Общее замечание к Студийским Типиконам
Сила и слабость Студийского устава состоит в его многообразии, так как сам Феодор Студит не написал никакого устава, и все существующие Студийские типики написаны разными его учениками, конечно, под влиянием наставлений или «Катехизисов» св. Феодора к своим монахам.
«Начертание» – первое правило, написанное наследниками Феодора, дающее некоторые предписания, но оставляющее большую долю свободы для приспособления к разным обстоятельствам. По всей западной части Византийской империи Студийская традиция распространяется довольно быстро, частью благодаря престижу св.Феодора, великого защитника иконопочитания и автора, одновременно, и Триоди, а также инициатора обновления монашеской жизни в духе правил св. Василия Великого, а частью еще и потому, что новый Типикон подходил к условиям того времени и к тем людям, которые хотели вести ангельскую жизнь в больших городских монастырях, не удаляясь от общества всех христиан.
Надо понимать, что монахи-анахореты, т.е. отшельники, желающие провести житие в уединении пустынь или гор, предпочитали другой порядок — палестинский, предписывающий более строгие посты и более продолжительные богослужения. Историки говорят о первоначальном сопротивлении местных анахоретов основанию Великой Лавры на Афоне.
Два факта послужат победе строгих обычаев анахоретов: захват Константинополя франками в 1204 г., с опустошением больших, богатых и хорошо организованных монастырей, и монашеское духовное обновление, которое начинается на Афоне в XIII веке.
Такие люди, как св. Григорий Синаит (1255-1306) и св. Григорий Палама находятся в начале исихастского движения, которое будет скоро принято как всеправославное. Патриарх Филофей (1300-1379), бывший игумен Вел. Лавры, духовный брат и друг Григория Паламы, напишет знаменитый «Диатаксис» к Евхологию-Служебнику. Его новые рубрики для проскомидии, Литургии, вечерни и утрени уже предвидят службы по Иерусалимско-савваитскому Типикону.
Итак, одновременно с исихазмом, распространяется по всему Востоку и Типикон Св. Саввы (в России через митрополита Алексия и св. Сергия Радонежского (†1392), который был в переписке с патриархами Филофеем и Каллистом 1-м, а также через митрополита Киприана (†1406)).
С этого времени в России наблюдается постепенный переход от Студийского монашеского образа жизни, к более строгому исихастскому. Можно считать, что этот момент сыграл некоторую роль в духовно-социальном конфликте между св. Иосифом Волоколамским и св. Нилом Сорским в начале XVI века. По мнению Алпатова, сама иконография Феофана Грека и св. Андрея Рублева носит исихастский характер.
Расскажите о Савваитских Типиконах.
М. Арранц «Око Церковное» (Переработка опыта ЛДА 1978г. История Типикона). М.: 1999г.
А) Иерусалимский Устав в Палестине и окрестностях
1. Типиконы Лавры Св. Саввы. 2. Типикон монастыря Св. Екатерины на Синае. 3. Типикон Шио-Мгимве. (Грузинский перевод (13 в.) Типикона монастыря Св. Симеона близ Антиохии).
4. Типикон неизвестного палестинского монастыря.
Общие черты всенощной в разных рукописях:
1. Не существует «малой вечерни». 2. Всенощная начинается сразу после захода солнца и должна продолжаться всю ночь, до зари. Само содержание службы (псалмопение и чтение) оставляется усмотрению екклесиарха. 3. Лития между вечерней и утреней – настоящий крестный ход по храмам и часовням монастыря. При литии в храме Крестителя бывает помазание братьев св. елеем, может быть, как чин приготовления к всеобщему воскресному св. Причащению. 4. Хлеб и вино (или вода вместо вина) раздается не как антидор, но как настоящий ужин. Во время ядения бывает чтение. После ужина начинается пост перед Причащением. 5. После утрени бывает опять крестный ход по тем же самым церквам, только в обратном порядке, чем после вечерни.
