Посвящение времени для служения
В одном из учебных руководств церкви МХМ можно найти следующее высказывание: «Часто, когда все остальные спят, лидер продолжает работать, пытаясь найти решение для проблем, возникающих в группе». Один из секретов успеха церкви МХМ — это жертвенное отношение ко времени со стороны лидеров. Все члены МХМ полностью посвятили себя Божьей работе, и их отношение к своему времени отражает этот факт. Модель Г-12 в том виде, как она реализована в МХМ, требует от лидеров серьезных затрат времени.
Большинство лидеров ячеек в течение недели принимают участие по меньшей мере в трех собраниях, связанных с ячеечной работой. Кроме того, они присутствуют на собраниях конгрегаций и общецерковных богослужениях. Лидеры ячеек часто посещают по пять собраний, так или иначе связанных с работой ячеечных групп. Однажды мне довелось присутствовать на собрании, где лидеров ячеек призывали вести по три ячеечные группы6. Распределение времени одного из молодежных лидеров хорошо иллюстрирует то, как члены церкви МХМ относятся к своему призыву на служение:
«Я познакомился с одной восемнадцатилетней студенткой, которая стояла во главе трехсот восьмидесяти ячеечных групп. Каждую неделю она посещает лидерские собрания группы Г-12 и, кроме того, ведет собственную лидерскую группу и евангелизационную ячейку. Три раза в неделю она принимает участие в репетициях молодежной группы прославления в качестве танцора. Она служит на субботних молодежных собраниях и преподает в лидерской школе по утрам в воскресенье»7.
Фраза «кипучая деятельность» наилучшим образом представляет жизнь церкви МХМ. Церковь никогда не прекращает своей активности, которая начинается с ранних молитвенных собраний в пять часов утра и продолжается до поздних вечерних служений. Когда в 1996 году я впервые посетил МХМ, меня поселили в комнате, находившейся в здании самой церкви (бывшей аппаратной). Каждое утро я просыпался в пять часов от звуков музыки прославления. Каждый вечер ложился спать под звуки хвалы и проповеди. В течение всего дня в церкви постоянно кто-нибудь работает. Редко выдается такой момент, когда никто из пасторов или членов церкви не проповедовал бы Слово, не поклонялся Богу и не вел молитву8.
«Тесно связанная» культура церкви МХМ
В церкви МХМ вы либо полностью принимаете видение этой церкви, либо полностью не принимаете; вы либо входите в состав церкви, либо остаетесь вне ее. «Внутренний потенциал» концепции Г-12 начинает работать только для тех, кто посвятил себя ей.
Я обнаружил, что церковь МХМ очень похожа на преуспевающие компании, анализ деятельности которых представлен в великолепной книге Джеймса Коллинза и Джерри Порраса «Построено прочно: удачные привычки компаний с видением» (James Collins, Jerry Porras. Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies). Коллинз и Поррас в течение долгого времени изучали преуспевающие компании, а затем сравнили их с компаниями, которые потерпели в своей деятельности неудачу.
Среди прочих характеристик авторы обнаружили, что в успешных компаниях вверх по служебной лестнице продвигались те работники, которые «вписывались» в коллектив и полностью принимали «культуру» (философию) организации. Преуспевающие компании с перспективным видением проявляли свою полную приверженность выбранной ими философии. В связи с этим авторы утверждают следующее:
«Компании с перспективным видением имеют ясное понимание того, кто они есть на самом деле, к чему они стремятся и чего добиваются. Они не хотят держать у себя людей, не желающих или не умеющих подчиняться требуемым стандартам. Компании с перспективным видением намного более требовательны к своим подчиненным, ожидая от них полного соответствия выбранной линии компании».
В преуспевающих компаниях недавно нанятые работники проводят много времени с другими работниками той же компании и таким образом начинают вникать в специфические особенности этой организации. Авторы пишут: «Вновь поступившие на службу работники... сразу же обнаруживают, что почти все их время оказывается занятым работой и общением с другими членами "семьи", благодаря чему они больше узнают о ценностях и характерных особенностях этой компании».
