Новый путь мобилизации лидеров и умножения групп в вашей церкви
Группы 12
Новый путь мобилизации лидеров и умножения групп в вашей церкви
Джоэл Комиски
Оглавление
Предисловие
Слова благодарности
Введение
Глава 1
Созидая на видении
Глава 2
Что скрывается за цифрами
Глава 3
Сердце церкви
Глава 4
Система г-12
Глава 5
Успехи процесса подготовки лидеров в МХМ
Глава 6
Приносите плоды и умножайтесь
Глава 7
Принципы модели г-12, для использования в вашей церкви
Глава 8
Прокладывая новые пути
Глава 9
Осторожно: минное поле
Глава 10
Принципы модели г-12, из опыта американских церквей
Глава 11
Принципы модели г-12 из опыта зарубежных церквей
Глава 12
Применение принципов г-12, к вашей церкви
Приложение
Скрытые нюансы модели г-12
Примечания
Отзывы о книге
«Группы 12»
Отличная книга! Я прочитал ее, не отрываясь. Джоэл Комиски выделил из модели Г-12 основные библейские истины, которые используются в церкви «Международная харизматическая миссия» (г. Богота, Колумбия), и сделал их простыми и доступными для каждого пастора, пожелавшего внедрить любую из этих ценностей в своей поместной церкви.
Лэрри Крайдер, директор международного отдела, организация «DOVE Christian Fellowship International»
Бог милостиво изливает на нас новое вино, а модель Г-12 — это новые мехи, которые примут огромный урожай грядущей жатвы.
Джон Арнотт,
Старший пастор церкви «Toronto Airport Christian Felliowship»
Это настоящий шедевр! Джоэл Комиски своей книгой внес значительный вклад в развитие ячеечной церкви.
Ральф В. Нейбор, основатель служения «TOUCH Outreach Ministries»
Великолепная книга! Комиски предлагает самое исчерпывающее и понятное объяснение модели Г-12 из всех, какие я когда-либо слышала или читала на эту тему. Одну только седьмую главу можно оценить на вес золота!
Карен Херстон, служение «Herston Ministries»
Как только я прочитал эту книгу, я сразу понял, что нужно делать дальше с нашим ячеечным служением. Книга отвечает на все ключевые вопросы и предупреждает об опасных ловушках, которые поджидают нас. Чтение этой книги будет для вас намного более информативным, чем поездка в Боготу, и обойдется значительно дешевле. Основательные исследования Комиски в сочетании с его личным опытом произвели на свет замечательную книгу, которая поможет бесчисленному количеству лидеров.
Джим Эгли,
директор отдела по подготовке лидеров, «TOUCH Outreach Ministries»
Понимание фундаментальных принципов модели Г-12 церкви МХМ поможет любой церкви спасти души многих заблудших, воспитать сильных учеников Иисуса Христа и обеспечить церкви постоянный рост. Джоэл Комиски преподносит эти истины в доступной форме и в то же время делится гибким подходом к их применению в американских церквях. Это новое и очень ясное объяснение ячеечной модели Г-12.
Билли Хорнсби, национальный директор сети ячеечных церквей «Bethany Cell Church Network»
Отзывы о книге
«Группы 12»
Джоэл вносит ясность в принципы модели Г-12, чтобы помочь как церквям, еще только интересующимся данным вопросом, так и тем церквям, которые уже находятся в процессе перехода к этой модели. Эти принципы помогут взять быстрый «старт» в евангелизации и увеличении наших церквей. Спасибо, Джоэл, за еще одно отличное объяснение видения ячеечной церкви, которое поможет нам исполнить Великое поручение.
Доктор Эл Вудс, старший пастор церкви «Door of Норе», г. Фербэнкс, штат Арканзас
Я «проглотил» новую книгу Джоэла Комиски «Группы 12» в течение 48 часов после того, как получил ее. Спасибо Джоэлу за ясное объяснение модели Г-12 и служения церкви «Международная харизматическая миссия», но мы не должны забывать, что Божьи благословения всегда заложены в библейских ценностях, а не в структурах.
