Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.
- Притчи 27:17
Главный фактор, возобновляющий остроту меча, может быть описан понятием «подлинное общение». Это будет центральной темой грядущей реформации церкви. Под «подлинным общением» подразумевается, что за теоретическую и практическую основу нашего общения мы берем Слово Божье. Общение Духа Святого очень сильно отличается от того, как его понимает мир.
Мы учимся обращаться друг с другом честно и открыто, подчиняясь друг другу, в смирении почитая другого выше себя, принимая на себя ответственность друг за друга. Мы учимся исправлять друг друга с любовью и улаживать обиды и недоразумения. Конфликты не будут замалчиваться, но к ним станут относиться должным образом и разрешать по правилам Писания. Уровень власти, определяющий, кто и что вправе решать, в подлинном общении не будет перепутан с уровнем отношений. Для ясности приведу пример: в труде или церкви кто-то выполняет функцию руководителя и тем самым обладает правом принимать решения в рамках своих полномочий и несет за это ответственность. Но если этот лидер своим поведением ранит других сотрудников, то от него ожидается, то же, что и от любого другого человека, а именно, чтобы он пошел и попросил прощения за свой проступок и привел все в порядок. Согласно стандарту Писания руководители не имеют особых прав на уровне взаимоотношений, более того, являясь примером для подражания, они несут на себе большую ответственность за это. Посему Писание предусматривает такую структуру церкви, в которой лидеры различных уровней отчитываются за свои действия перед верующими, предстоятелями которых они являются, в команде друг перед другом и перед апостольскими служениями. Господь хочет ввести нас в реальность подлинности и подотчетности, потому что Он желает высвободить новую меру духовной силы. Все больше становится очевидным, что там, где противятся этим новым акцентам истины, возникают серьезные проблемы и происходят потрясения или отклонения.
В то время как немалая часть устоявшегося руководства с помощью несуразных предостережений все еще защищает себя от всякого рода критики, и по каким бы то ни было причинам отказывается провести в своих учениях четкую границу между неправомочным осуждением с одной стороны, и дозволенным и необходимым обличением – с другой, на более низких уровнях уже давно учатся открытости, прозрачности и конструктивной критике (библейский эквивалент этому: наставление, исправление и обличение). Когда эта молодая смена возьмет на себя задачи руководства в церквах и трудах, – это лишь вопрос времени.
Конечно же, путь таких домашних ячеек, домашних церквей или других групп, которые хотят находиться под водительством Святого Духа, пока намного труднее и медленнее. В конечном счете за тридцать лет харизматического движения тему взаимоотношений никогда не поднимали на должный уровень. Если определенная группа или церковь хочет постоянно жить и служить под помазанием Духа Святого, в таком случае должны быть решены такие серьезные проблемы, как доминирование, тщеславные притязания, душевная эксплуатация, зависимости и страхи. Когда такие верующие предоставляют Святому Духу свободу действий среди себя, их общение нередко начинает подвергаться бурным процессам, потому что за вышеперечисленными негативными чертами характера и проблемами стоят мощные эмоциональные силы. Истина часто причиняет боль, и не каждый, кто называет себя христианином, в действительности хочет иметь ее в своей жизни в качестве решающей силы, которая будет определять все его отношения и ценности. Все же стоит пойти трудным путем. Лишь тогда мы придем к глубочайшему преобразованию нашего характера, и сила Божественного исцеления начнет действовать. Божья благодать, в которой мы нуждаемся как для себя, так и для других, снова станет реальной посреди нас. Вследствие ее высвобождения проявится многообразие имеющихся дарований, и мы научимся дополнять друг друга. В поклонении разовьется новая свобода, и начнет литься пророческий дух. Существует прямая связь между открытостью, доверием, честностью и потоком пророческих проявлений Духа Святого. Эту связь может заметить каждый, кто с открытыми глазами и сердцем посетит разные церкви и общения верующих. В связи с этим я хочу сослаться на статью «Ходатайство за Германию», в которой говорится о восстановлении пророческого ходатайства в нашей стране, а также звучит призыв к покаянию за подавление пророческого служения и дефицит настоящей любви.