Церковь МХМ подходит под описание этих успешных компаний. Те, кто достигает высоких лидерских позиций, так сильно верят в философию церкви, что готовы посвятить большую часть своего времени дальнейшему развитию этого видения. Они демонстрируют полное подчинение авторитету и стремятся избегать всякой критики и негативизма. «Тесно связанная» культура церкви МХМ и серьезная приверженность ее членов общим ценностям помогают объяснить успех их деятельности.
Чудеса и Божья сила
Церковь МХМ живет в мире чудес и сверхъестественных проявлений. «Хотите, чтобы в вашу церковь народ шел толпами? — спрашивает пастор Кастелланос. — Совершайте чудеса Иисуса». Кастелланос убежден, что модель Г-12 «обладает огромнейшим помазанием для чудотворения». Христос демонстрировал Свою силу и исцелял людей из-за Своего сострадания к ним. Кастелланос говорит: «Модель Г-12 родилась в сострадании Иисуса, когда Он увидел растерянность и беспомощность людей».
В церкви постоянно проводятся служения чудотворения. Пастор Кастелланос рассказывает о богослужении, на которое привезли десять парализованных, сидевших в инвалидных колясках, и поставили их в первом ряду. Он почувствовал к этим людям огромное сострадание. Он сошел с платформы, чтобы помолиться о них, и подумал: «Господь, даже если ничего не произойдет, по крайней мере, я попробую». Он попросил каждого из них поделиться своими проблемами. Когда третий начал объяснять свою болезнь, Сезар почувствовал, что у него есть вера на исцеление. И пока пастор еще молился (продолжая держать глаза закрытыми), тот человек уже стоял на ногах перед всей аудиторией! Сезар сказал ему: «Покажи всем, как ты толкаешь свою пустую коляску. Долгое время она возила тебя, а теперь ты сам вези ее перед собой!»
Видение
Члены МХМ знают, что пастор Кастелланос много времени проводит в молитве и общении со Святым Духом. В такие периоды он получает масштабное видение для своей церкви. Как апостолы в прежние времена, Кастелланос успешно передает свое видение ключевым лидерам церкви. Некоторые из лидеров высшего звена объясняют свой успех тем видением и вдохновением, которое они получают от своего пастора.
Пастор Кастелланос сумел передать понимание важности видения и умения мечтать своему ученику, Сезару Фахардо. Пастор Фахардо говорит об этом так: «Ваше видение должно захватить все сферы вашей жизни, и вы должны быть способными передать это видение. Иногда видение, которое имеете вы, для других людей может показаться странным».
Фахардо понял эту истину на собственном опыте. Когда в 1987 году он начал молодежное служение, в церкви было всего тридцать молодых людей. Он начал мечтать о том, чтобы привлечь ко Христу молодых людей со всей Боготы. Когда он проповедовал, то представлял, что все помещение церкви заполнено молодыми людьми. Он открыто провозглашал на собраниях своей малой группы: «Наступит время, когда молодые люди будут выстраиваться в очередь, чтобы попасть в церковь». В 1987 году Фахардо сфотографировал находившийся по соседству крытый стадион, заполненный болельщиками. Затем он повесил эту фотографию на стену в своей комнате и начал мечтать о том, что когда-нибудь Бог заполнит этот стадион молодыми людьми, пришедшими на поклонение.
В настоящее время по субботним вечерам до восемнадцати тысяч молодых людей выстраиваются в очередь у дверей того самого стадиона. Около восьми тысяч ячеечных групп осуществляют заботу обо всех этих молодых людях. Примерно по пятьсот молодых людей принимают Христа на каждом из таких субботних собраний. Молодежное видение оказалось заразительным. Приезжающие в гости пасторы также осознают это. Вот свидетельство одного из них:
«Атмосфера была наэлектризована Святым Духом. Я был тронут до глубины души тем, как горячо эти молодые люди поклонялись и с какой интенсивностью они молились. Я был растроган до слез и плакал на протяжении всего собрания. Как мы поняли из дальнейших наблюдений, это собрание можно расценить как гигантскую машину для сбора урожая. Проповедь была страстной и прямой — молодежный пастор Сезар Фахардо говорил об освобождении от уз дьявольской лжи. В конце его служения от четырехсот до шестисот молодых людей ответили на призыв к спасению. Затем новообращенные проследовали (их вел человек с флагом в руке) в другой зал по улицам, заполненным людьми, ожидавшими следующего собрания. Их переход сопровождался аплодисментами. В том зале они прослушали еще одну проповедь, затем их зарегистрировали, и с каждым из них персонально побеседовал специально подготовленный служитель».