Джей Файербо,
Боб Дэвис,
Старший пастор церкви «Long Reach Church of God», г. Коламбия, штат Мэриленд
Предисловие
Когда Давид Йонги Чо был молодым пастором, Бог в видении повелел ему призвать корейских верующих к лидерскому служению в ячеечных группах. Он стал первопроходцем ячеечной церкви, на протяжении долгих лет развивая и отшлифовывая все детали этой структуры. Исследуя развитие его церкви, можно выделить начальный период, когда в течение первых семи лет началось и происходило постоянное деление ячеек на две подгруппы. Затем ячеечное служение вдруг резко увеличило темпы прироста своих членов! В настоящее время пастор Чо не только является пастором самой большой церкви мира, но и посылает корейских миссионеров во все уголки каждого континента на нашей планете.
Этот феноменальный рост начался после долгих молитв и Духом данного водительства. Молитва и пост стали средоточием его политики подготовки лидеров, когда он вкладывал в сердце каждого члена ячейки страстное рвение стать делателем жатвы. Всякий, кто посетит его церковь, сможет наблюдать применение классической модели — ячейка, собрание конгрегации и общецерковное богослужение. На вызревание этой модели ушло тридцать пять лет.
Многие из нас, включая меня самого, также следовали модели созидания ячеечных групп в качестве «базовых христианских общин» — основного строительного элемента церкви. Такая корейская модель в нашей книге названа стратегией «пять на пять» (5x5).
В течение нескольких последних лет через послушные сердца Сезара и Клаудии Кастелланос в г. Богота, Колумбия, Святой Дух привел Свой народ к осознанию новой, альтернативной структуры для развития ячеечного служения. Чета Кастелланос назвала эту структуру «группами двенадцати». Под руководством пастора и его группы двенадцати эта структура получила свое дальнейшее развитие. Во время двух моих посещений Боготы стало ясно, что в разработке этой композиции приняли участие многие люди. Сезар Фахардо, один из двенадцати Кастелланоса, сыграл особо важную роль в развитии этой структуры. Другие члены пасторской группы двенадцати также внесли свой вклад в концепцию и стратегию, которая теперь широко используется в практическом служении во многих церквях мира.
Развитие церкви «Международная харизматическая миссия» (МХМ), о котором повествует данная книга, — это рассказ о сырой, еще не затвердевшей глине в руках исполненных Духом горшечников. И теперь эта церковь является второй по численности поместной церковью в мире!
«Принцип двенадцати» был принят на вооружение многими церквями во многих странах мира. Вы еще не раз вернетесь к страницам этой книги, размышляя о фактах, выводах и наблюдениях, представленных нам доктором Джоэлом Комиски. Молитесь, чтобы обильные Божьи благословения излились на Сезара и Клаудию Кастелланос, которым была доверена эта концепция. Молитесь также о том, чтобы вам открылось, как применить принципы, изложенные в этой книге, к вашему конкретному служению.
Доктор Ральф В. Нейбор
Слова
Благодарности
Хотя на обложке этой книги указано имя только одного автора, эту книгу написал не я один. Успех этой книге был обеспечен благодаря вкладу многих людей. В первую очередь я хочу поблагодарить мою жену Селис за ее поддержку, корректировку рукописей и вдохновение. Во-вторых, я хочу поблагодарить моего редактора Скотта Борена, который так внимательно и аккуратно довел эту книгу до состояния готовности, превратив мои разрозненные рукописи в стройное и упорядоченное повествование. Именно опыт Скотта в значительной степени помог придать книге четкую форму. Джим Эгли провел основательное исследование модели Г-12 и с радостью поделился со мной результатами своих наблюдений. Я также хочу поблагодарить весь штат работников церкви «Международная харизматическая миссия» и особенно Луиса Саласа за помощь в понимании модели, Г-12. И, наконец, я выражаю свою благодарность всем пасторам, чьи имена перечислены в главах десятой и одиннадцатой, за присланные свидетельства о том, как они адаптировали модель Г-12 в своих местных условиях.
Введение
Движение групп двенадцати (Г-12) распространяется по всему миру со скоростью лесного пожара. После того как церковь «Международная харизматическая миссия» (МХМ), явившаяся основателем этой стратегии, сама стала применять на практике эту модель, ее семьдесят малых групп или ячеек всего за восемь лет увеличились в числе до двадцати тысяч. И теперь четыре самые большие поместные церкви в мире — это ячеечные церкви, использующие модель Г-121. Из Индии сообщают о больших изменениях в местных церквях, которые преобразились полностью благодаря этой модели. После того как самая известная ячеечная церковь в США, Всемирный молитвенный центр «Вифания», решила перенять эту модель, многие американские церкви последовали ее примеру. Церкви хотят понять модель Г-12 и, что еще более важно, увидеть пути применения ее в своих конкретных условиях.
