Ловушка № 3: контроль над людьми

В 1970-е годы произошел пышный расцвет движения «пас­тырства». В этом движении «пастыри» ставились во главе ма­лых групп, чтобы заботиться о пастве. Это движение стреми­лось восполнить недостаток ученичества в церквях. Правиль­ный акцент на заботу и ученичество вскоре сменился на неверную мотивацию, что привело к злоупотреблению влас­тью и контролем. На смену личной свободе пришло насиль­ственное подчинение, и многие верующие попали в рабскую зависимость от своих «наставников».

Не попадайте в ту же ловушку — не пытайтесь контролиро­вать паству. Никого не увлекайте силой в свои ячеечные сети или ученичество.

Как и в русском языке, греческое существительное «ученик» произошло от глагола, который означает «учиться». В Древней Греции философы всегда были окружены учениками. Иудеи называли себя учениками Моисея (см. Ин. 9:28), последовате­ли Иоанна Крестителя были известны как его ученики (см. Мк. 2:18; Ин. 1:35). Слово «ученик» стало обозначать сторонника определенного учения (точки зрения) в сфере религии или фи­лософии.

У Иисуса также были Свои ученики (последователи). Иног­да этим словом обозначают тех, кто принимал Его учение (см. Мф. 5:1; Лк. 6:17; 19:37), однако в других случаях оно исполь­зуется в более узком смысле, обозначая тех, кто сопровождал Христа во время Его земного служения (см. Мф. 6:45; Лк. 8:2 и далее; Лк. 10:1), и в особенности двенадцать апостолов (см. Мф. 3:14). Иисус учил Своих учеников, проводя с ними время и назидая на практических примерах, а они размышляли об увиденном и услышанном. Он послал Своих учеников испол­нять дело служения — проповедовать Евангелие, изгонять бе­сов и исцелять больных (см. Мф. 3:14 и далее).

Слово «ученик» упоминается в Евангелиях двести сорок раз и тридцать раз — в Деяниях, но ни разу — в Посланиях. Даже в книге Деяний слово «ученик» используется для обозначения христиан как последователей Иисуса, а не последователей кого-либо еще.

Нигде в Библии слово «ученик» не употребляется в контек­сте личного наставничества в христианской церкви. Наоборот, Писание выступает против тех, кто пытался возвеличивать свое имя или достигать каких-либо собственных целей через воспитание «своих» учеников. Павел предупреждал верующих в Коринфе: «Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:12, 13). Подобное предостережение Пав­ла мы читаем в Деяниях (20:30, 31): «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учени­ков за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».

Вы должны иметь определенную меру осторожности, назы­вая верующих «своими» учениками2. Мы призваны воспиты­вать последователей Иисуса Христа. Истинным признаком ученичества в действительности является отображение образа Христова. Движение «пастырства» в США уклонилось с пра­вильного пути именно потому, что в нем возникла нездоровая зависимость между учеником и лидером. Ваша цель как настав­ника заключается в том, чтобы создать в своем ученике зависи­мость от Иисуса Христа, но ни в коем случае не от вас самих.

Может быть, именно для того, чтобы защитить церковь от этой ошибки, Святой Дух вдохновил авторов Нового Завета использовать для обозначения последователей Иисуса такие слова, как «верующие», «святые» и «братья». В Деяниях (11:26) мы читаем: «Ученики в Антиохии в первый раз стали назы­ваться Христианами». После двадцать первой главы книги Де­яний слово «ученик» больше не появляется.

Церковь Иисуса Христа как Тело Христово и храм Святого Духа родилась в день Пятидесятницы. С тех пор воспитание учеников приняло новые формы. Возрастание и обучение хри­стиан происходит в Теле Христовом и в Божьем храме, то есть в поместных церквях.

Модель Г-12 — это отличный способ организовать вашу церковь для обеспечения надзора и заботы о каждом лидере. И все же следует стараться не называть друг друга «учениками» конкретных людей: «Джон — это ученик Скотта», а «Мэри — это ученица Анны» и так далее. Также нет никакой необходи­мости выделять свою «особую» принадлежность, говоря: «Я один из двенадцати такого-то».

В МХМ предполагается, что взаимоотношения между на­ставниками и учениками будут продолжаться постоянно. Они не устанавливают свои связи лишь на два или три года. Наобо­рот, в каждой группе двенадцати стремятся развивать взаимо­отношения, напоминающие отношения родителей и детей. Это взаимоотношения на всю оставшуюся жизнь. Однако идея постоянства в данном вопросе — это палка о двух концах. С одной стороны, мы имеем долгосрочное посвящение друг другу, что может стать большим благословением. Но, с другой стороны, такие зафиксированные отношения могут сильно ог­раничить свободу человека и его право выбора. В группе две­надцати ученик никогда не должен чувствовать себя связан­ным чем бы то ни было, он также не должен чувствовать, что его принуждают сохранять эти отношения.



Наши рекомендации