Примечание. Такое подробное описание всенощной вызывает подозрение; оно не было бы нужно, если бы эта служба была всем знакома. Вероятно, дело идет об обновлении забытой после 1009 г. традиции. Но не исключено, что эта традиция была потеряна уже в 614 г., после нападения персов. Могло бы быть, что она уже не существовала во времена св. Феодора Студита, а то он, наверное, ввел бы ее в Константинополе. Октоих св. Иоанна Дамаскина не говорит о всенощной, но о вечерне и Утрени как об отдельных службах. Вопрос остается открытым, но, так как все прямые документы этой службы принадлежат ко 2-му тысячелетию, трудно надеяться на легкое его решение.
Б) Иерусалимский Устав в Византии
Сюда можно отнести все списки, которые в ДМИ-3[10] находятся под главами: Редакция Иерусалимо-константинопольская и Редакция Трапезундская.
Успенский подробно описывает существенные изменения савваитской монашеской традиции при ее приспособлении к местным условиям монастырей и храмов Византии в XIII в.:
· Сокращается и теряет значение лития после вечерни, и мало-помалу исчезает лития утрени.
· Помазание елеем, как и употребление хлеба и вина, теряют свой первоначальный смысл и становятся обрядовыми действиями.
· Привычное антифонное пение соборов и студийских монастырей проникает в савваитскую строгую пустынную службу.
· Появление иконостаса в храмах усложняет службы новыми рубриками, как это делает и присутствие диакона, который не предвиделся в палестинских монастырях.
· Появление «Диатаксиса» священнослужения наложит отпечаток на новый тип богослужения, появляющийся в Византии в XIII-XIV вв. в результате принятия нового Иерусалимского типикона в рамках древних византийских соборных и студийских традиций.
Успех Иерусалимского устава по мнению Успенского (с. 602): «… сам входил в это время во всеобщее употребление, благодаря несложности его богослужения в целом, по сравнению с богослужением, предписываемым Уставом Великой КП Церкви и ктиторскими типиконами константинопольских монастырей».
«Арсений Суханов, посетивший Восток в 1649-1653 гг., наблюдал там воскресную вечерню, отправляемую отдельно от утрени; чина же всенощного бдения не встретил, хотя у греков к этому времени вышел в свет ряд печатных изданий иерусалимского устава» (УСП:603).
Там же свидетельство архимандрита Антония (Капустина) в 1870 г.: «Всенощных бдений на Синае теперь не бывает, точно также и в палестинской лавре преп. Саввы. Круглый год вечерня правится ранним вечером, а утреня ранним утром» (УСП:603).
В) Иерусалимский Устав на Афоне
Успенский пишет: «Прямым следствием келлиотского быта Афонского монашества, приближающегося к укладу жизни палестинского, было постепенное отклонение Афонских Уставов, возникших на основе «Диатипосиса» преподобного Афанасия, от студийских обычаев в сторону иерусалимских и, наконец, появление на Афоне Иерусалимского Устава. В 1190 году этот Устав вводит для своей Хиландарской обители преп. Савва Сербский. Сохранившиеся в большом количестве в монастырских библиотеках Афона и относящиеся по времени своего появления к XIII и XIV столетиям, списки Иерусалимского Устава свидетельствуют о широком его распространении в это время на Афоне. Принадлежа по своему содержанию к Иерусалимско-Константинопольской традиции…». По мнению современных литургистов можно не согласиться со мнением Успенского, т.к. если речь идет о преп. Савве Сербском, то он не мог ввести иного Устава, как студийского «Евергетидского» или очень похожего на него. И дальше: «Однако, если Греческая Церковь в целом… не сохранила отличающегося строгостью церковного благочиния Иерусалимского Устава, то Афон … сохранил у себя этот Устав». «Афонские богослужебные порядки стали служить примером далеко за пределами Св. Горы».
Г) Иерусалимский Устав в землях Славянских