Один пастор отправился в МХМ, чтобы «подхватить огонь» и понять действие модели Г-12. За время его пребывания там Бог преобразил его самого. Он стал свидетелем исцелений, видел, как на субботнее молодежное собрание приходило по восемнадцать тысяч человек, и решил использовать видение МХМ для евангелизации своего города. Этот пастор видел сам, как в двадцати тысячах ячеек на деле проявлялась забота об умножении лидеров и количество таких групп удивительно быстро увеличивалось. Он решил, что его церковь пойдет по тому же пути.
Как и многие до него, он вернулся в свою церковь, горя желанием внедрить там новую стратегию. Вскоре, однако, его постигло сильное разочарование. Его общине недоставало духовной динамики, присущей МХМ. Молитвенная база церкви была слабой, и очень немногие понимали необходимость умножения малых групп. Шесть существовавших на тот момент ячеек сопротивлялись попыткам зарождения в них новых групп. Его энтузиазм постепенно угас, когда он понял, что ситуация в его церкви полностью отличается от ситуации в МХМ.
Многие возвращаются из Боготы с радужными мечтами, навеянными атмосферой пробуждения, царящей в МХМ. Люди хотят полностью скопировать модель Г-12 для своих церквей, но терпят фиаско, потому что не могут отличить универсальные принципы Г-12 от тех, которые присущи только определенной культуре или нации.
Еще одной трудностью в распространении модели Г-12 является недостаток информации. Поскольку о МХМ известно совсем немного, люди сами едут в Боготу, чтобы понять ее систему. Эта книга поможет вам сэкономить деньги, которые вам пришлось бы потратить на поездку в Колумбию.
Определение модели Г-12
Что же такое модель Г-12? Доктор Ральф Нейбор утверждает, что «модель Г-12 на удивление проста». Может быть, это новый взгляд на ученичество? Или еще одна ячеечная система? А может, особый акцент на ячеечных группах однородного состава? В последующих главах мы дадим более подробное определение модели Г-12 и снимем покров тайны, нависающей над ней. Но прежде, чем мы начнем вникать во внутреннее устройство системы Г-12, следует сделать некоторые предварительные замечания.
Во-первых, модель Г-12 не может заменить собой систему ячеечной церкви. Скорее она может усовершенствовать систему ячеечной церкви, увеличив вашу способность готовить новых лидеров и умножать число новых групп. Она может сделать более эффективной систему вашей ячеечной церкви, но не сможет заменить сами ячейки. Сезар Кастелланос, основатель- МХМ, заявляет следующее:
«"Международная харизматическая миссия" выросла так быстро и потрясла весь мир именно благодаря своей ячеечной структуре. Ознакомившись с другими служениями за рубежом, я пришел к выводу, что самым лучшим методом для роста церкви являются домашние ячеечные группы. Мы отказались от всех своих старых программ, которые поглощали столько времени (но давали так мало результатов), и сосредоточились на единственной — на ячеечном служении».
Модель Г-12 (или ее сочетания с другой моделью) предоставит вашей ячеечной церкви возможность «настроиться» на процесс эффективного роста. Она не потребует сложных структур, и ее развитие происходит естественным образом. Однако сама модель не сделает вас ячеечной церковью.
Во-вторых, модель Г-12 сохраняет плоды евангелизации. Кастелланос говорит: «Модель Г-12 сама по себе не является причиной роста церкви. Церковь растет благодаря евангелизации. А модель Г-12 — это Божья стратегия, позволяющая сохранить урожай». Итак, по словам Кастелланоса, ключевым фактором является благовестие. Многие люди хотят овладеть моделью Г-12, но они не умеют привлечь к себе массы людей. Сезар Кастелланос советует сначала завоевывать людей через евангелизацию, а затем при помощи модели Г-12 сохранять ее плоды.
В-третьих, самый главный принцип этой модели заключается в том, что каждый член малой группы рассматривается как потенциальный лидер ячейки. Все ячеечные лидеры в МХМ стремятся к тому, чтобы члены их ячеек перешли в ранг лидеров ячеек. Модель Г-12 в основном представляет собой стратегию умножения лидеров.