Пастор Фахардо передает это видение своим двенадцати ученикам. У его учеников также имеется по двенадцать учеников, и этот процесс продолжается далее, вплоть до новообращенных, которые прибывают каждую неделю. Видению в церкви МХМ придается особое значение — оно пронизывает всю ее структуру. Оно заразительно. В такой атмосфере легко развиваются духовные суперзвезды, но видение всегда начинается сверху.
Постановка целей
В церкви МХМ очень серьезно относятся к постановке целей. Пастор Кастелланос просит каждого из лидеров ячеек определить конкретные цели по умножению групп. Раз в три месяца лидеры церкви пересматривают свои цели и подтверждают краткосрочные и долгосрочные задачи, при необходимости внося изменения. Каждая ячейка должна умножаться хотя бы раз в год (это означает, что в течение года как минимум один ученик должен полностью пройти процесс подготовки и начать собственную группу), но лидеров ячеек призывают умножать ячейки каждые полгода. В каждой ячейке люди должны евангелизировать, приводить людей ко Христу и постепенно идти к умножению.
Сезар Кастелланос говорит: «Наши будущие планы должны оформляться через постановку конкретных целей. Рост церкви до сего времени происходил благодаря сосредоточению на конкретных целях». Затем он продолжает: «С самого начала создания МХМ Господь открыл мне важность постановки целей, и с тех пор я всегда сосредотачиваю основное внимание на достижении поставленных целей». И далее:
«Установленные цели прокладывают своего рода рельсы для нашей веры, они четко определяют для нас предстоящий курс — не для того, чтобы помочь Богу, но чтобы помочь нам! Ясные цели помогают нам оценить нашу работу, потому что все наши действия должны приносить плоды. Церковь обязательно-должна ставить конкретные цели, которые помогут церкви расти. Понимая это, нам следует отказаться от традиционной привычки к многочисленным собраниям, не имеющим определенной цели, и помнить о том, что на неделе мы должны проводить одно общецерковное богослужение и множество собраний ячеечных групп. В нашем случае, после того, как церковь стала бурно расти, мы начали и другие «специализированные» служения, но только те, которые помогали осуществлению главной цели».
Рост церкви
Еще до внедрения в церкви модели Г-12 «Международная харизматическая миссия» ставила своей целью охватить население всей Боготы Евангелием Иисуса Христа. Концепции церковного роста придается в церкви МХМ очень большое значение, и этот аспект считается приоритетным в ее деятельности. Пастор Кастелланос говорит: «Некоторые заявляют, что их главная цель — качество, а не количество. Но Бог заинтересован и в том, и в другом — ив качестве, и в количестве. Церковь, которая не растет, подобна стоячей воде. Церковь, которая не растет, начинает концентрироваться только на самой себе, и в ней прорастают самые разные семена нечестия». Далее он продолжает:
«Церковь не должна к концу декабря оставаться с тем же количеством членов, какое было в ней в начале года, поскольку этот факт отражает невыполнение ею Великого поручения. Такого рода бесплодие обычно наблюдается в церквях, загруженных программами, которые поглощают всю энергию, но не приносят видимых результатов».
Поскольку церковь МХМ использует каждую возможность для евангелизации, в ней всегда можно видеть приток новых людей. Эта церковь никогда не отходит от выполнения своей главной цели — завоевания новых людей для Христа. Утренние воскресные богослужения, например, ориентированы на людей, еще только ищущих Бога. Кастелланос делает все возможное, чтобы убедительно донести евангельскую весть до неверующих. Каждое воскресенье сотни людей принимают Иисуса Христа и быстро вливаются в систему ячеек. Главным приоритетом для церкви МХМ является завоевание людей для Иисуса Христа.
