Какая информация о «божественной литургии» содержится в творениях св. Иустина Мученика (2 в.)?

Евхаристия. Часть 1. Православная энциклопедия. Т. 17, С. 533-615

В творениях мученика Иустина Философа – содержатся подробные сведения о богословии и практике совершения Евхаристии в середине II века.

Мч. Иустин Философ (≈100 – ≈165) говорит о Евхаристии:

1. В «1-й Апологии» – главы 65-67. В 65-й гл. говорится о Евхаристии, совершаемой после Крещения; в 66-й – объясняется содержание таинства; в 67-й – мч. Иустин описывает воскресную Евхаристию, ради которой «в одно место» (ἐπ τὸ αὐτό) собираются «все живущие по городам или селам». Таким образом, в середине II века Евхаристия совершалась в воскресные дни и в дни крещения новообращенных.

2. В «Диалоге с Трифоном иудеем».

*** *** ***

Два рассказа о Евхаристии в 65-й и 67-й главах «1-й Апологии» – это древнейшее сохранившееся описание чина евхаристической службы (а не только молитв, как в «Дидахе»).

Порядок евхаристической службы:

1) подготовительная часть (в 65-й гл. - Крещение; в 67-й – чтение Свящ. Писания («сказаний апостолов или писаний пророков») и проповедь).

2) общие молитвы верных, завершаемые лобзанием мира.

3) принесение предстоятелю хлеба и чаши с вином и водой.

4) молитва («хвала и слава Отцу всего именем Сына и Святого Духа»), возносимая одним предстоятелем от лица всех, с ответом народа «Аминь» в конце.

5) причащение.

Такой порядок сохранился в Церкви во все последующие эпохи. Так, например, в византийской традиции после (1) энарксиса (начальной части литургии) – следует (2) чтение Свящ. Писания, затем (3) ряд ектений (т. е. общие молитвы), (4) великий вход (принесение Даров), (5) продолжение общих молитв и лобзание мира, (6) анафора, (7) причащение (вместе с предваряющими его и заключительными священнодействиями).

*** *** ***

Слово «Евхаристия» в сочинениях мч. Иустина употребляется по отношению к Св. Дарам, которые также называются «пищей, получившей благодарение».

Освящение Даров, согласно мч. Иустину, происходит «через молитву Слова [или слова] Его». В современной науке интерпретация этого выражения стала предметом полемики, в ходе которой были высказаны следующие мнения:

1. В этом выражении – видится ссылка на установленную Спасителем молитвенную формулу, которая отождествляется с установительными словами Христа (подтверждением этого является то, что в непосредственной близости от данного места мч. Иустин изложил предание о Тайной вечере),

2. В этом выражении – видится ссылка на установленную Спасителем молитвенную формулу, которая отождествляется с молитвой, произнесенной Христом во время Тайной вечери и передававшейся изустно.

3. Речь в этом выражении идет не о словах Христа, а о Самом Слове Божием, и это выражение следует понимать как ссылку на призывание Логоса при освящении Даров. (Если верна последняя интерпретация, то эти слова мч. Иустина Философа являются древнейшим свидетельством использования т.н. Логос-эпиклезы).

*** *** ***

Согласно Иустину, (1) евхаристические Дары тождественны «Плоти (σάρξ) и Крови воплотившегося Иисуса» и вкушение их «питает нашу кровь и плоть», поэтому основанием для Евхаристии служит воплощение Христово. Иустин повторяет (2) запрет вкушения Евхаристии кем-либо, кроме крещеных христиан; (3) верные, напротив, получают Евхаристию, даже не посещая по каким-либо причинам литургию, – диаконы разносят Св. Дары по домам (возможно, эта практика сохранилась во времена мч. Иустина из-за того, что евхаристическая служба тогда еще не вполне отделилась от общинной трапезы).

*** *** ***

Евхаристия является воспоминанием домостроительства Божия:

· в 66-й гл. «1-й Апологии» рассказ о Тайной вечере служит мч. Иустину подтверждением его слов о Евхаристии вообще,

· а в «Диалоге с Трифоном иудеем» мученик Иустин пишет: «Приношение пшеничной муки, которую велено было приносить за очищающихся от проказы, было прообразом Хлеба Евхаристии, который заповедал приносить Господь наш Иисус Христос в воспоминание страдания, подъятого Им за людей... а вместе для того, чтобы мы благодарили Бога как за то, что Он сотворил для человека мир и все, что в нем находится, так и за то, что Он освободил нас от греха, в котором мы были, и совершенно разрушил начала и власти чрез Того, Который сделался страждущим по воле Его». Упомянутые здесь темы составляют основу евхаристических молитв, известных из более поздних памятников.