В-четвертых, модель Г-12 регулирует и совершенствует пасторскую заботу о ячеечных лидерах. В течение многих лет ячеечная церковь, как правило, использовала для этого модель «по Иофору», или структуру «пять на пять» (5x5). Модель Г-12 представляет собой новую альтернативу, новый взгляд на служение ячеечной церкви.
Модель Г-12 обеспечивает подотчетность каждого ячеечного лидера вышестоящему руководству наряду с его ответственностью за молодых, нарождающихся лидеров. Сезар Кастелланос говорит: «Эта модель полностью устраняет проблему пасторской заботы, потому что каждый человек в церкви находится под попечительством со стороны лидера двенадцати»2.
Для ВАС ли МОДЕЛЬ Г-12?
Если вы хотите рассматривать каждого члена вашей церкви как потенциального лидера или если вы хотите знать, как вовлечь каждого человека в процесс подготовки к служению, то модель Г-12 обеспечит вас недостающим звеном для осуществления ваших устремлений. Церкви во всем мире убеждаются в том, что принципы модели Г-12 обеспечивают эффективное ученичество и пасторскую заботу для всех новых ячеечных лидеров. Чтобы иметь возможность использовать принципы Г-12, вам совсем не обязательно копировать всю структуру МХМ.
Если вы не совсем уверены в целесообразности модели Г-12, то к концу этой книги вы просто поймете основные принципы этой модели и то, какие из них возможно применить к вашей конкретной ситуации.
Глава 1
Созидая на видении
Иногда проблемы могут быть просто чудесными — такими, например, как необходимость аренды футбольного стадиона для богослужений по причине быстрого роста церкви. А что, если вскоре после аренды стадиона вы сталкиваетесь с необходимостью организации двух утренних воскресных собраний? Вы можете представить вечернее молодежное служение, на котором каждую субботу присутствуют по восемнадцать тысяч человек?
Добро пожаловать в церковь «Международная харизматическая миссия», где молитвы и атмосфера пробуждения являются нормальным образом жизни. Эта церковь начиналась с восьми человек, собиравшихся в обычной квартире, а теперь она привлекает к себе внимание всей мировой общественности из-за мощной работы в ней Божьего Святого Духа.
МХМ дает миру новое представление о Колумбии, которую больше знают в связи с наркобизнесом и войной повстанцев, а не по быстрому церковному росту. Патрик Джонстоун пишет о Колумбии, главном экспортере кокаина, следующее: «Коррупция, шантаж, похищение людей, убийства и кровная месть терроризируют население этой страны».
Но там, где изобилует грех, Бог проявляет Свою изумительную благодать. Пастор Кастелланос твердо противостал потоку греха и увидел для своей страны иную перспективу. Теперь люди смотрят на Колумбию в позитивном свете. Можно много говорить об удивительной Божьей работе, производимой через группы Г-12. Христос одерживает победу над тьмой, грехом и сатаной, являя всему остальному миру динамичный рост Своих церквей.
Разочарование в служении
Исполненный страстного рвения служить Иисусу Христу, Кастелланос начал провозглашать на улицах Колумбии Благую весть. Как когда-то Джон Уэсли и Джордж Уайтфилд, он нес эту весть в свой народ. Кастелланос также проповедовал с церковной кафедры и в течение девяти лет исполнял пасторское служение в маленьких церквях различных деноминаций. Ранние годы его служения не были отмечены большими успехами. Бог готовил Кастелланоса, подобно Моисею, на окраине пустыни.
Постепенно в нем начало расти чувство разочарования, когда он наблюдал в своих новообращенных недостаток посвящения и стремления к ученичеству. Люди принимали Христа, приходили в церковь, но очень скоро незаметно покидали ее. Традиционные методы церковного роста не приносили постоянных и здоровых плодов.
Но наконец Бог привел его к поворотному моменту. По водительству Святого Духа он покинул пост пастора, чтобы ожидать от Господа получения ясного понимания Божьей воли для своей жизни. «Господь, я не стану делать ничего, пока Ты не заговоришь ко мне. Мне нужно знать, чего Ты от меня хочешь», — говорил Кастелланос. И Бог заговорил к нему.
