Свидетельство Сезара Кастелланоса
Сезар Кастелланос был восьмым ребенком в семье, состоявшей из двенадцати человек. Матери Сезара после безвременной кончины его отца пришлось самой поднимать всю семью Сезар, как многие подростки, пробовал наркотики и пытался найти ответы на жизненно важные вопросы без Иисуса Христа.
Будучи в 1972 году студентом университета, он почувствовал раздражение против профессора философии, который постоянно нападал на христианскую веру. Держа Библию в руке, профессор предлагал любому, кто захочет, опровергнуть его доводы. Сезар принял этот вызов, хотя на тот момент не был верующим. Бог Своей суверенной волей использовал профес- сора-атеиста, чтобы пробудить в молодом человеке желание исследовать Библию.
Когда Сезар начал читать Бытие, Бог открыл ему Себя. Божье присутствие наполнило комнату сияющим светом, и Сезар посвятил себя Иисусу Христу. Христос преобразил Сезара, освободив его от алкогольной и наркотической зависимости. Святой Дух заполнил освободившееся пространство, дав ему жажду Божьего Слова.
Разочарование в служении
Исполненный страстного рвения служить Иисусу Христу, Кастелланос начал провозглашать на улицах Колумбии Благую весть. Как когда-то Джон Уэсли и Джордж Уайтфилд, он нес эту весть в свой народ. Кастелланос также проповедовал с церковной кафедры и в течение девяти лет исполнял пасторское служение в маленьких церквях различных деноминаций. Ранние годы его служения не были отмечены большими успехами. Бог готовил Кастелланоса, подобно Моисею, на окраине пустыни.
Постепенно в нем начало расти чувство разочарования, когда он наблюдал в своих новообращенных недостаток посвящения и стремления к ученичеству. Люди принимали Христа, приходили в церковь, но очень скоро незаметно покидали ее. Традиционные методы церковного роста не приносили постоянных и здоровых плодов.
Но наконец Бог привел его к поворотному моменту. По водительству Святого Духа он покинул пост пастора, чтобы ожидать от Господа получения ясного понимания Божьей воли для своей жизни. «Господь, я не стану делать ничего, пока Ты не заговоришь ко мне. Мне нужно знать, чего Ты от меня хочешь», — говорил Кастелланос. И Бог заговорил к нему.
Бог говорит
«В какой церкви ты хотел бы быть пастором?» — спросил Бог у Кастелланоса в 1983 году. Сезар представил себе церковь численностью в сто двадцать человек — на тот момент это была самая большая церковь из всех, в каких ему довелось служить. Кастелланос рассказывает, что произошло дальше:
«Мысленно я пытался увеличить эту цифру, но не мог. Поэтому я стал смотреть на песок на морском берегу. Я смотрел на него и видел, как каждая песчинка превращается в человека, и тогда я увидел перед собой сотни тысяч людей. Тогда Господь сказал мне: "Столько и еще больше Я дам тебе, если будешь пребывать в Моей совершенной воле"».
Вдохновленный видением, Кастелланос основал новую церковь, на этот раз в своей собственной квартире. Он назвал эту церковь «Международная харизматическая миссия», поскольку его стратегией была евангелизация католиков. В 1980-х годах католическое большинство в Колумбии (97%) негативно относилось к «евангельским» христианам, но в то же время было более открыто к термину «харизматический».
На этот раз пастор Кастелланос начал с Божьего помазания, видения и посвящения достижению четких и конкретных целей. Его первой задачей стал рост церкви до двухсот человек за период в полгода. Он пишет: «Я видел, как к нам шли люди. Их было так много, что они выстраивались в очередь. Одни выходили, а другие, ждавшие своей очереди за дверью, входили в квартиру. Начиная с того момента и далее все, что я делал и делаю до сих пор, основано на вере!» Всего через три месяца церковь уже насчитывала двести человек!
Следуя корейской модели
Поездка пастора Кастелланоса в 1986 году в Корею обеспечила его фундаментальными принципами для создания системы ячеечной церкви. Вместе со своей женой Клаудией он вернулся домой преображенным, почувствовав потенциал для неограниченного роста церкви. Кастелланос всегда верил в ведущую роль малых групп, но в 1986 году он особо отчетливо осознал необходимость ячеечной системы как способа поддержки роста малых групп.
Приняв корейскую модель в качестве примера для подражания, МХМ полностью скопировала систему доктора Йонги Чо. Пастор Сезар организовал малые группы по географическому признаку по всей Боготе. Теперь, вспоминая тот период, он признает, что их ранняя система нуждалась в «настройке». Копируя корейскую модель, он не сумел адаптировать ее к местным культурным условиям. С 1986 по 1991 год МХМ с трудом продвигалась в своем развитии — надеясь на больший успех, но чувствуя, что ей чего-то недостает. Ячейки росли, но очень медленно. К концу 1991 года в церкви было всего семьдесят групп.