Крупные служения церкви (мужское, женское, духовной войны, молодежное и т. д.) собираются как отдельные конгрегации по рабочим дням — не только для того, чтобы дать людям назидание, но также и для евангелизации. На всех таких собраниях обязательно звучит призыв принять Христа, и вновь уверовавшие немедленно включаются в ячеечные группы в рамках конкретного вида служения.
Основным методом церковного роста в МХМ является евангелизация через умножение ячеечных групп. Все ячейки в МХМ носят евангелизационный характер, и церковь верит, что львиная доля новообращенных приходит ко Христу именно благодаря служению ячеечных групп.
Творческий подход
Церковь МХМ верит в возможность дальнейшего совершенствования своей методологии. Члены церкви весьма прагматичны. Они готовы продолжать испытывать и экспериментировать с тем, чтобы быть в состоянии спасать и делать учениками еще больше людей во славу Иисуса Христа. Поскольку старая ячеечная система не принесла желаемых результатов, они создали систему Г-12.
Даже после принятия стратегии Г-12 МХМ продолжает оттачивать ее методы. Такое отношение напоминает жизнь и служение Джона Уэсли. Ричард Уилке пишет:
«Джон Уэсли изменил структуру церкви и методы служения практически наперекор собственной воле — ради спасения душ. Он не хотел использовать женщин в служении, однако делал это в исключительных обстоятельствах. «Исключительное» скоро стало нормой. Он не хотел привлекать к пасторской работе простых прихожан, но делал и это. И они успешно несли неверующим Благую весть о Христе. Он не хотел проповедовать на открытом воздухе, но пришел и к этому, так что гораздо больше людей могли услышать Слово Божье».
Бог желает дать вам такие же творческие способности ради грядущего урожая.
Важность семейного служения
Церковь МХМ твердо верит в служение супружеских пар. Кастелланос говорит об этом так:
«Некоторые пасторы не вовлекают своих жен в служение церкви. Они думают, что роль женщины должна быть ограничена заботой о детях. Я же хочу сказать, что если жена не участвует в церковном служении, ваше служение обязательно будет «хромать». Когда Бог призывает к служению мужчину, Он также призывает и его жену. Божий призыв распространяется на обоих супругов. Мужья обязательно должны вовлекать своих жен в служение».
Клаудия Кастелланос всегда находится рядом с мужем, молясь вместе с ним и часто выступая сама9. Клаудия стала образцом лидера-носителя видения. В 1989 году она даже была избрана в члены колумбийского сената и подумывала о выдвижении своей кандидатуры на пост президента страны. Почти половина штатных служителей церкви МХМ — женщины10. Если женатый человек чувствует призвание к служению в МХМ, он должен быть готов служить вместе со своей женой.
В Латинской Америке в течение долгого времени преобладало чисто мужское служение. Вот почему все эти перемены стали новым и свежим направлением. Только Бог знает, насколько этот фактор способствовал росту церкви МХМ, но эта тенденция стала позитивным явлением и для всего латиноамериканского служения в целом.
Видение ячеечной церкви
При исследовании феномена модели Г-12 важно помнить, что в ее основе лежит преданность идее ячеечной церкви. После того как философия ячеечного служения пустила в этой церкви глубокие корни, МХМ стала настраивать свою ячеечную стратегию на перспективу большой жатвы.
В первые годы развития церкви малые группы занимали в ней важное место, но не были основой ее структуры. Можно сказать, что в то время МХМ была просто «церковью с ячейками». Затем, в 1986 году, МХМ полностью реорганизовала свою структуру, сосредоточив служение вокруг ячеечных групп.