Бог говорит
«В какой церкви ты хотел бы быть пастором?» — спросил Бог у Кастелланоса в 1983 году. Сезар представил себе церковь численностью в сто двадцать человек — на тот момент это была самая большая церковь из всех, в каких ему довелось служить. Кастелланос рассказывает, что произошло дальше:
«Мысленно я пытался увеличить эту цифру, но не мог. Поэтому я стал смотреть на песок на морском берегу. Я смотрел на него и видел, как каждая песчинка превращается в человека, и тогда я увидел перед собой сотни тысяч людей. Тогда Господь сказал мне: "Столько и еще больше Я дам тебе, если будешь пребывать в Моей совершенной воле"».
Вдохновленный видением, Кастелланос основал новую церковь, на этот раз в своей собственной квартире. Он назвал эту церковь «Международная харизматическая миссия», поскольку его стратегией была евангелизация католиков. В 1980-х годах католическое большинство в Колумбии (97%) негативно относилось к «евангельским» христианам, но в то же время было более открыто к термину «харизматический».
На этот раз пастор Кастелланос начал с Божьего помазания, видения и посвящения достижению четких и конкретных целей. Его первой задачей стал рост церкви до двухсот человек за период в полгода. Он пишет: «Я видел, как к нам шли люди. Их было так много, что они выстраивались в очередь. Одни выходили, а другие, ждавшие своей очереди за дверью, входили в квартиру. Начиная с того момента и далее все, что я делал и делаю до сих пор, основано на вере!» Всего через три месяца церковь уже насчитывала двести человек!
Следуя корейской модели
Поездка пастора Кастелланоса в 1986 году в Корею обеспечила его фундаментальными принципами для создания системы ячеечной церкви. Вместе со своей женой Клаудией он вернулся домой преображенным, почувствовав потенциал для неограниченного роста церкви. Кастелланос всегда верил в ведущую роль малых групп, но в 1986 году он особо отчетливо осознал необходимость ячеечной системы как способа поддержки роста малых групп.
Приняв корейскую модель в качестве примера для подражания, МХМ полностью скопировала систему доктора Йонги Чо. Пастор Сезар организовал малые группы по географическому признаку по всей Боготе. Теперь, вспоминая тот период, он признает, что их ранняя система нуждалась в «настройке». Копируя корейскую модель, он не сумел адаптировать ее к местным культурным условиям. С 1986 по 1991 год МХМ с трудом продвигалась в своем развитии — надеясь на больший успех, но чувствуя, что ей чего-то недостает. Ячейки росли, но очень медленно. К концу 1991 года в церкви было всего семьдесят групп.
Откровение о «двенадцати»
Кастелланос возопил к Богу: «Господь, мне нужно нечто, что поможет ускорить рост церкви». И тогда Бог показал ему недостающее звено, открыв концепцию, которая теперь известна как модель Г-12. По словам Кастелланоса, это откровение было подобно открытию Ньютоном закона всемирного тяготения. Сезар представил, как Ньютон смотрел на падавшие яблоки до тех пор, пока однажды не стал задавать себе такой вопрос: «А почему яблоко падает прямо на землю? Почему оно не взлетает вверх? Или не летит в сторону?»
Откровение начало приходить к Кастелланосу подобным же образом, когда он читал об Иисусе и Его двенадцати учениках. Хотя Сезар неоднократно читал этот отрывок и раньше, на сей раз он увидел в нем нечто новое. «Но почему именно двенадцать учеников? Почему не тринадцать? И почему Иисус не учил весь народ?» Когда он стал задавать себе эти вопросы, Бог начал открывать ему концепцию «двенадцати».
Отрывок, наведший Сезара на размышления, находится в Евангелии от Матфея (9:35-38; 10:1):
«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь».
Иисус призвал Своих двенадцать учеников, зная, что жатва была слишком обильной для одного сборщика урожая. Ему нужно было действовать через других людей, чтобы служить народу. Христос выбрал двенадцать человек, которые должны были помочь Ему выполнить труд Его Отца. Эти двенадцать были Его помощниками, Его ассистентами в работе.