Откровение о «двенадцати»
Кастелланос возопил к Богу: «Господь, мне нужно нечто, что поможет ускорить рост церкви». И тогда Бог показал ему недостающее звено, открыв концепцию, которая теперь известна как модель Г-12. По словам Кастелланоса, это откровение было подобно открытию Ньютоном закона всемирного тяготения. Сезар представил, как Ньютон смотрел на падавшие яблоки до тех пор, пока однажды не стал задавать себе такой вопрос: «А почему яблоко падает прямо на землю? Почему оно не взлетает вверх? Или не летит в сторону?»
Откровение начало приходить к Кастелланосу подобным же образом, когда он читал об Иисусе и Его двенадцати учениках. Хотя Сезар неоднократно читал этот отрывок и раньше, на сей раз он увидел в нем нечто новое. «Но почему именно двенадцать учеников? Почему не тринадцать? И почему Иисус не учил весь народ?» Когда он стал задавать себе эти вопросы, Бог начал открывать ему концепцию «двенадцати».
Отрывок, наведший Сезара на размышления, находится в Евангелии от Матфея (9:35-38; 10:1):
«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь».
Иисус призвал Своих двенадцать учеников, зная, что жатва была слишком обильной для одного сборщика урожая. Ему нужно было действовать через других людей, чтобы служить народу. Христос выбрал двенадцать человек, которые должны были помочь Ему выполнить труд Его Отца. Эти двенадцать были Его помощниками, Его ассистентами в работе.
Иисус постоянно находился со Своими двенадцатью учениками. Они были Его «долгосрочным» планом, или «постоянными» учениками. Он смеялся вместе с ними, радовался и изо дня в день учил их. Он предлагал им: «Посмотрите на это», — а после спрашивал: «Что вы увидели?» Однажды ученики Христа наблюдали за щедрым пожертвованием религиозных лидеров и за мизерным даянием бедной вдовы. Тогда Иисус объяснил им, что вдова положила в сокровищницу больше, чем религиозные лидеры, потому что дала от бедности (см. Лк. 21:1-4). Иисус пользовался любой возможностью, чтобы учить своих учеников. Он повсюду ходил вместе с ними, чтобы подготовить их к грядущему урожаю. Кастелланос пишет:
«Я отчетливо увидел служение Иисуса. За Ним следовали толпы людей, но Он не учил весь народ. Он обучал только двенадцать человек, и все, что Он говорил и делал с народом, было нацелено на обучение этих двенадцати учеников. И затем Господь задал мне еще один вопрос: "Если Иисус учил двенадцать, следует ли тебе взять более двенадцати или менее двенадцати?"»
Кастелланос почувствовал, что это было Божье откровение. Он не был удовлетворен ячеечной системой, которая привела к увеличению ячеечных групп только до семидесяти. С этим новым пониманием он начал вкладывать свою жизнь в лидеров церкви, как это делал Иисус. Кастелланос рассчитывал, что его двенадцать учеников начнут делать то же самое — найдут себе по двенадцать собственных учеников, чтобы отобразить в них образ Христа.
Ожидание Божьего времени
«Господь, я хочу начать немедленно», — думал Кастелланос. Но Бог ответил: «Жди». Господь показал Сезару, что второй пастор его церкви хочет привести церковь к расколу. Он захотел установить собственное царство. Бог сказал: «Если этот человек поймет видение, которое Я даю тебе, и начнет осуществлять это видение, через год он сумеет приобрести себе учеников, а позже разделит с ними церковь». Для Кастелланоса это был болезненный период, сравнимый с тем, как страдал Иисус от предательства Иуды Искариота.
Хотя Бог показал пастору Сезару, что второй пастор хочет разделить церковь, очевидных свидетельств тому не было, и Кастелланосу пришлось ждать. Постепенно второй пастор стал проявлять признаки мятежного духа и личные амбиции, но к тому времени его власть была ограничена пасторским служением в дочерней церкви в отдаленном городе. Когда он наконец попытался разделить церковь, он сумел увлечь на свою сторону только пять семей и в конце концов вместе с ними покинул МХМ.
Время жатвы
Когда наступило Божье время, Кастелланос выбрал двенадцать учеников, с которыми стал встречаться каждую неделю. Его ученики также следовали этой модели, встречаясь со своими двенадцатью учениками. Сезар Фахардо, муж сестры Сезара Кастелланоса, и один из его первых учеников начали обучать двенадцать будущих лидеров из числа молодых людей. Система Г-12 так хорошо привилась в молодежной среде, что очень быстро распространилась по всей церкви2. По мере работы и развития системы Г-12 Бог дал церкви МХМ беспрецедентный рост.
С 1991 по 1994 год количество ячеек выросло с семидесяти до одной тысячи двухсот. Но настоящий взрыв роста домашних ячеек произошел в период с 1995 по 1999 год. Только за 1996 год количество ячеек выросло с четырех тысяч до десяти тысяч пятисот. К 1999 году ячеечных групп насчитывалось уже двадцать тысяч, а богослужения на крытом стадионе и в десяти дочерних церквях по всей Боготе посещали уже сорок пять тысяч человек3. Сезар говорит: «Мы выросли так сильно, что больше уже не считаем людей — мы считаем только ячеечные группы».