После внедрения в 1991 году стратегии Г-12 МХМ по-прежнему остается ячеечной церковью. Люди в МХМ понимают философию ячеечной церкви и открыто пропагандируют ее. Сезар говорит: «Своим ростом церковь обязана ячеечной модели. Я не знаю более эффективной модели, чем эта». Клаудия Кастелланос подтверждает: «Те церкви, которые не смогут перейти к ячеечной структуре и развиться в настоящие ячеечные церкви, останутся далеко позади». Клаудия сравнивает традиционные церкви со старыми миссионерами, которым приходилось тратить по полгода, чтобы на пароходе добраться до места назначения. Она утверждает: «Ячеечная церковь помогает нам войти в век реактивных скоростей...» Пастор Сезар говорит:
«Мы знаем много церквей, сосредоточивших свои силы и ресурсы на многочисленных программах, которые ничего не дают для роста церкви и ее умножения, а именно это Бог желает видеть на сегодняшний день. В течение многих лет мы также боролись с этими проблемами, пока наконец не поняли, что единственной жизнеспособной программой, которая в состоянии выполнить Божью цель, является ячеечное служение. Мы решили создать в своей церкви такую структуру, которая была бы сосредоточена вокруг ячеечного служения. Теперь у нас нет никаких других программ, которые бы отвлекали наше внимание. Почему? Потому что мы живем в двадцать первом веке».
Некоторые ошибочно принимают модель Г-12 за систему, которая соперничает со структурой ячеечных групп. Но это совсем не так. Кастелланос утверждает, что только ячеечная структура принесет урожай в тысячи и тысячи спасенных душ и превратит пассивных посетителей церкви в активных ее членов. Ячеечная церковь, считает пастор Кастелланос, — это единственный эффективный метод, способный мобилизовать всю церковь на дело обретения душ для Христа. Он говорит: «...в ячеечной церкви старший пастор главное внимание концентрирует на проповеди и побуждении своей паствы к умножению». Служение евангелизации и воспитание учеников осуществляется всею церковью через ячеечные группы.
Однажды церковь МХМ чуть не уклонилась от своего понимания ячеечной церкви. Они познакомились с человеком, имевшим апостольское видение о насаждении церквей. Кастелланос слишком поспешно принял видение этого человека за свое собственное и решил начать открывать новые церкви. В МХМ начался процесс подготовки двухсот пасторов для насаждения новых церквей.
В то время Сезар и Клаудия Кастелланос приехали в Корею, в Полноевангельскую церковь «Йоидо», для участия в семинаре по созданию новых церквей. Когда пастор Сезар слушал выступавшего, Дух Божий сказал ему: «Ты не должен делать того, что планируют делать все остальные участники семинара»11.
В тот же самый момент его жена, Клаудия, которая находилась в другом зале, где учили о стратегиях евангелизации, получила такое же свидетельство от Божьего Духа.
Это откровение подтвердилось для четы Кастелланос во время выступления пастора Чо на воскресном богослужении. Из-за большого скопления народа многие люди были вынуждены стоять. Господь заговорил к Кастелланосу и сказал: «Я дал тебе видение, как и Давиду Чо, вырастить огромную церковь, основанную на ячеечных группах, а ты пытаешься внедрить в своей церкви какое-то другое видение!» Бог ясно дал Сезару понять, что Он не хочет, чтобы Кастелланос занимался насаждением десятков маленьких церквей. Бог дал ему видение о создании огромной ячеечной церкви, которая охватит весь город.
По возвращении домой им пришлась смирить себя перед двумя сотнями пасторов, признав, что они ошиблись в своих суждениях. Кастелланос просил у них прощения. И Бог благословил его послушание, так как этот период был отмечен резким ростом церкви с одной тысячи четырехсот ячеек до четырех тысяч, а затем, в 1996 году, — до десяти тысяч ячеек.
Насаждение новых церквей — дело хорошее. Фактически созидание новых церквей — это самый эффективный способ выполнения Великого поручения. МХМ и сегодня продолжает насаждать церкви по всему миру. Но акцент на этот аспект служения чуть не увел МХМ в сторону от развития сильной ячеечной церкви, распространившей свое влияние на весь город Боготу.
Теперь Кастелланос говорит своим людям: «Видение ячеечной церкви восхитительно. Не уклоняйтесь от него. Ячеечная церковь должна иметь одно видение. Не пытайтесь брать понемногу от видения разных церквей. Любите видение ячеечной церкви. Любите ячеечные группы».