Иисус постоянно находился со Своими двенадцатью учениками. Они были Его «долгосрочным» планом, или «постоянными» учениками. Он смеялся вместе с ними, радовался и изо дня в день учил их. Он предлагал им: «Посмотрите на это», — а после спрашивал: «Что вы увидели?» Однажды ученики Христа наблюдали за щедрым пожертвованием религиозных лидеров и за мизерным даянием бедной вдовы. Тогда Иисус объяснил им, что вдова положила в сокровищницу больше, чем религиозные лидеры, потому что дала от бедности (см. Лк. 21:1-4). Иисус пользовался любой возможностью, чтобы учить своих учеников. Он повсюду ходил вместе с ними, чтобы подготовить их к грядущему урожаю. Кастелланос пишет:
«Я отчетливо увидел служение Иисуса. За Ним следовали толпы людей, но Он не учил весь народ. Он обучал только двенадцать человек, и все, что Он говорил и делал с народом, было нацелено на обучение этих двенадцати учеников. И затем Господь задал мне еще один вопрос: "Если Иисус учил двенадцать, следует ли тебе взять более двенадцати или менее двенадцати?"»
Кастелланос почувствовал, что это было Божье откровение. Он не был удовлетворен ячеечной системой, которая привела к увеличению ячеечных групп только до семидесяти. С этим новым пониманием он начал вкладывать свою жизнь в лидеров церкви, как это делал Иисус. Кастелланос рассчитывал, что его двенадцать учеников начнут делать то же самое — найдут себе по двенадцать собственных учеников, чтобы отобразить в них образ Христа.
Ожидание Божьего времени
«Господь, я хочу начать немедленно», — думал Кастелланос. Но Бог ответил: «Жди». Господь показал Сезару, что второй пастор его церкви хочет привести церковь к расколу. Он захотел установить собственное царство. Бог сказал: «Если этот человек поймет видение, которое Я даю тебе, и начнет осуществлять это видение, через год он сумеет приобрести себе учеников, а позже разделит с ними церковь». Для Кастелланоса это был болезненный период, сравнимый с тем, как страдал Иисус от предательства Иуды Искариота.
Хотя Бог показал пастору Сезару, что второй пастор хочет разделить церковь, очевидных свидетельств тому не было, и Кастелланосу пришлось ждать. Постепенно второй пастор стал проявлять признаки мятежного духа и личные амбиции, но к тому времени его власть была ограничена пасторским служением в дочерней церкви в отдаленном городе. Когда он наконец попытался разделить церковь, он сумел увлечь на свою сторону только пять семей и в конце концов вместе с ними покинул МХМ.
Время жатвы
Когда наступило Божье время, Кастелланос выбрал двенадцать учеников, с которыми стал встречаться каждую неделю. Его ученики также следовали этой модели, встречаясь со своими двенадцатью учениками. Сезар Фахардо, муж сестры Сезара Кастелланоса, и один из его первых учеников начали обучать двенадцать будущих лидеров из числа молодых людей. Система Г-12 так хорошо привилась в молодежной среде, что очень быстро распространилась по всей церкви2. По мере работы и развития системы Г-12 Бог дал церкви МХМ беспрецедентный рост.
С 1991 по 1994 год количество ячеек выросло с семидесяти до одной тысячи двухсот. Но настоящий взрыв роста домашних ячеек произошел в период с 1995 по 1999 год. Только за 1996 год количество ячеек выросло с четырех тысяч до десяти тысяч пятисот. К 1999 году ячеечных групп насчитывалось уже двадцать тысяч, а богослужения на крытом стадионе и в десяти дочерних церквях по всей Боготе посещали уже сорок пять тысяч человек3. Сезар говорит: «Мы выросли так сильно, что больше уже не считаем людей — мы считаем только ячеечные группы».
Глава 2
Что скрывается за цифрами
В 1972 году американским космическим агентством NASA был запущен исследовательский зонд «Пионер-10». Этот аппарат должен был достичь Юпитера, сфотографировать его и планеты-спутники, а также отправить на Землю данные о магнитном поле, радиационных поясах и атмосфере Юпитера. Ученые назвали этот план смелым, потому что до того ни один спутник не летал дальше Марса. «Пионер-10» намного превзошел ожидания своих конструкторов, пролетев не только Марс и Юпитер, но также Уран, Нептун и Плутон. К 1997 году, через двадцать пять лет после своего запуска, «Пионер-10» находился за шесть миллиардов миль от Солнца. Несмотря на огромное расстояние, спутник продолжает посылать ученым Земли свои радиосигналы. Но каким образом "это ему удается? Благодаря передатчику мощностью в восемь ватт. Ключ к разгадке столь длительного успеха «Пионера-10» заключается в его источнике питания.