Такой учебный процесс, когда мы учимся друг у друга, в большинстве случаев подавляется традиционной схемой «духовная власть + повиновение», при этом конфликты «пресекаются в корне», и откровенного выяснения не происходит. В результате этого вместо доверия и открытости между людьми царят страх и запугивание.
Во избежание недоразумений хочу подчеркнуть, что я верю в необходимость духовной власти и послушания. И это является моим твердым убеждением. Без них не будет никакого Божественного порядка и силы в общении. Но этим понятиям необходимо дать очень четкие определения на основании Слова Божьего, и их границы должны быть ясно очерчены. В моей предыдущей книге «Верните Мне Мою Церковь!» и в статье о грядущем апостольском служении («Апостолы придут: настоящие или фальшивые?» - учебный журнал для пасторов «Восстановление» № 13, 2001г.: www.hand-in-hand.narod.ru) я более подробно касаюсь этих вопросов.
Псевдообщение, при котором мы не даем отчета друг другу, не поправляем ошибки и скрываем конфликты, конечно же, намного проще и спокойнее. Но эта поддельная форма общения никогда не сможет выполнять функцию кузницы, которая необходима для изготовления острых мечей. Мы не сможем достичь глубоких изменений своего характера, если атмосферу нашего общения определяют поверхностность и фальшь.
К настоящему времени, к сожалению, часто бывает так, что мир может разбирать тему взаимоотношений намного лучше и честнее, чем верующие. Наше право проповедовать миру и призывать его обратиться может исходить только из подлинной альтернативы показать это на примере своей жизни. Если мы не в состоянии справиться с эгоистичными стремлениями в нашем кругу, то у нас нет и полномочий обличать неверующих в их грехе.
Но чтобы, говоря истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава, Христос;
- Ефесянам 4:15 (цитируется согласно немецкому переводу Библии – Прим. перев.)
Значение словосочетания, которое здесь переведено как «говорить истину», в библейском словаре Стронга передается следующим образом:
– быть истинным или неподдельным, быть правдивым;
– быть правдивым (настоящим) по отношению к кому-л., вести себя честно и открыто;
– сказать или говорить кому-л. правду, давать правдивые сведения.
Так правдиво обходиться друг с другом и является ответом на лукавство в христианских кругах, о котором упоминается непосредственно в предыдущем стихе (Еф. 4:14), потому что благодаря правдивости проявляется подлинное смирение. Другими словами: властолюбивые люди, злоупотребляющие церковью только ради своих мелких интересов, не смогут выдержать истинного общения. И только те верующие, которые сами не живут в обязывающих отношениях, могут по своей слепоте стать жертвами лжеслужителей, решающих свои задачи в собственном помазании. Со смутой, которая возникает в результате подобных псевдослужений и которая сеется в настоящее время все больше и больше, будет покончено посредством подлинного общения. Также и другие проявления грешного образа жизни, как нечестность, независимость, огорчения и непрощение, обвиняющая и разрушающая речь, в подлинном общении быстро всплывают на свет, так что с этим можно будет сразу разобраться. Вне тесного общения не произойдут прорывы, глубоко изменяющие характер.
Важность истинных отношений друг с другом в Новом Завете описывается предельно ясно. И, тем не менее, такой обязывающий стиль жизни со взаимным подчинением и отчетностью встречает чрезвычайное сопротивление. Такие предостережения как: «Нам нельзя судить! Любовь покрывает грехи, а не вскрывает! Кто без греха, первый брось камень! Не прикасайся к помазаннику Божьему!» используются для того, чтобы сохранить ни к чему не обязывающее мышление клуба, где каждый сам по себе и может делать все, что ему вздумается. Но любовь без истины не является Божественной любовью, а лишь опасной имитацией врага, которую я раскрою в следующей главе «Твердыня фальшивой любви».