Ловушка № 3: контроль над людьми
В 1970-е годы произошел пышный расцвет движения «пастырства». В этом движении «пастыри» ставились во главе малых групп, чтобы заботиться о пастве. Это движение стремилось восполнить недостаток ученичества в церквях. Правильный акцент на заботу и ученичество вскоре сменился на неверную мотивацию, что привело к злоупотреблению властью и контролем. На смену личной свободе пришло насильственное подчинение, и многие верующие попали в рабскую зависимость от своих «наставников».
Не попадайте в ту же ловушку — не пытайтесь контролировать паству. Никого не увлекайте силой в свои ячеечные сети или ученичество.
Как и в русском языке, греческое существительное «ученик» произошло от глагола, который означает «учиться». В Древней Греции философы всегда были окружены учениками. Иудеи называли себя учениками Моисея (см. Ин. 9:28), последователи Иоанна Крестителя были известны как его ученики (см. Мк. 2:18; Ин. 1:35). Слово «ученик» стало обозначать сторонника определенного учения (точки зрения) в сфере религии или философии.
У Иисуса также были Свои ученики (последователи). Иногда этим словом обозначают тех, кто принимал Его учение (см. Мф. 5:1; Лк. 6:17; 19:37), однако в других случаях оно используется в более узком смысле, обозначая тех, кто сопровождал Христа во время Его земного служения (см. Мф. 6:45; Лк. 8:2 и далее; Лк. 10:1), и в особенности двенадцать апостолов (см. Мф. 3:14). Иисус учил Своих учеников, проводя с ними время и назидая на практических примерах, а они размышляли об увиденном и услышанном. Он послал Своих учеников исполнять дело служения — проповедовать Евангелие, изгонять бесов и исцелять больных (см. Мф. 3:14 и далее).
Слово «ученик» упоминается в Евангелиях двести сорок раз и тридцать раз — в Деяниях, но ни разу — в Посланиях. Даже в книге Деяний слово «ученик» используется для обозначения христиан как последователей Иисуса, а не последователей кого-либо еще.
Нигде в Библии слово «ученик» не употребляется в контексте личного наставничества в христианской церкви. Наоборот, Писание выступает против тех, кто пытался возвеличивать свое имя или достигать каких-либо собственных целей через воспитание «своих» учеников. Павел предупреждал верующих в Коринфе: «Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:12, 13). Подобное предостережение Павла мы читаем в Деяниях (20:30, 31): «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас».
Вы должны иметь определенную меру осторожности, называя верующих «своими» учениками2. Мы призваны воспитывать последователей Иисуса Христа. Истинным признаком ученичества в действительности является отображение образа Христова. Движение «пастырства» в США уклонилось с правильного пути именно потому, что в нем возникла нездоровая зависимость между учеником и лидером. Ваша цель как наставника заключается в том, чтобы создать в своем ученике зависимость от Иисуса Христа, но ни в коем случае не от вас самих.
Может быть, именно для того, чтобы защитить церковь от этой ошибки, Святой Дух вдохновил авторов Нового Завета использовать для обозначения последователей Иисуса такие слова, как «верующие», «святые» и «братья». В Деяниях (11:26) мы читаем: «Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами». После двадцать первой главы книги Деяний слово «ученик» больше не появляется.
Церковь Иисуса Христа как Тело Христово и храм Святого Духа родилась в день Пятидесятницы. С тех пор воспитание учеников приняло новые формы. Возрастание и обучение христиан происходит в Теле Христовом и в Божьем храме, то есть в поместных церквях.
Модель Г-12 — это отличный способ организовать вашу церковь для обеспечения надзора и заботы о каждом лидере. И все же следует стараться не называть друг друга «учениками» конкретных людей: «Джон — это ученик Скотта», а «Мэри — это ученица Анны» и так далее. Также нет никакой необходимости выделять свою «особую» принадлежность, говоря: «Я один из двенадцати такого-то».
В МХМ предполагается, что взаимоотношения между наставниками и учениками будут продолжаться постоянно. Они не устанавливают свои связи лишь на два или три года. Наоборот, в каждой группе двенадцати стремятся развивать взаимоотношения, напоминающие отношения родителей и детей. Это взаимоотношения на всю оставшуюся жизнь. Однако идея постоянства в данном вопросе — это палка о двух концах. С одной стороны, мы имеем долгосрочное посвящение друг другу, что может стать большим благословением. Но, с другой стороны, такие зафиксированные отношения могут сильно ограничить свободу человека и его право выбора. В группе двенадцати ученик никогда не должен чувствовать себя связанным чем бы то ни было, он также не должен чувствовать, что его принуждают сохранять эти отношения.