Некоторые люди исследуют деятельность МХМ и говорят, что секретом ее успеха является система Г-12. Однако за всем этим кроется много больше, чем просто удачная структура построения церкви. Субботние молодежные собрания, на которые собираются по восемнадцать тысяч молодых людей, замечательное поклонение и структура модели Г-12 — это только внешняя оболочка, — а за оболочкой вы всегда обнаружите пустоту, если там нет источника силы. Чтобы понять успех МХМ, нам нужно исследовать источник силы и систему ценностей этой церкви.
Нельзя пытаться изучать модель Г-12 в вакууме. Эта модель — только лишь часть целого. За успехом МХМ кроются и другие факторы, способствовавшие ее быстрому росту. При исследовании духовного здоровья своей церкви примите во внимание следующие характеристики.
Больше, чем методы
В церкви МХМ не забывают одну истину, которую многие люди не принимают во внимание, — успех любой церкви приносят прежде всего благословения Божьи, а не структурные изменения. Американские церкви часто не могут усвоить этот простой урок. Многие полагают, что внедрение модели Г-12 обеспечит им обильные плоды.
Пастор Сезар приводит в качестве примера одного пастора, который изменил название своей церкви на «Международную харизматическую миссию» в надежде таким образом получить аналогичное помазание для своей церкви. Другой пастор поменял в церкви кресла, чтобы во всем походить на МХМ. Однако после этого его церковь расти не стала.
Во время моего третьего и четвертого посещения МХМ я наконец перестал уделять основное свое внимание методу, а начал исследовать духовные характеристики церкви. Поскольку к тому времени собственно структура Г-12 уже была мне знакома, я смог посвятить больше времени тому, чтобы изучить посвящение и верность МХМ таким аспектам, как пост и молитва. Я понял, что эта церковь на первое место ставила свое видение и достижение поставленных целей, а пастор Кастелланос в течение всех этих лет играл в ней ключевую роль. С научной точки зрения невозможно сказать, что церковь растет только благодаря структуре Г-12. В этом процессе задействованы и другие движущие силы.
Если, например, в вашей церкви не уделяется достаточно внимания молитве, разве возможно ожидать таких же результатов, как в МХМ? Если ваша церковь не ценит в достаточной степени подчинение авторитету, разве вы можете ожидать, что все лидеры воспитают по двенадцать человек, которые, в свою очередь, будут воспитывать собственных двенадцать учеников? Ячеечное служение, наряду с динамичной структурой заботы о лидерах, существенно увеличит численность вашей церкви, но для осуществления быстрого роста должны присутствовать и другие движущие силы. Те, кто захочет применить эту модель, в первую очередь должны обладать огромным почтением к работе Божьего Духа и быть готовыми следовать Его водительству, а не просто копировать чьи-то структуры.
МХМ не придерживается жестких методик, поскольку следует за Божьим Духом и создает свои структуры по мере продвижения вперед. Послушайте самого Кастелланоса:
«Некоторые пасторы руководствуются менталитетом прошлой эпохи. Они пытаются выполнять свою работу так, как ее делали Финней или Сперджен. Но я хочу, чтобы вы поняли, что сегодня вы играете собственную роль на сцене жизни. Бог приготовил для вас свежее помазание. Он желает высвободить это помазание для вас. Ради этого стоит пожертвовать устаревшими методами».
МХМ находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Церковь готова изменяться ради того, чтобы достичь максимальной эффективности своего служения в качестве ячеечной церкви. Каждый раз, когда я приезжаю в МХМ, я отмечаю большие изменения1. Фрэнк Гонсалес, один из двенадцати учеников Кастелланоса, говорит: «Секрет нашего роста заключается не в ячеечных группах и не в модели Г-12 — и ни в любом другом из методов. Бог не помазывает методы. Секрет нашего успеха кроется в проявлении Святого Духа в нашей церкви».
Основные ценности
В каждой церкви определенные духовные истины имеют больший приоритет, чем другие. МХМ не является исключением из этого правйла. В этой церкви применяют на практике то, что больше всего ценят. Перечисленные ниже ценности вытекают из приоритетов самой церкви. Они исходят от лидеров высшего звена и затем внедряются в практическую деятельность на всех уровнях.