*** *** ***

Мч. Иустин прямо называет Хлеб и Чашу, как и саму Евхаристию, – Жертвой, ссылаясь при этом на слова прор. Малахии (Мал 1. 11) и понимая ее как совершенную з

амену ветхозаветных жертвоприношений.

Тем самым как краткие описания чина евхаристической службы и содержания евхаристических молитв, так и основные темы богословия Евхаристии, содержащиеся в творениях мч. Иустина Философа, полностью соответствуют последующей церковной традиции.

14. Какую информацию о «божественной литургии» мы находим в «Апостольских Преданиях» св. Ипполита Римского? (ПЭ: Евхаристия, Анафора)

Евхаристия. Часть 1. Православная энциклопедия. Т. 17, С. 533-615

Литургико-канонические памятники III-IV вв. – являются одним из главных источников для реконструкции богослужебных традиций раннего христианства.

Из известных литургико-канонических памятников к III веку относятся (1) «Дидаскалия апостолов» (1-я треть – сер. III в.), (2) «Церковные установления апостолов» (III – IV вв.),
(3) «Апостольское предание» (1-я пол. III в.).

В «Апостольском предании» приведены разнообразные сведения о порядке совершения Евхаристии. Они содержатся в 2 разделах памятника: (1)описание чина епископской хиротонии (главы 4-6); (2) чин Крещения (гл. 21). Некоторые исследователи полагают, что Евхаристией является и вечеря общины, описанная в главах 25-26. Ряд частных предписаний о Евхаристии содержится также в главах 36-40.

Евхаристическая служба «Апостольского предания» еще не вполне отделена от трапезы (что, вероятно, свидетельствует об архаичности ее описаний) – здесь сохраняется возможность благословения пищи (елея, сыра и маслин – гл. 5) сразу после анафоры (гл. 4), а также вкушение от чаш с водой и с молоком после принятия Тела Христова и до принятия Св. Крови в чине крещальной литургии (гл. 21).

Особенностью «Апостольского предания» является наличие в нем полного текста евхаристической молитвы – это, если не считать сложных для интерпретации молитв «Дидахе», одна из древнейших сохранившихся анафор (а возможно, и самая древняя – если датировка памятника III в. верна). По содержанию она соответствует классическим евхаристическим молитвам Сирии, Палестины, М. Азии и К-поля IV-го и последующих веков. К ее характерным структурным особенностям относится отсутствие 2 обычных анафоральных частей, Sanctus и intercessio (но эпиклеза, рассказ об установлении Евхаристии и проч. в ней имеются). Евхаристическая молитва «Апостольского предания» (к к-рой текстуально близок фрагмент анафоры, приписываемой свт. Епифанию Кипрскому), доныне сохраняет нек-рое употребление – ее переработанный и дополненный текст является основной анафорой Эфиопской Церкви.

В «Апостольском предании» содержится и уступающее в древности только свидетельству мч. Иустина Философа описание чина литургии верных. Здесь она начинается с (1) общих молитв и лобзания мира; далее следуют: (2) приношение диаконами Даров к предстоятелю и возложение предстоятелем рук на Дары; (3) анафора; (4) преломление Св. Хлеба; (5) причащение; (6) благодарение. Очевидно, в основе здесь лежит та же схема, что и у мч. Иустина, но уже претерпевшая некоторое развитие. В описании крещальной литургии в «Апостольском предании» приводятся также некоторые литургические формулы. В частности, причащая мирян Телом Христовым, епископ произносит: «Хлеб Небесный во Христе Иисусе», а причастник отвечает: «Аминь».

Таинство Евхаристии в «Апостольском предании» названо «приношением», а Св. Дары – Телом и Кровью Христа (в отличие от др. версий, в латинской в главах 21 и 38 к Дарам также применен термин «вместообраз» (antitypum), а в бохайрской версии гл. 21 - слово «подобие»). В памятнике неоднократно говорится о том, что Причащение не может быть преподано некрещеному и что ни одна частица Св. Даров не должна упасть или оказаться в небрежении (гл. 37-38; ср. с аналогичными словами Оригена). Здесь же содержатся одно из первых свидетельств о евхаристическом посте (гл. 36, 40) и предписание служить литургию по воскресеньям, а также по субботам (гл. 22; предписание о субботней литургии, сохранившееся только в эфиоп. версии памятника, может быть поздней интерполяцией) – в др. дни, возможно, предполагается самопричащение по домам (гл. 36).

Наши рекомендации