер ячейки уже не испытывает потребности возвращаться в родительскую ячейку. Ему достаточно своей ячеечной группы.
В Республиканской церкви мы, как пасторская команда, решили, что группа Г-12 должна встречаться по крайней мере раз в месяц. У меня, например, на сегодняшний момент есть семь учеников. Я должен встречаться с семью учениками как с группой по меньшей мере раз в месяц. Они, в свою очередь, должны встречаться со своими учениками также хотя бы один раз в месяц. Это значит, что в расписании лидеров родительских ячеек (лидеров Г-12) появляется два дополнительных собрания в месяц.
Но это не значит, что я не общаюсь с моими учениками один на один или же что мои ученики не встречаются лично со своими учениками. Обычно раз в месяц я встречаюсь с каждым из них персонально и часто разговариваю с ними по телефону.
Вы можете организовать свою работу иначе. Очень важно, чтобы вы нашли для себя правильный баланс и сконцентрировались на нуждах собрания. Эффективное лидерство — это когда вы принимаете во внимание нужды своих последователей. Важно постоянно спрашивать их: «Каким образом я смогу лучше всего удовлетворить твои нужды?»
Естественно, новые ученики еще как следует не знают, в чем они нуждаются, но даже в общении с новыми учениками вам необходимо уважать их время и обязательства. Не рассчитывайте заранее, что они смогут встречаться с вами каждую неделю. Если могут — встречайтесь. Но будьте готовы и к проведению всего лишь двух или даже одной встречи в месяц.
Помните, что система Г-12 — это вспомогательная система. И в первую очередь это система заботы, как и модель «по Иофору». Переход к модели Г-12 не сводится только к добавлению еще одного еженедельного собрания. Проведение этих собраний еще не означает, что нужды учеников восполняются.