Духовный пыл
Духовность — это образ жизни в МХМ, главная ценность, которую вы можете и увидеть, и почувствовать. Кастелланос и вся команда лидеров живут в реальности духовной войны и Божьего водительства. Но «духовность» — довольно широкое понятие. В словаре этот термин объясняется как «состояние», «качество», «образ» или «факт духовного бытия». Но что же означает «духовность» на самом деле? В этой церкви духовность проявляется по крайней мере в трех областях:
1. Молитва. Молитва присоединяет человека к источникам в Боге. В этой церкви молитвенная жизнь не прекращается ни на минуту. В МХМ уверены, что только мощная молитва может разорвать цепи сатаны, которыми он опутал всю Колумбию. В МХМ убеждены, что именно молитва одержит сокрушительную победу над духами зла, контролирующими наркобизнес, партизанскую войну и коррупцию в правительстве.
Каждый день с 5 до 9 часов утра люди молятся в церкви. За каждый час молитвенного служения отвечает один из пасторов или лидеров. На четырех утренних молитвенных служениях присутствует от пятисот до тысячи человек. Каждую пятницу вечером церковь проводит всенощное молитвенное служение. В особых случаях (поскольку ситуация в стране усугубляется из-за торговли наркотиками и боевых действий повстанцев) церковь посвящает целые сутки, все 24 часа, безостановочной молитве за страну2. Кастелланос говорит: «Сатана сумел обмануть многих пасторов, загрузив их работой настолько, что у них нет времени молиться».
Колумбийские христиане очень серьезно относятся к духовной войне. Они постоянно занимаются отождествлением злых духов и противоборствуют в молитве силам тьмы. Однажды молодые люди в своих молитвах нацелились на район с дискотеками, находившийся неподалеку от их церкви. Они стали молиться против духов блуда и половой распущенности и просили Бога дать им знамение прорыва в духовной сфере. На следующий день главная дискотека в том районе сгорела дотла!
Сезар Кастелланос верит, что для завоевания людей для Христа постоянно нужно пребывать в сфере сверхъестественного. Он говорит: «Чтобы завоевать души, вам нужно вступить в духовную войну». Фредди Родригес говорит: «Вы не сможете евангелизировать, пока не вступите в духовное сражение. Миром управляют духовные существа. Вам необходимо взять власть над этими силами».
2. Пост.Пост и молитва составляют в МХМ две стороны единого процесса. Пастор Кастелланос требует, чтобы все лидеры участвовали в молитвенном труде и постились3. В начале становления церкви члены церкви постоянно брали трехдневные посты. В результате Бог очистил пути и дал им пробуждение. В октябре 1997 года мужчины церкви молились и постились в течение восьмидесяти пяти дней4. Вся церковь делает это хотя бы один раз в году. Люди, посещающие МХМ, могут буквально ощущать присутствие Святого Духа и атмосферу пробуждения.
3. Святость.Святость — еще один ключ к успеху МХМ. Многие служения впали в духовную гордыню. Успех пережить труднее, чем поражение, а церковь МХМ воистину преуспевает. Намного легче было бы проводить пышные конференции, на которых они могли бы хвастаться успехами модели Г-12. Но Церковь постоянно требует от себя святости, потому что ничто Другое не даст таких результатов.
В конце каждой недели в церкви организуются многочисленные трехдневные выездные семинары, цель которых — помочь людям начать жить в святости. В МХМ не удовлетворяются «принятием решений», которые в результате ведут к поверхностной христианской жизни. Призыв к святости побудил эту церковь взяться за освобождение новообращенных от демонической зависимости. В МХМ осознают, что их успех тесным образом связан с чистой и праведной жизнью перед Богом.
Церковь МХМ научилась платить полную цену за обладание христианской властью, даже если цена достаточно высока. Молодые люди не ходят в кино или на дискотеки. Один член церкви МХМ, выступавший в качестве переводчика с английского, совершенно расстроился, когда гости, приехавшие в составе группы в церковь, стали с интересом разглядывать настенные изображения богов племени Инка. Члены церкви МХМ не заигрывают с грехом. Они сражаются против него.
Авторитет и подчинение
Пастор Кастелланос, которого считают апостолом, является основателем и бессменным руководителем церкви. Люди с готовностью подчиняются пастору Кастелл<