Где христиане первых веков собирались на богослужение? Когда появились первые храмы? (Лекция)
1. Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике. Часть 1 (Репринт)
2. Лекции
Где и как происходили собрания первых христиан для молитвы, – общий ответ на это дают Деяния и Послания Апостольские, особенно (Деян. 2, 46): «И каждый день (апостолы с другими верующими) единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца».
Отсюда ясно открывается: первые христиане имели общие с иудеями публичные собрания в храме и собственные собрания по домам. Собрание первых христиан в храме – было необходимым следствием возникновения христианства среди иудейства и близких отношений Иисуса Христа и Его учеников к Иерусалимскому храму. Собрание первых христиан по домам – отвечало потребностям первых христиан, как особого религиозного общества (естественного стремления уединиться, отправлять собственные обряды, молиться Богу в среде своих собратий и единоверцев).
Как только образовалось зерно христианской общины, члены ее в числе ста двадцати человек собираются в Иерусалиме в особой горнице, где и пребывают все единодушно в молитве и молении (Деян. I, 13–14, 16).
Когда число членов иерусалимской общины, вследствие вдохновенной проповеди ап. Петра в день Пятидесятницы, значительно увеличилось, и одного дома, как бы он ни был поместителен, оказалось недостаточно, верующие стали собираться для молитв и преломления хлеба по домам группами. Эти первые места собраний христиан были молитвенными храминами, молельнями в частных домах, а не храмами в строгом смысле слова.
Когда в день воскресный или в присутствии апостолов составлялись многолюдные собрания, для них избирались более просторные помещения в домах состоятельных владельцев-христиан, и самое богослужение являлось уже с более развитой обрядовой обстановкой. В таком виде изображает ап. Павел молитвенные собрания христиан в Коринфе, где происходило и чтение Писания с объяснением его, и пение гимнов, и евхаристия с агапами.
Словом, которым называются иногда в Деяниях и Посланиях Апостольских места молитвенных собраний христиан, по мнению некоторых ученых, обозначались в первое время христианства не вообще дома, а известного устройства и назначения комнаты в них. (Выражаясь неточно и предположительно, первые христианские церкви – были столовые залы частных домов).
Трудно с точностью определить, с какого времени христиане начали строить особые здания для своих богослужебных собраний, когда появились у них первые открытые храмы. Молитвенное здание могло быть более или менее выдающимся и открытым, судя по тому, каково было положение христиан в той или другой местности, и зависело от материальных средств общины. Известия о существовании открытых храмов у христиан появляются на рубеже 2-3 вв.
Одно из ранних свидетельств об открытом храме. При императоре Александре Севере (222–235) христиане приобрели участок общественной земли и хотели построить на нем церковь. Место это, должно быть, оказалось выгодным для постройки гостиницы, и трактирщики начали с христианами процесс. Когда дело доложено было императору, он распорядился в пользу христиан и выразился таким образом: лучше пусть на этом месте поклоняются Божеству каким бы то ни было образом, чем отдавать его попираниям.
В одном месте Ориген прямо констатирует факт существования у христиан его времени храмов, когда говорит, что по случаю землетрясения, в котором были обвинены христиане, открылось на них преследование и были сожжены их церкви.
Первохристианские храмы могли возникать только в тех местностях, где положение христиан было сколько-нибудь обеспеченным от насилия язычников, и лишь тогда, когда правительственные лица не отличались фанатизмом и жестокостью.
Если припомнить, что христиане второго и следующих веков продолжали совершать свои службы и молитвы в частных домах, то значительный процент христианских богослужебных мест должен отойти к этому роду храмов.
Какие молитвенные позы практиковались в христианской традиции первых веков? (Лекция)
1. Голубцов А.П. Из истории изображений креста
2. Адальбер-Гюстав Аман. Повседневная жизнь первых христиан. С. 95-197
3. Лекции
По лекции
Элементы богослужения – как позы и действия – в большинстве случаев универсальны (для представителей разных религий).
Молиться можно: (1) стоя; (2) на коленях; (3) сидя.
Молиться можно с помощью рук: (1) с воздетыми руками («оранта»); (2) крестообразно; (3) сложенными у груди; (4) опущенных вдоль тела и т.п.
Моисею поддерживали руки воздетыми к небу, пока шла битва с амаликитянами (Исход).
Климент Александрийский говорил о молитве с воздетыми руками (Строматы)
Ориген говорил, что коленопреклонение хорошо подходит для покаяния; молитва на коленях связана со временем поста и не подходит для дней Пасхи и 50-цы. Также Ориген сообщал, что в определенных обстоятельствах мы можем молиться сидя. («О молитве», гл. 31).